Краткий пересказ «Недоросль» по действиям: 3 действие

Краткий пересказ "Недоросль" по действиям: 3 действие Краткие пересказы

Краткий пересказ «Недоросль» по действиям⁚ 3 действие

В третьем действии комедии «Недоросль» приезжает Стародум ─ дядя Софьи и её спаситель от притязаний Простаковой и Скотинина.​ Происходит его знакомство с Правдиным, которому он излагает свои взгляды на воспитание и смысл жизни.​ Простакова пытается показать себя перед Стародумом с лучшей стороны, надеясь на богатое приданое Софьи.​

Сцена 1⁚ Нежеланные уроки

Госпожа Простакова, узнав о богатстве племянницы, решает во что бы то ни стало женить на ней Митрофанушку.​ Она старается угодить Стародуму, демонстрируя мнимую заботу о его племяннице.​ Желая показать, как усердно учится Митрофан, Простакова приказывает ему начать урок.

Перед читателем разворачивается сцена обучения недоросля.​ Митрофан, ленивый и неспособный к учебе, с неохотой пытается выполнить задания учителей. Цыфиркин, бывший солдат, пытается вбить в голову Митрофану азы арифметики, но безуспешно. Кутейкин, нерадивый семинарист, пытается научить его грамоте, но Митрофан не видит в этом смысла.​

Урок превращается в фарс.​ Митрофан путает слова, не может решить простейшие задачи, демонстрируя полное отсутствие знаний и желания учиться.​ Простакова, слепо любящая свое чадо, защищает его от любых нападок, обвиняя учителей в неспособности заинтересовать Митрофанушку. Она искренне верит, что ее сын достаточно умен, а учеба ─ пустая трата времени.​

Эта сцена ярко демонстрирует пагубность невежества и слепой материнской любви.​ Митрофан, избалованный и не обремененный образованием, вырастает невеждой, неспособным к самостоятельной жизни.​ Простакова, не видящая дальше собственного носа, продолжает поощрять лень и невежество сына, обрекая его на жалкое существование.​

Сцена 2⁚ Приезд Стародума

Третье действие знаменуется появлением ключевого персонажа – Стародума.​ Его приезд в дом Простаковых становится поворотным моментом в развитии сюжета.​ До этого момента Софья находилась в полной зависимости от алчных родственников, не смея противиться их воле.​

Стародум – человек старой закалки, для которого честь, ум и добродетель значат гораздо больше богатства и положения в обществе.​ Он не гонится за чинами, презирает подхалимство и лицемерие, свойственные многим дворянам того времени;

Его встреча с Правдиным – единомышленником и честным чиновником – позволяет лучше раскрыть характер Стародума.​ В их диалоге звучат мысли о важности воспитания, о роли образования в жизни человека.​ Стародум убежден, что богатство без чести – бремя, а невежество – корень всех бед.​

Появление Стародума вселяет надежду в Софью.​ Она видит в дяде не только защитника от посягательств Простаковой и Скотинина, но и мудрого наставника, чьим советам она готова следовать.

Приезд Стародума нарушает планы Простаковой.​ Теперь ей предстоит приложить немало усилий, чтобы расположить к себе богатого родственника и добиться выгодной женитьбы для своего ненаглядного Митрофанушки.​

Сцена 3⁚ Противостояние Простаковой и Стародума

Встреча Стародума и Простаковой – столкновение двух противоположных миров.​ Простакова, узнав о богатстве дяди Софьи, меняет свое отношение к племяннице на показное радушие и лесть.​ Она пытается всячески угодить Стародуму, превознося достоинства Митрофанушки и выставляя его в выгодном свете.

Стародум, будучи человеком проницательным, сразу видит фальшь и лицемерие Простаковой.​ Её грубость, невежество и жадность вызывают у него лишь презрение.​ Стародум открыто критикует методы воспитания, принятые в доме Простаковых, считая их губительными для молодежи.​

Диалоги Стародума и Простаковой наполнены едкой сатирой и комизмом.​ Простакова, пытаясь говорить напыщенными фразами, лишь демонстрирует свое невежество. Стародум же, спокойно и рассудительно, разрушает её иллюзии, показывая истинное лицо.​

Противостояние Простаковой и Стародума – ключевой конфликт комедии.​ Стародум становится символом просвещения, разума и справедливости, противостоящим невежеству, жестокости и корысти, которые олицетворяет собой Простакова.​

Сцена 4⁚ Любовь и коварство

В то время как Простакова пытается завоевать расположение Стародума, в сердце Софьи теплится надежда на счастье с любимым человеком. Встреча с Милоном, случайно оказавшимся в доме Простаковых, наполняет её радостью и одновременно тревогой.​

Милон, честный и благородный офицер, искренне влюблен в Софью.​ Он потрясен тем, в какой неволе она оказалась, и готов на все, чтобы освободить возлюбленную от преследования ненавистных женихов.​

Однако Простакова, чуя богатство Софьи, не намерена отступать. Она задумывает поскорее обвенчать племянницу с Митрофаном, пока не приехал Стародум.​ В этом ей готов помочь жадный и беспринципный Скотинин.​

В доме Простаковых плетутся интриги, грозящие разрушить счастье Софьи.​ Простакова готова на все, чтобы добиться своей цели, даже на обман и насилие.​ Но на пути её коварных замыслов стоят любовь, честь и благородство.​

Сцена 5⁚ Развязка третьего действия

Напряжение нарастает. Простакова, подгоняемая жадностью и честолюбием, решает ускорить события.​ Она готова на все, чтобы поскорее обвенчать Митрофана с Софьей, пока не вернулся Стародум.​

Однако судьба распоряжается по-своему.​ В самый разгар свадебных приготовлений в дом Простаковых приезжает Правдин с указом, подписанным губернатором. Согласно этому документу, за жестокое обращение с крепостными и попытку насильственного замужества племянницы, имение Простаковой переходит под опеку государства.​

Эта новость становится сокрушительным ударом для Простаковой.​ Все её планы рушатся в одночасье.​ Она лишается не только власти и богатства, но и поддержки мужа и сына, которые открыто выказывают ей свое презрение.

