Краткое содержание по главам романа Валентина Распутина Прощание с Матёрой

Краткое содержание по главам романа Валентина Распутина Прощание с Матёрой Краткие пересказы

Краткое содержание по главам

Глава 1-5⁚ Начало конца

Повесть начинается с описания весеннего ледохода на Ангаре.​ Скоро река выйдет из берегов и затопит остров Матёра, на котором стоит старинная деревня с таким же названием.​ Жители готовяться к переселению на новое место, но для многих из них это решение даётся нелегко.​

Главная героиня, Дарья Пинигина, олицетворяет собой связь поколений и верность традициям. Она тяжело переживает предстоящий уход с родной земли, где провела всю свою жизнь.​ Дарья не понимает, как можно бросить могилы предков и сжечь избы, которые помнят тепло человеческих рук.​

В первых главах автор знакомит читателя с бытом и нравами жителей Матёры.​ Перед нами разворачивается картина размеренной жизни, где каждый день похож на предыдущий.​ Старики коротают время за воспоминаниями, а молодёжь с нетерпением ждёт переезда в город.

Однако идиллия оказывается призрачной.​ На остров прибывают рабочие, чтобы начать подготовку к затоплению.​ Они рубят лес, сносят постройки и готовятся сжечь дома, оставшиеся без хозяев.​ Эти действия вызывают протест у старожилов, которые видят в них кощунство и неуважение к памяти предков.​

Конфликт между старым и новым миром, между прошлым и будущим становится всё более очевидным. Дарья и другие жители Матёры оказываются на пороге неизбежных перемен, которые изменят их жизнь навсегда.​

Глава 6-10⁚ Противостояние новому

В этих главах нарастает противостояние жителей Матёры надвигающейся переменой.​ Если поначалу многие относились к затоплению как к чему-то далёкому и нереальному, то с каждым днем, с каждым действием бригады «по очистке территории» приходит осознание неотвратимости утраты родной земли.

Особенно остро переживает происходящее Дарья. Она не понимает, как можно бросить на произвол судьбы могилы предков, как можно сжечь избы, в которых жили и умирали поколения её родных.​ Её сыну Павлу, как и многим молодым, не терпится начать новую жизнь в городе, но Дарья тщетно пытается достучаться до его сердца, пробудить в нем уважение к прошлому.​

В деревне появляются новые персонажи ౼ бригада «сплавщиков», которым поручено ускорить процесс переселения.​ Среди них выделяется фигура Воронцова ౼ жёсткого и бескомпромиссного человека, для которого важно выполнить приказ любой ценой.​ Он не считается с чувствами жителей Матёры, чем вызывает их гнев и неприятие.

Кульминацией противостояния становится сцена на кладбище.​ «Сплавщики» начинают ломать ограды и кресты, чтобы подготовить погост к затоплению. Дарья, старик Богодуев и другие жители пытаются помешать им, встают на защиту могил.​ Этот эпизод обнажает пропасть между двумя мирами – миром технического прогресса, бездушно сметающего всё на своём пути, и миром традиционных ценностей, где свято чтят память предков и живут в гармонии с природой.​

Глава 11-15⁚ Утрата святынь

В этих главах атмосфера безысходности и трагизма достигает своего пика. Матёра постепенно пустеет⁚ всё больше людей переезжают на новое место, оставляя после себя пустые избы, словно скорбящие о своей былой жизни.​ Те же, кто ещё остался, с горечью наблюдают, как исчезает привычный мир.​

Особое значение приобретает образ Хозяйки острова – мифического персонажа, хранительницы Матёры.​ Дарья чувствует её присутствие, видит её во сне и наяву.​ Хозяйка скорбит вместе с людьми, предчувствуя близкую гибель родной земли.

