- Краткое содержание «Мастер и Маргарита» по главам
- Часть первая⁚ Знакомство с Воландом и его свитой
- Часть вторая⁚ История Мастера и Маргариты
- Часть третья⁚ Бал у сатаны
- Часть четвертая⁚ Судьба Мастера и Маргариты
- Часть пятая⁚ История Иешуа Га-Ноцри
- Коротко о главных персонажах
- Мастер
- Маргарита
- Воланд
- Коровьев-Фагот
- Бегемот
- Азазелло
- Иешуа Га-Ноцри
- Понтий Пилат
- Краткий вывод
Краткое содержание «Мастер и Маргарита» по главам
Роман состоит из 32 глав и двух частей. В первой части Воланд с помощниками приезжает в Москву, где сеет хаос и устраивает мистические представления. Параллельно мы знакомимся с историей Мастера, написавшего роман о Понтии Пилате, и его возлюбленной Маргариты.
Часть первая⁚ Знакомство с Воландом и его свитой
Первая часть романа «Мастер и Маргарита» знакомит нас с загадочным иностранцем Воландом и его необычной свитой, прибывшими в Москву 30-х годов. С их появлением в городе начинают происходить мистические и необъяснимые события, которые переворачивают жизнь многих людей с ног на голову.
В первой главе романа на Патриарших прудах происходит знаменательная встреча литераторов Михаила Берлиоза и Ивана Бездомного с таинственным иностранцем, представившимся Воландом. Разговор заходит о религии, существовании Бога и дьявола. Воланд, демонстрируя свою сверхъестественную осведомленность, рассказывает о последних днях Иешуа Га-Ноцри, прототипа Христа, и предсказывает скорую смерть Берлиоза.
Предсказание сбывается, и Берлиоз трагически погибает под колесами трамвая. Иван Бездомный, потрясенный случившимся, пытается преследовать Воланда и его свиту, но безуспешно. В итоге он оказывается в психиатрической клинике, где объявляет себя сумасшедшим, пытаясь рассказать о встрече с дьяволом.
Тем временем Воланд и его свита, состоящая из харизматичного Коровьева, устрашающего Азазелло и обаятельного кота Бегемота, начинают сеять хаос в Москве. Они устраивают мистическое представление в Варьете, обращая привычный мир с ног на голову, играя на человеческих слабостях и пороках.
В череде невероятных событий оказываются втянуты самые разные люди⁚ директор Варьете Степан Лиходеев, председатель жилтоварищества Никанор Иванович Босой, финансовый директор Римский. Воланд и его свита подвергают их испытаниям, разоблачая ложь, жадность и лицемерие. В результате их действий герои оказываются в абсурдных и комичных ситуациях, которые заставляют задуматься о природе добра и зла, истинных и ложных ценностях.
Первая часть романа завершается появлением в повествовании Мастера, загадочного писателя, создавшего роман о Понтии Пилате, и его возлюбленной Маргариты. Судьба Мастера тесно переплетается с историей Иешуа, а встреча с Воландом и его свитой становится поворотным моментом в его жизни.
Часть вторая⁚ История Мастера и Маргариты
Вторая часть романа «Мастер и Маргарита» раскрывает перед нами трогательную и трагическую историю любви Мастера, талантливого, но непризнанного писателя, и Маргариты, женщины, готовой на все ради своего возлюбленного. Их история переплетается с событиями, происходящими в Москве, и мистическим влиянием Воланда и его свиты.
Мастер, находясь в психиатрической клинике, рассказывает Ивану Бездомному о своей судьбоносной встрече с Маргаритой и о своем романе о Понтии Пилате. Он описывает свою одержимость этой темой, бессонные ночи за рукописью и, наконец, долгожданное признание со стороны любимой женщины.
Однако радость Мастера была недолгой. Роман, отвергнутый критиками и литературным сообществом, становится причиной травли и преследований. Мастер, не выдержав ударов судьбы, отрекается от своего творения и оказывается в психиатрической лечебнице.
Маргарита, страдая от разлуки с любимым, готова на все, чтобы вернуть его. Судьба сводит ее с Азазелло, который предлагает ей сделку⁚ стать королевой бала у Сатаны в обмен на исполнение желания. Маргарита, не раздумывая, соглашается, и в ночь на полнолуние превращается в ведьму, обретая свободу и возможность летать.
Во время своего фантастического полета Маргарита мстит критику Латунскому, разрушив его квартиру, и встречает свою служанку Наташу, также ставшую ведьмой. Вместе они отправляются на бал к Воланду, где Маргарита с достоинством выполняет роль королевы.
