Краткое содержание комедии Н.В. Гоголя Ревизор по действиям

Краткое содержание комедии Н.В. Гоголя Ревизор по действиям Краткие пересказы

Краткое содержание «Ревизора» по действиям

В комедии «Ревизор» пять действий, в которых разворачивается история о приезде мнимого ревизора в уездный город и его влиянии на жизнь чиновников.​

Действие первое⁚ Тревожное известие и появление Хлестакова

Действие первое комедии «Ревизор» начинается с тревожного известия, которое повергает в ужас чиновников уездного города.​ Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский собирает у себя чиновников и сообщает им неприятную новость⁚ из Петербурга инкогнито едет ревизор.​

Известие о приезде ревизора вызывает переполох среди чиновников, ведь их совесть отнюдь не чиста. Каждый начинает лихорадочно вспоминать свои грешки, и все боятся разоблачения и напрвасправедливости.​

Тем временем в город приезжает молодой повеса Иван Александрович Хлестаков, мелкий чиновник из Петербурга, промотавший в дороге казенные деньги и вынужденный застрять в уездном городе.​ Он останавливается в гостинице и ведет себя вызывающе, требуя лучшего угощения и не стесняясь в выражениях.​

Слухи о приезжем молодом человеке, который сорит деньгами и ни в чем себе не отказывает, быстро доходят до городничего.​ Напуганные чиновники решают, что этот важный господин и есть ревизор, и начинают суетиться, чтобы произвести на него хорошее впечатление.

Городничий отправляется в гостиницу, чтобы познакомиться с мнимым ревизором и задобрить его.​ Хлестаков, не понимая, с чего бы ему оказывают такие почести, с удовольствием принимает знаки внимания и приглашение отобедать в доме городничего.

Так заканчивается первое действие комедии, оставляя зрителей в предвкушении дальнейших событий и развития интриги.​ Хлестаков еще не подозревает, какую роль ему уготовила судьба, а чиновники уже дрожат от страха перед мнимым ревизором.​

Действие второе⁚ Встреча с мнимым ревизором и первая взятка

Второе действие «Ревизора» начинается с описания гостиничного номера, где проживает Хлестаков со своим слугой Осипом. Хлестаков голоден и недоволен тем, что ему подают скудный обед.​ Он жалуется на безденежье и мечтает о столичной жизни.​

В это время в гостиницу прибывает перепуганный городничий в сопровождении Добчинского.​ Хлестаков, уверенный, что его сейчас будут ругать за неоплаченный счет, начинает отчаянно оправдываться и грозить жалобами в Петербург.​

Городничий, принимая испуг Хлестакова за гнев ревизора, начинает заискивать перед ним и предлагает переехать в более комфортные условия – к себе домой.​ Хлестаков, все еще не понимая ситуации, но чувствуя свою выгоду, соглашается.

Чтобы окончательно задобрить «ревизора», городничий, не упуская случая, незаметно суёт Хлестакову внушительную пачку денег под видом «займа на дорожные расходы».​ Хлестаков с радостью принимает деньги, трактуя это как должное проявление гостеприимства.​

Так происходит первая взятка, положенная в копилку мнимого ревизора. Городничий же, довольный собой и «удачным» решением проблемы, отправляется оповестить остальных чиновников о приезде ревизора к нему в дом.

Действие заканчивается сценой, в которой Хлестаков, довольный своей внезапной удачей и предвкушая дальнейшие удовольствия, отправляется в дом городничего.​ За ним следует Осип, нагруженный вещами барина.​

Действие третье⁚ Хлестаков в доме городничего

Третье действие «Ревизора» разворачивается в доме городничего, где Хлестаков оказывается в центре внимания.​ Городничий со своей женой Анной Андреевной и дочерью Марьей Антоновной всячески угождают «высокому гостю», лебезя перед ним и выставляя напоказ свое гостеприимство.​

За обедом, на который собрались все городские чиновники, Хлестаков, опьяненный вниманием и вином, начинает хвастаться своей вымышленной столичной жизнью.​ Он рассказывает небылицы о своей близости к министрам, о своих литературных талантах и невероятных подвигах, выдавая себя за важную персону.​

Чиновники, запуганные мнимым ревизором, с жадностью ловят каждое его слово, принимая все за чистую монету. Они убеждены в том, что перед ними влиятельный чиновник, от которого зависит их дальнейшая судьба.​

Воспользовавшись ситуацией, каждый из чиновников, стремясь выслужиться и обезопасить себя, тайком суёт Хлестакову взятку, умоляя его о покровительстве.​ Хлестаков же, не осознавая всей серьезности происходящего, с удовольствием принимает деньги, считая их знаками внимания.

