- Краткое содержание «Ревизора» по действиям
- Действие первое⁚ Тревожное известие и появление Хлестакова
- Действие второе⁚ Встреча с мнимым ревизором и первая взятка
- Действие третье⁚ Хлестаков в доме городничего
- Действие четвертое⁚ Взятки, жалобы и сватовство
- Действие пятое⁚ Разоблачение и приезд настоящего ревизора
- Коротко о главных персонажах
- Иван Александрович Хлестаков
- Антон Антонович Сквозник-Дмухановский
- Анна Андреевна
- Марья Антоновна
- Артемий Филиппович Земляника
- Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин
- Иван Кузьмич Шпекин
- Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Бобчинский
- Краткий вывод
Краткое содержание «Ревизора» по действиям
В комедии «Ревизор» пять действий, в которых разворачивается история о приезде мнимого ревизора в уездный город и его влиянии на жизнь чиновников.
Действие первое⁚ Тревожное известие и появление Хлестакова
Действие первое комедии «Ревизор» начинается с тревожного известия, которое повергает в ужас чиновников уездного города. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский собирает у себя чиновников и сообщает им неприятную новость⁚ из Петербурга инкогнито едет ревизор.
Известие о приезде ревизора вызывает переполох среди чиновников, ведь их совесть отнюдь не чиста. Каждый начинает лихорадочно вспоминать свои грешки, и все боятся разоблачения и напрвасправедливости.
Тем временем в город приезжает молодой повеса Иван Александрович Хлестаков, мелкий чиновник из Петербурга, промотавший в дороге казенные деньги и вынужденный застрять в уездном городе. Он останавливается в гостинице и ведет себя вызывающе, требуя лучшего угощения и не стесняясь в выражениях.
Слухи о приезжем молодом человеке, который сорит деньгами и ни в чем себе не отказывает, быстро доходят до городничего. Напуганные чиновники решают, что этот важный господин и есть ревизор, и начинают суетиться, чтобы произвести на него хорошее впечатление.
Городничий отправляется в гостиницу, чтобы познакомиться с мнимым ревизором и задобрить его. Хлестаков, не понимая, с чего бы ему оказывают такие почести, с удовольствием принимает знаки внимания и приглашение отобедать в доме городничего.
Так заканчивается первое действие комедии, оставляя зрителей в предвкушении дальнейших событий и развития интриги. Хлестаков еще не подозревает, какую роль ему уготовила судьба, а чиновники уже дрожат от страха перед мнимым ревизором.
Действие второе⁚ Встреча с мнимым ревизором и первая взятка
Второе действие «Ревизора» начинается с описания гостиничного номера, где проживает Хлестаков со своим слугой Осипом. Хлестаков голоден и недоволен тем, что ему подают скудный обед. Он жалуется на безденежье и мечтает о столичной жизни.
В это время в гостиницу прибывает перепуганный городничий в сопровождении Добчинского. Хлестаков, уверенный, что его сейчас будут ругать за неоплаченный счет, начинает отчаянно оправдываться и грозить жалобами в Петербург.
Городничий, принимая испуг Хлестакова за гнев ревизора, начинает заискивать перед ним и предлагает переехать в более комфортные условия – к себе домой. Хлестаков, все еще не понимая ситуации, но чувствуя свою выгоду, соглашается.
Чтобы окончательно задобрить «ревизора», городничий, не упуская случая, незаметно суёт Хлестакову внушительную пачку денег под видом «займа на дорожные расходы». Хлестаков с радостью принимает деньги, трактуя это как должное проявление гостеприимства.
Так происходит первая взятка, положенная в копилку мнимого ревизора. Городничий же, довольный собой и «удачным» решением проблемы, отправляется оповестить остальных чиновников о приезде ревизора к нему в дом.
Действие заканчивается сценой, в которой Хлестаков, довольный своей внезапной удачей и предвкушая дальнейшие удовольствия, отправляется в дом городничего. За ним следует Осип, нагруженный вещами барина.
Действие третье⁚ Хлестаков в доме городничего
Третье действие «Ревизора» разворачивается в доме городничего, где Хлестаков оказывается в центре внимания. Городничий со своей женой Анной Андреевной и дочерью Марьей Антоновной всячески угождают «высокому гостю», лебезя перед ним и выставляя напоказ свое гостеприимство.