Во время бала Маргарита использует свое право просить Воланда об исполнении желания. Она просит не за себя, а за Мастера, умоляя вернуть его и их любовь. Воланд, тронутый искренностью ее чувств, соглашается выполнить ее просьбу.
Часть третья⁚ Бал у сатаны
В этой части романа «Мастер и Маргарита» Булгаков погружает нас в атмосферу фантасмагорического бала, устраиваемого Воландом в Москве. Бал у сатаны – это ключевое событие, где мистицизм достигает своего апогея, а реальность перемешивается с потусторонним миром.
Получив от Азазелло волшебный крем, Маргарита преображается в прекрасную и могущественную ведьму. Она отправляется на бал, пролетая над ночной Москвой и наблюдая с высоты человеческие пороки и страсти. Бал проходит в роскошной квартире на Садовой улице, которая чудесным образом превращается в огромный зал, заполненный гостями из разных эпох и со всех концов света.
Маргарита, как королева бала, встречает гостей, среди которых оказываются известные исторические личности, персонажи легенд и мифов, а также обычные грешники, жаждущие наслаждений и продавшие свои души дьяволу. В этом мире царят безудержное веселье, роскошь и разврат, но за внешним блеском скрывается пустота и тлен.
Кульминацией бала становится появление Воланда, предстающего во всей своей демонической красе. Он наблюдает за происходящим с холодным равнодушием, зная истинную цену человеческих желаний. Маргарита, выполняя роль королевы, испытывает смешанные чувства⁚ восторг и ужас, отвращение и любопытство.
Бал у сатаны – это не просто развлекательное мероприятие, а своеобразный суд, где Воланд и его свита вершат правосудие, наказывая грешников и разоблачая лицемерие. Это событие становится поворотным моментом в судьбе Маргариты, которая, пройдя через испытания, доказывает силу своей любви и преданности Мастеру.
Часть четвертая⁚ Судьба Мастера и Маргариты
В этой части романа «Мастер и Маргарита» Булгаков подводит нас к развязке запутанной истории, где мистические события переплетаются с человеческими судьбами. Маргарита, пройдя испытание балом у сатаны, обретает своего возлюбленного Мастера, но их счастье оказывается неполным и омраченным трагическими событиями прошлого.
Воланд, тронутый преданностью Маргариты, выполняет ее просьбу и возвращает Мастера из психиатрической лечебницы. Влюбленные воссоединяются, но Мастер уже не тот, каким был прежде. Травля и отречение от своего романа оставили глубокий след в его душе, лишив его творческих сил и жажды жизни.
Тем временем Воланд и его свита готовятся покинуть Москву. Перед отъездом Воланд раскрывает Маргарите и Мастеру их дальнейшую судьбу. Он признает, что роман Мастера о Понтии Пилате обладает невероятной силой и правдой, но мир не готов принять его. Мастер, измученный борьбой, не находит себе места в этом мире и мечтает лишь о покое.
Воланд дарует Мастеру и Маргарите то, чего они жаждут больше всего – вечный покой. Вместе они покидают Москву, отправляясь в загробный мир, где обретают покой и умиротворение. Их история любви, прошедшая через испытания и страдания, становится символом вечной борьбы добра и зла, света и тьмы.
В финале романа Москва прощается с таинственными гостями. Воланд и его свита исчезают так же внезапно, как и появились, оставляя после себя след из мистических событий и неразгаданных тайн.
Часть пятая⁚ История Иешуа Га-Ноцри
Параллельно с московскими событиями в романе «Мастер и Маргарита» разворачивается другая история, происходящая в древнем Ершалаиме. Это история Иешуа Га-Ноцри, бродячего философа, прототипа Иисуса Христа, и его рокового столкновения с римским прокуратором Понтием Пилатом.
Иешуа, проповедующий идеи добра, сострадания и всепрощения, привлекает внимание властей, которые видят в нем угрозу своей власти. Он арестован и предстает перед судом Понтия Пилата.
Пилат, человек образованный и склонный к размышлениям, проникается сочувствием к Иешуа. Он не видит в нем преступника, но вынужден действовать в рамках римского закона и интересов империи.
Между Пилатом и Иешуа происходит напряженный диалог, в котором сталкиваються разные взгляды на истину, справедливость и власть. Иешуа проповедует всепрощение и любовь к ближнему, в то время как Пилат, скованный своим положением, вынужден принимать жестокие решения.
Несмотря на внутреннее сопротивление, Пилат утверждает смертный приговор Иешуа. Он мучается угрызениями совести, понимая, что обрек на смерть невинного человека. Казнь Иешуа становится для Пилата символом его собственной трагедии ⎯ невозможности следовать голосу совести в мире, где властвуют сила и лицемерие.
