Краткое содержание главы Детство из повести Детство Льва Толстого

Краткое содержание главы Детство из повести Детство Льва Толстого Краткие пересказы

Краткое содержание главы «Детство» из повести «Детство» Льва Толстого

Десятилетний Николенька, главный герой, живет в дворянской семье в российской провинции.​ Он просыпается от грубого пробуждения учителем Карлом Ивановичем, что вызывает у него слезы.​ После завтрака с мамой и папой Николенька узнает о скором отъезде в Москву.

Пробуждение и утро в доме

Ранним утром, когда за окном еще только занималась заря, десятилетнего Николеньку грубо разбудил его учитель, Карл Иванович.​ Резкий окрик старика-немца, привыкшего к строгому порядку, заставил мальчика вскочить с постели в дурном настроении.​ Поначалу Николенька даже рассердился на Карла Ивановича, но потом, вспомнив его доброе сердце и преданность, раскаялся в своих мыслях; В голову полезли всякие грустные фантазии, и мальчик, чтобы объяснить свое состояние, соврал учителю, что ему приснился страшный сон о смерти мамы.​ Эта выдумка показалась ему такой реальной, что Николенька заплакал еще сильнее.​

В комнату вошел слуга, чтобы помочь Николеньке и его старшему брату Володе одеться.​ Карл Иванович отвел своих воспитанников в гостиную, где их уже ждала за завтраком мама, Наталья Николаевна. Рассказчик с теплотой вспоминает о своей матери⁚ ее нежные прикосновения, ласковую улыбку и глаза, полные любви и доброты, ⸺ все то, что было так дорого его детскому сердцу.​ Мать поинтересовалась причиной слез Николеньки, и Карл Иванович рассказал ей о плохом сне, умолчав о том, что это всего лишь выдумка мальчика.​

После завтрака братья отправились в кабинет к отцу, Петру Александровичу, чтобы поздороваться с ним.​ На столе Николенька заметил конверт, адресованный Карлу Ивановичу, и догадался, что в нем находится жалование учителя.​ Отец, заметив интерес мальчика, дал понять, что это не его дело.​ Во время разговора Пётр Александрович сообщил сыновьям, что им пора начинать серьезную учебу, и сегодня он отвезет их в Москву к бабушке, где у них будет больше возможностей для получения хорошего образования.​ Мама с сестрой пока останутся в поместье. Чтобы хоть как-то утешить расстроенных мальчиков, отец пообещал взять их с собой на охоту;

Приезд юродивого и подготовка к охоте

После завтрака Николенька с Володей отправились на уроки к Карлу Ивановичу.​ Учитель, опечаленный скорым расставанием со своими воспитанниками, был непривычно строг и даже наказал Николеньку за ошибки и кляксы в тетради.​ Позже мальчик случайно подслушал разговор Карла Ивановича со слугой, в котором тот с горечью сетовал на свою судьбу⁚ после двенадцати лет верной службы его выгоняют, словно нерадивого работника.​ Уроки тянулись бесконечно долго, и Николенька уже начал клевать носом над учебниками, как вдруг в класс вошел незнакомый человек.​ Это был юродивый по имени Гриша, которого приютила у себя в доме Наталья Николаевна.​

Появление юродивого всегда вызывало в доме оживление. Петр Александрович, будучи человеком практичным, считал Гришу обыкновенным лентяем, который симулирует безумие, чтобы не работать, и был недоволен тем, что жена привечает в доме бездельников.​ Наталья Николаевна, напротив, верила в святость юродивого и не сомневалась, что он носит зимой босиком тяжелые железные вериги не ради корысти, а во искупление грехов.​ Женщина видела в Грише прорицателя и с тревогой прислушивалась к его словам, часто предвещавшим беду.​

За обедом было решено, что на охоту отправится вся семья, включая гувернантку с дочкой Катенькой.​ Наталья Николаевна, как всегда, волновалась за детей, особенно за Володю, которому предстояло ехать верхом на настоящей охотничьей лошади.​ Успокоить встревоженную женщину удалось с большим трудом.​

Охота и детские игры

День охоты выдался солнечным и радостным.​ Николенька, вооружившись ружьем, с важным видом восседал на своем коне и старался не упускать из виду отца и старшего брата.​ Во время преследования зайца мальчик по неопытности упустил добычу и сильно расстроился.​ К счастью, охота в целом прошла удачно, и к обеду компания вернулась домой с богатыми трофеями.​ После сытной трапезы дети, как обычно, решили поиграть. Выбор пал на популярную в то время игру в «Робинзона».​ Николенька с энтузиазмом принялся за строительство шалаша, а вот Володя, считавший себя уже совсем взрослым, неохотно принимал участие в детских забавах.​

