Краткое содержание комедии «Горе от ума» по действиям
Действие комедии разворачивается в Москве, в доме богатого чиновника Фамусова.
Действие 1
Действие пьесы начинается утром в доме Фамусова. Служанка Лиза просыпается и жалуется, что плохо спала. Дело в том, что Софья ночью ожидала в гости друга Алексея Степановича Молчалина. Лиза должна была проследить, чтобы Фамусов не узнал об этом.
Появление Фамусова застает Молчалина врасплох. Он смущен, а Софья делает вид, что удивлена визитом отца. Фамусов упрекает дочь в легкомыслии, и та, желая оправдаться, говорит, что Молчалин просто зашел попрощаться перед отъездом. На самом же деле влюбленные планируют и дальше тайно встречаться.
Вскоре в доме появляется Александр Андреевич Чацкий – молодой человек, воспитанник Фамусова. Он три года провел в путешествиях и теперь спешит повидаться с Софьей, к которой испытывает нежные чувства.
Чацкий полон энергии и желания быть полезным обществу. Он делится с Софьей своими планами, но та холодна и безучастна. Чацкий не может этого не заметить, но приписывает холодность девушки ее сдержанности.
Фамусов, желая разузнать о цели визита Чацкого, прямо спрашивает его о планах на будущее. Тот отвечает, что пока не думал об этом. Фамусов советует Чацкому поступить на службу, как это сделал Молчалин, но тот отвечает отказом. Чацкий не желает прислуживаться и «гнуться» ради карьеры.
Разговор переходит на тему воспитания и образования. Чацкий критикует устаревшие взгляды московского дворянства, осуждает крепостное право, чинопочитание и стремление во всем подражать иностранцам. Эти речи возмущают Фамусова, но он старается не показывать виду, что задет за живое.
Постепенно в доме собираются гости. Фамусов знакомит Чацкого с полковником Скалозубом, который, по его мнению, был бы идеальным женихом для Софьи. Скалозуб глуп и хвастлив, но богат и мечтает о генеральском чине.
Появление Скалозуба оживляет беседу, но Чацкий своими едкими замечаниями в адрес московского общества и нравов вновь вызывает всеобщее недовольство.
Действие заканчивается сценой всеобщего замешательства. Софья, увидев в окно упавшего с лошади Молчалина, падает в обморок. Чацкий поражен такой реакцией девушки. Он понимает, что Софья влюблена, но не может понять, кто же ее избранник.
Действие 2
Чацкий не может понять, кто же стал причиной такого волнения Софьи. Он подозревает Скалозуба и делится своими сомнениями с Софьей, но та лишь посмеивается над его догадками.
Между тем, Молчалин, получивший лёгкую травму при падении с лошади, приходит в себя и появляется в гостиной. Софья всячески выказывает ему своё расположение, чем ещё больше интригует Чацкого.
Жаждущий разгадать тайну Софьи, Чацкий решает обратиться за помощью к служанке Лизе. Он расспрашивает её о том, кто нравится Софье, но Лиза, опасаясь гнева своей хозяйки, уклоняется от прямого ответа.
Появление Фамусова прерывает их разговор. Чацкий пытается поговорить с Софьей наедине, но та, боясь разоблачения, избегает его.
В доме Фамусова появляется новый гость – полковник в отставке Фамусов. Он рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который сделал блестящую карьеру при дворе благодаря своему умению угождать сильным мира сего.
Чацкий критикует подобные методы достижения успеха, чем вызывает недовольство Фамусова. Он считает, что молодые люди должны учиться у старших и следовать их примеру.
Разговор Чацкого и Фамусова перерастает в спор о старых и новых временах. Чацкий отстаивает право на свободу мысли и слова, осуждает чинопочитание и крепостничество. Фамусов же считает, что «нынешний век» никуда не годится, и призывает вернуться к старым порядкам.
Тем временем Молчалин, оставшись наедине с Лизой, признаётся ей в любви. Лиза, прекрасно понимая, что Молчалин лишь играет чувствами Софьи, пытается образумить его.
Случайно подслушав этот разговор, Чацкий убеждается в своей правоте⁚ Софья влюблена в Молчалина! Но как она могла выбрать этого ничтожного человека, этого «жалкого творения»?
Действие 3
Чацкий потрясен выбором Софьи. Он не может поверить, что умная и образованная девушка способна полюбить Молчалина – ничтожного человека, скрывающего свою мелочность за маской исполнительности и скромности.
Решив во всем разобраться, Чацкий пытается поговорить с Софьей, но та, ослеплённая любовью, не желает ничего слушать. Она защищает Молчалина, уверяя Чацкого, что он совсем не такой, каким кажется.
