Краткое содержание комедии Горе от ума по действиям

Краткое содержание комедии Горе от ума по действиям Краткие пересказы

Краткое содержание комедии «Горе от ума» по действиям

Действие комедии разворачивается в Москве, в доме богатого чиновника Фамусова.​

Действие 1

Действие пьесы начинается утром в доме Фамусова.​ Служанка Лиза просыпается и жалуется, что плохо спала.​ Дело в том, что Софья ночью ожидала в гости друга Алексея Степановича Молчалина.​ Лиза должна была проследить, чтобы Фамусов не узнал об этом.​

Появление Фамусова застает Молчалина врасплох.​ Он смущен, а Софья делает вид, что удивлена визитом отца. Фамусов упрекает дочь в легкомыслии, и та, желая оправдаться, говорит, что Молчалин просто зашел попрощаться перед отъездом.​ На самом же деле влюбленные планируют и дальше тайно встречаться.​

Вскоре в доме появляется Александр Андреевич Чацкий – молодой человек, воспитанник Фамусова. Он три года провел в путешествиях и теперь спешит повидаться с Софьей, к которой испытывает нежные чувства.​

Чацкий полон энергии и желания быть полезным обществу.​ Он делится с Софьей своими планами, но та холодна и безучастна. Чацкий не может этого не заметить, но приписывает холодность девушки ее сдержанности.

Фамусов, желая разузнать о цели визита Чацкого, прямо спрашивает его о планах на будущее.​ Тот отвечает, что пока не думал об этом.​ Фамусов советует Чацкому поступить на службу, как это сделал Молчалин, но тот отвечает отказом.​ Чацкий не желает прислуживаться и «гнуться» ради карьеры.​

Разговор переходит на тему воспитания и образования.​ Чацкий критикует устаревшие взгляды московского дворянства, осуждает крепостное право, чинопочитание и стремление во всем подражать иностранцам.​ Эти речи возмущают Фамусова, но он старается не показывать виду, что задет за живое.​

Постепенно в доме собираются гости. Фамусов знакомит Чацкого с полковником Скалозубом, который, по его мнению, был бы идеальным женихом для Софьи. Скалозуб глуп и хвастлив, но богат и мечтает о генеральском чине.​

Появление Скалозуба оживляет беседу, но Чацкий своими едкими замечаниями в адрес московского общества и нравов вновь вызывает всеобщее недовольство.​

Действие заканчивается сценой всеобщего замешательства.​ Софья, увидев в окно упавшего с лошади Молчалина, падает в обморок.​ Чацкий поражен такой реакцией девушки.​ Он понимает, что Софья влюблена, но не может понять, кто же ее избранник.​

Действие 2

Чацкий не может понять, кто же стал причиной такого волнения Софьи.​ Он подозревает Скалозуба и делится своими сомнениями с Софьей, но та лишь посмеивается над его догадками.​

Между тем, Молчалин, получивший лёгкую травму при падении с лошади, приходит в себя и появляется в гостиной.​ Софья всячески выказывает ему своё расположение, чем ещё больше интригует Чацкого.​

Жаждущий разгадать тайну Софьи, Чацкий решает обратиться за помощью к служанке Лизе.​ Он расспрашивает её о том, кто нравится Софье, но Лиза, опасаясь гнева своей хозяйки, уклоняется от прямого ответа.

Появление Фамусова прерывает их разговор.​ Чацкий пытается поговорить с Софьей наедине, но та, боясь разоблачения, избегает его.​

В доме Фамусова появляется новый гость – полковник в отставке Фамусов.​ Он рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который сделал блестящую карьеру при дворе благодаря своему умению угождать сильным мира сего.​

Чацкий критикует подобные методы достижения успеха, чем вызывает недовольство Фамусова.​ Он считает, что молодые люди должны учиться у старших и следовать их примеру.​

Разговор Чацкого и Фамусова перерастает в спор о старых и новых временах.​ Чацкий отстаивает право на свободу мысли и слова, осуждает чинопочитание и крепостничество.​ Фамусов же считает, что «нынешний век» никуда не годится, и призывает вернуться к старым порядкам.​

Тем временем Молчалин, оставшись наедине с Лизой, признаётся ей в любви.​ Лиза, прекрасно понимая, что Молчалин лишь играет чувствами Софьи, пытается образумить его.​

Случайно подслушав этот разговор, Чацкий убеждается в своей правоте⁚ Софья влюблена в Молчалина!​ Но как она могла выбрать этого ничтожного человека, этого «жалкого творения»?​

Действие 3

Чацкий потрясен выбором Софьи.​ Он не может поверить, что умная и образованная девушка способна полюбить Молчалина – ничтожного человека, скрывающего свою мелочность за маской исполнительности и скромности.​

Решив во всем разобраться, Чацкий пытается поговорить с Софьей, но та, ослеплённая любовью, не желает ничего слушать.​ Она защищает Молчалина, уверяя Чацкого, что он совсем не такой, каким кажется.​

