- Краткое содержание комедии «Ревизор» по действиям
- Действие первое⁚ паника в городе
- Действие второе⁚ встреча с лже-ревизором
- Действие третье⁚ взятки и ухаживания
- Действие четвертое⁚ разоблачение и бегство
- Действие пятое⁚ приезд настоящего ревизора
- Коротко о главных персонажах
- Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий
- Иван Александрович Хлестаков
- Анна Андреевна, жена городничего
- Марья Антоновна, дочь городничего
- Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья
- Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений
- Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер
- Краткий вывод
Краткое содержание комедии «Ревизор» по действиям
Действие комедии происходит в первой половине XIX века в небольшом провинциальном городе N. Чиновники города N в панике⁚ к ним едет ревизор из Петербурга. Все пытаются скрыть свои злоупотребления, пока не появлятся молодой повеса Хлестаков...
Действие первое⁚ паника в городе
Действие первое комедии «Ревизор» начинается в доме городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского. Городничий собрал у себя всех чиновников города N, чтобы сообщить им весьма неприятную новость⁚ к ним едет ревизор из Петербурга.
Известие о приезде ревизора повергает чиновников в ужас. Все они, без исключения, берут взятки, не исполняют своих служебных обязанностей и злоупотребляют своим положением.
Городничий начинает судорожно раздавать указания⁚ судье Ляпкину-Тяпкину ‒ привести в порядок присутственные места, смотрителю богоугодных заведений Землянике ⏤ надеть на больных чистые колпаки, а уездному лекарю Гибнеру ‒ хотя бы выучить пару медицинских терминов.
К общему совещанию присоединяются помещики Бобчинский и Добчинский. Именно они первыми увидели в трактире приехавшего из Петербурга молодого человека Ивана Александровича Хлестакова и приняли его за ревизора.
В страхе перед разоблачением чиновники готовы на все, чтобы задобрить мнимого ревизора.
Действие второе⁚ встреча с лже-ревизором
Действие второе происходит в гостинице, где остановился мелкий петербургский чиновник Иван Александрович Хлестаков. Он приехал в город N проездом, по дороге проигрался в карты и теперь сидит без гроша в кармане, не зная, как расплатиться с трактирщиком.
В этот момент в гостиницу являются перепуганные Бобчинский и Добчинский, чтобы сообщить Хлестакову, что его приняли за ревизора. Хлестаков, поначалу озадаченный, быстро понимает, какая выгода может быть из этой ошибки.
Городничий, дрожа от страха, приходит к Хлестакову с визитом. Он принимает пустые хвастовства Хлестакова за хитроумную проверку и старается всячески угодить мнимому ревизору⁚ угощает его обедом, предлагает деньги взаймы и даже селит в своем доме.
Хлестаков, пользуясь случаем, берет у всех чиновников «взаймы» деньги, ухаживает за дочерью и женой городничего. Он даже сочиняет фантастическую историю о своей жизни в Петербурге, выдавая себя за значительное лицо.
Все чиновники города N, ослепленные страхом, готовы верить любой лжи Хлестакова. Они льстят ему, угождают ему и стараются во всем ему угодить, надеясь таким образом избежать наказания.
Действие третье⁚ взятки и ухаживания
Действие третье комедии «Ревизор» разворачивается в доме городничего. Хлестаков, уже полностью вошедший в роль важного чиновника, принимает у себя чиновников, которые приходят к нему с поклонами и взятками.
Каждый из чиновников пытается задобрить «ревизора» и утаить свои грешки. Судья Ляпкин-Тяпкин предлагает Хлестакову взятку, завернутую в бумажку, намекая, что это «деньги, выигранные в карты». Почтмейстер Шпекин рассказывает о своем увлечении чтением чужих писем, а смотритель богоугодных заведений Земляника жалуется на недостаток финансирования и плохое поведение больных.
Хлестаков же, не задумываясь ни на минуту, принимает все эти подношения, считая их заслуженной данью своему высокому положению. Он даже позволяет себе ухаживать за дочерью городничего, Марьей Антоновной, и делать ей недвусмысленные предложения.
В конце третьего действия Хлестаков, опьяненный своим мнимым величием и вниманием, решает бежать из города N, пока его обман не раскрылся. Он просит у городничего карету и уезжает, оставив после себя полный хаос и смущение.
Действие четвертое⁚ разоблачение и бегство
В начале четвертого действия комедии «Ревизор» городничий и чиновники поздравляют друг друга с удачным «откупом» от ревизора. Они уверены, что Хлестаков остался довольным их гостеприимством и щедростью.
Однако торжество городничего и чиновников быстро прерывается прибытием купцов, мещан и прочих жителей города, которые жалуются на вымогательства и несправедливость со стороны Хлестакова.
В самый разгар этого скандала появляется почтмейстер с письмом Хлестакова к его другу Тряпичкину. В этом письме Хлестаков в комическом свете описывает всех чиновников города N и рассказывает о своих приключениях в роли ревизора.
Чтение письма становится настоящим ударом для городничего и чиновников. Они понимают, что были одурачены проходимцем, и что теперь им грозит серьезное наказание от настоящего ревизора.
В конце действия Хлестаков, уже уехавший из города, вспоминает о своих приключениях в городе N. Он доволен тем, что ему удалось так ловко обмануть глупых провинциальных чиновников, и с легким сердцем продолжает свой путь.