Тем временем в доме Фамусова собираются гости на бал. Среди них – князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми, старуха Хлестова со своей воспитанницей, Наталья Дмитриевна Горич с мужем Платоном Михайловичем и другие представители московской знати.
Гости заняты привычными для себя делами⁚ обсуждают светские новости, сплетничают, подыскивают женихов для дочерей. Никто не обращает внимания на Чацкого, который своими пылкими речами о необходимости перемен и служении обществу лишь вызывает всеобщее раздражение.
Воспользовавшись моментом, когда Софья оказывается рядом, Чацкий пытается открыть ей глаза на истинную сущность Молчалина. Он произносит пламенную речь о низости и лицемерии, свойственных таким людям, как Молчалин, но Софья не желает его слушать.
Слова Чацкого случайно слышит один из гостей. Он не расслышал, о ком идет речь, но поспешил поделиться новостью с другими гостями. Сплетня о сумасшествии Чацкого быстро распространяется по всему дому.
Вскоре все гости уже смотрят на Чацкого как на сумасшедшего. Его пламенные речи, критика московских порядков, странное поведение – всё это лишь подтверждает их подозрения.
Действие 4
Гости расходятся, и дом Фамусова постепенно пустеет. Чацкий, уставший от суеты и лжи, решает покинуть этот дом, где его не понимают и не хотят слушать.
У выхода он встречает Репетилова – старого приятеля, который, желая произвести впечатление на Чацкого, рассказывает о своих связях с неким «секретным обществом». Чацкий быстро понимает, что перед ним пустой болтун, и прощается с ним.
В это время из комнаты Софьи выходит Молчалин. Он ищет Лизу, чтобы ещё раз признаться ей в своих чувствах. Случайно подслушав этот разговор, Софья понимает, что жестоко ошиблась в Молчалине. Он совсем не тот, за кого себя выдаёт.
Потрясённая открывшейся правдой, Софья прогоняет Молчалина. В этот момент из-за колонны выходит Чацкий, который также стал невольным свидетелем этой сцены.
Теперь всё ясно. Чацкий видит, что Софья раскаялась в своём выборе, но это не приносит ему радости. Он разочарован в девушке, которую любил, в московском обществе, которое не способно принять новые идеи и взгляды.
Появляется Фамусов. Увидев свою дочь в слезах, он приходит в ярость. Он обвиняет во всём Чацкого, считая его виновником всех бед.
Чацкий, уставший от лицемерия и непонимания, произносит пламенную речь, в которой обличает пороки московского общества. Он упрекает Фамусова и его гостей в невежестве, чинопочитании, преклонении перед иностранщиной.
Не найдя поддержки и понимания, Чацкий покидает дом Фамусова, полный горечи и разочарования. Он уезжает из Москвы, так и не найдя своего места в этом обществе.
Главные герои комедии «Горе от ума»
В комедии «Горе от ума» Грибоедов создал яркую галерею образов, представляющих собой квинтэссенцию московского общества начала XIX века. Главные герои пьесы – это не просто действующие лица, а настоящие типы, воплощающие в себе как лучшие, так и худшие черты своего времени.
Центральное место в комедии занимает образ Александра Андреевича Чацкого – молодого человека, полного благородных стремлений и передовых идей. Он получил блестящее образование, много путешествовал, и теперь, вернувшись в Москву, полон желания быть полезным своему отечеству.
Чацкий – это представитель нового поколения, которое не желает мириться со старыми порядками, с невежеством, чинопочитанием и крепостничеством. Он открыто высказывает свои мысли, критикует пороки общества, в котором живёт, и тем самым навлекает на себя гнев и непонимание.
Противоположностью Чацкому выступает Павел Афанасьевич Фамусов – богатый московский барин, типичный представитель «века минувшего». Он чтит старые порядки, дорожит своим положением в обществе и не желает никаких перемен.
Фамусов – человек ограниченный, для которого главное в жизни – это богатство, связи и карьера. Он искренне не понимает Чацкого, считая его чудаком и вольнодумцем.
Между этими двумя полюсами разворачивается драма Софьи Павловны Фамусовой – дочери Фамусова, девушки умной и образованной, но выросшей в атмосфере лицемерия и ханжества.
Коротко о главных персонажах
Александр Андреевич Чацкий
Молодой человек, дворянин, рано оставшийся сиротой. Воспитывался в доме Фамусова, где был влюблён в его дочь Софью. Умен, образован, остроумен, обладает передовыми взглядами, свободолюбив. Критикует устаревшие порядки, невежество, чинопочитание, крепостничество. После трёхлетнего отсутствия возвращается в Москву, полон надежд на встречу с Софьей, но быстро понимает, что его чувства не взаимны.
Яркий и пламенный Чацкий оказывается чужим в мире лицемерия и невежества. Его речи, полные сарказма и горечи, вызывают лишь раздражение и непонимание. В финале пьесы Чацкий, отвергнутый и осмеянный, вынужден бежать из Москвы, так и не найдя своего места в этом обществе.