Кульминацией третьего действия становится сцена ухаживания Хлестакова за дочерью городничего Марьей Антоновной.​ Опьяненный своим мнимым могуществом и вниманием юной девушки, Хлестаков делает ей предложение, чем приводит в восторг городничего и его жену, мечтающих о столичном женихе для дочери.

Действие заканчивается на волне всеобщего ликования и эйфории, вызванной скорым отъездом Хлестакова в Петербург за «благословением отца» на брак.​ Никто из присутствующих даже не подозревает, чем обернется для них эта история в скором времени.​

Действие четвертое⁚ Взятки, жалобы и сватовство

Четвертое действие «Ревизора» открывает новый виток событий, где аферы Хлестакова достигают своего апогея.​ На волне успеха, опьяненный властью и вседозволенностью, он продолжает принимать дары от городских чиновников.​

Утром Хлестаков, изображая из себя важного чиновника, принимает просителей – купцов и мещан, жалующихся на произвол городничего.​ Он выслушивает их жалобы и обещает разобраться в ситуации, не забывая при этом брать взятки и у них.​

В это же время Хлестаков продолжает ухаживать за Марьей Антоновной, признаваясь ей в пылких чувствах и делая предложение руки и сердца.​ Девушка, польщенная вниманием столичного гостя, отвечает согласием, чем приводит в восторг своих родителей.​

Городничий, ослепленный радостью от удачного сватовства и перспективой породниться с «важной персоной», не замечает очевидного⁚ лживость и неискренность Хлестакова. Он уже видит себя в столице, приближенным к императору, и строит грандиозные планы на будущее.​

Кульминацией действия становится сцена написания Хлестаковым письма своему другу Тряпичкину, в котором он в комичной форме описывает все происходящее в городе и высмеивает наивность чиновников, принявших его за ревизора.​

Не подозревая о том, что письмо Хлестакова раскроет всю правду, городничий в приподнятом настроении провожает «высокого гостя», снабдив его деньгами и лошадьми.​ Он торжествует победу, уверенный, что ему удалось обвести ревизора вокруг пальца.​

Действие пятое⁚ Разоблачение и приезд настоящего ревизора

Пятое действие «Ревизора» начинается с ликования обитателей дома городничего.​ Они празднуют удачное, как им кажется, избавление от ревизора и предвкушают счастливое будущее, связанное с мнимым столичным зятем.​

Однако эйфория длится недолго.​ Почтмейстер, движимый любопытством, вскрывает письмо Хлестакова к Тряпичкину и, к своему ужасу, узнает правду о мнимом ревизоре. Новость о том, что все это время они принимали за важного чиновника мелкого проходимца, повергает городничего и чиновников в шок.​

В самый разгар всеобщего смятения и взаимных упреков в дом городничего является жандарм с ошеломляющим известием⁚ прибыл настоящий ревизор, и он требует к себе городничего.​

Новость о приезде настоящего ревизора становится для городничего и чиновников настоящим ударом, приводя их в состояние полного ступора.​ Все их надежды рушатся в одночасье, и им приходится столкнуться с последствиями своих неблаговидных поступков.​

Комедия завершается знаменитой «немой сценой», в которой герои, охваченные ужасом и раскаянием, застывают в нелепых позах, не в силах вымолвить ни слова.​ Эта сцена производит на зрителей неизгладимое впечатление, заставляя задуматься о пороках общества и неизбежности наказания за содеянное.

Финал «Ревизора» остается открытым, оставляя зрителей размышлять о дальнейшей судьбе героев и о том, принесут ли им пережитые потрясения нравственное очищение.

Коротко о главных персонажах

В комедии «Ревизор» Гоголь создал яркую галерею образов, сатирически изображающих пороки российского чиновничества и общества в целом.​ Каждый персонаж наделен характерными чертами, которые делают его узнаваемым и запоминающимся.​

Иван Александрович Хлестаков

Молодой легкомысленный повеса, мелкий чиновник из Петербурга.​ Случайно попадает в уездный город, где его по ошибке принимают за ревизора.​ Обладает невероятной способностью врать и притворятся, чем с успехом пользуется, чтобы получить от чиновников деньги, угощения и другие блага. Не отличается умом и сообразительностью, но при этом обаятелен и умеет производить впечатление.​

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Городничий, главный представитель власти в уездном городе.​ Взяточник, мошенник и лицемер, привыкший к вседозволенности и безнаказанности. Боится разоблачения и наказания, поэтому готов на все, чтобы задобрить мнимого ревизора.​ Глуп и недалек, легко верит в ложь Хлестакова.