Во время игры Николенька то и дело бросал украдкой взгляды на Катеньку, дочку гувернантки.​ Девочка, с ее ангельским личиком и золотистыми локонами, казалась мальчику воплощением красоты. Улучив момент, Николенька осмелился поцеловать Катеньку в плечо.​ Этот невинный жест стал для мальчика началом первой влюбленности.​

День пролетел незаметно, и к вечеру, уставшие, но довольные, все вернулись в поместье.​ Петр Александрович, увлеченный охотой, даже решил отложить отъезд в Москву.​ По дороге домой Николенька, желая показать себя перед Катенькой с лучшей стороны, чуть не упал с лошади, пытаясь лихо управляться с поводьями.​

Отъезд в Москву

Вечером, после возвращения с охоты, Карл Иванович, воспользовавшись моментом, решил поговорить с Петром Александровичем о своей участи.​ Старый учитель, искренне привязанный к своим воспитанникам, был готов служить им и дальше, даже без всякого жалования.​ Эта преданность тронула сердце Петра Александровича, и он решил не увольнять Карла Ивановича, а взять его с собой в Москву в качестве сопровождающего мальчиков.​

Рассказчик с грустью вспоминает о своем отце, человеке, полном противоречий.​ Пётр Александрович был галантным кавалером и любимцем женщин, азартным игроком и душой компании, но при этом не имел твердых нравственных принципов.​ Военная карьера, которую ему пророчили в молодости, так и не сложилась, и он с удовольствием предавался праздному образу жизни, находя удовольствие в карточной игре и любовных похождениях.​

Перед ужином Николенька с Володей, подстрекаемые любопытством, решили пробраться в чулан, расположенный рядом с комнаткой юродивого Гриши, чтобы посмотреть на его знаменитые вериги.​ Дети тихонько прокрались в темный чулан и стали наблюдать за тем, как Гриша молится.​ Вместо ожидаемого веселья Николенька почувствовал необъяснимый страх и волнение. Внезапно мальчик, желая произвести впечатление на Катеньку, в темноте поцеловал ей руку.​ Девочка вздрогнула от неожиданности, стул упал, и Гриша, услышав шум, насторожился.​ Детям пришлось в спешке ретироваться.

Жизнь в Москве и смерть матери

Прошел месяц с тех пор, как Николенька с братом и Карлом Ивановичем поселились в Москве, в доме бабушки. Жизнь в столице шла своим чередом.​ Наступили именины бабушки, и Николенька, желая порадовать ее, приготовил в подарок стихи собственного сочинения.​ В конце стихотворения были строки, в которых он обещал любить бабушку, «как родную мать».​ Эти слова резонировали с чувствами мальчика⁚ ему казалось, что, произнося их, он предает свою настоящую маму. Однако написать по-другому у него не получалось.​

Вечером, во время праздничного ужина, Николенька случайно подслушал разговор бабушки с ее давним другом, князем.​ Выяснилось, что Наталья Николаевна не смогла приехать на именины из-за нехватки денег.​ Бабушка была убеждена, что это Пётр Александрович, увлекшись разгульной жизнью в Москве, не дал жене денег на дорогу.​ Она опасалась, что сын изменяет жене, и эти подозрения причиняли ей много боли.​ Князь, как мог, старался успокоить старушку.​

Вскоре после именин Николенька с Володей познакомились с братьями Ивиными.​ Старший из братьев, Серёжа, с его надменным видом и независимым характером, произвел на Николеньку неизгладимое впечатление.​ Мальчик всеми силами старался добиться его расположения, но Серёжа предпочитал держаться подальше от него.​

Коротко о главных персонажах

В первой части трилогии «Детство» Лев Толстой знакомит нас с целым рядом ярких персонажей, которые окружают главного героя, десятилетнего Николеньку, в его детские годы.​ Каждый из них, будь то член семьи, учитель или просто знакомый, играет свою роль в становлении личности мальчика, формировании его мировоззрения и первых представлений о жизни.

