Краткое содержание Мастер и Маргарита по главам

Краткое содержание Мастер и Маргарита по главам Краткие пересказы

Краткое содержание «Мастер и Маргарита» по главам

Роман состоит из 32 глав и двух частей.​ В первой части Воланд с помощниками приезжает в Москву, где сеет хаос и устраивает мистические представления. Параллельно мы знакомимся с историей Мастера, написавшего роман о Понтии Пилате, и его возлюбленной Маргариты.​

Часть первая⁚ Знакомство с Воландом и его свитой

Первая часть романа «Мастер и Маргарита» знакомит нас с загадочным иностранцем Воландом и его необычной свитой, прибывшими в Москву 30-х годов.​ С их появлением в городе начинают происходить мистические и необъяснимые события, которые переворачивают жизнь многих людей с ног на голову.​

В первой главе романа на Патриарших прудах происходит знаменательная встреча литераторов Михаила Берлиоза и Ивана Бездомного с таинственным иностранцем, представившимся Воландом.​ Разговор заходит о религии, существовании Бога и дьявола. Воланд, демонстрируя свою сверхъестественную осведомленность, рассказывает о последних днях Иешуа Га-Ноцри, прототипа Христа, и предсказывает скорую смерть Берлиоза.​

Предсказание сбывается, и Берлиоз трагически погибает под колесами трамвая.​ Иван Бездомный, потрясенный случившимся, пытается преследовать Воланда и его свиту, но безуспешно.​ В итоге он оказывается в психиатрической клинике, где объявляет себя сумасшедшим, пытаясь рассказать о встрече с дьяволом.​

Тем временем Воланд и его свита, состоящая из харизматичного Коровьева, устрашающего Азазелло и обаятельного кота Бегемота, начинают сеять хаос в Москве.​ Они устраивают мистическое представление в Варьете, обращая привычный мир с ног на голову, играя на человеческих слабостях и пороках.​

В череде невероятных событий оказываются втянуты самые разные люди⁚ директор Варьете Степан Лиходеев, председатель жилтоварищества Никанор Иванович Босой, финансовый директор Римский.​ Воланд и его свита подвергают их испытаниям, разоблачая ложь, жадность и лицемерие.​ В результате их действий герои оказываются в абсурдных и комичных ситуациях, которые заставляют задуматься о природе добра и зла, истинных и ложных ценностях.​

Первая часть романа завершается появлением в повествовании Мастера, загадочного писателя, создавшего роман о Понтии Пилате, и его возлюбленной Маргариты.​ Судьба Мастера тесно переплетается с историей Иешуа, а встреча с Воландом и его свитой становится поворотным моментом в его жизни.​

Часть вторая⁚ История Мастера и Маргариты

Вторая часть романа «Мастер и Маргарита» раскрывает перед нами трогательную и трагическую историю любви Мастера, талантливого, но непризнанного писателя, и Маргариты, женщины, готовой на все ради своего возлюбленного.​ Их история переплетается с событиями, происходящими в Москве, и мистическим влиянием Воланда и его свиты.​

Мастер, находясь в психиатрической клинике, рассказывает Ивану Бездомному о своей судьбоносной встрече с Маргаритой и о своем романе о Понтии Пилате.​ Он описывает свою одержимость этой темой, бессонные ночи за рукописью и, наконец, долгожданное признание со стороны любимой женщины.​

Однако радость Мастера была недолгой. Роман, отвергнутый критиками и литературным сообществом, становится причиной травли и преследований.​ Мастер, не выдержав ударов судьбы, отрекается от своего творения и оказывается в психиатрической лечебнице.​

Маргарита, страдая от разлуки с любимым, готова на все, чтобы вернуть его.​ Судьба сводит ее с Азазелло, который предлагает ей сделку⁚ стать королевой бала у Сатаны в обмен на исполнение желания.​ Маргарита, не раздумывая, соглашается, и в ночь на полнолуние превращается в ведьму, обретая свободу и возможность летать.

Во время своего фантастического полета Маргарита мстит критику Латунскому, разрушив его квартиру, и встречает свою служанку Наташу, также ставшую ведьмой.​ Вместе они отправляются на бал к Воланду, где Маргарита с достоинством выполняет роль королевы.​

Во время бала Маргарита использует свое право просить Воланда об исполнении желания.​ Она просит не за себя, а за Мастера, умоляя вернуть его и их любовь.​ Воланд, тронутый искренностью ее чувств, соглашается выполнить ее просьбу.​

Часть третья⁚ Бал у сатаны

В этой части романа «Мастер и Маргарита» Булгаков погружает нас в атмосферу фантасмагорического бала, устраиваемого Воландом в Москве.​ Бал у сатаны – это ключевое событие, где мистицизм достигает своего апогея, а реальность перемешивается с потусторонним миром.​

