- Краткое содержание «Ревизора» по действиям
- Действие 1⁚ Тревожные вести и ошибочное предположение
- Действие 2⁚ Появление Хлестакова и начало путаницы
- Действие 3⁚ Хлестаков в роли ревизора
- Действие 4⁚ Взятки и разоблачение
- Действие 5⁚ Приезд настоящего ревизора
- Коротко о главных персонажах
- Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий
- Иван Александрович Хлестаков, мнимый ревизор
- Анна Андреевна, жена городничего
- Марья Антоновна, дочь городничего
- Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья
- Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений
- Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер
- Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Бобчинский, городские помещики
- Краткий вывод
Краткое содержание «Ревизора» по действиям
Действие 1⁚ Тревожные вести и ошибочное предположение
Действие разворачивается в доме городничего, Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского. Городничий в страхе собирает чиновников города N, чтобы сообщить им ужасную новость⁚ из Петербурга едет ревизор – инкогнито и с секретным предписанием. Эта новость повергает всех в ужас.
Чиновники лихорадочно пытаются придать своим учреждениям хоть какое-то подобие порядка, оправдываясь за взятки и халатность. Судья Ляпкин-Тяпкин, например, уверяет, что взятки берёт исключительно борзыми щенками, а смотритель училищ Хлопов и вовсе не может связать двух слов от страха.
В разгар паники появляются помещики Бобчинский и Добчинский, которые, запыхавшись, сообщают, что видели в трактире молодого человека столичных манер – и он не расплатился по счёту! Этого подозрительного постояльца по имени Иван Александрович Хлестаков они и принимают за ревизора.
Действие 2⁚ Появление Хлестакова и начало путаницы
В этой части комедии мы знакомимся с мнимым ревизором – Иваном Александровичем Хлестаковым, мелким чиновником из Петербурга, проигравшимся в карты по дороге в родную деревню. Хлестаков молод, глуп, хвастлив и без гроша в кармане – он уже несколько недель не может расплатиться за проживание в трактире и голодает.
Городничий, напуганный докладом Бобчинского и Добчинского, сам является в трактир к Хлестакову. Он принимает заносчивость и высокомерный тон Хлестакова, вызванные страхом перед разоблачением, за суровость и неприступность настоящего ревизора.
Сквозник-Дмухановский, желая задобрить мнимого ревизора, приглашает его к себе домой и всячески угождает, одновременно пытаясь разузнать о цели его визита. Хлестаков, не понимая, что его принимают за важного чиновника, принимает радушие городничего за чистую монету и с удовольствием пользуется ситуацией.
Он с жадностью набрасывается на еду, расспрашивает о прелестях дочери городничего, а затем, осмелев, начинает хвастаться своим мнимым положением в Петербурге, выдавая себя за близкого друга министров и влиятельного чиновника.
Действие 3⁚ Хлестаков в роли ревизора
Хлестаков, освоившись в роли важной персоны, наслаждается роскошной жизнью в доме городничего и вниманием со стороны его жены и дочери. Он продолжает плести небылицы о своей столичной жизни, выдавая себя за влиятельного человека, автора литературных произведений и близкого друга Пушкина.
Тем временем, чиновники города, напуганные мнимым могуществом Хлестакова, один за другим являются к нему с визитом, чтобы подкупить его и скрыть свои прегрешения. Каждый из них, стараясь превзойти других в угодливости, даёт Хлестакову «взаймы» немалую сумму денег.
Хлестаков, не упускающий возможности поживиться, с удовольствием принимает взятки, не переставая удивляться глупости и простодушию местных чиновников. Он даже флиртует с женой и дочерью городничего, принимая их знаки внимания за должное.
В этом действии комедии Гоголь мастерски высмеивает чинопочитание, взяточничество и лицемерие провинциального общества, готового на всё ради сохранения своего положения.
Действие 4⁚ Взятки и разоблачение
На следующее утро Хлестаков, обогатившись за счёт взяток от чиновников и купцов, решает поскорее покинуть город N, пока его обман не раскрылся. Он пишет письмо своему приятелю Тряпичкину в Петербург, описывая в комичном ключе глупость и простодушие городничего и его окружения.
Чиновники, уверенные, что подкупили ревизора, ликуют. Городничий, опьянённый мнимым успехом и перспективой породниться с «важной персоной», выдаёт за Хлестакова свою дочь Марью Антоновну. Хлестаков, не веря своей удаче, принимает предложение, планируя скрыться сразу после свадьбы.
Однако планам Хлестакова не суждено сбыться. Почтальон Шпекин, прочитавший из любопытства письмо Хлестакова к Тряпичкину, понимает, что городничий и чиновники стали жертвой обмана. Он рассказывает обо всём городничему, предъявляя письмо как доказательство.
Городничий, прочитав письмо, приходит в ужас. Он понимает, что стал посмешищем в глазах всего города, и что его карьере пришёл конец. В этот момент комедия достигает своего апогея.
Действие 5⁚ Приезд настоящего ревизора
Весть о том, что Хлестаков был всего лишь проходимцем, молниеносно разносится по городу. Чиновники, еще недавно преисполненные самодовольства, в панике пытаются найти оправдания своим действиям и переложить вину друг на друга.
Городничий, раздавленный позором и разоблачением, горюет о своей разрушенной карьере и проклинает свою доверчивость. Но не успевают герои прийти в себя, как в город прибывает настоящий ревизор.
