Глава 1-10
Десятилетний Николенька прощается с детством⁚ отъезд из деревни‚ охота‚ первая любовь. Знакомство с отцом ― картёжником и дамским угодником. Переезд в Москву к бабушке‚ знакомство с юродивым Гришей.
Глава 11-20
Николенька с братом остаются в Москве‚ Карл Иваныч уезжает. Мальчик пишет первые стихи ко дню рождения бабушки. Появление новых героев⁚ княгиня Корнакова с сыном‚ князь Иван Иваныч‚ братья Ивины. Николенька под влиянием приятелей начинает плохо относиться к мальчику Иленьке‚ сыну бедного иностранца.
Глава 11. Занятия в кабинете и гостиной. После отъезда из деревни проходит месяц. Николенька с Володей живут у бабушки в Москве. Жизнь идет своим чередом⁚ занятия‚ игры‚ разговоры взрослых. Вечером‚ как обычно‚ дети рисуют‚ матушка играет на фортепиано. Неожиданно отец объявляет о скором дне рождения бабушки.
Глава 12. Гриша. Утром Николенька с Володей видят‚ как юродивый Гриша молится в людской. Мальчики прячутся в чулане‚ чтобы понаблюдать за ним. Но вместо смеха‚ который они ожидали‚ испытывают чувство сострадания.
Глава 13. Наталья Савишна. Николенька вспоминает о любимой няньке Наталье Савишне. Она давно служила в их семье‚ следила за порядком в доме и воспитывала детей.
Глава 14. Разлука. Наступает утро отъезда. Николенька прощается с матерью и со слезами уезжает с отцом и братом.
Глава 15. Детство. Николенька чувствует‚ что детство закончилось‚ и начинается новая жизнь‚ полная перемен и новых открытий.
Глава 16. Стихи. Николенька готовит подарок бабушке ко дню рождения – пишет стихи. На праздник приезжают гости.
Глава 17. Княгиня Корнакова. Среди гостей оказываеться княгиня Корнакова – высокомерная дама‚ которая гордится своими детьми и рассказывает всем‚ какой у нее замечательный сын.
Глава 18. Князь Иван Иваныч. На именинах бабушки Николенька знакомится с князем Иваном Иванычем.
Глава 19. Ивины. Николенька вспоминает о своих друзьях – братьях Ивиных. Больше всего ему нравится Сережа. Мальчики дружат‚ вместе играют. К ним часто присоединяется Иленька Грап‚ сын гувернантки. Николенька под влиянием старших товарищей начинает плохо относиться к Иленьке.
Глава 20. Собираются гости. На праздник к бабушке приезжает госпожа Валахина со своей дочерью Сонечкой. Николенька сразу влюбляется в девочку.
Глава 21-28
Описание бала⁚ первая мазурка‚ неловкость Николеньки‚ поддержка молодого человека‚ разговор с Сонечкой. Получение известия о болезни матери‚ возвращение в деревню‚ смерть маменьки‚ переезд в Москву.
Глава 21. До мазурки. Бабушка велит Николеньке пригласить Сонечку на мазурку. Мальчик очень взволнован‚ он стесняется и не знает‚ как себя вести.
Глава 22. Мазурка. Николенька танцует мазурку с Сонечкой. Он очень старается‚ но все равно чувствует себя неловко. Замечает‚ что гости танцуют совсем не так‚ как его учила Мими. Во время танца с княжной допускает ошибку. Отец уводит девочку‚ говоря сыну‚ что ему не следовало танцевать.
Глава 23. После мазурки. Николенька расстроен. К нему подходит молодой человек и утешает его. Он тайком подливает мальчику вина. Николенька приобретает уверенность и снова приглашает Сонечку танцевать.
Глава 24. В постели. Николенька не может уснуть – думает о Сонечке. Он делится своими чувствами с братом.
Глава 25. Письмо. Проходит полгода. Николенька с Володей продолжают учиться. Внезапно приходит письмо от матушки. Она пишет о своей болезни и просит мужа приехать вместе с детьми.