Получив от Азазелло волшебный крем, Маргарита преображается в прекрасную и могущественную ведьму.​ Она отправляется на бал, пролетая над ночной Москвой и наблюдая с высоты человеческие пороки и страсти.​ Бал проходит в роскошной квартире на Садовой улице, которая чудесным образом превращается в огромный зал, заполненный гостями из разных эпох и со всех концов света.​

Маргарита, как королева бала, встречает гостей, среди которых оказываются известные исторические личности, персонажи легенд и мифов, а также обычные грешники, жаждущие наслаждений и продавшие свои души дьяволу.​ В этом мире царят безудержное веселье, роскошь и разврат, но за внешним блеском скрывается пустота и тлен.​

Кульминацией бала становится появление Воланда, предстающего во всей своей демонической красе.​ Он наблюдает за происходящим с холодным равнодушием, зная истинную цену человеческих желаний.​ Маргарита, выполняя роль королевы, испытывает смешанные чувства⁚ восторг и ужас, отвращение и любопытство.​

Бал у сатаны – это не просто развлекательное мероприятие, а своеобразный суд, где Воланд и его свита вершат правосудие, наказывая грешников и разоблачая лицемерие.​ Это событие становится поворотным моментом в судьбе Маргариты, которая, пройдя через испытания, доказывает силу своей любви и преданности Мастеру.​

Часть четвертая⁚ Судьба Мастера и Маргариты

В этой части романа «Мастер и Маргарита» Булгаков подводит нас к развязке запутанной истории, где мистические события переплетаются с человеческими судьбами.​ Маргарита, пройдя испытание балом у сатаны, обретает своего возлюбленного Мастера, но их счастье оказывается неполным и омраченным трагическими событиями прошлого.

Воланд, тронутый преданностью Маргариты, выполняет ее просьбу и возвращает Мастера из психиатрической лечебницы. Влюбленные воссоединяются, но Мастер уже не тот, каким был прежде.​ Травля и отречение от своего романа оставили глубокий след в его душе, лишив его творческих сил и жажды жизни.​

Тем временем Воланд и его свита готовятся покинуть Москву.​ Перед отъездом Воланд раскрывает Маргарите и Мастеру их дальнейшую судьбу.​ Он признает, что роман Мастера о Понтии Пилате обладает невероятной силой и правдой, но мир не готов принять его.​ Мастер, измученный борьбой, не находит себе места в этом мире и мечтает лишь о покое.​

Воланд дарует Мастеру и Маргарите то, чего они жаждут больше всего – вечный покой.​ Вместе они покидают Москву, отправляясь в загробный мир, где обретают покой и умиротворение.​ Их история любви, прошедшая через испытания и страдания, становится символом вечной борьбы добра и зла, света и тьмы.

В финале романа Москва прощается с таинственными гостями.​ Воланд и его свита исчезают так же внезапно, как и появились, оставляя после себя след из мистических событий и неразгаданных тайн.​

Часть пятая⁚ История Иешуа Га-Ноцри

Параллельно с московскими событиями в романе «Мастер и Маргарита» разворачивается другая история, происходящая в древнем Ершалаиме.​ Это история Иешуа Га-Ноцри, бродячего философа, прототипа Иисуса Христа, и его рокового столкновения с римским прокуратором Понтием Пилатом.​

Иешуа, проповедующий идеи добра, сострадания и всепрощения, привлекает внимание властей, которые видят в нем угрозу своей власти.​ Он арестован и предстает перед судом Понтия Пилата.

Пилат, человек образованный и склонный к размышлениям, проникается сочувствием к Иешуа.​ Он не видит в нем преступника, но вынужден действовать в рамках римского закона и интересов империи.​

Между Пилатом и Иешуа происходит напряженный диалог, в котором сталкиваються разные взгляды на истину, справедливость и власть.​ Иешуа проповедует всепрощение и любовь к ближнему, в то время как Пилат, скованный своим положением, вынужден принимать жестокие решения.​

Несмотря на внутреннее сопротивление, Пилат утверждает смертный приговор Иешуа.​ Он мучается угрызениями совести, понимая, что обрек на смерть невинного человека. Казнь Иешуа становится для Пилата символом его собственной трагедии ⎯ невозможности следовать голосу совести в мире, где властвуют сила и лицемерие.​

История Иешуа Га-Ноцри является важной частью романа «Мастер и Маргарита», она поднимает вечные вопросы о добре и зле, вере и неверии, свободе воли и ответственности за свои поступки.​

Коротко о главных персонажах

В романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова представлен калейдоскоп ярких и запоминающихся персонажей, каждый из которых играет важную роль в развитии сюжета.​