История Иешуа Га-Ноцри является важной частью романа «Мастер и Маргарита», она поднимает вечные вопросы о добре и зле, вере и неверии, свободе воли и ответственности за свои поступки.
Коротко о главных персонажах
В романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова представлен калейдоскоп ярких и запоминающихся персонажей, каждый из которых играет важную роль в развитии сюжета.
Мастер
Загадочный и трагический персонаж, талантливый писатель, одержимый историей Понтия Пилата. Испытывая преследования за свой роман, он оказывается в психиатрической клинике, разочарованный в людях и утративший веру в себя. Только любовь Маргариты даёт ему силы жить.
Маргарита
Страстная и самоотверженная женщина, готовая на всё ради любви к Мастеру. Она становится ведьмой, чтобы обрести силу и спасти своего возлюбленного. Маргарита – воплощение верности, самопожертвования и всепоглощающей любви.
Воланд
Загадочный и могущественный персонаж, представляющийся профессором черной магии, но на самом деле являющийся Сатаной. Воланд приезжает в Москву, чтобы устроить бал и разоблачить человеческие пороки. Он наблюдает за людьми, испытывая их и наказывая за грехи.
Коровьев-Фагот
Хитроумный и язвительный демон, правая рука Воланда. Он постоянно меняет обличия, подстраивая каверзные ситуации и высмеивая человеческую глупость.
Бегемот
Огромный черный кот, член свиты Воланда, способный превращаться в человека. Он отличается обжорством, склонностью к шалостям и циничным юмором.
Азазелло
Демон-убийца, член свиты Воланда. Он выполняет самые грязные и опасные поручения своего господина. Азазелло отличается жестокостью, беспринципностью и таинственностью.
Иешуа Га-Ноцри
Бродячий философ, проповедующий идеи добра, сострадания и всепрощения. Он является прототипом Иисуса Христа. Иешуа становится жертвой лжи, предательства и жестокости власти.
Понтий Пилат
Римский прокуратор Иудеи, вынужденный утвердить смертный приговор Иешуа. Он мучается угрызениями совести, понимая, что обрек на смерть невинного человека. Пилат символизирует человека власти, скованного долгом и обстоятельствами.
Каждый из этих персонажей вносит свой уникальный вклад в многогранность и глубину романа «Мастер и Маргарита». Их судьбы и взаимоотношения поднимают вечные вопросы о любви и предательстве, добре и зле, вере и безверии, смысле жизни и смерти.
Краткий вывод
Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова — это многогранное и загадочное произведение, которое сложно однозначно определить жанрово. В нём переплетаются элементы мистики, сатиры, философской притчи, любовной истории.
Главная тема романа , противостояние добра и зла, света и тьмы, которое разворачивается как в библейские времена в Ершалаиме, так и в советской Москве 30-х годов. Появление Воланда и его свиты в Москве становится своеобразным тестом для общества, разоблачая его пороки , жадность, трусость, предательство, лицемерие.
Параллельно с сатирической линией развивается лирическая история любви Мастера и Маргариты. Их чувство — это символ настоящей, всепоглощающей любви, готовой преодолеть любые испытания. Маргарита, ради спасения любимого, заключает сделку с дьяволом, становится ведьмой и проходит через все круги ада. В итоге она вознаграждена — Воланд возвращает ей Мастера, а затем дарует им обоим вечный покой.
Роман «Мастер и Маргарита» — это книга о вечных ценностях — любви, вере, творчестве, свободе выбора. Она заставляет задуматься о смысле жизни, о том, что такое добро и зло, и какую цену приходится платить за право быть собой.
Финал романа оставляет после себя много вопросов. Несмотря на то, что Мастер и Маргарита находят покой в вечности, их история не заканчивается. Она продолжается в читательском воображении, заставляя размышлять над теми глубокими философскими проблемами, которые поднимает автор.
Прочитала краткое содержание и захотелось перечитать роман! Вспомнились все эти яркие образы и философские вопросы, которые поднимает Булгаков.
Спасибо за краткий пересказ! Помогло освежить в памяти сюжет перед экзаменом.
Согласен, что первая часть романа самая динамичная и захватывающая. Воланд и его свита — просто незабываемы!
Всегда поражалась фантазии Булгакова! Этот роман — настоящий шедевр, который хочется перечитывать снова и снова.
Неплохое содержание, но хотелось бы больше деталей о Мастере и Маргарите. Все-таки, они главные герои.
Интересно было бы почитать продолжение краткого содержания, чтобы узнать, что же будет дальше с героями.
Очень интересное изложение! Всегда было сложно удержать в голове все перипетии романа, а тут так кратко и понятно описана каждая часть. Спасибо!
А мне больше всего интересна любовная линия Мастера и Маргариты. Их история такая трагичная и красивая одновременно.