- Краткий пересказ «Зов Ктулху»
- Часть 1⁚ Начало расследования
- Часть 2⁚ Записки профессора Эйнджела
- Часть 3⁚ Рассказ инспектора Легресса
- Часть 4⁚ Путешествие на Бдительной
- Часть 5⁚ Рукопись Йохансена
- Коротко о главных персонажах
- Рассказчик
- Профессор Джордж Энджел
- Генри Энтони Уилкокс
- Инспектор Легресс
- Густав Йохансен
- Краткий вывод
Краткий пересказ «Зов Ктулху»
Рассказчик‚ расследуя смерть своего двоюродного деда‚ натыкается на свидетельства о древнем и могущественном существе по имени Ктулху.
Часть 1⁚ Начало расследования
Рассказчик узнает о смерти своего двоюродного деда‚ профессора Джорджа Энджела‚ специалиста по древним письменам. Смерть профессора кажется странной⁚ он внезапно умирает на улице‚ столкнувшись с чернокожим моряком. Будучи единственным родственником‚ рассказчик наследует архив профессора‚ полный заметок‚ вырезок и странных артефактов.
Среди вещей деда рассказчик обнаруживает барельеф с изображением пугающего существа – чудовищного гибрида человека‚ осьминога и дракона. На барельефе также присутствуют непонятные иероглифы. В записях профессора рассказчик находит упоминания о скульпторе Генри Уилкоксе‚ который изготовил барельеф‚ увидев его во сне после серии кошмарных видений.
Уилкокс рассказывал профессору о странных снах‚ в которых фигурировал древний город из гигантских монолитов‚ покрытых зеленоватой слизью. В этих снах скульптор слышал имя «Ктулху». Профессор‚ заинтересовавшись‚ начинает собственное расследование‚ обнаруживая упоминания о культе Ктулху и схожие сны у других людей. Он выясняет‚ что в этот период по всему миру происходят вспышки безумия‚ необъяснимые явления и ритуальные убийства.
Часть 2⁚ Записки профессора Эйнджела
В этой части повествование ведется от лица профессора Энджела‚ который описывает события‚ предшествовавшие его встрече с Уилкоксом. Семнадцать лет назад на конференции Американского Археологического Общества профессор знакомится с инспектором полиции Легрессом из Нового Орлеана. Легресс привез с собой странную статуэтку‚ конфискованную у сектантов во время ритуального обряда.
Статуэтка изображает то же самое чудовищное существо‚ что и на барельефе Уилкокса. Никто из присутствующих ученых не может определить происхождение материала статуэтки и расшифровать иероглифы. Легресс рассказывает‚ что сектанты‚ в основном мулаты и метисы‚ поклонялись «Великим Старейшинам»‚ спящим на дне океана. Они верят‚ что когда звезды займут определенное положение‚ Ктулху‚ один из Старейшин‚ проснется и вернет себе власть над миром.
Профессор Энджел‚ потрясенный рассказом Легресса и видом статуэтки‚ начинает собственное исследование культа Ктулху. Он изучает древние манускрипты‚ мифы разных народов и оккультные трактаты‚ пытаясь найти подтверждение словам Легресса. В своих поисках профессор сталкивается с упоминаниями о Ктулху в самых неожиданных местах‚ что убеждает его в реальности угрозы.
Часть 3⁚ Рассказ инспектора Легресса
Рассказчик‚ вдохновленный записями своего деда‚ решает продолжить расследование. Он связывается с инспектором Легрессом‚ чтобы узнать подробности о деле сектантов в Новом Орлеане. Легресс‚ все еще помнящий то кошмарное событие‚ неохотно соглашается встретиться.
Инспектор рассказывает о рейде на болота‚ где проходил ритуал сектантов. Он описывает жуткую атмосферу‚ дикие песнопения на непонятном языке и кровавые жертвоприношения. Легресс признается‚ что вид статуэтки и ритуала вселил в него первобытный ужас. Он уверен‚ что сектанты контактировали с чем-то древним и невероятно опасным.
Легресс передает рассказчику все улики‚ собранные им во время расследования‚ включая записи ритуальных песнопений и зарисовки странных символов. Он предупреждает рассказчика об опасности‚ связанной с культом Ктулху‚ и советует оставить это дело. Однако‚ любопытство и желание узнать правду о смерти деда оказываются сильнее страха.
Часть 4⁚ Путешествие на Бдительной
Рассказчик находит газетную вырезку о таинственной яхте «Бдительная»‚ найденной в океане. На борту яхты был обнаружен единственный выживший – матрос Густав Йохансен. В руках он сжимал знакомую статуэтку чудовищного Ктулху. Заинтригованный‚ рассказчик разыскивает Йохансена‚ чтобы узнать подробности о его злоключениях.
Йохансен‚ глубоко потрясенный пережитым‚ рассказывает о столкновении его корабля с «Бдительной». Он описывает жуткий вид команды яхты – смесь разных рас‚ говоривших на непонятном языке и поклонявшихся идолу Ктулху. В схватке экипажу Йохансена удается перебить сектантов и захватить «Бдительную». Они решают плыть по курсу яхты‚ чтобы узнать ее пункт назначения.
Корабль прибывает к острову‚ представляющему собой поднявшийся из глубин океана город Р’льех – логово Ктулху. Матросы сходят на берег и сталкиваются с кошмарной архитектурой и необъяснимыми явлениями‚ которые сводят их с ума. Лишь немногим удается спастись‚ став свидетелями пробуждения Ктулху.
