Краткий пересказ Недоросль по действиям

Краткий пересказ Недоросль по действиям Краткие пересказы

Краткий пересказ «Недоросль» по действиям

Действие 1⁚ Невеста и женихи

Действие комедии начинается в поместье Простаковых.​ Госпожа Простакова, властная и невежественная помещица, ругает портного Тришку за плохо сшитый кафтан для своего сына Митрофана, шестнадцатилетнего избалованного недоросля.

Вскоре появляется брат госпожи Простаковой, Тарас Скотинин, приехавший свататься к Софье, сироте, живущей под опекой Простаковых. Скотинин – грубый и жадный человек, его интересует не сама Софья, а богатое приданое девушки и, в особенности, деревни с большим поголовьем свиней, которые он очень любит.

Внезапно приезжает Софья с радостной новостью – она получила письмо от своего дяди Стародума, которого все считали погибшим.​ В письме Стародум сообщает, что жив и здоров, возвращается из Сибири и намерен сделать Софью своей наследницей.​

Госпожа Простакова, узнав о богатстве Стародума, мгновенно меняет свое отношение к Софье и решает выдать её замуж за своего сына Митрофанушку, рассчитывая прибрать к рукам наследство племянницы.

Действие 2⁚ Встреча старых друзей и новые проблемы

В это же время в деревню, где живут Простаковы, приезжает молодой офицер Милон со своим полком.​ Оказывается, что друг Милона, честный и бескорыстный Правдин, назначен чиновником в здешнее наместничество.​

Правдин рассказывает Милону о нравах местных помещиков, в т.ч.​ о семье Простаковых, не называя имен.​ Милон, в свою очередь, делится с другом историей своей юношеской любви к девушке, которую после смерти матери забрали родственники.​ Он не знает имени своей возлюбленной, но надеется найти её.​

Судьба преподносит Милону неожиданный подарок – он встречает Софью, которая и оказывается той самой девушкой, которую он так долго искал.​ Софья рассказывает Милону о своем бедственном положении и о намерении Простаковой выдать её замуж за Митрофана.​

Их разговор прерывает появление Скотинина, который с возмущением узнает, что Софья просватана за Митрофана.​ Разгорается ссора, в ходе которой Скотинин нелестно отзывается о Софье, сравнивая её со свиньёй. Милон с трудом сдерживает себя, чтобы не ударить грубияна.​

Появление Митрофана с Еремеевной еще больше накаляет обстановку.​ Увидев племянника, Скотинин бросается на него с кулаками, обвиняя в том, что тот посмел претендовать на руку Софьи.​ Правдину с трудом удается разнять дерущихся.​

Действие 3⁚ Неожиданный приезд Стародума

В дом Простаковых прибывает Стародум.​ Правдин, давно знающий Стародума, встречает его как старого друга. Стародум рассказывает о том, как много лет назад, после смерти брата, он отправился в Сибирь, чтобы заработать состояние для своей племянницы Софьи.​

Он с горечью говорит о нравах, царящих в доме Простаковых, и о том, как они бесчестно обращались с Софьей.​ Стародум намерен забрать племянницу с собой в Москву и найти ей достойного жениха.​

В это время Милон пытается разнять очередную ссору между Простаковой и Скотининым, которые никак не могут поделить Софью. Появление Стародума прерывает скандал.​ Простакова, узнав в госте богатого родственника Софьи, моментально меняет тон и начинает лебезить перед ним, расхваливая своего сына Митрофана.​

Стародум холодно встречает эти лицемерные излияния.​ Он сообщает о своем намерении увезти Софью в Москву и выдать её замуж за человека, которого он выбрал для неё.​ Эта новость вызывает переполох в доме Простаковых.​

Действие 4⁚ Гнев Простаковой и выбор Софьи

Известие о том, что Стародум сам нашёл жениха для Софьи, повергает Простакову в отчаяние, а Скотинина в ярость. Они пытаются убедить Стародума в том, что Митрофан – самая достойная партия для его племянницы, но мудрый Стародум не верит их лживым речам.​

Чтобы проверить способности Митрофана, Стародум устраивает ему своеобразный экзамен.​ Юноша должен продемонстрировать свои знания в разных науках.​ Разумеется, проверку Митрофан проваливает с треском, показав всем свою невежество и глупость.​

Между тем Софья узнает, что женихом, выбранным для неё дядей, является не кто иной, как её возлюбленный Милон.​ Стародум, наблюдавший за молодыми людьми, понял, что они любят друг друга, и с радостью благословил их союз.​

Простакова в ярости. Она пытается силой удержать Софью в своем доме, но Правдин, используя свои полномочия, пресекает попытку насилия.​

Действие 5⁚ Развязка

Планам Простаковой не суждено сбыться.​ Её надежды на богатство Софьи рушатся, как карточный домик. Стародум, разоблачив корыстные намерения Простаковой и её мужа, объявляет о своем решении лишить их права распоряжаться имением Софьи, которое они так бессовестно притесняли.​

Более того, Правдин, возмущенный жестоким обращением Простаковой с крепостными, объявляет о решении властей взять под опеку и её дом, и деревню. Сама же Простакова лишается своего главного сокровища – своего сына Митрофана, который, не колеблясь, отрекается от нелюбимой матери, как только понимает, что она больше не может быть ему полезной.​

Комедия заканчивается сценой всеобщего ликования.​ Добро торжествует, зло наказано.​ Софья и Милон счастливы, Стародум рад, что справедливость восторжествовала, а Правдин полон решимости и дальше бороться с невежеством и жестокостью.