Разрушение кладбища становится символом утраты связи с прошлым, с корнями. Жители Матёры понимают, что после затопления от их малой родины не останется ничего, кроме воспоминаний.​ Даже могилы предков будут скрыты под толщей воды.​

Дарья, не в силах смириться с происходящим, решает остатся на острове до последнего.​ Она продолжает ухаживать за своим домом, за огородом, словно пытаясь сохранить хотя бы частичку уходящего мира. Её верность традициям, её стойкость перед лицом невзгод вызывает уважение и сочувствие.​

В то же время автор показывает, как меняется внутренний мир некоторых персонажей под гнётом обстоятельств.​ Так, сын Дарьи, Павел, начинает понимать, что значит для его матери родная земля, и проникается уважением к её выбору.​ Он осознаёт, что никакой прогресс не стоит того, чтобы предавать свои корни и память предков.​

Глава 16-20⁚ Судьба Дарьи

Оставшись практически одна на опустевшей Матёре, Дарья продолжает жить в своём ритме, стараясь не замечать пугающей тишины и разрухи вокруг. Она по-прежнему ухаживает за огородом, белит избу, готовит незатейливую еду, словно к ней вот-вот должны вернуться близкие.

Однако одиночество всё сильнее давит на Дарью.​ Она всё чаще ведёт разговоры с умершим мужем, с Хозяйкой острова, словно ища у них поддержки и совета. Её сны наполняются тревожными образами⁚ то ей видится затопленная Матёра, то лица умерших родственников.​

В один из дней на остров прибывает Павел.​ Он пытается уговорить мать переехать к нему, но Дарья непреклонна.​ Она не может предать свою землю, свой дом, свою память.​ В её понимании остаться на Матёре – это не просто упрямство, а единственно возможное решение, единственный способ сохранить верность себе и своим предкам.​

Тем временем «сплавщики» заканчивают подготовку к затоплению.​ Остров оцеплен, последние дома обречены на сожжение. Дарья становится свидетелем страшного зрелища⁚ полыхают избы, словно огромные погребальные костры, ветер разносит по округе запах гари и пепла.​

В последнюю ночь перед затоплением Дарья прощается с Матёрой.​ Она обходит свой дом, трогает руками стены, словно прощаясь с близким человеком.​ Её душа разрывается от боли и скорби, но в то же время в ней живет непоколебимая вера в то, что жизнь продолжается, что память о Матёре будет жить в сердцах людей.​

Глава 21-22⁚ Смысл утраты

Последние главы повести пронизаны скорбью и тихой печалью. Матёра, некогда полная жизни, превращается в безжизненное пространство, поглощаемое водой.​ Автор с пронзительной грустью описывает, как исчезают под водой знакомые очертания острова, как стихают последние отголоски человеческого присутствия.​

Дарья, отказавшаяся покинуть родную землю, принимает смерть от стихии.​ Она встречает свою судьбу спокойно, словно сливаясь с природой, с которой была неразрывно связана всю свою жизнь. Её смерть становится символом жертвенности, верности своим корням, своим принципам.​

Финал повести оставляет горькое послевкусие и заставляет задуматься о смысле происходящего.​ Автор не даёт однозначных ответов, но подводит читателя к мысли о том, что прогресс не должен быть разрушительным, что нельзя забывать о своих корнях, о связи с прошлым.

Образ ушедшей под воду Матёры становится символом утраченной гармонии между человеком и природой, между прошлым и будущим.​ Но в то же время автор даёт надежду на то, что память о Матёре, о её жителях, об их ценностях будет жить в сердцах людей.​

Финальные строки повести звучат как напоминание о том, что человек не должен терять связь со своей историей, со своей землёй, со своими корнями.​ Только так он сможет сохранить свою душу и найти своё место в этом мире.​

Коротко о главных персонажах

Дарья Пинигина

Старая крестьянка, воплощение мудрости, стойкости и верности традициям; Всю свою жизнь она прожила на Матёре, работая на земле и храня память о предках.​ Для Дарьи затопление острова – это личная трагедия, разрыв с корнями, предательство по отношению к ушедшим поколениям.​ Она до последнего борется за право остатся на родной земле, не желая променять свой дом и могилы близких на благоустроенную жизнь в городе.​

Павел Пинигин

Сын Дарьи, представитель нового поколения, для которого переезд на новое место сулит лучшую жизнь.​ В начале повести он показан как человек практичный, не склонный к сентиментальности.​ Однако по мере развития сюжета, наблюдая за переживаниями матери и других жителей Матёры, Павел начинает осознавать трагизм ситуации и переосмысливать свои ценности.​

Егор

Старый друг Дарьи, один из немногих, кто разделяет её чувства к Матёре.​ Егор тяжело переживает предстоящее переселение, но не находит в себе силы бороться.​ Он умирает вскоре после переезда, так и не сумев прижиться на новом месте.​ Его смерть становится символом того, что человек, вырванный с корнем из родной земли, обречён на духовную гибель.