Жандарм объявляет о прибытии важного чиновника из Петербурга, который требует к себе городничего. Новость эта повергает всех в состояние оцепенения. Гоголь не показывает нам настоящего ревизора, оставляя финал пьесы открытым.
Немая сцена, которой заканчивается комедия, производит на зрителей сильное впечатление. Она заставляет задуматься о последствиях беззакония, коррупции и лицемерия, царящих в обществе.
«Ревизор» ⎻ это не просто комедия, это острое социальное сатирическое произведение, которое и сегодня не теряет своей актуальности.
Коротко о главных персонажах
В комедии «Ревизор» Гоголь создал яркую галерею персонажей, олицетворяющих пороки российского чиновничества и общества в целом.
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий
Главное действующее лицо комедии, вокруг которого разворачиваются все события. Хитрый, изворотливый, жадный и беспринципный чиновник, привыкший использовать свое положение для личной выгоды. Он боится ревизии как огня, так как знает, что за его мнимым благополучием скрывается масса грехов⁚ взяточничество, казнокрадство, халатность и произвол.
Иван Александрович Хлестаков, мнимый ревизор
Молодой легкомысленный чиновник из Петербурга, проигравшийся в карты по дороге в родную деревню. Случайность делает его «важным лицом» в глазах городничего и чиновников города N. Хлестаков не упускает возможности воспользоваться ситуацией⁚ принимает взятки, флиртует с дамами, хвастается несуществующими заслугами. Он глуп, самовлюблён, недалёк и живет одним днем.
Анна Андреевна, жена городничего
Провинциальная кокетка, мечтающая о столичной жизни. Она легко верит в байки Хлестакова, очаровывается его манерами и пытается привлечь его внимание. Анна Андреевна, как и ее муж, жадностью и тщеславием.
Марья Антоновна, дочь городничего
Молодая девушка, романтичная и наивная. Она скучает в провинциальной глуши и мечтает о большой любви. Хлестаков, с его мнимым положением и светскими манерами, кажется ей героем романа. Марья Антоновна становится жертвой собственных иллюзий и обмана.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья
Взяточник и мошенник, оправдывающий свои преступления «философскими» рассуждениями. Он уверен, что все вокруг такие же, как он, и что от судьбы не уйдешь.
Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений
Лицемер и ханжа, прикрывающий свою жадность и жестокость заботой о «благе ближних». Он держит в ужасном состоянии больницу и приют, но готов щедро одарить мнимого ревизора, чтобы скрыть свои преступления.
Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер
Досужий и любопытный человек, не упускающий случая прочитать чужие письма. Именно он разоблачает Хлестакова, прочитав его послание другу.
Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Бобчинский, городские помещики
Неразлучные сплетники и любители сенсаций. Именно они первыми принимают Хлестакова за ревизора, чем запускают цепочку комических событий.
Каждый из персонажей «Ревизора» – это не просто образ, а тип, отражающий определенные пороки общества. Гоголь мастерски использует сатиру, гротеск и комические ситуации, чтобы показать всю абсурдность и уродливость мира, основанного на лжи, корысти и чинопочитании.
Краткий вывод
Комедия «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя ⎻ это острое сатирическое произведение, высмеивающее пороки российского общества первой половины XIX века. Несмотря на то, что пьеса была написана почти два века назад, она не теряет своей актуальности и по сей день, ведь проблемы, поднятые Гоголем, ⎻ взяточничество, казнокрадство, чинопочитание, лицемерие ⎻ в той или иной степени существуют и в современном мире.
Сюжет комедии разворачивается вокруг истории о приезде мнимого ревизора в уездный город N. Городничий и другие чиновники, напуганные перспективой разоблачения своих преступлений, принимают за важного чиновника мелкого петербургского проходимца Хлестакова.
Гоголь мастерски использует комические ситуации, гротеск и сатиру, чтобы показать всю абсурдность и уродливость системы, основанной на лжи, страхе и корысти. Каждый персонаж пьесы – это не просто образ, а собирательный тип, олицетворяющий определенный порок общества.
Финал комедии остается открытым⁚ приезд настоящего ревизора знаменует собой неминуемое наказание для всех героев. «Немая сцена», которой заканчивается пьеса, производит на зрителей сильное впечатление, заставляя задуматься о последствиях беззакония, коррупции и лицемерия, царящих в обществе.
«Ревизор» ‒ это не просто комедия, это произведение, которое заставляет задуматься о важных социальных проблемах, о нравственности, о совести и о том, что рано или поздно за всё приходится платить. Гоголь призывает нас к самоанализу, к борьбе с собственными пороками, к созданию более справедливого и честного общества.
Хлестаков — один из самых ярких персонажей русской литературы! Его образ стал нарицательным для обозначения хвастливого и пустого человека.
Краткое содержание помогает освежить в памяти сюжет перед прочтением полной версии пьесы. Интересно, как бы эта история развернулась в наше время?
Всегда поражался тому, как точно Гоголь подмечал человеческие слабости. «Ревизор» — это не просто комедия, а настоящая сатира на общество того времени.
Классика русской литературы! Описание характеров героев просто великолепно, а ситуация с мнимым ревизором до сих пор актуальна.
Очень смешная комедия! Гоголю мастерски удалось высмеять пороки чиновничества и человеческую глупость.
Любопытно было бы посмотреть современную экранизацию «Ревизора». Сюжет пьесы актуален и по сей день.