Краткое содержание комедии Недоросль по действиям

Краткое содержание комедии Недоросль по действиям Краткие пересказы

Краткое содержание комедии «Недоросль» по действиям

Действие первое

Действие комедии начинается в поместье госпожи Простаковой, властной и невежественной помещицы.​ Она занята примеркой кафтана, который сшил крепостной Тришка для её сына, шестнадцатилетнего Митрофанушки. Простакова недовольна работой Тришки, считая кафтан узким, и обрушивает на него поток брани.​

Митрофан предстает избалованным и ленивым недорослем, полностью зависящим от своей матери.​ Он бездельничает, объедается и не проявляет никакого интереса к учебе.​

В дом Простаковых приезжает брат госпожи, Тарас Скотинин, не менее невежественный и грубый помещик. Он добивается руки Софьи, племянницы Простаковой, рассчитывая получить за ней богатое приданое в виде деревень.​ Сама Софья, добрая и скромная девушка, становится жертвой интриг и коварных планов Простаковой и Скотинина.​

Неожиданно для всех приходит известие о приезде Стародума, дяди Софьи, которого все считали погибшим.​ С приездом Стародума связаны надежды Софьи на освобождение от тирании Простаковой и устройство своей судьбы.​

В это же время через деревню проезжает военный отряд во главе с офицером Милоном.​ Милон случайно знакомится с Софьей и оказывается тем самым человеком, с которым девушка была помолвлена ранее.​

Действие второе

Второе действие знакомит нас ближе со Стародумом ⎯ человеком просвещённым, противопоставляемым невежеству Простаковой и Скотинина.​ В диалогах с Правдиным, гостем в доме Простаковых и чиновником, борющимся с нарушениями прав крепостных, Стародум высказывает свои мысли о воспитании, образовании и нравственности.​ Он считает, что истинная ценность человека не в богатстве или происхождении, а в честности, доброте и умении быть полезным обществу.​

Простакова, узнав о том, что Софья стала богатой наследницей, меняет свое отношение к девушке на показное дружелюбие и всячески пытается склонить её к браку с Митрофанушкой.​ Она уверена, что деньги решают всё, и не понимает истинных ценностей, которыми дорожит Стародум.​

Скотинин, в свою очередь, не оставляет попыток добиться руки Софьи, действуя грубыми, наивными методами. Комичность ситуации подчеркивается контрастом между его глупыми домогательствами и равнодушием Софьи.​

Милон, узнав о том, что Софья находится в доме Простаковых, решает защитить её от притязаний нежеланных женихов. Встреча Милона и Софьи наполнена нежностью и трогательностью, контрастируя с грубой атмосферой, царящей в доме Простаковых.

Второе действие заканчивается на напряженной ноте, предвещая дальнейшее развитие конфликта.​ Злоключения Софьи продолжаются, интриги Простаковой и Скотинина становятся всё более наглыми, а честность и благородство Милона и Стародума противостоят пошлости и невежеству.​

Действие третье

В третьем действии комедии «Недоросль» интрига сгущается.​ Простакова, одержимая жаждой заполучить богатство Софьи, решает выдать за неё своего сына Митрофанушку, несмотря на его лень, невежество и полное отсутствие интереса к девушке.

Для того чтобы убедить Стародума в достоинствах Митрофанушки, Простакова устраивает шуточный экзамен, на котором недоросль демонстрирует полное отсутствие знаний.​ Комичность ситуации достигает своего апогея, когда Митрофан, отвечая на вопросы учителей, выдаёт перлы невежества, вызывающие смех у зрителей и негодование у Стародума и Правдина.​

Тем временем Милон, узнав о намерениях Простаковой насильно выдать Софью замуж, решает помешать этому.​ Он открывает Стародуму свои чувства к девушке и просит его руки.​ Стародум, видя благородство и искренность Милона, даёт своё согласие на брак.​

Простакова, узнав о согласии Стародума на брак Софьи и Милона, приходит в ярость.​ Она не намерена упускать богатство, которое уже считала своим, и готова на любые подлости, чтобы добиться своего.​

Третье действие заканчивается на тревожной ноте. Противостояние добра и зла, просвещения и невежества достигает своего пика.​ Судьба Софьи, стремящейся вырваться из-под опеки невежественной Простаковой, висит на волоске.

Действие четвёртое

В четвертом действии комедии «Недоросль» напряжение достигает своего предела.​ Простакова, ослепленная жадностью и злобой, решается на отчаянный шаг ⎼ похитить Софью и насильно обвенчать её с Митрофанушкой.​

Стародум и Правдин, узнав о намерениях Простаковой, пытаются вразумить её, но тщетно. Простакова, уверенная в собственной безнаказанности, грубит им и выгоняет из дома.

Ночью, пользуясь темнотой и суматохой, слуги Простаковой по её приказу пытаются похитить Софью.​ Но планам злодеев не суждено сбыться ⎯ Милон, предупреждённый о готовящемся преступлении, вместе со своими солдатами прибывает вовремя и освобождает Софью.​

Попытка похищения становится кульминацией пьесы.​ Маски сброшены, истинное лицо Простаковой, её жестокость и беспринципность, раскрываются в полной мере.​

Четвёртое действие завершается торжеством справедливости. Злодеи разоблачены, Софья спасена, а Милон готов защищать её от любых посягательств.​

Действие пятое

В пятом, заключительном действии «Недоросля» справедливость восторжествует.​ Правдин, как представитель власти, наделенный особыми полномочиями, объявляет о решении суда⁚ имение Простаковой берётся под опеку государства из-за жестокого обращения с крепостными и попытки похищения Софьи.​

Простакова, лишённая власти и богатства, оказывается в полном одиночестве. Её попытки вымолить прощение у сына оказываются тщетными ⎯ Митрофан, испуганный наказанием, отвергает её с привычной грубостью и равнодушием.​

Стародум, Софья и Милон готовятся покинуть дом Простаковых. Стародум, верный своим принципам, прощает Простакову, но настаивает на том, что она должна ответить за свои поступки.​

Пьеса заканчивается сценой всеобщего ликования. Крестьяне, избавленные от тирании Простаковой, благодарят Правдина и Стародума за справедливость.​ Софья и Милон радуются своему счастью, а Стародум выражает надежду на то, что этот случай послужит уроком для других невежественных и жестоких помещиков.