Действие пятое⁚ приезд настоящего ревизора
Пятое действие комедии «Ревизор» ⏤ кульминационное. Городничий и чиновники все еще не могут оправится от шока, вызванного письмом Хлестакова. Они в панике представляют, какое наказание их ждет, и обвиняют друг друга в произошедшем.
Внезапно в город приезжает жандарм с объявлением⁚ настоящий ревизор, государственный чиновник, приехал в город и требует к себе городничего.
Новость о приезде настоящего ревизора повергает городничего и чиновников в полный ужас. Они понимают, что теперь им не избежать расплаты за все их провинности.
Комедия заканчивается знаменитой «немой сценой», в которой все герои замирают в ожидании неминуемого разоблачения. Гоголь оставляет финал открытым, не показывая нам, что же произойдет с чиновниками дальше.
Приезд настоящего ревизора символизирует неотвратимость наказания за грехи и пороки.
Коротко о главных персонажах
В комедии «Ревизор» Гоголь создал яркую галерею образов, представляющих типичных представителей провинциального чиновничества России XIX века.
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий
Главный персонаж комедии, вокруг которого разворачиваются основные события. Это хитрый, ловкий и пронырливый чиновник, привыкший брать взятки и злоупотреблять своим служебным положением. Он живет по принципу⁚ «Чем свет стоит заткнуть глотку ревизору!». Однако при всем своем цинизме и продажности он не лишен некоторого обаяния и даже вызывает у читателя смех и сочувствие.
Иван Александрович Хлестаков
Молодой человек, мелкий петербургский чиновник, случайно оказавшийся в городе N. Он глуп, легкомысленен, транжирит родительские деньги и любит хвастаться. По ошибке его принимают за ревизора, и он с удовольствием принимает на себя эту роль, пользуясь случаем, чтобы получить от чиновников деньги, уважение и внимание.
Анна Андреевна, жена городничего
Провинциальная кокетка, мечтающая о столичной жизни. Она легко веритизвестиям о высоком положении Хлестакова и начинает ухаживать за ним, надеясь на его покровительство.
Марья Антоновна, дочь городничего
Молодая девушка, наивная и романтичная. Она также поддается чарам Хлестакова и влюбляется в него, не подозревая о его настоящей натуре.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья
Взяточник и либерал, считающий себя умным и прогрессивным человеком. Он уверен, что от всех проблем можно откупиться, и действует в рамках своей «философии»⁚ «Судья судит по совести, а совесть ⏤ дело тонкое».
Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений
Ханжа и лицемер, прикрывающий своей благочестивостью жестокость и равнодушие к ближним. Он экономят на всем, что касается больных и нуждающихся, и выступает за жестокие меры наказания для тех, кто нарушает порядок.
Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер
Беззаботный и безответственный человек, любящий почитать чужие письма. Он не видит ничего предосудительного в своем поведении и считает это невинным развлечением.
Эти и другие персонажи комедии «Ревизор» составляют яркую и гротескную картину российской действительности XIX века.
Краткий вывод
Комедия «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя – это острое сатирическое произведение, высмеивающее пороки российского чиновничества и общества в целом.
Сюжет, разворачивающийся вокруг мнимого ревизора, становится поводом для изобличения взяточничества, казнокрадства, чинопочитания, равнодушия к нуждам народа, царящих в уездном городе.
Городничий и чиновники, ослепленные страхом перед проверкой, готовы на все, чтобы скрыть свои преступления и угодить тому, кого они считают важным чиновником. Они не замечают очевидного⁚ Хлестаков – пустой и ничтожный человек, аферист, пользующийся их же страхом и глупостью.
Гоголь мастерски высмеивает пороки не только отдельных персонажей, но и всей системы, которая порождает их. Чиновники в «Ревизоре» – не столько злодеи, сколько жертвы собственных страхов и амбиций, порождения порочной системы, где карьера, деньги и власть ценятся выше чести, совести и закона.
Комедия «Ревизор», написанная в XIX веке, не теряет своей актуальности и в наши дни. Она напоминает нам о том, что пороки общества не имеют срока давности и что только честность, справедливость и неравнодушие могут противостоять им.
Сила «Ревизора» – в его смехе, который одновременно смешит и пугает, заставляет нас задуматься о себе и окружающем мире.
Спасибо за краткое содержание! Освежила в памяти сюжет перед походом в театр. «Ревизор» на сцене — это всегда незабываемое зрелище!
Классическое произведение, которое не теряет своей актуальности и по сей день! Читается легко и с интересом, несмотря на то, что написано почти два века назад. Гоголь гениально высмеивает пороки общества, и, к сожалению, эти пороки все еще существуют.
Всегда поражалась, как Гоголю удавалось так точно подмечать человеческие слабости. «Ревизор» — это не просто комедия, это зеркало, в котором отражается вся суть человеческой природы.
Краткое содержание, конечно, не передает и малой доли юмора и сатиры Гоголя. Но для общего понимания сюжета очень даже полезно. Особенно для тех, кто не любит читать длинные произведения.
Интересно было бы посмотреть современную экранизацию «Ревизора». Уверена, что и в наше время найдется немало чиновников, похожих на героев Гоголя.