Глава 26. Что-то страшное. Отец с сыновьями едет в деревню. По дороге их догоняет кучер с известием о том‚ что матушка умирает.
Глава 27. Смерть. Когда отец с сыновьями приезжает в деревню‚ матушка уже находится в беспамятстве. Ночью она умирает.
Глава 28. Последний печальный день. Николенька тяжело переживает смерть матери. Он не понимает‚ как жизнь может продолжаться после такой утраты. Через три дня после похорон семья возвращается в Москву.
Главные герои
Главным героем повести является Николенька Иртеньев‚ от лица которого ведётся повествование. Автор подробно описывает внутренний мир мальчика‚ его мысли‚ чувства и переживания. Читатель видит мир глазами ребенка‚ наблюдает за тем‚ как меняется его восприятие окружающей действительности;
Николенька Иртеньев — чувствительный и впечатлительный мальчик‚ склонный к рефлексии. Он очень любит своих родителей‚ скучает по дому и тяжело переживает разлуку с матерью. Николенька учится разбираться в людях‚ понимать‚ что такое хорошо и что такое плохо.
Отец — Пётр Александрович Иртеньев. Добродушный и общительный мужчина средних лет‚ увлекающийся картами и женщинами. Он любит своих детей‚ но воспитывает их в строгости.
Мать — Наталья Николаевна Иртеньева. Добрая и любящая женщина‚ которая всецело посвятила себя семье. Она обладает мягким характером и всегда старается сгладить острые углы в отношениях между мужем и детьми.
Карл Иванович Мауер — домашний учитель Николеньки. Это старый немец‚ который много лет прожил в России. Он строг‚ но справедлив‚ любит своих учеников и искренне заботится о них.
Наталья Савишна — старая нянька‚ которая служила в семье Иртеньевых много лет. Она очень привязана к детям и искренне печалится‚ когда им приходится уехать.
Владимир, старший брат Николеньки. Он более практичный и менее чувствительный‚ чем его брат. Владимир легко сходится с людьми и не склонен к рефлексии.
Любочка — сестра Николеньки. Она растет тихой и застенчивой девочкой.
Мими — гувернантка Любочки.
Анализ глав
В первых главах повести «Детство» Толстой знакомит читателя с главным героем ⎻ Николенькой Иртеньевым‚ а также с его семьёй и ближайшим окружением. Автор подробно описывает быт и уклад дворянской семьи первой половины XIX века.
Особое внимание уделяется внутреннему миру Николеньки. Читатель видит‚ как он воспринимает окружающий мир‚ как радуется и грустит‚ как учится различать добро и зло.
Важную роль в повести играют диалоги. Из разговоров взрослых Николенька узнаёт много нового о жизни‚ о взаимоотношениях между людьми.
Уже в первых главах Толстой затрагивает важные нравственные проблемы⁚ тему детства и взросления‚ проблему социального неравенства‚ вопросы веры и безверие.
Так‚ например‚ встреча с юродивым Гришей заставляет Николеньку задуматся о том‚ что такое настоящая вера.
Конфликт с Натальей Савишной учит мальчика прощать обиды.
Размышления о своем отце помогают Николеньке лучше понять взрослых и их поступки.
В целом‚ первые главы повести «Детство» являются важной экспозицией‚ в которой автор знакомит читателя с главными героями и темами произведения.
Коротко о главных персонажах
В повести «Детство» Толстой создал яркую галерею образов‚ каждый из которых играет важную роль в формировании личности главного героя.
Николенька Иртеньев
Центральный персонаж повести‚ от лица которого ведётся повествование. Мальчик 10 лет‚ чувствительный‚ впечатлительный‚ склонный к рефлексии. Он воспринимает мир ярко и непосредственно‚ остро чувствует радость‚ грусть‚ обиду. Николенька очень привязан к матери‚ тяжело переживает разлуку с ней‚ считает её эталоном женственности и духовной красоты. Мальчик стремится быть хорошим‚ добрым‚ но ему не всегда это удаётся. Он совершает ошибки‚ поддаётся чужому влиянию‚ а потом горько раскаивается в этом. На протяжении всей повести мы наблюдаем за тем‚ как Николенька взрослеет‚ как меняется его взгляд на мир и окружающих его людей.