Анна Андреевна

Жена городничего, провинциальная кокетка, мечтающая о столичной жизни.​ Так же тщеславна и глупа, как и ее муж.​ Сразу же верит в то, что Хлестаков – важная персона, и строит планы на брак дочери с мнимым ревизором.

Марья Антоновна

Дочь городничего, молодая провинциальная барышня, романтичная и наивная.​ Легко поддается чарам Хлестакова и верит в его лживые признания. Мечтает о красивой столичной жизни.

Артемий Филиппович Земляника

Попечитель богоугодных заведений, типичный представитель лицемерного чиновничества. Внешне благообразен и набожен, но на самом деле жесток и корыстен. Обворовывает своих подопечных и использует свое положение в личных целях.​

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Судья, взяточник и бездельник, совершенно не разбирающийся в законах.​ Боится ревизии и старается скрыть свои прегрешения.​

Иван Кузьмич Шпекин

Почтмейстер, любопытный и болтливый человек, любящий читать чужие письма.​ Невольно становится причиной разоблачения Хлестакова.​

Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Бобчинский

Городские помещики, сплетники и пустословы.​ Первыми принимают Хлестакова за ревизора и сообщают об этом городничему.​ Их нелепые выходки и постоянная суета добавляют комедии комизма.​

Все персонажи «Ревизора» яркие и запоминающиеся.​ Гоголь мастерски использует сатиру, гротеск и гиперболу, чтобы высмеять пороки общества и человеческой природы.​

Краткий вывод

Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор», это острое и злободневное произведение, высмеивающее пороки русского общества XIX века. Через череду комических ситуаций, нелепых недоразумений и сатирических образов автор создает картину нравов провинциального города, где царят взяточничество, казнокрадство, лицемерие и чинопочитание.​

Приезд мнимого ревизора, мелкого чиновника Хлестакова, становится настоящим испытанием для городских властей. Страх разоблачения и наказания заставляет их терять голову и совершать нелепые поступки. Хлестаков, пользуясь ситуацией, с удовольствием принимает знаки внимания, взятки и лесть, не утруждая себя никакими ревизорскими обязанностями.​

Гоголь мастерски высмеивает пороки не только чиновничества, но и всего общества в целом.​ Глупость, жадность, тщеславие, стремление казаться лучше, чем ты есть,, эти качества присущи многим персонажам комедии, независимо от их социального статуса.

Несмотря на комичность ситуаций, «Ревизор» — это не просто легкая комедия положений.​ За смехом и сатирой скрывается глубокий социальный подтекст.​ Гоголь обличает несправедливость, царящую в обществе, где люди оцениваются не по своим делам и качествам, а по чину и положению.​

Финал комедии оставляет горькое послевкусие.​ Приезд настоящего ревизора становится символом неотвратимости наказания за ложь и обман.​ Гоголь не дает ответов на вопросы о дальнейшей судьбе героев, оставляя зрителей задуматься о том, смогут ли они извлечь уроки из произошедшего.

«Ревизор» — это не просто комедия, это зеркало, в котором отражаются вечные человеческие пороки. Произведение остается актуальным и по сей день, ведь проблемы, поднятые Гоголем, не потеряли своей злободневности и в наше время.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Екатерина

    Интересно, а продолжение будет? Хотелось бы освежить в памяти все действия.

  2. Михаил

    Помню, как мы ставили эту пьесу в школьном театре! Было очень весело.

  3. Дмитрий

    Спасибо, выручили! А то совсем забыл, о чем там речь шла. Теперь хоть вспомнил основную интригу.

  4. Алексей

    Классика есть классика! Всегда актуально, даже спустя столько лет.

  5. Ольга

    Очень полезное изложение! Кратко и по делу. Помогло быстро вспомнить содержание перед экзаменом.

  6. Светлана

    Спасибо за краткий пересказ! Всегда полезно освежить знания классики.

  7. Ирина

    Хорошо, что напомнили про Хлестакова. А то я уже начала путать его с городничим.