Краткий пересказ повести «Обелиск» для читательского дневника

Краткий пересказ повести "Обелиск" для читательского дневника Краткие пересказы

Краткий пересказ повести «Обелиск» для читательского дневника

Повесть Быкова «Обелиск» повествует о подвиге сельских жителей во времена Великой Отечественной войны. Рассказчик‚ журналист‚ приезжает на похороны учителя Павла Миклашевича и узнает историю его спасения учителем Алесем Морозом от фашистов.​ Мороз пожертвовал собой‚ чтобы спасти своих учеников‚ а выживший Миклашевич посвятил жизнь сохранению памяти о нем.​

1.​ Смерть Павла Миклашевича и знакомство с Ткачуком

В начале повести «Обелиск» мы знакомимся с рассказчиком‚ журналистом‚ который узнает о смерти своего старого знакомого‚ сельского учителя Павла Ивановича Миклашевича.​ Эта новость застает его врасплох‚ ведь он давно собирался навестить Миклашевича в деревне Сельцо‚ но откладывал поездку из-за постоянной занятости.​

В памяти журналиста всплывает их последняя встреча на учительской конференции.​ Миклашевич‚ тихий и скромный человек‚ пытался заинтересовать его историей‚ связанной с событиями партизанской войны.​ Учитель хлопотал об установке памятника сельским школьникам‚ погибшим от рук фашистов‚ и искал какую-то информацию о том времени. Журналист‚ занятый своими делами‚ пообещал помочь‚ но так и не сдержал слова.​ Теперь‚ мучимый угрызениями совести‚ он решает отправиться на похороны Миклашевича‚ словно пытаясь загладить свою вину.​

Приехав в Сельцо‚ журналист успевает лишь на поминки.​ Атмосфера за поминальным столом наполнена скорбью и воспоминаниями об ушедшем учителе.​ Внезапно один из присутствующих‚ пенсионер Тимофей Титович Ткачук‚ заводит речь об Алесе Ивановиче Морозе – человеке‚ чье имя тесно связано с судьбой покойного Миклашевича и трагическими событиями военных лет. Слова Ткачука вызывают недоумение и неловкость у собравшихся‚ ведь память о Морозе окутана молчанием и неоднозначными оценками.​

Почувствовав неприязнь окружающих‚ Ткачук решает покинуть поминки.​ Журналист‚ заинтригованный его рассказом и личностью Мороза‚ присоединяется к нему.​ В ожидании автобуса они идут пешком и по дороге встречают памятник – скромный бетонный обелиск с выбитыми на нем именами погибших школьников.​ Над списком имен кто-то белой краской дописал еще одно – «Мороз А.​И.​».​

Так‚ на фоне смерти Павла Миклашевича и знакомства с Ткачуком‚ начинается повествование о трагических событиях военных лет и о человеке‚ чье имя оказалось на грани забвения‚ несмотря на его подвиг.​

2. История Алеся Мороза до войны

Пока Ткачук и журналист идут по дороге к автобусной остановке‚ первый рассказывает о жизни Алеся Мороза в Сельцах до войны. Сам Ткачук в то время работал заведующим районо и хорошо знал обоих учителей сельской школы – Мороза и пани Ядзю.

Алесь Иванович Мороз был молодым учителем‚ полным энтузиазма и новых идей. Он стремился не просто давать знания детям‚ но и воспитывать в них настоящие человеческие качества⁚ чувство собственного достоинства‚ ответственность‚ веру в справедливость‚ сострадание к ближним. Мороз не боялся быть «своим» для учеников‚ чем вызывал неодобрение пани Ядзи‚ считавшей его методы слишком «панибратскими». Однако Ткачук‚ лично наблюдавший за работой Мороза‚ видел в нем не нарушение дисциплины‚ а искреннюю заинтересованность в судьбах детей‚ стремление стать для них не надзирателем‚ а наставником и другом.​

Особенно ярко проявилась человечность Мороза в истории с мальчиком по имени Павлик – тем самым‚ на чьи похороны приехал журналист.​ Отец Павлика‚ озлобленный и жестокий человек‚ часто поднимал руку на сына.​ Мороз‚ не в силах мириться с такой несправедливостью‚ добился опеки над мальчиком и забрал его к себе.​ Именно в доме учителя Павлик обрел заботу‚ тепло и семейный уют‚ которых был лишен в родной семье.​

