Краткое содержание поэмы «Мертвые души»
Павел Иванович Чичиков, авантюрист и бывший чиновник, приезжает в губернский город N с целью скупки «мертвых душ» ‒ умерших крестьян, всё ещё числящихся в документах как живые.
Прибытие Чичикова и его афера
Павел Иванович Чичиков, хитрый и расчетливый человек средних лет, прибывает в ничем не примечательный губернский город NN. Его внешность ничем не примечательна⁚ он не толст и не худ, не стар и не молод. Скромный экипаж, пара слуг ‒ все в нем выдает человека среднего достатка, стремящегося, однако, произвести впечатление человека солидного и состоятельного.
С первых же дней Чичиков активно включается в общественную жизнь города⁚ посещает чиновников, заводит знакомства с влиятельными лицами, очаровывает своим умением влиться в любой разговор и поддержать беседу. Он ловко льстит, делает комплименты, умело располагает к себе собеседников.
Однако за показной светскостью и обходительностью Чичикова скрывается коварный план. Его интересуют не светские сплетни и не дружба с местными помещиками. Цель Чичикова ‒ скупить «мертвые души» ー умерших крестьян, которые по документам все еще числятся живыми. Он планирует провернуть аферу с залогом этих «душ» казне, чтобы получить крупную сумму денег и упрочить свое положение в обществе.
План Чичикова кажется безумным, но он уверен в своем успехе. Он рассчитывает на невежество и жадность помещиков, готовность чиновников закрыть глаза на сомнительные сделки за определенное вознаграждение.
Приезд Чичикова и его загадочная цель ー скупка «мертвых душ» ー становятся катализатором для дальнейшего развития сюжета поэмы.
Галерея помещиков
Свою аферу Чичиков начинает с посещения окрестных помещиков, у каждого из которых свой характер, привычки и отношение к жизни. Каждое посещение оборачивается своеобразным спектаклем, где Чичиков умело играет роль, подстраиваясь под собеседника.
Первым помещиком, к которому он наведывается, оказывается мечтательный и сентиментальный Манилов, живущий в мире иллюзий и фантазий. Он настолько оторван от реальности, что с радостью отдает Чичикову «мертвые души», видя в этом благородный жест.
Совершенно иной предстает перед нами скудоумная и ограниченная Коробочка. Эта старушка, помешана на хозяйстве и боится продешевить, продав «мертвые души» слишком дешево. Чичикову с трудом удается уговорить ее на сделку;
Встреча с необузданным и хвастливым Ноздревым оборачивается для Чичикова настоящим испытанием. Этот помещик – заядлый игрок и мошенник, он постоянно врет и хвастается несуществующими подвигами. Чичикову чудом удается вырваться от него, не лишившись и того, что имел.
В противоположность бесхозяйственному Ноздреву, Собакевич ー крепкий хозяин, грубый и прижимистый. Он видит в «мертвых душах» выгодный товар и торгуется с Чичиковым за каждую копейку.
Последним в галерее помещиков предстает Плюшкин ‒ образ полного духовного и физического упадка. Погрязший в скупости, он превратил свою жизнь в жалкое существование, собирая и храня ненужный хлам.
Встреча с каждым помещиком ー это не просто этап аферы Чичикова, но и яркая зарисовка характеров, отражающих пороки общества того времени⁚ от праздности и глупости до жадности и полного нравственного разложения.
Разоблачение и бегство Чичикова
Долгое время афера Чичикова проходит успешно. Он получает от помещиков документы на «мертвые души» и готовится к завершающему этапу своего плана – заложить их в Опекунский совет, чтобы получить ссуду под несуществующих крестьян.
Казалось бы, ничто не может помешать реализации задуманного. Но неожиданное стечение обстоятельств разрушает хитрую комбинацию. Случайная встреча Коробочки с чиновником порождает слухи о странных сделках Чичикова.
Ноздрев, сам того не желая, подливает масла в огонь, рассказывая небылицы о том, что Чичиков скупает «мертвые души». Слухи распространяются по городу с невероятной скоростью, обрастая фантастическими подробностями.
Город взбудоражен, возникают различные домыслы о личности Чичикова⁚ его принимают то за ревизора, то за фальшивомонетчика, то даже за Наполеона в бегах.
Чичиков, не подозревая о грозящей ему опасности, готовится торжествовать победу. Но внезапное появление Ноздрева на балу у губернатора, который во всеуслышание обвиняет его в мошенничестве, рушит все планы.
Осознав, что его афера раскрыта, Чичиков в спешке покидает город. Он бросает все и скрывается в неизвестном направлении, оставляя после себя волну слухов и пересудов.
Значение поэмы «Мертвые души»
Поэма «Мертвые души» – острое сатирическое изображение российской действительности первой половины XIX века, обличающее пороки общества и духовный кризис.
Критика общества и сатира
За авантюрным сюжетом и галереей ярких, гротескных персонажей «Мертвых душ» скрывается глубокий критический анализ российского общества первой половины XIX века. Гоголь создает сатирическое полотно, на котором высмеивает пороки и недостатки всех слоев общества⁚ от помещиков до чиновников.