Софья Павловна Фамусова
Семнадцатилетняя девушка, дочь Павла Афанасьевича Фамусова. Получила типичное для своего круга воспитание⁚ увлекается французскими романами, играет на музыкальных инструментах, мечтает о красивой любви. Влюблена в Алексея Степановича Молчалина, секретаря своего отца, которого считает идеалом мужчины.
Софья умна и не лишена проницательности, но её представления о жизни наивны и романтичны. Она не замечает очевидной низости и расчётливости Молчалина, принимая его показную скромность за истинное благородство. Лишь в финале пьесы, разоблачив обман возлюбленного, Софья осознаёт свою ошибку.
Павел Афанасьевич Фамусов
Богатый московский барин, чиновник, вдовец, воспитывает единственную дочь Софью. Человек властный и самолюбивый, он привык к почёту и уважению. Фамусов – убеждённый консерватор, он свято чтит старые порядки и не желает никаких перемен.
Главное для Фамусова – это богатство, связи и карьера. Он мечтает выгодно выдать дочь замуж, при этом совершенно не интересуясь её чувствами. Чацкого Фамусов не понимает и боится, считая его опасным вольнодумцем, который может нарушить привычный уклад жизни.
Алексей Степанович Молчалин
Секретарь Фамусова, молодой человек незнатного происхождения. Живёт в доме своего благодетеля, пользуется его покровительством. Молчалин – это воплощение лицемерия и приспособленчества. Он умело скрывает свои истинные мысли и чувства, стараясь всем угодить и ни с кем не ссориться.
Молчалин мечтает о карьере и готов ради этого на всё. Он ухаживает за Софьей, прекрасно понимая, что она влюблена в него, но при этом не испытывает к ней никаких чувств. В финале пьесы Молчалин разоблачён и отвергнут, но это не мешает ему продолжать свою лицемерную игру.
Краткий вывод
Комедия «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова, это не просто любовный треугольник, разыгранный на фоне московской дворянской жизни начала XIX века; Это глубокое и многогранное произведение, отразившее острейшие проблемы своего времени, которые, как ни странно, остаются актуальными и по сей день.
В центре комедии — конфликт между прогрессивным, свободолюбивым героем Александром Чацким и косным, закосневшим в своих предрассудках фамусовским обществом. Чацкий, полный благородных идей и желания служить отечеству, сталкивается с непониманием, равнодушием и даже враждебностью. Его пламенные речи о необходимости перемен, о важности образования, о низости чинопочитания и крепостничества разбиваются о стену равнодушия и лицемерия.
Трагедия Чацкого усугубляется его несчастной любовью к Софье Фамусовой. Девушка, выросшая в атмосфере пустого кокетства и светской суеты, не способна оценить по достоинству умного, благородного, но не модного Чацкого. Она предпочитает ему Молчалина — безликого карьериста, умело скрывающего свою низость под маской скромности и исполнительности.
Финал комедии печален, но закономерен. Чацкий, отвергнутый и осмеянный, вынужден бежать из Москвы, так и не найдя своего места в этом обществе. Но его «горе от ума» — это не поражение, а скорее, горькая победа. Он остается верен своим идеалам, своей правде, даже ценой собственного счастья.
Грибоедов создал удивительно точную и яркую картину московского дворянства, высмеяв его косность, лицемерие, невежество. Яркие, запоминающиеся образы фамусовского общества стали нарицательными, а меткие, афористичные фразы из комедии до сих пор не сходят с наших уст.
«Горе от ума» — это не просто классика русской литературы, это произведение, которое заставляет задуматься о вечных вопросах⁚ о месте человека в обществе, о цене прогресса, о смысле жизни. И пока эти вопросы остаются актуальными, комедия Грибоедова будет волновать и будоражить умы всё новых и новых поколений читателей.
Классическое произведение, которое актуально и по сей день! Пороки общества, высмеянные Грибоедовым, никуда не исчезли.
Описание быта и нравов московского дворянства очень колоритно! Чувствуется дух эпохи.
Тема любви и долга, чести и предательства — вечные вопросы, которые всегда будут актуальны.
Любовный треугольник, интриги, непонимание — основа для захватывающего сюжета! Интересно, как автор раскроет все линии.
Софья вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, она умна и независима, с другой — слепо влюблена в недостойного человека.
Чацкий — настоящий борец за правду! Интересно наблюдать за его столкновением с косностью и лицемерием фамусовского общества.
Интересно, как сложится судьба Чацкого? Сможет ли он найти свое место в этом обществе или будет отвергнут?
Язык произведения великолепен! Крылатые фразы, афоризмы — хочется разобрать на цитаты.