Еще один показательный случай‚ характеризующий Мороза‚ произошел с учеником Колей Бородичем. Коля‚ шаловливый и непоседливый мальчишка‚ по глупости осквернил сельский храм. Дело приняло серьезный оборот‚ грозя мальчику суровым наказанием. Мороз‚ видя отчаяние Коли и понимая‚ что его поступок – следствие дурного влияния и отсутствия должного воспитания‚ встал на его защиту.​ Он убедил всех в невиновности мальчика‚ взяв вину на себя.​ Этот случай еще больше укрепил авторитет Мороза в глазах сельчан‚ они увидели в нем неравнодушного и справедливого человека‚ готового защищать слабых и отстаивать правду.​

Так‚ еще до начала войны‚ Алесь Мороз проявил себя как человек большой души и благородного сердца‚ готовый жертвовать собой ради других.​

3.​ Военные годы и подвиг учителя

С началом войны размеренная жизнь Сельца‚ как и всей страны‚ рушится.​ Уже на третий день в деревню входят фашисты‚ устанавливая свои порядки.​ Многие жители‚ запуганные или сломленные обстоятельствами‚ начинают сотрудничать с оккупантами.​ Ткачук уходит в партизаны‚ а Мороз‚ к удивлению многих‚ продолжает учить детей в сельской школе‚ получив на это разрешение от немецкой администрации.​

Ткачук‚ слышавший об этом‚ поначалу сомневается в Морозе‚ подозревая его в предательстве.​ Однако личная встреча развеивает его опасения.​ Оказывается‚ Мороз не только учит детей грамоте‚ но и тайно борется с врагом‚ используя школу как прикрытие.​ Он поддерживает связь с партизанами‚ распространяет среди жителей правдивую информацию о ходе войны‚ которую удается узнавать с помощью единственного на всю деревню радиоприемника.​

Однако деятельность Мороза не остается незамеченной. Полицейский по прозвищу Каин‚ заподозрив учителя в связях с партизанами‚ начинает слежку.​ Однажды он устраивает в школе обыск‚ пытаясь найти доказательства вины Мороза. Несмотря на тщательные поиски и многочасовой допрос‚ ему не удается ничего найти.​

Ученики Мороза‚ видя несправедливость и жестокость оккупантов‚ решают отомстить Каину.​ Они разрабатывают план покушения‚ намереваясь столкнуть машину полицая под откос. Мороз‚ узнав о замысле ребят‚ категорически запрещает им это делать‚ понимая‚ чем грозит им подобная авантюра.​ Однако юношеская жажда справедливости оказывается сильнее запретов.​

Покушение срывается. Каин‚ ехавший в машине не один‚ остается жив‚ а вот один из немецких солдат погибает.​ Разъяренный Каин начинает поиски виновных.​ Вскоре он выходит на след учеников Мороза‚ и тогда учитель принимает решение‚ ставшее для него роковым.​

4.​ Судьба Мороза и его учеников

После неудавшегося покушения на Каина обстановка в Сельцах накаляется до предела.​ Полицейский жаждет мести и готов схватить не только учеников Мороза‚ но и его самого.​ В этот критический момент учитель совершает поступок‚ вызвавший неоднозначную реакцию окружающих.​

Немцы‚ желая выманить Мороза‚ арестовывают его учеников – Павлика Миклашевича‚ Колю Бородича‚ братьев Тимку и Остапа Кожаных‚ Николая и Андрея Смурных.​ Они объявляют жителям Сельца ультиматум⁚ выдать учителя в обмен на жизни юношей.​ Все понимают‚ что немцы – не те люди‚ что сдержат слово‚ и‚ скорее всего‚ казнят и Мороза‚ и его учеников.​ Тем не менее‚ учитель‚ не колеблясь‚ принимает решение сдаться.​

Мороза приводят в амбар‚ где держат арестованных ребят.​ После издевательств и пыток всех семерых конвоируют за деревню.​ Жители Сельца‚ наблюдающие за этой скорбной процессией‚ понимают‚ что идут обреченные на смерть.​ Мороз‚ идя впереди рядом с Павликом‚ шепотом уговаривает мальчика бежать при первой же возможности.​

