Краткое содержание первых трех глав Мертвых душ

Краткое содержание первых трех глав Мертвых душ Краткие пересказы

Краткое содержание первых трех глав «Мертвых душ»

В первых главах поэмы «Мертвые души» мы знакомимся с Павлом Ивановичем Чичиковым, хитрым и предприимчивым человеком, который приезжает в губернский город NN с необычной целью ー скупкой «мертвых душ».

Глава 1⁚ Прибытие Чичикова

В первой главе поэмы «Мертвые души» Николай Васильевич Гоголь знакомит нас с пронзительной картиной провинциальной России XIX века и с главным героем, Павлом Ивановичем Чичиковым.​ Действие разворачивается в губернском городе NN, куда прибывает неприметная бричка с таинственным господином.

Чичиков, мужчина «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод», сразу же привлекает внимание своим интересом к местному обществу. Он останавливается в гостинице и с присущей ему обходительностью начинает расспрашивать слугу о важных персонах города, о помещиках и их хозяйствах, особенно интересуясь количеством душ, которыми они владеют.

Постепенно мы узнаем о цели визита Чичикова⁚ он скупает «мертвые души» ⎻ крестьян, умерших после последней ревизии, но по документам всё ещё числящихся живыми.​ Эта афера, основанная на лазейке в законодательстве, позволяет ему надеяться на получение крупного кредита под залог несуществующих душ.​

Автор с тонким юмором описывает первые шаги Чичикова в городе NN.​ Он посещает губернатора и чиновников, очаровывая их лестью и показным интересом.​ Чичиков мастерски подстраивается под каждого собеседника, умело поддерживая разговор на интересующие их темы.​ Он создает образ приятного и общительного человека, заботящегося о бладе общества.​

Глава завершается описанием обеда у полицеймейстера, где Чичиков знакомится с помещиками Маниловым и Собакевичем.​ Эти встречи становятся отправной точкой для его дальнейших махинаций и путешествия по глубинке России, где он столкнется с галереей колоритных персонажей, олицетворяющих пороки и духовное убожество общества.​

Глава 2⁚ Манилов и пустые мечтания

Во второй главе «Мертвых душ» Гоголь знакомит нас с первым помещиком, у которого Чичиков намеревается приобрести «мертвые души», ー Маниловым.​ Посещение имения Манилова и встреча с его хозяиком становятся яркой иллюстрацией к теме духовного оскудения и бесплодности русского дворянства.

Уже при подъезде к усадьбе Манилова Чичиков обращает внимание на запущенность и убогость имения.​ Сам помещик представляется человеком приятным и обходительным, но приторно-слащавым и пустым.​ Манилов – воплощение праздности, сентиментальности и бесплодных мечтаний.​ Он проводит дни в праздности, предаваясь пустым фантазиям и не заботясь о реальных нуждах своих крепостных и хозяйства.​

Диалог Чичикова и Манилова полон неловкости и комизма.​ Чичиков, привыкший к деловым разговорам, вынужден подстраиваться под витиеватый стиль речи Манилова, полного высокопарных фраз и сентиментальных излияний.​ Предложение Чичикова о покупке «мертвых душ» застает Манилова врасплох.​ Поначалу он не может понять, зачем Чичикову нужны души умерших крестьян, но, будучи человеком мягким и непрактичным, с готовностью отдает их даром, лишь бы угодить гостю и сохранить репутацию человека приятного во всех отношениях.

Гоголь с беспощадной сатирой изображает нелепость и абсурдность ситуации, подчеркивая контраст между предприимчивым аферистом Чичиковым и оторванным от реальности мечтателем Маниловым. Сцена торга за «мертвые души» превращается в фарс, обнажая фальшь и лицемерие, царящие в обществе, где человеческая жизнь обесценивается, а духовные ценности подменяются пустыми мечтаниями и показной учтивостью.​

Глава 3⁚ Скупость Коробочки

Третья глава «Мертвых душ» знакомит нас с Настасьей Петровной Коробочкой, пожилой помещицей, олицетворяющей собой другой тип «мертвой души» – скупость и косность.​ Чичиков, сбившись с пути по дороге к Собакевичу, попадает в её уединенное имение и сталкивается с совершенно новым типом собеседника.​

Коробочка – вдова, всецело поглощенная хозяйством. Её мир ограничен заботами о запасах, ценах на продукты и прибыли от продажи.​ Она недоверчива, подозрительна и с трудом воспринимает всё новое и непонятное. Предложение Чичикова о покупке «мертвых душ» приводит её в полное смятение.​ Она не понимает, зачем кому-то нужны души умерших крестьян, и боится продешевить, упустив возможную выгоду.​

Диалог Чичикова и Коробочки полон комизма, но в отличие от легкомысленного Манилова, скупость помещицы оборачивается для Чичикова настоящим испытанием.​ Он вынужден прибегать к уговорам, лести и даже угрозам, чтобы убедить Коробочку продать «мертвые души».​ В конечном итоге, Чичикову удается заключить сделку, но лишь благодаря своему упорству и хитрости.​