Коротко о главных персонажах

В комедии «Недоросль» Фонвизин создал яркую галерею образов, которые стали символами определённых человеческих пороков и добродетелей.​

  • Госпожа Простакова – властная, жадная и невежественная помещица, главная героиня комедии.​ Она тиранит своих крепостных, грубо обращается с мужем и слепо любит своего сына Митрофана, потакая всем его капризам.​ Простакова – олицетворение невежества, жестокости и бездуховности, царящих в среде провинциального дворянства.​

  • Тарас Скотинин – брат госпожи Простаковой, грубый и невежественный человек, одержимый страстью к свиньям. Он глуп, жаден и жесток, не видит разницы между человеком и животным.​ Скотинин – сатирическое изображение невежества и нравственного уродства.

  • Митрофан – шестнадцатилетний сын Простаковых, избалованный недоросль, символ невежества и лени.​ Он не способен ни к чему, кроме как к обжорству и безделью.​ Митрофан – продукт порочной системы воспитания, основанной на вседозволенности и отсутствии каких-либо моральных принципов.​

  • Стародум – дядя Софьи, честный и просвещённый человек, носитель здравого смысла и высоких нравственных ценностей.​ Он осуждает невежество и жестокость, выступает за просвещение и гуманное отношение к людям.​ Стародум – голос разума и справедливости в комедии.​

  • Софья – племянница Стародума, молодая девушка, умная, образованная и добрая.​ Она противопоставлена Митрофану как образец истинной воспитанности и благородства. Софья стремится к счастью, основанному на любви и взаимном уважении.​

  • Милон – молодой офицер, возлюбленный Софьи, честный, благородный и образованный юноша.​ Он представлен как идеал молодого дворянина, обладающего высокими моральными принципами и чувством долга.​

  • Правдин – чиновник, друг Милона и Стародума, честный и неподкупный человек, стремящийся к справедливости.​ Он осуждает злоупотребления властью, защищает права угнетенных и борется с невежеством.​

Каждый из персонажей комедии «Недоросль» играет важную роль в раскрытии идейного замысла Фонвизина, направленного на осуждение невежества, жестокости и пороков современного ему общества.

Краткий вывод

Комедия «Недоросль» Д.​И. Фонвизина – это яркое и сатирическое изображение пороков русского общества XVIII века, критика невежества, жестокости и бездуховности, царящих в среде дворянства.​

Главная мишень сатиры Фонвизина – система воспитания, которая порождает «недорослей» – невежественных, ленивых и безнравственных молодых людей, не способных ни к чему, кроме как к паразитическому существованию за счёт крепостных крестьян.​

В образе Митрофана Простакова автор вывел собирательный образ избалованного дворянского сынка, не обременённого ни знаниями, ни моральными принципами.​ Митрофан – продукт невежества и деспотизма своих родителей, которые видят в нём лишь средство для удовлетворения собственных амбиций.

Фонвизин противопоставляет «недорослям» положительных героев – просвещённых, честных и добродетельных людей, таких как Стародум, Софья, Милон и Правдин. Они выступают носителями идей гуманизма, справедливости и просвещения, которые должны, по мнению автора, лечь в основу преобразования российского общества.​

Комедия «Недоросль» не только высмеивает пороки своего времени, но и утверждает важные нравственные ценности – важность образования, необходимость духовного развития, ценность человеческой личности.​

Произведение Фонвизина не потеряло своей актуальности и в наши дни, напоминая нам о том, что невежество и безнравственность не имеют права на существование в цивилизованном обществе.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Елена Андреева

    Люблю русскую классику! ❤ Обязательно перечитаю «Недоросль» на досуге.

  2. Сергей Павлов

    Вот уж действительно, «ученье — свет, а неученье — тьма»! Бедный Митрофанушка!

  3. Мария Сидорова

    Хороший краткий пересказ, но хотелось бы побольше узнать о Стародуме. Каким он вернется из Сибири?

  4. Анна Михайлова

    Спасибо за пересказ! В школе «Недоросль» не любила, а сейчас с удовольствием перечитала бы.

  5. Ольга Иванова

    А мне вот интересно, чем дело кончится? Так и хочется узнать, удастся ли Софье избежать участи стать женой Митрофана.

  6. Дмитрий Петров

    Согласен, пересказ хороший. Поможет освежить в памяти сюжет перед уроком литературы.

  7. Екатерина Смирнова

    Отличный пересказ! Кратко, по делу и все основные события на месте. Теперь даже не нужно пьесу читать, чтобы в теме быть! Шутка, конечно, но для общего представления очень даже полезно.

  8. Андрей Николаев

    Интересно, а как Милон узнал Софью? Ведь прошло много лет с их последней встречи.

  9. Алексей Кузнецов

    Классика есть классика! Всегда актуально, даже в наше время.