Когда процессия доходит до моста‚ Мороз неожиданно кричит‚ давая знак Павлику.​ Тот бросается в кусты‚ немцы открывают огонь.​ Раненого мальчика вытаскивают на дорогу‚ жестоко избивают и‚ решив‚ что он мертв‚ сбрасывают в придорожную канаву.​ Чудом выжившего Павлика находит местная жительница и передает односельчанам.​

Мороза и остальных ребят уводят в другое село‚ где после долгих пыток казнят в первый день Пасхи. Так трагически обрывается жизнь молодого учителя‚ пожертвовавшего собой ради спасения учеников.​

Павлик Миклашевич‚ единственный выживший из группы приговоренных‚ навсегда сохраняет память о подвиге своего учителя.​ Позже он добьется установки обелиска в память о Морозе и погибших товарищах.​

5.​ Значение подвига и сохранение памяти

История Алеся Мороза‚ рассказанная Ткачуком‚ производит на журналиста глубокое впечатление. Поступок учителя‚ вызвавший неоднозначные толкования‚ заставляет задуматься о цене человеческой жизни‚ о границах долга и самопожертвования.​ Одни считали Мороза героем‚ другие – безумцем‚ погубившим и себя‚ и учеников.​

Сам Ткачук твердо уверен в правильности выбора Мороза.​ Он убежден‚ что учитель не мог поступить иначе‚ ведь на кону стояли жизни его учеников‚ которые верили ему и видели в нем защитника.​ Ткачук считает‚ что поступок Мороза – это не проявление слабости или трусости‚ а высшая степень благородства и самоотверженности.​ Он не мог предать своих ребят‚ бросить их на произвол судьбы‚ даже если ценой спасения стала его собственная жизнь.

Ткачук посвящает свою жизнь сохранению памяти о Морозе‚ считая своим долгом донести до людей правду о его подвиге.​ Он рассказывает эту историю всем‚ кто готов его слушать‚ борется с равнодушием и забвением‚ стремясь вернуть Морозу честное имя и увековечить его память.​

Повесть «Обелиск» заставляет задуматься о том‚ как важно хранить память о прошлом‚ о людях‚ совершивших подвиги во имя жизни на земле. Она напоминает о том‚ что война – это не только сражения и битвы‚ но и ежедневный подвиг обычных людей‚ которые‚ рискуя собой‚ защищали свою Родину‚ своих близких‚ свои идеалы.

Именно такие люди‚ как Алесь Мороз и Павел Миклашевич‚ олицетворяют собой силу духа‚ мужество‚ верность долгу и любовь к своей земле.​ И пока мы помним о них‚ их подвиг продолжает жить‚ вдохновляя на добрые дела и напоминая о том‚ что даже в самые трудные времена нужно оставаться человеком.​

Коротко о главных персонажах

В повести «Обелиск» Василь Быков создает образы простых людей‚ поставленных в экстремальные условия военного времени.​ Каждый из них раскрывается через свои поступки‚ мысли‚ отношение к происходящему. Давайте познакомимся с ними поближе⁚

Алесь Иванович Мороз

Центральный персонаж‚ вокруг судьбы которого разворачивается повествование.​ Молодой сельский учитель‚ полный энтузиазма и преданности своему делу.​ Обладает обостренным чувством справедливости‚ не боится отстаивать правду‚ даже если это угрожает его благополучию.​ С началом войны продолжает учить детей‚ видя в этом свой вклад в борьбу с врагом.​ Тайно помогает партизанам‚ распространяет правдивую информацию среди населения.​ Ради спасения своих учеников‚ арестованных немцами‚ добровольно сдается в плен‚ зная‚ что идет на верную смерть. Его поступок вызывает неоднозначные оценки‚ но для Ткачука он остается примером настоящего героизма и самопожертвования.​

Павел Иванович Миклашевич

Бывший ученик Мороза‚ ставший учителем в родном селе.​ В детстве пережил трагедию – гибель матери и жестокое обращение отца.​ Был спасен Морозом‚ который заменил ему семью и стал духовным наставником. Во время войны участвовал в покушении на полицая Каина‚ за что был арестован.​ Единственный из группы приговоренных‚ кому удалось выжить благодаря Морозу.​ Пронес через всю жизнь память о своем учителе‚ добившись установки обелиска в его честь. Скромный сельский учитель‚ продолжающий дело Мороза‚ – символ преемственности поколений‚ сохранения памяти о прошлом.​