Образы помещиков в поэме – это собирательные типы, воплощающие типичные пороки русского дворянства. Манилов – пустой мечтатель, оторванный от реальности; Коробочка – ограниченная и скудоумная; Ноздрев – хвастун и мошенник; Собакевич – грубый и прижимистый делец; Плюшкин – символ полного духовного и физического разложения личности, поглощенной скупостью.
Но Гоголь не ограничивается критикой помещиков. Он с не меньшей сатирической силой изображает и чиновничий аппарат, прогнивший от взяточничества, казнокрадства и безразличия к судьбам простых людей.
Острая сатира Гоголя проявляется не только в изображении пороков отдельных персонажей, но и в общей атмосфере поэмы, пронизанной иронией, сарказмом и гротеском. Автор использует разнообразные художественные приемы, чтобы подчеркнуть уродливость и абсурдность изображаемой действительности.
«Мертвые души» – это не просто сатира на нравы, а глубокое философское произведение, заставляющее задуматься о смысле жизни, о нравственных ценностях и о судьбе России.
Коротко о главных персонажах
Павел Иванович Чичиков
Главный герой поэмы, авантюрист и бывший чиновник, чья афера с покупкой «мертвых душ» лежит в основе сюжета. Чичиков – мастер перевоплощения, он легко адаптируется к любой ситуации и умеет расположить к себе людей. Он льстив, обходителен, галантен, но за внешней привлекательностью скрывается расчетливый и беспринципный ум. Чичиков одержим идеей разбогатеть любой ценой, и ради достижения своей цели он готов идти на любые махинации.
Манилов
Первый помещик, с которым знакомится Чичиков. Манилов – сентиментальный и мечтательный человек, живущий в мире иллюзий и фантазий. Он далек от реальной жизни, бесполезен как хозяин и равнодушен к своим крепостным. Манилов представляет тип праздного и бесполезного для общества помещика, оторванного от реальности и утопающего в своих грезах.
Коробочка
Вторая помещица, посещенная Чичиковым. Коробочка – вдова, поглощенная хозяйством. Она скупа, недалека и недоверчива. Коробочка боится продешевить, продавая Чичикову «мертвые души», и ее приходится долго уговаривать. Образ Коробочки символизирует ограниченность, невежество и заскорузлость провинциального дворянства.
Ноздрев
Третий помещик, с которым встречается Чичиков. Ноздрев – азартный игрок, кутила и заядлый лжец. Он не упускает возможности похвастаться, приврать или втянуть кого-нибудь в рискованное предприятие. Ноздрев – яркий представитель типа «пустого» человека, живущего одним днем и не думающего о последствиях своих поступков.
Собакевич
Четвертый помещик в галерее Гоголя. Собакевич – крепкий и грубый хозяин, расчетливый и скупой. Он видит в «мертвых душах» только товар и готов торговаться с Чичиковым за каждую копейку. Собакевич – образ грубого, приземленного и беспринципного помещика, для которого главная ценность – деньги.
Плюшкин
Последний помещик, которого посещает Чичиков. Плюшкин – образ полного духовного и физического упадка. Он поглощен скупостью и превратился в живой труп, окружив себя ненужным хламом. Плюшкин – символ духовной гибели человека, поглощенного страстью накопительства.
Краткий вывод
«Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя – это не просто авантюрный роман, а глубокое и многогранное произведение, отражающее сложную и противоречивую картину русской жизни первой половины XIX века.
Под прикрытием авантюрного сюжета о скупке «мертвых душ» Гоголь создает грандиозное по своему размаху сатирическое полотно, на котором высмеивает пороки и недостатки всех слоев российского общества.
Галерея ярких и запоминающихся персонажей поэмы ‒ помещиков, чиновников, крестьян ー представляет собой своеобразный «пантеон» пороков и слабостей человеческой натуры⁚ от праздности, глупости и жадности до полного нравственного разложения личности.
Особенностью поэмы является ее языковое мастерство. Гоголь виртуозно владеет русским языком, создавая неповторимые образы и картины с помощью ярких эпитетов, сравнений, метафор и гипербол.
Несмотря на сатирическую направленность, «Мертвые души» ー это не только обличение пороков, но и гимн жизни, вера в возможность духовного возрождения человека и России.
Поэма остается актуальной и по сей день, заставляя задуматься о нравственных ценностях, о смысле жизни и о судьбах России.
Любопытно, как Чичиков будет убеждать помещиков продавать ему «мертвые души». Наверняка, каждая сделка будет по-своему уникальна.
Интересный анализ начала поэмы! Сразу видно, что Чичиков — хитрый делец, а его план, хоть и безумный, вполне может сработать в реалиях того времени.
Автор хорошо передал атмосферу губернского города и характеры его обитателей. Сразу погружаешься в мир Гоголя!
Интересно будет проследить, как меняется отношение Чичикова к своему плану и к людям по ходу действия поэмы.
Тема «мертвых душ» актуальна и в наши дни. Ведь и сейчас находятся те, кто наживается на обмане и коррупции.
Автор кратко и емко изложил суть поэмы. Даже тот, кто не читал «Мертвые души», сможет понять основную идею произведения.
Описание Чичикова как человека «не толстого и не тонкого, не старого и не молодого» сразу рисует в воображении образ типичного чиновника того времени.
Описание помещиков, к которым наведывается Чичиков, обещает увлекательное чтение. Ждем продолжения!