Богодуев

Старик, хранитель истории и легенд Матёры.​ Он помнит все события, происходившие на острове за последние сто лет, и с горечью наблюдает, как уходит в небытие привычный уклад жизни.​ Богодуев – это своеобразный голос прошлого, который напоминает о важности сохранения памяти и традиций.​

Петруха Зотов

Представитель молодого поколения, для которого материальные блага значат больше, чем духовные ценности.​ Он без сожаления сжигает свой дом ради получения компенсации, не обращая внимания на чувства матери и односельчан.​ Петруха – это антипод Дарьи, символ бездуховности и потребительства;

Воронцов

Бригадир «сплавщиков», ответственный за подготовку острова к затоплению. Жёсткий и бескомпромиссный человек, привыкший выполнять приказы любой ценой.​ Он не считается с чувствами жителей Матёры, видя в них лишь помеху для выполнения поставленной задачи. Воронцов – это олицетворение бездушной машины прогресса, которая сметает всё на своём пути.​

Каждый из персонажей повести олицетворяет собой определённую грань сложной проблемы, поднятой Валентином Распутиным – проблемы сохранения духовных ценностей в условиях стремительно меняющегося мира.​

Краткий вывод

Повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» – это пронзительная история о трагической судьбе жителей небольшой сибирской деревни, которая должна быть затоплена в связи со строительством гидроэлектростанции.​ Автор с потрясающей глубиной и психологизмом показывает, как сталкиваются в душах людей любовь к родной земле, верность традициям и стремление к лучшей жизни, к прогрессу.​

Главная героиня повести, Дарья Пинигина, воплощает собой неразрывную связь человека с его корнями, с прошлым.​ Она не может представить себе жизни без Матёры, без могил предков, без дома, который помнит тепло рук многих поколений.​ Её противостояние неизбежному вызывает восхищение и сострадание.​

В то же время, автор не идеализирует прошлое и не противопоставляет его будущему.​ Он показывает, что и в уходящем мире есть место для жестокости, равнодушия, корысти.​ Молодое поколение, представленное в повести образом Павла, сына Дарьи, стремится к переменам, к новой жизни, и это стремление понятно и естественно.​

Трагедия Матёры – это не просто история затопленной деревни.​ Это метафора утраты духовных ценностей, связи с корнями, с историей.​ В погоне за прогрессом, за материальным благополучием, люди рискуют потерять нечто гораздо более важное – свою душу, свою идентичность.​

Повесть «Прощание с Матёрой» – это произведение вне времени, актуальное и сегодня, когда вопросы экологии, сохранения культурного наследия, нравственного выбора стоят особенно остро.​ Оно заставляет задуматься о цене прогресса, о том, что нельзя строить будущее, разрушая прошлое, о том, что человек должен жить в гармонии с природой, с самим собой и своей историей.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Сергей

    Тяжелая, но очень важная книга. Заставляет задуматься о том, что мы оставляем после себя и как важно хранить память о своих корнях.

  2. Игорь

    Очень точное описание жизни в деревне накануне затопления. Чувствуется, что автор сам прошел через подобное. Пробирает до глубины души.

  3. Наталья

    Не могла оторваться от книги, пока не дочитала до конца. Очень трогательная и пронзительная история о любви к родной земле.

  4. Ольга

    Трагическая история о столкновении поколений и неизбежности перемен. Дарья — настоящая героиня, которая борется за свою землю до последнего.

  5. Елена

    Описание природы просто потрясающее! Чувствуешь запах Ангары, слышишь шелест травы. Автор мастерски передает атмосферу уходящей эпохи.