Краткий пересказ «Недоросль» по действиям
Действие 1⁚ Невеста и женихи
Действие комедии начинается в поместье Простаковых. Госпожа Простакова, властная и невежественная помещица, ругает портного Тришку за плохо сшитый кафтан для своего сына Митрофана, шестнадцатилетнего избалованного недоросля.
Вскоре появляется брат госпожи Простаковой, Тарас Скотинин, приехавший свататься к Софье, сироте, живущей под опекой Простаковых. Скотинин – грубый и жадный человек, его интересует не сама Софья, а богатое приданое девушки и, в особенности, деревни с большим поголовьем свиней, которые он очень любит.
Внезапно приезжает Софья с радостной новостью – она получила письмо от своего дяди Стародума, которого все считали погибшим. В письме Стародум сообщает, что жив и здоров, возвращается из Сибири и намерен сделать Софью своей наследницей.
Госпожа Простакова, узнав о богатстве Стародума, мгновенно меняет свое отношение к Софье и решает выдать её замуж за своего сына Митрофанушку, рассчитывая прибрать к рукам наследство племянницы.
Действие 2⁚ Встреча старых друзей и новые проблемы
В это же время в деревню, где живут Простаковы, приезжает молодой офицер Милон со своим полком. Оказывается, что друг Милона, честный и бескорыстный Правдин, назначен чиновником в здешнее наместничество.
Правдин рассказывает Милону о нравах местных помещиков, в т.ч. о семье Простаковых, не называя имен. Милон, в свою очередь, делится с другом историей своей юношеской любви к девушке, которую после смерти матери забрали родственники. Он не знает имени своей возлюбленной, но надеется найти её.
Судьба преподносит Милону неожиданный подарок – он встречает Софью, которая и оказывается той самой девушкой, которую он так долго искал. Софья рассказывает Милону о своем бедственном положении и о намерении Простаковой выдать её замуж за Митрофана.
Их разговор прерывает появление Скотинина, который с возмущением узнает, что Софья просватана за Митрофана. Разгорается ссора, в ходе которой Скотинин нелестно отзывается о Софье, сравнивая её со свиньёй. Милон с трудом сдерживает себя, чтобы не ударить грубияна.
Появление Митрофана с Еремеевной еще больше накаляет обстановку. Увидев племянника, Скотинин бросается на него с кулаками, обвиняя в том, что тот посмел претендовать на руку Софьи. Правдину с трудом удается разнять дерущихся.
Действие 3⁚ Неожиданный приезд Стародума
В дом Простаковых прибывает Стародум. Правдин, давно знающий Стародума, встречает его как старого друга. Стародум рассказывает о том, как много лет назад, после смерти брата, он отправился в Сибирь, чтобы заработать состояние для своей племянницы Софьи.
Он с горечью говорит о нравах, царящих в доме Простаковых, и о том, как они бесчестно обращались с Софьей. Стародум намерен забрать племянницу с собой в Москву и найти ей достойного жениха.
В это время Милон пытается разнять очередную ссору между Простаковой и Скотининым, которые никак не могут поделить Софью. Появление Стародума прерывает скандал. Простакова, узнав в госте богатого родственника Софьи, моментально меняет тон и начинает лебезить перед ним, расхваливая своего сына Митрофана.
Стародум холодно встречает эти лицемерные излияния. Он сообщает о своем намерении увезти Софью в Москву и выдать её замуж за человека, которого он выбрал для неё. Эта новость вызывает переполох в доме Простаковых.
Действие 4⁚ Гнев Простаковой и выбор Софьи
Известие о том, что Стародум сам нашёл жениха для Софьи, повергает Простакову в отчаяние, а Скотинина в ярость. Они пытаются убедить Стародума в том, что Митрофан – самая достойная партия для его племянницы, но мудрый Стародум не верит их лживым речам.
Чтобы проверить способности Митрофана, Стародум устраивает ему своеобразный экзамен. Юноша должен продемонстрировать свои знания в разных науках. Разумеется, проверку Митрофан проваливает с треском, показав всем свою невежество и глупость.
Между тем Софья узнает, что женихом, выбранным для неё дядей, является не кто иной, как её возлюбленный Милон. Стародум, наблюдавший за молодыми людьми, понял, что они любят друг друга, и с радостью благословил их союз.
Простакова в ярости. Она пытается силой удержать Софью в своем доме, но Правдин, используя свои полномочия, пресекает попытку насилия.
Действие 5⁚ Развязка
Планам Простаковой не суждено сбыться. Её надежды на богатство Софьи рушатся, как карточный домик. Стародум, разоблачив корыстные намерения Простаковой и её мужа, объявляет о своем решении лишить их права распоряжаться имением Софьи, которое они так бессовестно притесняли.