За обедом, на который собрались все городские чиновники, Хлестаков, опьяненный вниманием и вином, начинает хвастаться своей вымышленной столичной жизнью. Он рассказывает небылицы о своей близости к министрам, о своих литературных талантах и невероятных подвигах, выдавая себя за важную персону.
Чиновники, запуганные мнимым ревизором, с жадностью ловят каждое его слово, принимая все за чистую монету. Они убеждены в том, что перед ними влиятельный чиновник, от которого зависит их дальнейшая судьба.
Воспользовавшись ситуацией, каждый из чиновников, стремясь выслужиться и обезопасить себя, тайком суёт Хлестакову взятку, умоляя его о покровительстве. Хлестаков же, не осознавая всей серьезности происходящего, с удовольствием принимает деньги, считая их знаками внимания.
Кульминацией третьего действия становится сцена ухаживания Хлестакова за дочерью городничего Марьей Антоновной. Опьяненный своим мнимым могуществом и вниманием юной девушки, Хлестаков делает ей предложение, чем приводит в восторг городничего и его жену, мечтающих о столичном женихе для дочери.
Действие заканчивается на волне всеобщего ликования и эйфории, вызванной скорым отъездом Хлестакова в Петербург за «благословением отца» на брак. Никто из присутствующих даже не подозревает, чем обернется для них эта история в скором времени.
Действие четвертое⁚ Взятки, жалобы и сватовство
Четвертое действие «Ревизора» открывает новый виток событий, где аферы Хлестакова достигают своего апогея. На волне успеха, опьяненный властью и вседозволенностью, он продолжает принимать дары от городских чиновников.
Утром Хлестаков, изображая из себя важного чиновника, принимает просителей – купцов и мещан, жалующихся на произвол городничего. Он выслушивает их жалобы и обещает разобраться в ситуации, не забывая при этом брать взятки и у них.
В это же время Хлестаков продолжает ухаживать за Марьей Антоновной, признаваясь ей в пылких чувствах и делая предложение руки и сердца. Девушка, польщенная вниманием столичного гостя, отвечает согласием, чем приводит в восторг своих родителей.
Городничий, ослепленный радостью от удачного сватовства и перспективой породниться с «важной персоной», не замечает очевидного⁚ лживость и неискренность Хлестакова. Он уже видит себя в столице, приближенным к императору, и строит грандиозные планы на будущее.
Кульминацией действия становится сцена написания Хлестаковым письма своему другу Тряпичкину, в котором он в комичной форме описывает все происходящее в городе и высмеивает наивность чиновников, принявших его за ревизора.
Не подозревая о том, что письмо Хлестакова раскроет всю правду, городничий в приподнятом настроении провожает «высокого гостя», снабдив его деньгами и лошадьми. Он торжествует победу, уверенный, что ему удалось обвести ревизора вокруг пальца.
Действие пятое⁚ Разоблачение и приезд настоящего ревизора
Пятое действие «Ревизора» начинается с ликования обитателей дома городничего. Они празднуют удачное, как им кажется, избавление от ревизора и предвкушают счастливое будущее, связанное с мнимым столичным зятем.
Однако эйфория длится недолго. Почтмейстер, движимый любопытством, вскрывает письмо Хлестакова к Тряпичкину и, к своему ужасу, узнает правду о мнимом ревизоре. Новость о том, что все это время они принимали за важного чиновника мелкого проходимца, повергает городничего и чиновников в шок.
В самый разгар всеобщего смятения и взаимных упреков в дом городничего является жандарм с ошеломляющим известием⁚ прибыл настоящий ревизор, и он требует к себе городничего.
Новость о приезде настоящего ревизора становится для городничего и чиновников настоящим ударом, приводя их в состояние полного ступора. Все их надежды рушатся в одночасье, и им приходится столкнуться с последствиями своих неблаговидных поступков.
Комедия завершается знаменитой «немой сценой», в которой герои, охваченные ужасом и раскаянием, застывают в нелепых позах, не в силах вымолвить ни слова. Эта сцена производит на зрителей неизгладимое впечатление, заставляя задуматься о пороках общества и неизбежности наказания за содеянное.
Финал «Ревизора» остается открытым, оставляя зрителей размышлять о дальнейшей судьбе героев и о том, принесут ли им пережитые потрясения нравственное очищение.
Коротко о главных персонажах
В комедии «Ревизор» Гоголь создал яркую галерею образов, сатирически изображающих пороки российского чиновничества и общества в целом. Каждый персонаж наделен характерными чертами, которые делают его узнаваемым и запоминающимся.
