- Краткое содержание комедии «Недоросль» по действиям
- Действие 1⁚ Знакомство с Простаковыми и Софьей. Неожиданное возвращение дядюшки. Софья становится богатой наследницей.
- Действие 2⁚ Три жениха для Софьи.
- Действие 3⁚ Возвращение Стародума и учение Митрофанушки.
- Действие 4⁚ Счастливое стечение обстоятельств.
- Действие 5⁚ Крах планов Простаковой и предательство Митрофанушки.
- Коротко о главных персонажах
- Краткий вывод
Краткое содержание комедии «Недоросль» по действиям
В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» пять действий.
Действие 1⁚ Знакомство с Простаковыми и Софьей. Неожиданное возвращение дядюшки. Софья становится богатой наследницей.
Действие комедии начинается в поместье Простаковых. Госпожа Простакова, властная и невежественная помещица, ругает портного Тришку за плохо сшитый кафтан для своего сына, шестнадцатилетнего Митрофанушки. Она зовет мужа, чтобы тот наказал Тришку, но тот мямлит и не решается перечить жене. Приходит брат госпожи Простаковой, Тарас Скотинин, грубый и невежественный человек, который больше всего на свете любит свиней. Он узнает о Софье, сироте, живущей в доме Простаковых, и решает жениться на ней.
В это время Софья получает письмо от своего дяди, Стародума, которого все считали погибшим. Оказывается, он несколько лет жил в Сибири, где нажил себе состояние. Стародум пишет, что скоро приедет в Москву и сделает Софью своей наследницей;
Госпожа Простакова, узнав о неожиданном богатстве Софьи, меняет свое отношение к ней и решает выдать ее замуж за Митрофанушку.
Действие 2⁚ Три жениха для Софьи.
В имение Простаковых приезжает государственный чиновник Правдин, которому поручено разобраться в жалобах на жестокость помещиков. Он встречает своего старого друга, офицера Милона, который проездом остановился в деревне со своими солдатами.
Милон рассказывает Правдину о своей возлюбленной, которую он давно разыскивает. Выясняется, что речь идет о Софье.
Вскоре Милон и Софья встречаются и не могут скрыть своей радости. Софья рассказывает о намерениях Простаковой выдать ее замуж за Митрофана. Появляется Скотинин и, не замечая Милона, начинает хвастаться своими свиньями и тем, какая у него будет хорошая жена; Милон еле сдерживает себя. Правдин же сообщает, что у Софьи появился еще один жених ─ Митрофанушка.
Скотинин в гневе бросается на Митрофана, но его останавливает Еремеевна. Приезжает Стародум, и Простакова, желая произвести на него впечатление, начинает суетиться и распоряжаться.
Действие 3⁚ Возвращение Стародума и учение Митрофанушки.
Правдин встречает Стародума и рассказывает ему о нравах, царящих в доме Простаковых. Стародум делится своими мыслями о воспитании и образовании, подчеркивая важность честности, трудолюбия и благородства.
Стародум встречается с Софьей и заверяет ее в своей любви и заботе. Он говорит, что готов обеспечить ей достойное будущее, и для него важнее всего ее счастье, а не богатство будущего мужа.
Тем временем госпожа Простакова пытается устроить уроки для Митрофанушки, чтобы показать Стародуму, какой он у нее ученый сын. Однако уроки превращаются в фарс. Митрофанушка ленится, грубит учителям и демонстрирует крайнюю степень невежества.
Стародум, наблюдая за этим, убеждается в том, что Митрофан ー настоящий недоросль, избалованный и глупый недоросль.
Действие 4⁚ Счастливое стечение обстоятельств.
Стародум решает увезти Софью в Москву. Простакова в отчаянии, она понимает, что теряет богатое приданое племянницы. Она уговаривает Стародума остаться еще на один день, надеясь за это время что-нибудь придумать.
Тем временем Правдин получает письмо, из которого узнает, что на госпожу Простакову подали в суд за жестокое обращение с крестьянами. Правдин, как представитель власти, обязан разобраться в этом деле.
Милон получает приказ срочно выехать с солдатами к месту службы. Он в отчаянии, так как не хочет расставаться с Софьей.
Кажется, что надежда на счастливый исход потеряна.
Действие 5⁚ Крах планов Простаковой и предательство Митрофанушки.
Ночью Простакова пытаеться похитить Софью, чтобы тайком обвенчать ее с Митрофанушкой. Однако этот план срывается благодаря бдительности Правдина и Милона, которые вовремя появляются и освобождают девушку.