Тимофей Титович Ткачук

Пожилой пенсионер‚ бывший заведующий районо.​ Хорошо знал Мороза‚ высоко ценил его человеческие и профессиональные качества. Считает своим долгом сохранить память о подвиге учителя‚ рассказывая о нем всем‚ кто готов слушать.​ Неравнодушный‚ принципиальный человек‚ готовый отстаивать правду‚ даже если это вызывает неодобрение окружающих.​ Его образ – это воплощение жизненной мудрости‚ преданности идеалам‚ активной борьбы с забвением.

Рассказчик (журналист)

Человек‚ от лица которого ведется повествование. Случайная встреча с Ткачуком и рассказ о Морозе заставляют его переосмыслить свою жизнь‚ по-новому взглянуть на‚ казалось бы‚ давно прошедшие события.​ Он выступает в роли не только повествователя‚ но и своеобразного «проводника» между прошлым и настоящим‚ помогая читателю глубже понять трагедию войны и подвиг простых людей.​

Второстепенные персонажи повести – жители деревни Сельцо‚ ученики Мороза‚ партизаны – также играют важную роль в раскрытии основной идеи произведения.​ Они создают фон‚ на котором разворачиваются события‚ показывают разные модели поведения людей в условиях войны‚ подчеркивают сложность морального выбора.​

Краткий вывод

Повесть Василя Быкова «Обелиск» – это не просто рассказ о трагических событиях Великой Отечественной войны‚ это глубокое размышление о цене человеческой жизни‚ о мужестве и самопожертвовании‚ о сохранении памяти о прошлом.​

Автор показывает‚ что война – это не только сражения и подвиги на поле боя‚ но и каждодневная борьба за выживание‚ за сохранение человеческого достоинства‚ за право оставаться верным своим идеалам.​ В центре повествования – судьба простого сельского учителя Алеся Мороза‚ который в сложнейших обстоятельствах совершает нравственный подвиг‚ жертвуя собой ради спасения своих учеников.​

Василь Быков не дает однозначных ответов на вопросы о том‚ как нужно было поступить Морозу‚ был ли другой выход из сложившейся ситуации.​ Он заставляет задуматься о том‚ что такое настоящий героизм‚ может ли поступок‚ совершенный в безвыходном положении‚ считаться подвигом‚ как важно сохранить память о прошлом и не допустить повторения трагедии войны.​

В повести поднимаются важные нравственные проблемы⁚

  • Долг и совесть⁚ Что важнее – спасти свою жизнь или жизни других людей‚ даже ценой собственной свободы?​
  • Выбор и ответственность⁚ Как поступить в ситуации‚ когда любое решение будет болезненным и повлечет за собой тяжелые последствия?
  • Память и забвение⁚ Как сохранить память о прошлом‚ о тех‚ кто отдал свои жизни ради будущего?

«Обелиск» – это не просто памятник погибшим героям‚ это символ нравственной стойкости‚ мужества‚ преданности своему долгу.​ Это напоминание о том‚ что подвиг может быть незаметным‚ но от этого не менее значимым.​ И пока мы помним о таких людях‚ как Алесь Мороз‚ их подвиг продолжает жить‚ вдохновляя нас на добрые дела и напоминая о том‚ что даже в самые трудные времена нужно оставаться человеком.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Елена Васильева

    Спасибо за краткий пересказ! Помогло вспомнить сюжет перед уроком литературы.

  2. Алексей Кузнецов

    Интересно, что будет дальше? Чем закончится эта история?

  3. Ольга Петрова

    Пересказ хороший, но не стоит забывать, что это всего лишь малая часть произведения. Советую прочитать повесть полностью!

  4. Петр Иванов

    Хороший пересказ, но мне кажется, можно было бы добавить немного эмоций, описать чувства героев.

  5. Ирина Смирнова

    Очень подробный пересказ! Сразу видно, что автор прочитал и проанализировал произведение. Молодец!