Краткое содержание «Ревизор»
В уездном городке ждут ревизора. По ошибке за него принимают Хлестакова, который, пользуясь ситуацией, берет взятки и наслаждается вниманием. Чиновники в страхе пытаются скрыть свои махинации.
Слух о ревизоре и переполох в городе
Действие комедии начинается в доме городничего, Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского. Он взволнован и напуган, поскольку получил письмо от своего друга, сообщающее о скором приезде ревизора из Петербурга. Более того, ревизор будет инспектировать город инкогнито, то есть под видом обычного путешественника.
Эта новость вызывает настоящий переполох среди городских чиновников. Все они, включая городничего, берут взятки, не исполняют своих обязанностей и злоупотребляют служебным положением. Город находится в упадке⁚ больницы грязные, суды коррумпированы, улицы неухоженные, а взяточничество процветает.
Городничий немедленно собирает совещание чиновников, чтобы предупредить их о грядущей проверке и дать указания по наведению хотя бы внешнего лоска. Он приказывает срочно прибраться в городе, привести в порядок внешний вид учреждений, а также подготовить правдоподобные отчеты о своей работе, чтобы обмануть ревизора.
В атмосфере всеобщей паники и страха перед разоблачением, город погружается в хаос. Каждый чиновник лихорадочно пытается скрыть свои прегрешения, что приводит к череде комичных и абсурдных ситуаций.
Ошибка с Хлестаковым и мнимый ревизор
В разгар всеобщей паники в городе появляются двое помещиков, Бобчинский и Добчинский, известные своими сплетнями и любовью к сенсациям. Они сообщают о молодом человеке по имени Иван Александрович Хлестаков, остановившемся в местной гостинице. Хлестаков – мелкий чиновник из Петербурга, направляющийся в Саратовскую губернию к своему отцу. Он легкомыслен, хвастлив, любит пускать пыль в глаза и совершенно не разбирается в людях.
Бобчинский и Добчинский, наблюдая за Хлестаковым в гостинице, решают, что его поведение подозрительно. Он никому не открывает своего имени, важно расхаживает по комнате и требует лучшего обслуживания, а главное – у него нет денег, чтобы оплатить счет! Всё это, по их мнению, явные признаки тайного ревизора.
Слухи о «настоящем ревизоре» быстро достигают городничего. Испуганный Сквозник-Дмухановский, недолго думая, сам отправляется в гостиницу, чтобы познакомиться с таинственным гостем. Хлестаков, за две недели до этого проигравшийся в карты вчистую, голодает и томится от скуки. Он принимает городничего за кредитора, от которого пытается спрятаться, и начинает лепетать невнятные оправдания.
Городничий, ослепленный страхом и предвзятым мнением, принимает робость Хлестакова за хитрость и проницательность. Он решает во что бы то ни стало задобрить «ревизора» и предлагает ему переехать в свой дом, обещая роскошное проживание и всевозможные удобства. Хлестаков, не понимая, в чём дело, но чувствуя, что ему крупно повезло, с радостью принимает предложение.
Развязка и разоблачение
Хлестаков, наслаждаясь неожиданно свалившимся на него счастьем, продолжает играть роль важного столичного чиновника. Он принимает у себя просителей, раздает обещания, одалживает деньги у чиновников, очаровывает жену и дочь городничего; Все вокруг в восторге от «ревизора» – настолько он обаятелен, прост в общении и, главное, щедр на обещания.
В разгар веселья, когда городничий уже предвкушает скорое повышение и выдачу дочери замуж за «знатного» человека, Хлестаков решает бежать. Его слуга Осип, трезво оценивающий ситуацию, убеждает барина уехать до того, как обман раскроется. Хлестаков, получив от городничего очередную «ссуду» и сделав предложение его дочери, спешно покидает город.
Вскоре после отъезда «ревизора» в город прибывает письмо от Хлестакова, адресованное его другу-журналисту. В письме он в красках описывает свое пребывание в городе, высмеивает глупость и продажность чиновников, а также нелестным образом отзывается о самом городничем и его семье.
Почтмейстер, по привычке вскрывший письмо Хлестакова, зачитывает его содержание вслух. Городничий и чиновники приходят в ужас, осознав, что стали жертвой собственной глупости и обмана со стороны мелкого столичного проходимца. Развязка комедии наступает в момент, когда в дом городничего входит жандарм и объявляет о прибытии настоящего ревизора.
Важные персонажи и их роль в комедии
В «Ревизоре» Гоголь вывел на сцену целую галерею ярких, сатирических персонажей, олицетворяющих пороки российской провинциальной жизни.
Характеристика главных героев⁚ городничий, Хлестаков, чиновники
Городничий, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – центральный персонаж комедии, олицетворяющий собой коррумпированную власть. Он хитёр, изворотлив, привык брать взятки и ловко заметать следы своих преступлений. Городничий боится разоблачения и готов на всё, чтобы угодить «ревизору».