Более того, Правдин, возмущенный жестоким обращением Простаковой с крепостными, объявляет о решении властей взять под опеку и её дом, и деревню. Сама же Простакова лишается своего главного сокровища – своего сына Митрофана, который, не колеблясь, отрекается от нелюбимой матери, как только понимает, что она больше не может быть ему полезной.
Комедия заканчивается сценой всеобщего ликования. Добро торжествует, зло наказано. Софья и Милон счастливы, Стародум рад, что справедливость восторжествовала, а Правдин полон решимости и дальше бороться с невежеством и жестокостью.
Коротко о главных персонажах
В комедии «Недоросль» Фонвизин создал яркую галерею образов, которые стали символами определённых человеческих пороков и добродетелей.
Госпожа Простакова – властная, жадная и невежественная помещица, главная героиня комедии. Она тиранит своих крепостных, грубо обращается с мужем и слепо любит своего сына Митрофана, потакая всем его капризам. Простакова – олицетворение невежества, жестокости и бездуховности, царящих в среде провинциального дворянства.
Тарас Скотинин – брат госпожи Простаковой, грубый и невежественный человек, одержимый страстью к свиньям. Он глуп, жаден и жесток, не видит разницы между человеком и животным. Скотинин – сатирическое изображение невежества и нравственного уродства.
Митрофан – шестнадцатилетний сын Простаковых, избалованный недоросль, символ невежества и лени. Он не способен ни к чему, кроме как к обжорству и безделью. Митрофан – продукт порочной системы воспитания, основанной на вседозволенности и отсутствии каких-либо моральных принципов.
Стародум – дядя Софьи, честный и просвещённый человек, носитель здравого смысла и высоких нравственных ценностей. Он осуждает невежество и жестокость, выступает за просвещение и гуманное отношение к людям. Стародум – голос разума и справедливости в комедии.
Софья – племянница Стародума, молодая девушка, умная, образованная и добрая. Она противопоставлена Митрофану как образец истинной воспитанности и благородства. Софья стремится к счастью, основанному на любви и взаимном уважении.
Милон – молодой офицер, возлюбленный Софьи, честный, благородный и образованный юноша. Он представлен как идеал молодого дворянина, обладающего высокими моральными принципами и чувством долга.
Правдин – чиновник, друг Милона и Стародума, честный и неподкупный человек, стремящийся к справедливости. Он осуждает злоупотребления властью, защищает права угнетенных и борется с невежеством.
Каждый из персонажей комедии «Недоросль» играет важную роль в раскрытии идейного замысла Фонвизина, направленного на осуждение невежества, жестокости и пороков современного ему общества.
Краткий вывод
Комедия «Недоросль» Д.И. Фонвизина – это яркое и сатирическое изображение пороков русского общества XVIII века, критика невежества, жестокости и бездуховности, царящих в среде дворянства.
Главная мишень сатиры Фонвизина – система воспитания, которая порождает «недорослей» – невежественных, ленивых и безнравственных молодых людей, не способных ни к чему, кроме как к паразитическому существованию за счёт крепостных крестьян.
В образе Митрофана Простакова автор вывел собирательный образ избалованного дворянского сынка, не обременённого ни знаниями, ни моральными принципами. Митрофан – продукт невежества и деспотизма своих родителей, которые видят в нём лишь средство для удовлетворения собственных амбиций.
Фонвизин противопоставляет «недорослям» положительных героев – просвещённых, честных и добродетельных людей, таких как Стародум, Софья, Милон и Правдин. Они выступают носителями идей гуманизма, справедливости и просвещения, которые должны, по мнению автора, лечь в основу преобразования российского общества.
Комедия «Недоросль» не только высмеивает пороки своего времени, но и утверждает важные нравственные ценности – важность образования, необходимость духовного развития, ценность человеческой личности.
Произведение Фонвизина не потеряло своей актуальности и в наши дни, напоминая нам о том, что невежество и безнравственность не имеют права на существование в цивилизованном обществе.
Люблю русскую классику! ❤ Обязательно перечитаю «Недоросль» на досуге.
Вот уж действительно, «ученье — свет, а неученье — тьма»! Бедный Митрофанушка!
Хороший краткий пересказ, но хотелось бы побольше узнать о Стародуме. Каким он вернется из Сибири?
Спасибо за пересказ! В школе «Недоросль» не любила, а сейчас с удовольствием перечитала бы.
А мне вот интересно, чем дело кончится? Так и хочется узнать, удастся ли Софье избежать участи стать женой Митрофана.
Согласен, пересказ хороший. Поможет освежить в памяти сюжет перед уроком литературы.
Отличный пересказ! Кратко, по делу и все основные события на месте. Теперь даже не нужно пьесу читать, чтобы в теме быть! Шутка, конечно, но для общего представления очень даже полезно.
Интересно, а как Милон узнал Софью? Ведь прошло много лет с их последней встречи.
Классика есть классика! Всегда актуально, даже в наше время.