Иван Александрович Хлестаков
Молодой легкомысленный повеса, мелкий чиновник из Петербурга. Случайно попадает в уездный город, где его по ошибке принимают за ревизора. Обладает невероятной способностью врать и притворятся, чем с успехом пользуется, чтобы получить от чиновников деньги, угощения и другие блага. Не отличается умом и сообразительностью, но при этом обаятелен и умеет производить впечатление.
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский
Городничий, главный представитель власти в уездном городе. Взяточник, мошенник и лицемер, привыкший к вседозволенности и безнаказанности. Боится разоблачения и наказания, поэтому готов на все, чтобы задобрить мнимого ревизора. Глуп и недалек, легко верит в ложь Хлестакова.
Анна Андреевна
Жена городничего, провинциальная кокетка, мечтающая о столичной жизни. Так же тщеславна и глупа, как и ее муж. Сразу же верит в то, что Хлестаков – важная персона, и строит планы на брак дочери с мнимым ревизором.
Марья Антоновна
Дочь городничего, молодая провинциальная барышня, романтичная и наивная. Легко поддается чарам Хлестакова и верит в его лживые признания. Мечтает о красивой столичной жизни.
Артемий Филиппович Земляника
Попечитель богоугодных заведений, типичный представитель лицемерного чиновничества. Внешне благообразен и набожен, но на самом деле жесток и корыстен. Обворовывает своих подопечных и использует свое положение в личных целях.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин
Судья, взяточник и бездельник, совершенно не разбирающийся в законах. Боится ревизии и старается скрыть свои прегрешения.
Иван Кузьмич Шпекин
Почтмейстер, любопытный и болтливый человек, любящий читать чужие письма. Невольно становится причиной разоблачения Хлестакова.
Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Бобчинский
Городские помещики, сплетники и пустословы. Первыми принимают Хлестакова за ревизора и сообщают об этом городничему. Их нелепые выходки и постоянная суета добавляют комедии комизма.
Все персонажи «Ревизора» яркие и запоминающиеся. Гоголь мастерски использует сатиру, гротеск и гиперболу, чтобы высмеять пороки общества и человеческой природы.
Краткий вывод
Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор», это острое и злободневное произведение, высмеивающее пороки русского общества XIX века. Через череду комических ситуаций, нелепых недоразумений и сатирических образов автор создает картину нравов провинциального города, где царят взяточничество, казнокрадство, лицемерие и чинопочитание.
Приезд мнимого ревизора, мелкого чиновника Хлестакова, становится настоящим испытанием для городских властей. Страх разоблачения и наказания заставляет их терять голову и совершать нелепые поступки. Хлестаков, пользуясь ситуацией, с удовольствием принимает знаки внимания, взятки и лесть, не утруждая себя никакими ревизорскими обязанностями.
Гоголь мастерски высмеивает пороки не только чиновничества, но и всего общества в целом. Глупость, жадность, тщеславие, стремление казаться лучше, чем ты есть,, эти качества присущи многим персонажам комедии, независимо от их социального статуса.
Несмотря на комичность ситуаций, «Ревизор» — это не просто легкая комедия положений. За смехом и сатирой скрывается глубокий социальный подтекст. Гоголь обличает несправедливость, царящую в обществе, где люди оцениваются не по своим делам и качествам, а по чину и положению.
Финал комедии оставляет горькое послевкусие. Приезд настоящего ревизора становится символом неотвратимости наказания за ложь и обман. Гоголь не дает ответов на вопросы о дальнейшей судьбе героев, оставляя зрителей задуматься о том, смогут ли они извлечь уроки из произошедшего.
«Ревизор» — это не просто комедия, это зеркало, в котором отражаются вечные человеческие пороки. Произведение остается актуальным и по сей день, ведь проблемы, поднятые Гоголем, не потеряли своей злободневности и в наше время.
Интересно, а продолжение будет? Хотелось бы освежить в памяти все действия.
Помню, как мы ставили эту пьесу в школьном театре! Было очень весело.
Спасибо, выручили! А то совсем забыл, о чем там речь шла. Теперь хоть вспомнил основную интригу.
Классика есть классика! Всегда актуально, даже спустя столько лет.
Очень полезное изложение! Кратко и по делу. Помогло быстро вспомнить содержание перед экзаменом.
Спасибо за краткий пересказ! Всегда полезно освежить знания классики.
Хорошо, что напомнили про Хлестакова. А то я уже начала путать его с городничим.