Иван Александрович Хлестаков – молодой повеса, мелкий чиновник из Петербурга. Он глуп, самовлюблён, хвастлив и совершенно не разбирается в людях. Хлестаков случайно оказывается в центре событий, принимая лесть и подношения за чистую монету. Он не планировал обманывать городничего и чиновников, но с удовольствием пользуется ситуацией.
Чиновники – собирательный образ провинциальных взяточников и казнокрадов. Каждый из них по-своему смешон и жалок⁚ судья Ляпкин-Тяпкин берёт взятки борзыми щенками, попечитель богоугодных заведений Земляника обворовывает больных, смотритель училищ Хлопов держит учителей в ежовых рукавицах.
Гоголь мастерски высмеивает пороки своих героев, показывая их глупость, жадность, трусость и лицемерие. При этом автор не делает однозначных выводов, оставляя зрителя задуматься о причинах и следствиях всеобщей коррупции.
Коротко о главных персонажах
- Главный двигатель действия, вокруг которого разворачивается вся интрига.
- Искусный интриган и взяточник, привыкший к вседозволенности и безнаказанности;
- Обладает определённым умом и хитростью, но труслив и легко поддаётся панике.
- Мечтает о повышении по службе и признании своих мнимых заслуг.
Иван Александрович Хлестаков, мнимый ревизор⁚
- Молодой повеса, мелкий чиновник из Петербурга, случайно оказавшийся в центре событий.
- Глуп, хвастлив, легкомыслен, не умеет обращаться с деньгами и живёт одним днём.
- Не стремится к обману, но с удовольствием пользуется ситуацией и принимает лесть за чистую монету.
- Случайно становится катализатором, разоблачающим истинное лицо чиновничества.
- Пустая, провинциальная дама, мечтающая о светской жизни и роскоши.
- Легковерна, падка на лесть и внимание со стороны мужчин.
- Видит в Хлестакове выгодную партию для своей дочери и всячески старается ему угодить.
Марья Антоновна, дочь городничего⁚
- Молодая, наивная девушка, воспитанная на французских романах.
- Мечтает о красивой любви и блестящем будущем.
- Поначалу очарована Хлестаковым, но быстро разочаровывается в нём.
- Взяточник и мошенник, прячущийся за маской важности и начитанности.
- Считает себя умным и проницательным, но на деле глуп и труслив.
Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений⁚
- Хитрый и изворотливый мошенник, наживающийся на больных и неимущих.
- Лицемерно прикрывает свои злодеяния заботой о благе ближнего.
- Повторяют основные черты городничего и его окружения – взяточничество, казнокрадство, халатность.
- Каждый из них по-своему смешон и жалок, олицетворяя собой пороки российской провинциальной жизни;
Краткий вывод
«Ревизор» — это не просто комедия положений, но и острое сатирическое произведение, высмеивающее пороки российского общества первой половины XIX века. Гоголь мастерски создаёт галерею гротескных персонажей, в которых узнаваемы черты чиновничества, помещичества, купечества и других сословий.
Главный конфликт комедии – столкновение лжи и правды, лицемерия и искренности. Чиновники, привыкшие жить во лжи и обмане, принимают мелкого столичного проходимца за важного проверяющего. Их страх перед разоблачением настолько силён, что они готовы поверить любой нелепости, лишь бы откупиться от мнимой угрозы.
Хлестаков, сам того не желая, становится катализатором, обнажающим истинное лицо чиновничества. Его появление выводит наружу всю гниль и коррупцию, царящую в уездном городе. Комедия не даёт ответов на вопросы о том, как бороться с этими пороками, но заставляет задуматься о причинах их возникновения и последствиях для общества.
Блестящий язык Гоголя, полный сатиры, иронии и гротеска, делает «Ревизора» актуальным и по сей день. Комедия заставляет смеяться над пороками общества, но этот смех сквозь слёзы, ведь многие проблемы, поднятые Гоголем, остаются актуальными и в наше время.
«Ревизор» – это не просто классика русской литературы, это произведение, которое заставляет задуматься о вечных ценностях, о чести, совести и ответственности каждого человека за свои поступки.
Очень смешная комедия, особенно сцена вранья Хлестакова! Гоголь мастерски высмеивает глупость и жадность чиновников.
Классика русской литературы, которая не теряет своей актуальности и по сей день! Пороки общества, высмеянные Гоголем, узнаваемы и в наше время.
Сюжет «Ревизора» актуален и в наши дни. Взяточничество, казнокрадство, чинопочитание — эти проблемы существуют и сегодня.
Произведение заставляет задуматься о важных вещах: о честности, совести, ответственности. Рекомендую к прочтению!
Блестящий язык Гоголя, яркие образы героев, динамичный сюжет — все это делает «Ревизора» настоящим шедевром русской литературы!