Финал «Недоросля» оптимистичен, он утверждает победу добра над злом, просвещения над невежеством, справедливости над произволом.​ Однако, судьба Митрофанушки, оставшегося без денег и материнской опеки, остаётся открытой, заставляя задуматься о том, способны ли люди меняться и делать выводы из своих ошибок.​

Коротко о главных персонажах

В комедии «Недоросль» Фонвизин создал яркую галерею образов, каждый из которых воплощает определенный тип и социальное положение в России XVIII века.​

Госпожа Простакова

Госпожа Простакова — властная и невежественная помещица, глава семьи Простаковых.​ Она — типичная представительница дворянства эпохи крепостничества, привыкшая к безграничной власти над крепостными и к полному отсутствию каких-либо моральных принципов. Ради собственной выгоды она готова на любые подлости⁚ обман, насилие, даже преступление.​ Простакова искренне убеждена, что весь мир вращается вокруг неё и её сына, которого она безумно любит, несмотря на его глупость и лень.​

Митрофан

Митрофан — шестнадцатилетний сын Простаковых, «недоросль» — молодой дворянин, не получивший никакого образования и не желающий служить отечеству. Он — балованный и ленивый недоросль, не проявляющий интереса ни к чему, кроме еды и развлечений.​ Митрофан — продукт неправильного воспитания, жертва собственной матери, которая своей слепой любовью и вседозволенностью сделала его нравственным уродом.​

Стародум

Стародум — дядя Софьи, представитель просвещенного дворянства.​ Он — носитель высоких моральных принципов, сторонник образования и честного служения отечеству.​ Стародум — антитеза Простаковой и Скотинину, он символизирует разум, честность и благородство.​

Софья

Софья — племянница Простаковой, воспитанная в строгих нравственных правилах.​ Она — умная, образованная и добрая девушка, мечтающая о любви и семейном счастье.​ Софья — жертва коварных планов Простаковой и Скотинина, но её нравственная стойкость и вера в добро помогают ей преодолеть все испытания.​

Милон

Милон — молодой офицер, возлюбленный Софьи.​ Он — смелый, благородный и честный молодой человек, готовый на всё ради своей возлюбленной.​ Милон — идеал молодого дворянина в понимании Фонвизина⁚ он не только храбрый воин, но и просвещенный человек, способный любить и ценить истинные достоинства.

Остальные персонажи комедии — Тарас Скотинин, Правдин, учителя Митрофана — также ярко выписаны автором и служат для раскрытия основных тем и идей произведения.​

Краткий вывод

Комедия «Недоросль» Д.​И.​ Фонвизина, написанная в 1782 году, и сегодня остается актуальным и острым произведением, отражающим важные социальные и нравственные проблемы.​

Главная тема комедии — критика невежества, жестокости и деспотизма провинциального дворянства, паразитирующего на труде крепостных.​ Фонвизин обличает пороки господствующего сословия, показывая, как невежество и безнравственность разрушают личность, семью и общество в целом.​

Образ Митрофанушки, недоросля, ставшего жертвой собственной матери и порочной системы воспитания, является предостережением для современников и потомков.​ Фонвизин утверждает, что именно неправильное воспитание, основанное на вседозволенности и отсутствии нравственных ориентиров, порождает таких бездушных и эгоистичных людей, как Митрофан.​

В противовес невежеству и жестокости Простаковой, Скотинина и Митрофанушки Фонвизин противопоставляет идеалы просвещения, чести и долга, воплощенные в образах Стародума, Софьи и Милона.​ Эти герои являются носителями высоких нравственных принципов, они верят в силу разума, образования и справедливости.​

Комедия «Недоросль» не только высмеивает пороки общества, но и предлагает пути их преодоления. Фонвизин видит спасение в просвещении, в воспитании нового поколения на основе высоких моральных принципов, в утверждении идей чести, долга и служения отечеству.​

Несмотря на то, что комедия была написана более двух веков назад, её проблемы и идеи не утратили своей актуальности и в наши дни.​ Произведение Фонвизина заставляет задуматься о важности образования, о роли семьи и общества в формировании личности, о необходимости бороться с невежеством и несправедливостью.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Сергей

    Простакова и Скотинин — вечные образы, которые, к сожалению, встречаются и в наше время.

  2. Ольга

    Классическое произведение, которое актуально и по сей день! Простакова — просто воплощение невежества и самодурства.

  3. Дмитрий

    Очень интересное описание. Хочется прочитать всю пьесу и узнать, чем же закончится история Софьи.

  4. Екатерина

    Невероятно, как точно описаны характеры персонажей! Сразу представляешь себе Простакову, Митрофанушку, Скотинина.

  5. Алексей

    Кратко и по делу! Сразу вспоминаются школьные уроки литературы. Интересно было бы посмотреть современную постановку «Недоросля».

  6. Ирина

    Всегда поражалась, как Фонвизин метко высмеивал пороки общества. «Недоросль» — яркий пример сатиры на невежество и жадность.

  7. Мария

    Отличное изложение сюжета! Сразу захотелось перечитать «Недоросль» и освежить в памяти все детали.