Николенька

Главный герой повести, от лица которого ведется повествование. Чуткий, впечатлительный и склонный к рефлексии мальчик, Николенька остро переживает все, что происходит вокруг него.​ Он жаждет любви и внимания, стремится быть хорошим в глазах взрослых и мучительно переживает каждую мелкую неудача. В его детском сердце уже живут противоречивые чувства⁚ он способен на благородные порывы и бескорыстную любовь, но иногда проявляет детскую жестокость и эгоизм.​ Повесть позволяет проследить за тем, как под влиянием жизненных обстоятельств и встреч с разными людьми в Николеньке формируется характер и закладываются нравственные устои.​

Наталья Николаевна

Мать Николеньки ⸺ центральный женский образ повести, воплощение любви, нежности и душевной чистоты.​ Наталья Николаевна ⸺ прекрасная жена и любящая мать, которая всю себя посвящает семье.​ Она обладает искренней набожностью, верит в бога и старается привить эту веру своим детям. Несмотря на внешнюю хрупкость и кротость, Наталья Николаевна обладает сильным характером и способна на самопожертвование ради близких.​

Пётр Александрович

Отец Николеньки ─ противоречивая фигура. С одной стороны, он представлен как человек галантный, общительный, душа компании.​ С другой стороны, автор подчеркивает его склонность к азартным играм, легкомыслие и неумение отказаться от удовольствий. Пётр Александрович любит своих детей, но его любовь не отличается глубиной и постоянством.​ Он больше занят своими собственными переживаниями и не всегда замечает душевные потребности сыновей.

Карл Иванович

Учитель Николеньки и Володи, старый немец, который уже много лет живет в их семье.​ Карл Иванович — человек строгих правил и привычек, он требователен к себе и своим ученикам.​ Однако за внешней суровостью скрывается добрая и чуткая душа.​ Карл Иванович искренне привязан к своим воспитанникам и предан их семье.​ Он один из немногих, кто видит и понимает тонкие душевные переживания Николеньки.​

Другие персонажи

Помимо перечисленных выше героев, в повести фигурируют и другие персонажи, которые также влияют на формирование личности Николеньки.​ Это и его старший брат Володя, и гувернантка с дочкой Катенькой, и юродивый Гриша, и многие другие.​ Каждый из них вносит свой вклад в пазл детских воспоминаний Николеньки, создавая многогранную картину жизни русской дворянской семьи XIX века.​

Краткий вывод

Глава «Детство» из повести Л.​Н.​ Толстого «Детство» ⸺ это не просто описание нескольких дней из жизни десятилетнего мальчика Николеньки, а глубокое погружение в сложный и противоречивый мир детских переживаний, полный радостей и огорчений, открытий и разочарований.​

На протяжении всей главы автор с удивительной точностью передает тончайшие нюансы внутреннего мира ребенка⁚ его спонтанность и непосредственность, способность искренне радоваться мелочам и так же глубоко переживать неудачи. Мы видим, как Николенька учится разбираться в своих чувствах, познает первую влюбленность, сталкивается с непростыми отношениями в семье и среди сверстников.

Особое место в главе занимает образ матери, Натальи Николаевны, которая является для Николеньки воплощением любви, нежности и душевного тепла.​ Ее образ остается для мальчика светлым воспоминанием, островком счастья и безопасности в мире, полном непонятного и пугающего.​

Однако идиллия детства не может длиться вечно. Предстоящий отъезд в Москву, разговоры взрослых о проблемах, смерть матери — все это предвещает конец беззаботной поры и неизбежный переход во взрослую жизнь с ее сложностями и испытаниями.​

Глава «Детство» — это своего рода прелюдия к дальнейшему повествованию, в котором Николеньке предстоит пройти через ряд испытаний, сформироваться как личность и обрести собственный взгляд на мир.​ Именно в детстве, среди близких ему людей, закладываются основы его характера и мировоззрения, которые будут влиять на него в течение всей жизни.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Мария Сидорова

    Описание пробуждения Николеньки очень реалистично. Кажется, будто сам переживаешь эти детские эмоции.

  2. Анна Васильева

    Трогательная история о детстве, семье и первых жизненных уроках. Рекомендую к прочтению всем, кто хочет окунуться в мир русской классики.

  3. Ольга Николаева

    Интересно наблюдать за развитием сюжета. С нетерпением жду продолжения, чтобы узнать, как сложится судьба Николеньки в Москве.

  4. Дмитрий Кузнецов

    Язык Толстого, несмотря на некоторую сложность, завораживает. Каждое предложение наполнено глубоким смыслом.

  5. Иван Петров

    Толстой мастерски передает атмосферу дворянской усадьбы и отношения внутри семьи. Чувствуется, что автор писал от чистого сердца, основываясь на собственных воспоминаниях.

  6. Екатерина Смирнова

    Очень трогательное описание детских переживаний! Сразу вспоминается собственное детство и то, как воспринимались, казалось бы, незначительные события.

  7. Алексей Иванов

    Образ Карла Ивановича вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, он строг и требователен, с другой — добрый и заботливый.