Третье действие завершается сценой полного краха Простаковой.​ Зло наказано, порок осмеян.​ Торжество справедливости восстановлено благодаря разуму и благородству Стародума, Правдина и Милона.​

Коротко о главных персонажах

В комедии «Недоросль» Денис Фонвизин создает яркую галерею образов, представляющих собой собирательные типы дворянства XVIII века.​ Каждый персонаж пьесы наделен характерными чертами, которые раскрываются в ходе развития сюжета.​

Госпожа Простакова

Властная и жестокая помещица, глава семьи Простаковых.​ Она необразованна, груба и тиранична, управляет своими крепостными с помощью крика и наказания.​ Слепо любит своего сына Митрофанушку, потакая всем его капризам и не видя в нем никаких недостатков.​

Митрофан

Шестнадцатилетний сын Простаковых, «недоросль» – молодой дворянин, не получивший образования и не способный к какой-либо деятельности.​ Он ленив, капризен, глуп и избалован, не проявляет интереса ни к чему, кроме еды и развлечений.

Тарас Скотинин

Брат госпожи Простаковой, дядя Митрофана.​ Он так же необразован и груб, как и его сестра, но при этом еще и невероятно жаден.​ Мечтает жениться на Софье, чтобы завладеть её имением и разводить там своих любимых свиней.​

Софья

Племянница Стародума, молодая девушка, наделенная умом, добротой и чувствительностью.​ Она получила хорошее воспитание, любит читать и стремится к знаниям. В отличие от Простаковой и её сына, Софья представляет собой тип просвещенного дворянства.​

Стародум

Дядя Софьи, мудрый и благородный человек, представитель идеалов просвещения.​ Он критикует невежество и жестокость дворянства, считая, что истинное благородство заключается в уме, чести и добродетели. Становится защитником Софьи от посягательств Простаковой и Скотинина.​

Правдин

Честный и беспристрастный чиновник, представитель государственной власти.​ Он приезжает в дом Простаковых, чтобы разобраться в её жестоком обращении с крепостными.​ Правдин является носителем закона и справедливости.

Милон

Молодой офицер, возлюбленный Софьи.​ Он благороден, храбр и честен, готов защищать свою любовь от любых посягательств.​ Милон – идеал молодого дворянина, сочетающего в себе лучшие качества – ум, храбрость и добродетель.​

Краткий вывод

Третье действие комедии «Недоросль» является кульминационным, в котором конфликты достигают своего пика и начинают разрешаться.​ Приезд Стародума знаменует собой торжество разума и справедливости над невежеством и произволом.​

В этом действии наиболее ярко раскрываются характеры главных героев.​ Простакова, ослепленная жадностью и властолюбием, готова на все, чтобы добиться своей цели. Её сын Митрофан предстает перед нами как жалкое подобие человека, не способного ни к мысли, ни к чувству.​

Противоположностью им выступают Стародум, Правдин и Милон, воплощающие в себе идеалы просвещения — ум, честь, благородство.​ Они выступают защитниками обиженных и униженных, отстаивая право на счастье и справедливость.

Развязка третьего действия оставляет чувство надежды.​ Несмотря на торжество государственной машины, которая лишает Простакову её власти и богатства, зритель понимает, что настоящее наказание для героини — это её собственная нравственная деградация и презрение окружающих.​

Третье действие подводит нас к финалу комедии, в котором добродетель должна восторжествовать, а порок , быть наказан.​ Фонвизин дает зрителю надежду на то, что просвещение и воспитание способны изменить мир к лучшему, избавив его от невежества и жестокости.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Алексей Петров

    Спасибо, освежил в памяти «Недоросля». Как же точно Фонвизин показал глупость и невежество Простаковой и подобных ей помещиков!

  2. Анна Новикова

    Спасибо за краткий пересказ, очень выручил! Теперь легко вспомню содержание перед экзаменом.

  3. Дмитрий Кузнецов

    Жду продолжения! Интересно узнать, как Стародум проучит Простакову и спасет Софью.

  4. Андрей Васильев

    Прекрасно написано! Язык живой, образный. Сразу вспоминаются яркие диалоги комедии.

  5. Мария Соколова

    Пересказ помог лучше понять характеры героев и главную мысль произведения. Фонвизин высмеивает невежество и хвальбу дворянства.

  6. Ольга Иванова

    Хороший анализ сцены с уроком. Простакова, конечно, персонаж комический, но ее слепая любовь к сыну вызывает и жалость, и тревогу.

  7. Екатерина Смирнова

    Отличный пересказ! Кратко, но очень емко передана суть третьего действия. Особенно понравилась сцена с уроком Митрофанушки — живо представила себе весь этот балаган.