Мастер

Загадочный и трагический персонаж, талантливый писатель, одержимый историей Понтия Пилата.​ Испытывая преследования за свой роман, он оказывается в психиатрической клинике, разочарованный в людях и утративший веру в себя. Только любовь Маргариты даёт ему силы жить.​

Маргарита

Страстная и самоотверженная женщина, готовая на всё ради любви к Мастеру.​ Она становится ведьмой, чтобы обрести силу и спасти своего возлюбленного.​ Маргарита – воплощение верности, самопожертвования и всепоглощающей любви.​

Воланд

Загадочный и могущественный персонаж, представляющийся профессором черной магии, но на самом деле являющийся Сатаной.​ Воланд приезжает в Москву, чтобы устроить бал и разоблачить человеческие пороки.​ Он наблюдает за людьми, испытывая их и наказывая за грехи.​

Коровьев-Фагот

Хитроумный и язвительный демон, правая рука Воланда.​ Он постоянно меняет обличия, подстраивая каверзные ситуации и высмеивая человеческую глупость.​

Бегемот

Огромный черный кот, член свиты Воланда, способный превращаться в человека.​ Он отличается обжорством, склонностью к шалостям и циничным юмором.​

Азазелло

Демон-убийца, член свиты Воланда.​ Он выполняет самые грязные и опасные поручения своего господина.​ Азазелло отличается жестокостью, беспринципностью и таинственностью.​

Иешуа Га-Ноцри

Бродячий философ, проповедующий идеи добра, сострадания и всепрощения.​ Он является прототипом Иисуса Христа.​ Иешуа становится жертвой лжи, предательства и жестокости власти.​

Понтий Пилат

Римский прокуратор Иудеи, вынужденный утвердить смертный приговор Иешуа.​ Он мучается угрызениями совести, понимая, что обрек на смерть невинного человека.​ Пилат символизирует человека власти, скованного долгом и обстоятельствами.​

Каждый из этих персонажей вносит свой уникальный вклад в многогранность и глубину романа «Мастер и Маргарита».​ Их судьбы и взаимоотношения поднимают вечные вопросы о любви и предательстве, добре и зле, вере и безверии, смысле жизни и смерти.​

Краткий вывод

Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова — это многогранное и загадочное произведение, которое сложно однозначно определить жанрово.​ В нём переплетаются элементы мистики, сатиры, философской притчи, любовной истории.​

Главная тема романа , противостояние добра и зла, света и тьмы, которое разворачивается как в библейские времена в Ершалаиме, так и в советской Москве 30-х годов.​ Появление Воланда и его свиты в Москве становится своеобразным тестом для общества, разоблачая его пороки , жадность, трусость, предательство, лицемерие.​

Параллельно с сатирической линией развивается лирическая история любви Мастера и Маргариты.​ Их чувство — это символ настоящей, всепоглощающей любви, готовой преодолеть любые испытания.​ Маргарита, ради спасения любимого, заключает сделку с дьяволом, становится ведьмой и проходит через все круги ада.​ В итоге она вознаграждена — Воланд возвращает ей Мастера, а затем дарует им обоим вечный покой.​

Роман «Мастер и Маргарита» — это книга о вечных ценностях — любви, вере, творчестве, свободе выбора.​ Она заставляет задуматься о смысле жизни, о том, что такое добро и зло, и какую цену приходится платить за право быть собой.​

Финал романа оставляет после себя много вопросов.​ Несмотря на то, что Мастер и Маргарита находят покой в вечности, их история не заканчивается.​ Она продолжается в читательском воображении, заставляя размышлять над теми глубокими философскими проблемами, которые поднимает автор.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Екатерина

    Прочитала краткое содержание и захотелось перечитать роман! Вспомнились все эти яркие образы и философские вопросы, которые поднимает Булгаков.

  2. Иван

    Спасибо за краткий пересказ! Помогло освежить в памяти сюжет перед экзаменом.

  3. Алексей

    Согласен, что первая часть романа самая динамичная и захватывающая. Воланд и его свита — просто незабываемы!

  4. Мария

    Всегда поражалась фантазии Булгакова! Этот роман — настоящий шедевр, который хочется перечитывать снова и снова.

  5. Дмитрий

    Неплохое содержание, но хотелось бы больше деталей о Мастере и Маргарите. Все-таки, они главные герои.

  6. Петр

    Интересно было бы почитать продолжение краткого содержания, чтобы узнать, что же будет дальше с героями.

  7. Ольга

    Очень интересное изложение! Всегда было сложно удержать в голове все перипетии романа, а тут так кратко и понятно описана каждая часть. Спасибо!

  8. Светлана

    А мне больше всего интересна любовная линия Мастера и Маргариты. Их история такая трагичная и красивая одновременно.