Правдин объявляет о решении суда⁚ имение Простаковых берется под опеку за жестокость и самоуправство. Госпожа Простакова в ужасе от такого поворота событий. Она пытается найти утешение у своего любимого сыночка, но Митрофан ее грубо отталкивает, говоря, что ему не нужна мать, которая ничего не может ему дать.
Простакова в полном отчаянии. Все ее планы рухнули, она лишилась власти, богатства и даже любви собственного сына.
Коротко о главных персонажах
Госпожа Простакова – властная и невежественная помещица, мать Митрофанушки. Она груба со своими слугами, деспотична с мужем и готова на все ради благополучия своего сына. Госпожа Простакова – воплощение невежества, жестокости и корысти, свойственных части русского дворянства XVIII века.
Митрофан – шестнадцатилетний сын Простаковых, главный «недоросль» комедии. Он ленив, избалован, глуп и совершенно не приспособлен к жизни. Митрофан не проявляет ни малейшего интереса к учебе, грубит учителям и мечтает лишь о еде и развлечениях. Фонвизин показывает, что система воспитания, основанная на невежестве и вседозволенности, порождает подобных безнравственных и никчемных людей.
Тарас Скотинин – брат госпожи Простаковой, грубый и невежественный человек, страстно любящий свиней. Он глуп, жаден и видит в Софье лишь возможность увеличить свое состояние. Скотинин – карикатурный образ невежественного и ограниченного помещика.
Софья – молодая девушка, племянница Стародума. Она добра, умна, образована и обладает высокими моральными принципами. Софья противопоставлена Простаковой и ее окружению как идеал просвещенной и добродетельной девушки.
Стародум – дядя Софьи, честный и просвещенный человек, разбогатевший благодаря своему труду и уму. Он верит в силу образования и воспитания, выступает против крепостного права и деспотизма. Стародум – рупор идей Просвещения в комедии.
Милон – молодой офицер, возлюбленный Софьи. Он честен, благороден, смел и хорошо образован. Милон является образцом молодого поколения дворянства, которое стремится к знаниям и служит Отечеству.
Правдин – государственный чиновник, приехавший в имение Простаковых с ревизией. Он честен, справедлив и стремится к искоренению злоупотреблений властью. Правдин представляет в комедии идеал просвещенного государственного деятеля.
Второстепенные персонажи комедии (учителя Митрофанушки – Кутейкин, Цыфиркин, Вральман, служанка Еремеевна и др.) также ярко и сатирически выписаны Фонвизиным. Они дополняют общую картину нравов русского дворянства XVIII века и подчеркивают основные идеи произведения.
Краткий вывод
Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» – это яркое сатирическое произведение, направленное против невежества, жестокости и деспотизма, царивших в российском обществе XVIII века. В центре комедии – история Митрофана, шестнадцатилетнего недоросля, олицетворяющего собой пороки дворянского сословия.
Фонвизин мастерски высмеивает невежество, жадность, жестокость и лицемерие помещиков Простаковых, Скотинина и их окружения. Автор противопоставляет им образы положительных героев – просвещенного Стародума, благородного Милона, честного Правдина, олицетворяющих собой идеалы Просвещения – гуманизм, справедливость, служение Отечеству.
Комедия «Недоросль» не теряет своей актуальности и в наши дни, ведь проблемы воспитания, образования, нравственного выбора, поднятые Фонвизиным, остаются важными и по сей день. Произведение заставляет задуматься о том, какими качествами должен обладать настоящий гражданин, как важно быть образованным, честным и гуманным человеком.
Яркие образы, живой язык, остроумные диалоги, динамичный сюжет – все это делает комедию «Недоросль» увлекательным и поучительным произведением, которое стоит прочитать каждому.
Интересно было бы узнать больше о каждом действии, особенно о развитии любовной линии Софьи и Милона.
Спасибо за краткое содержание! Простакова и Скотинин — настоящие «герои своего времени», жадные и невежественные.
Краткое содержание очень помогает вспомнить сюжет комедии. Действительно, образ Митрофанушки — яркий пример «недоросля» своего времени.
Люблю русскую классику! Обязательно перечитаю «Недоросль» еще раз.
Фонвизин мастерски высмеивает пороки общества XVIII века. «Недоросль» — не просто комедия, а настоящая сатира!
Классическое произведение, которое актуально и по сей день! Фонвизин гениально высмеивает невежество и жадность.