Тем временем в доме Фамусова собираются гости на бал.​ Среди них – князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми, старуха Хлестова со своей воспитанницей, Наталья Дмитриевна Горич с мужем Платоном Михайловичем и другие представители московской знати.​

Гости заняты привычными для себя делами⁚ обсуждают светские новости, сплетничают, подыскивают женихов для дочерей.​ Никто не обращает внимания на Чацкого, который своими пылкими речами о необходимости перемен и служении обществу лишь вызывает всеобщее раздражение.​

Воспользовавшись моментом, когда Софья оказывается рядом, Чацкий пытается открыть ей глаза на истинную сущность Молчалина.​ Он произносит пламенную речь о низости и лицемерии, свойственных таким людям, как Молчалин, но Софья не желает его слушать.​

Слова Чацкого случайно слышит один из гостей.​ Он не расслышал, о ком идет речь, но поспешил поделиться новостью с другими гостями.​ Сплетня о сумасшествии Чацкого быстро распространяется по всему дому.​

Вскоре все гости уже смотрят на Чацкого как на сумасшедшего.​ Его пламенные речи, критика московских порядков, странное поведение – всё это лишь подтверждает их подозрения.​

Действие 4

Гости расходятся, и дом Фамусова постепенно пустеет.​ Чацкий, уставший от суеты и лжи, решает покинуть этот дом, где его не понимают и не хотят слушать.

У выхода он встречает Репетилова – старого приятеля, который, желая произвести впечатление на Чацкого, рассказывает о своих связях с неким «секретным обществом». Чацкий быстро понимает, что перед ним пустой болтун, и прощается с ним.

В это время из комнаты Софьи выходит Молчалин. Он ищет Лизу, чтобы ещё раз признаться ей в своих чувствах.​ Случайно подслушав этот разговор, Софья понимает, что жестоко ошиблась в Молчалине.​ Он совсем не тот, за кого себя выдаёт.​

Потрясённая открывшейся правдой, Софья прогоняет Молчалина.​ В этот момент из-за колонны выходит Чацкий, который также стал невольным свидетелем этой сцены.​

Теперь всё ясно.​ Чацкий видит, что Софья раскаялась в своём выборе, но это не приносит ему радости.​ Он разочарован в девушке, которую любил, в московском обществе, которое не способно принять новые идеи и взгляды.​

Появляется Фамусов.​ Увидев свою дочь в слезах, он приходит в ярость. Он обвиняет во всём Чацкого, считая его виновником всех бед.​

Чацкий, уставший от лицемерия и непонимания, произносит пламенную речь, в которой обличает пороки московского общества. Он упрекает Фамусова и его гостей в невежестве, чинопочитании, преклонении перед иностранщиной.

Не найдя поддержки и понимания, Чацкий покидает дом Фамусова, полный горечи и разочарования.​ Он уезжает из Москвы, так и не найдя своего места в этом обществе.​

Главные герои комедии «Горе от ума»

В комедии «Горе от ума» Грибоедов создал яркую галерею образов, представляющих собой квинтэссенцию московского общества начала XIX века.​ Главные герои пьесы – это не просто действующие лица, а настоящие типы, воплощающие в себе как лучшие, так и худшие черты своего времени.

Центральное место в комедии занимает образ Александра Андреевича Чацкого – молодого человека, полного благородных стремлений и передовых идей.​ Он получил блестящее образование, много путешествовал, и теперь, вернувшись в Москву, полон желания быть полезным своему отечеству.​

Чацкий – это представитель нового поколения, которое не желает мириться со старыми порядками, с невежеством, чинопочитанием и крепостничеством.​ Он открыто высказывает свои мысли, критикует пороки общества, в котором живёт, и тем самым навлекает на себя гнев и непонимание.​

Противоположностью Чацкому выступает Павел Афанасьевич Фамусов – богатый московский барин, типичный представитель «века минувшего».​ Он чтит старые порядки, дорожит своим положением в обществе и не желает никаких перемен.​

Фамусов – человек ограниченный, для которого главное в жизни – это богатство, связи и карьера.​ Он искренне не понимает Чацкого, считая его чудаком и вольнодумцем.​

Между этими двумя полюсами разворачивается драма Софьи Павловны Фамусовой – дочери Фамусова, девушки умной и образованной, но выросшей в атмосфере лицемерия и ханжества.​

Коротко о главных персонажах

Александр Андреевич Чацкий

Молодой человек, дворянин, рано оставшийся сиротой.​ Воспитывался в доме Фамусова, где был влюблён в его дочь Софью.​ Умен, образован, остроумен, обладает передовыми взглядами, свободолюбив. Критикует устаревшие порядки, невежество, чинопочитание, крепостничество. После трёхлетнего отсутствия возвращается в Москву, полон надежд на встречу с Софьей, но быстро понимает, что его чувства не взаимны.​

Яркий и пламенный Чацкий оказывается чужим в мире лицемерия и невежества.​ Его речи, полные сарказма и горечи, вызывают лишь раздражение и непонимание.​ В финале пьесы Чацкий, отвергнутый и осмеянный, вынужден бежать из Москвы, так и не найдя своего места в этом обществе.​