Образ Коробочки – яркая иллюстрация к гоголевской сатире на косность и духовную ограниченность помещичьего сословия.​ Её «мертвая душа» – это не только результат отсутствия духовных интересов, но и следствие жажды наживы, которая вытесняет из её сердца все человеческие чувства.​ Встреча с Коробочкой заставляет задуматься о том, как губительна власть материального над духовным, и как легко человек может стать рабом собственной скупости.​

Коротко о главных персонажах

Павел Иванович Чичиков

Главный герой поэмы «Мертвые души», бывший коллежский асессор, а ныне предприимчивый делец, путешествующий по России с целью скупки «мертвых душ».​ Чичиков – персонаж загадочный и противоречивый.​ Он обладает незаурядным умом, хитростью и изворотливостью, но при этом лишен каких-либо моральных принципов.​

Чичиков мастерски приспосабливается к любой ситуации и умеет находить подход к самым разным людям.​ Он льстит, угодничает, лжет – всё ради достижения своей цели.​ За внешней обходительностью и приятными манерами скрывается расчетливый и беспринципный аферист, готовый нажиться на чем угодно, даже на смерти.​

Манилов

Один из помещиков, у которых Чичиков скупает «мертвые души».​ Манилов – сентиментальный мечтатель, оторванный от реальности и совершенно не приспособленный к практической жизни.​ Его имение находится в упадке, крестьяне бедствуют, но его это мало волнует.​

Манилов предается пустым фантазиям, строит грандиозные, но неосуществимые планы и живет в мире иллюзий.​ Он чрезмерно слащав и сентиментален, его речь изобилует высокопарными фразами и лишена всякой конкретики.​ Манилов – олицетворение праздности, бесплодности и духовной нищеты дворянства.​

Настасья Петровна Коробочка

Пожилая помещица, вдова, живущая в своем изолированном мирке, ограниченном хозяйственными заботами.​ Коробочка – полная противоположность мечтательному Манилову. Она невероятно скупа, подозрительна и недоверчива.​ Её главная страсть – накопительство.​

Коробочка боится прогадать и упустить возможную выгоду, поэтому долго торгуется с Чичиковым, пытаясь выручить за «мертвые души» как можно больше денег.​ Она не понимает сути предложения Чичикова и видит в нем лишь странную причуду. Образ Коробочки символизирует духовную ограниченность, мелочность и жадность.​

Краткий вывод

Первые три главы поэмы «Мертвые души» являют собой яркое и сатирическое изображение российской провинции первой половины XIX века.​ Гоголь знакомит нас с главным героем, Павлом Ивановичем Чичиковым, хитрым и беспринципным дельцом, и двумя колоритными помещиками, Маниловым и Коробочкой, олицетворяющими собой разные типы «мертвых душ».​

Встреча Чичикова с Маниловым и Коробочкой обнажает глубину нравственного падения поместного дворянства. Манилов, утопающий в бесплодных мечтах, и Коробочка, поглощенная скупостью и накоплением, – это живые мертвецы, лишенные духовных устремлений, интереса к жизни и сострадания к ближним.​

Автор мастерски использует гротеск, юмор и сатиру, чтобы показать абсурдность ситуации, в которой человеческая жизнь обесценивается, а духовные ценности подменяются ложными идеалами.​ «Мертвые души» – это не только умершие крестьяне, но и сами помещики, живущие бессмысленной и пустой жизнью.​

Уже в первых главах поэмы прослеживаются важнейшие темы произведения⁚ нравственное разложение российского общества, духовная слепота и бездуховность, контраст между внешним лоском и внутренней пустотой.​ Гоголь призывает читателя задуматься о судьбе России и о том, что может возродить «мертвые души».​

Образ Чичикова, ловкого афериста, который с легкостью манипулирует людьми и обстоятельствами, также вызывает множество вопросов.​ Является ли он продуктом своего времени или же он – символ нового типа «героя», для которого нет ничего святого, кроме наживы?​ Ответ на этот вопрос читатель должен найти самостоятельно, проникнув в глубинный смысл гоголевской поэмы.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Дмитрий

    Кратко, но ёмко! Хорошо передана атмосфера провинциальной России XIX века. Сразу хочется перечитать «Мертвые души» полностью.

  2. Ирина

    Интересный анализ первых глав! Особенно понравилась интерпретация Чичикова как символа духовного убожества общества.

  3. Алексей

    Хороший обзор начала поэмы. Автор точно подметил главную интригу — аферу Чичикова с мертвыми душами. Интересно было бы почитать и про другие главы.

  4. Сергей

    Полезное содержание для тех, кто только начинает знакомство с «Мертвыми душами». Помогает понять суть произведения и завязку сюжета.

  5. Михаил

    Отличное краткое содержание! Сразу освежил в памяти основные моменты поэмы. Особенно понравилось описание Чичикова, очень точно передана его хитрость и изворотливость.

  6. Елена

    Кратко и по делу! Помогло быстро вспомнить сюжет первых глав. Особенно ценно для тех, кто давно читал «Мертвые души» и хочет освежить воспоминания.

  7. Ольга

    Спасибо за краткий пересказ! Помогло вспомнить характеры Манилова и Собакевича, такие колоритные персонажи у Гоголя.