Часть 5⁚ Рукопись Йохансена
Йохансен‚ не в силах оправиться от пережитого ужаса‚ умирает при странных обстоятельствах. Рассказчик узнает‚ что матрос оставил после себя дневник‚ написанный на английском языке‚ которого не знала его жена. В дневнике Йохансен подробно описывает высадку на остров и встречу с Ктулху.
Он рассказывает о циклопических строениях Р’льеха‚ построенных с нарушением законов геометрии. Матросы бродят по лабиринту из невозможных углов и наклонных плоскостей‚ теряя рассудок от увиденного. Они находят огромную дверь с изображением Ктулху‚ за которой скрывается сам монстр.
Йохансен становится свидетелем пробуждения Ктулху – огромного чудовища с телом‚ покрытым чешуей и слизью. Монстр вырывается из заточения и отправляется сеять хаос. Йохансен и его товарищам чудом удается спастись‚ протаранив Ктулху на корабле. Однако‚ они понимают‚ что чудовище не уничтожено‚ а лишь временно отправлено в пучину.
Коротко о главных персонажах
Рассказчик
Главный герой и голос истории. Его имя остается неизвестным. Он — рациональный и скептически настроенный человек‚ который постепенно погружается в мир кошмара и безумия‚ расследуя смерть своего двоюродного деда. В начале он сомневается в реальности культа Ктулху‚ но по мере продвижения расследования‚ сталкиваясь с ужасающими подробностями и мистическими совпадениями‚ начинает верить в существование древнего зла.
Профессор Джордж Энджел
Двоюродный дед рассказчика‚ известный профессор и специалист по древним языкам и культурам. Его исследования приводят его к открытию культа Ктулху. Собрав множество свидетельств о существовании древнего зла‚ он умирает при загадочных обстоятельствах‚ оставив после себя архив‚ полный пугающих тайн.
Генри Энтони Уилкокс
Молодой скульптор‚ обладающий сверхъестественной чувствительностью. Во сне он видит видения Ктулху и города Р’льех‚ под влиянием которых создает барельеф‚ ставший ключевым артефактом в расследовании. Уилкокс — пример того‚ как древнее зло способно влиять на разум и волю человека‚ даже не подозревающего о его существовании.
Инспектор Легресс
Полицейский инспектор из Нового Орлеана‚ сталкивающийся с культом Ктулху во время расследования дела о ритуальных убийствах. Он — человек действия‚ прагматичный и не склонный к мистицизму. Однако‚ встреча с культом Ктулху и жуткие детали ритуала оставляют неизгладимый след в его душе‚ заставляя поверить в существование сил‚ находящихся за гранью человеческого понимания.
Густав Йохансен
Норвежский моряк‚ единственный выживший после встречи с Ктулху. Он сталкивается с чудовищем лицом к лицу и чудом спасается‚ но этот опыт ломает его психику. Йохансен оставляет после себя дневник‚ в котором описывает ужас встречи с Ктулху и гибель своих товарищей. Его записи становятся ключевым доказательством реальности древнего зла.
Краткий вывод
«Зов Ктулху» – один из самых известных рассказов Говарда Лавкрафта‚ ставший основой для цельного направления в литературе и кинематографе – «лавкрафтовских ужасов». Это история о столкновении человека с древними‚ могущественными и непостижимыми силами‚ таящимися на задворках мироздания.
Рассказ построен как детективное расследование‚ постепенно раскрывающее перед читателем зловещую правду о культе Ктулху и его спящем божестве. Лавкрафт мастерски нагнетает атмосферу ужаса‚ используя описания кошмарных сновидений‚ жутких ритуалов и нечеловеческой архитектуры Р’льеха.
Главный ужас «Зова Ктулху» заключается не в самом Ктулху‚ а в осознании человеческой беспомощности перед лицом древних сил. Люди – лишь песчинки в бесконечной игре космических ужасов‚ неспособные противостоять воле существ‚ чей разум неподвластен пониманию.
Рассказ оставляет после себя гнилостное послевкусие безысходности. Ктулху не побежден‚ он лишь спит‚ ожидая своего часа. И когда звезды займут нужное положение‚ он проснется‚ чтобы вернуть себе власть над миром. Человечество же обречено жить в страхе перед этим днем‚ осознавая‚ что его судьба предрешена.
«Зов Ктулху» – это не просто история о монстрах и безумии. Это размышление о месте человека во Вселенной‚ о хрупкости разума и о бессилии перед лицом непознаваемого. Лавкрафт создает мир‚ где человек – не центр мироздания‚ а лишь случайный гость на празднике чудовищ‚ обреченный быть раздавленным колесом истории.
Пересказ краткий, но ёмкий. Сразу захотелось прочитать полную версию рассказа.
Очень интересно было читать про расследование и древние тайны. Барельеф и статуэтка — жуть!
Всегда поражалась воображению Лавкрафта. Ктулху — один из самых запоминающихся образов в литературе ужасов.
Немного затянуто, но в целом неплохо. Интересно, чем закончится история?
Хороший пересказ, передаёт основные моменты истории. Хочется узнать больше о культе Ктулху.
Жутковато, но захватывающе! Люблю истории про древние культы и мистические существа.
Классика есть классика! Лавкрафт мастерски создает атмосферу ужаса и неизвестности.