Родители Николеньки
Отец — Петр Александрович Иртеньев; Типичный представитель своего времени и сословия. Он любит повеселиться‚ поиграть в карты‚ пофлиртовать с женщинами. К детям он относится довольно строго‚ но в то же время любит их.
Мать, Наталья Николаевна Иртеньева. Женщина ангельской души‚ добрая‚ нежная‚ любящая. Она живёт интересами своей семьи‚ всецело посвящает себя мужу и детям. Образ матери для Николеньки священ и неприкосновенен.
Карл Иванович Мауер
Домашний учитель Николеньки. Немец по происхождению‚ он преданно служит в русской семье и искренне привязан к своим воспитанникам. Карл Иванович — человек строгий‚ требовательный‚ но справедливый. Он учит детей не только наукам‚ но и нравственности‚ стремится воспитать в них лучшие качества.
Наталья Савишна
Старая нянька‚ которая посвятила всю свою жизнь семье Иртеньевых. Она бесконечно предана своим воспитанникам‚ любит их как родных. Наталья Савишна — хранительница домашнего очага‚ носительница народной мудрости.
Владимир Иртеньев
Старший брат Николеньки. Он более практичен и менее чувствителен‚ чем его младший брат. Владимир легко сходится с людьми‚ не склонен к рефлексии.
Любочка Иртеньева
Сестра Николеньки. Тихая‚ застенчивая девочка.
Мими
Гувернантка Любочки.
Все эти персонажи‚ несмотря на свою краткость‚ представлены Толстым очень ярко и выразительно. Они помогают раскрыть внутренний мир главного героя‚ показать его становление как личности.
Краткий вывод
Повесть Л.Н. Толстого «Детство» — это не просто описание детских лет главного героя‚ но и глубокое исследование внутреннего мира ребенка‚ его становления как личности. Автор показывает‚ как влияет на формирование характера окружающая среда‚ семья‚ взаимоотношения с другими людьми.
В повести затрагиваются важные нравственные проблемы⁚ тема детства и взросления‚ поиск смысла жизни‚ проблема социального неравенства‚ вопросы веры и безверия. Толстой утверждает‚ что именно в детстве закладываются основы моральных принципов человека‚ его взглядов на мир.
Язык повести прост и выразителен. Толстой мастерски использует различные художественные приемы⁚ подробные описания‚ внутренние монологи‚ диалоги. Особое место в повести занимают пейзажи‚ которые не только создают эмоциональный фон повествования‚ но и помогают раскрыть внутреннее состояние героев.
«Детство», это автобиографическая повесть. В образе Николеньки Иртеньева легко угадываются черты самого автора. Однако важно отметить‚ что Толстой не просто описывает собственные детские воспоминания‚ но и поднимает важные философские и нравственные вопросы‚ которые волнуют людей всех времен и народов.
Повесть «Детство» производит на читателя сильное эмоциональное впечатление. Она заставляет задуматься о собственном детстве‚ о том‚ какое влияние оказали на нас родители‚ учителя‚ друзья. Это книга‚ к которой хочется возвращаться снова и снова‚ чтобы вновь пережить вместе с героями радость и горечь первых жизненных открытий.
Произведение стало первой частью автобиографической трилогии‚ продолженной повестями «Отрочество» и «Юность». Вместе они составляют целостную картину духовного становления личности в XIX веке‚ показывают сложный путь человека к самопознанию и нравственному идеалу.
Прекрасное подспорье для школьников и студентов, которые не любят читать классику!
Слишком кратко! Хотелось бы больше подробностей о каждом герое и событии.
Удобно освежить в памяти содержание. А то уже и забылось, о чем там у Толстого.
Очень подробный пересказ! Теперь не нужно даже читать первоисточник, чтобы вспомнить сюжет. Спасибо!
Неплохое изложение, но не хватает анализа образов и художественных приемов. Где глубина, где мысли?