Софья Павловна Фамусова

Семнадцатилетняя девушка, дочь Павла Афанасьевича Фамусова.​ Получила типичное для своего круга воспитание⁚ увлекается французскими романами, играет на музыкальных инструментах, мечтает о красивой любви.​ Влюблена в Алексея Степановича Молчалина, секретаря своего отца, которого считает идеалом мужчины.​

Софья умна и не лишена проницательности, но её представления о жизни наивны и романтичны. Она не замечает очевидной низости и расчётливости Молчалина, принимая его показную скромность за истинное благородство.​ Лишь в финале пьесы, разоблачив обман возлюбленного, Софья осознаёт свою ошибку.​

Павел Афанасьевич Фамусов

Богатый московский барин, чиновник, вдовец, воспитывает единственную дочь Софью.​ Человек властный и самолюбивый, он привык к почёту и уважению. Фамусов – убеждённый консерватор, он свято чтит старые порядки и не желает никаких перемен.

Главное для Фамусова – это богатство, связи и карьера.​ Он мечтает выгодно выдать дочь замуж, при этом совершенно не интересуясь её чувствами.​ Чацкого Фамусов не понимает и боится, считая его опасным вольнодумцем, который может нарушить привычный уклад жизни.​

Алексей Степанович Молчалин

Секретарь Фамусова, молодой человек незнатного происхождения.​ Живёт в доме своего благодетеля, пользуется его покровительством.​ Молчалин – это воплощение лицемерия и приспособленчества.​ Он умело скрывает свои истинные мысли и чувства, стараясь всем угодить и ни с кем не ссориться.

Молчалин мечтает о карьере и готов ради этого на всё.​ Он ухаживает за Софьей, прекрасно понимая, что она влюблена в него, но при этом не испытывает к ней никаких чувств.​ В финале пьесы Молчалин разоблачён и отвергнут, но это не мешает ему продолжать свою лицемерную игру.​

Краткий вывод

Комедия «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова, это не просто любовный треугольник, разыгранный на фоне московской дворянской жизни начала XIX века; Это глубокое и многогранное произведение, отразившее острейшие проблемы своего времени, которые, как ни странно, остаются актуальными и по сей день.​

В центре комедии — конфликт между прогрессивным, свободолюбивым героем Александром Чацким и косным, закосневшим в своих предрассудках фамусовским обществом. Чацкий, полный благородных идей и желания служить отечеству, сталкивается с непониманием, равнодушием и даже враждебностью.​ Его пламенные речи о необходимости перемен, о важности образования, о низости чинопочитания и крепостничества разбиваются о стену равнодушия и лицемерия.

Трагедия Чацкого усугубляется его несчастной любовью к Софье Фамусовой.​ Девушка, выросшая в атмосфере пустого кокетства и светской суеты, не способна оценить по достоинству умного, благородного, но не модного Чацкого.​ Она предпочитает ему Молчалина — безликого карьериста, умело скрывающего свою низость под маской скромности и исполнительности.​

Финал комедии печален, но закономерен.​ Чацкий, отвергнутый и осмеянный, вынужден бежать из Москвы, так и не найдя своего места в этом обществе.​ Но его «горе от ума» — это не поражение, а скорее, горькая победа. Он остается верен своим идеалам, своей правде, даже ценой собственного счастья.​

Грибоедов создал удивительно точную и яркую картину московского дворянства, высмеяв его косность, лицемерие, невежество.​ Яркие, запоминающиеся образы фамусовского общества стали нарицательными, а меткие, афористичные фразы из комедии до сих пор не сходят с наших уст.​

«Горе от ума» — это не просто классика русской литературы, это произведение, которое заставляет задуматься о вечных вопросах⁚ о месте человека в обществе, о цене прогресса, о смысле жизни.​ И пока эти вопросы остаются актуальными, комедия Грибоедова будет волновать и будоражить умы всё новых и новых поколений читателей.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ольга

    Классическое произведение, которое актуально и по сей день! Пороки общества, высмеянные Грибоедовым, никуда не исчезли.

  2. Алексей

    Описание быта и нравов московского дворянства очень колоритно! Чувствуется дух эпохи.

  3. Сергей

    Тема любви и долга, чести и предательства — вечные вопросы, которые всегда будут актуальны.

  4. Дмитрий

    Любовный треугольник, интриги, непонимание — основа для захватывающего сюжета! Интересно, как автор раскроет все линии.

  5. Екатерина

    Софья вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, она умна и независима, с другой — слепо влюблена в недостойного человека.

  6. Ирина

    Чацкий — настоящий борец за правду! Интересно наблюдать за его столкновением с косностью и лицемерием фамусовского общества.

  7. Наталья

    Интересно, как сложится судьба Чацкого? Сможет ли он найти свое место в этом обществе или будет отвергнут?

  8. Михаил

    Язык произведения великолепен! Крылатые фразы, афоризмы — хочется разобрать на цитаты.