Краткое содержание повести Чингиза Айтматова Белый пароход по главам

Краткое содержание повести Чингиза Айтматова Белый пароход по главам Краткие пересказы

Краткое содержание повести «Белый пароход» по главам

Глава 1.​ Жизнь на лесном кордоне

Действие первой главы разворачивается на лесном кордоне в Сан-Ташской пади. Главный герой — семилетний мальчик, живущий с дедом Момуном. Мальчик — сирота, оставленный на попечение деда после ухода матери.​ Он предоставлен сам себе, проводит дни в одиночестве, познавая окружающий мир.​

Вместе с ними на кордоне живут еще несколько человек⁚ бабка, тётка Бекей (дочь Момуна) и Гульджамал — жена подсобного рабочего Сейдахмата. Орозкул, муж тетки Бекей и начальник кордона, — человек жестокий и грубый.​ Он часто избивает жену за отсутствие детей, чем причиняет страдания и старику Момуну.

Дед Момун, прозванный «Расторопным» за свою услужливость, , человек добрый и отзывчивый, но его доброта не ценится окружающими.​ Единственная отрада в его жизни — внук, которого он безгранично любит.​

Мальчик любит взбираться на Караульную гору, откуда открывается вид на озеро Иссык-Куль.​ С собой он всегда берет полевой бинокль, подарок деду за долгую службу.​ С высоты мальчик высматривает белый пароход, ставший для него символом мечты и надежды на встречу с отцом-моряком.​

Глава 2.​ Мечты о белом пароходе и отце

Белый пароход, регулярно появляющийся на горизонте озера Иссык-Куль, становится для мальчика символом надежды и связи с внешним миром.​ Он мечтает о встрече с отцом, которого никогда не видел, но знает, что тот был моряком.​ В своих фантазиях мальчик представляет, как ступит на палубу белого парохода и отправится навстречу приключениям вместе с отцом.​

Пароход олицетворяет собой несбыточную мечту о лучшей жизни, о побеге от одиночества и жестокости окружающего мира.​ Мальчик верит, что отец защитил бы его от несправедливости и страданий.​

Контрастом детским мечтам выступает суровая реальность лесного кордона; Возвращаясь с Караульной горы, мальчик вновь сталкивается с грубостью Орозкула, с безразличием окружающих к страданиям деда.

В этой главе раскрывается внутренний мир мальчика, его ранимость и беззащитность перед жестокостью мира взрослых.​ Он остро переживает несправедливость, но не в силах ничего изменить. Единственным утешением для него становятся мечты о белом пароходе и сказочные истории, которые он сам себе рассказывает.​

Глава 3.​ Легенда о Рогатой матери-оленихе

В этой главе мальчик, готовясь к школе, рассказывает своему новому портфелю легенду о Рогатой матери-оленихе, которую когда-то поведал ему дед Момун.​

Легенда повествует о древних временах, когда враждующие племена безжалостно истребляли друг друга.​ Во время одного из набегов погибает почти всё киргизское племя.​ Спасаются лишь двое детей – мальчик и девочка.

По приказу жестокого хана их должны убить, но на помощь сиротам приходит чудесная Рогатая мать-олениха. Она спасает детей от неминуемой гибели и выкармливает их своим молоком.​ Повзрослев, дети становятся мужем и женой, а Рогатая мать-олениха помогает им растить собственных детей.​

Эта древняя легенда, передаваемая из поколения в поколение, учит бережному отношению к природе, состраданию и милосердию.​ Она становится для мальчика своеобразным нравственным ориентиром в жестоком мире взрослых, где царит насилие и несправедливость.

Образ Рогатой матери-оленихе символизирует собой доброту, всепрощение и жертвенную любовь.​ Она становится для мальчика символом надежды на торжество справедливости, хотя финал легенды и остается открытым.​

Глава 4. Жестокость Орозкула и трагедия Момуна

С началом осени мальчик идет в школу.​ Дед Момун каждый день возит его туда и обратно на своем коне, чем вызывает всё большее раздражение Орозкула.​ Злость и недовольство жизнью Орозкул вымещает не только на жене, но и на старике Момуне.​

Кульминацией становится сцена, где Орозкул запрещает Момуну забрать внука из школы.​ В порыве гнева он жестоко избивает Бекей и выгоняет ее из дома.​ Момун, не выдержав унижений дочери, вступает с ним в спор, за что Орозкул увольняет его с работы.​

Мальчик, ставший свидетелем этой сцены, чувствует боль и обиду за деда.​ Он не понимает, почему взрослые мирятся с жестокостью Орозкула и не противостоят ей.​

В этой главе автор показывает, как разрушительна человеческая злоба и как беззащитны перед ней доброта и любовь.​ Момун, не способный на подлость и предательство, становится жертвой собственных принципов.​ Его увольнение, это не только потеря работы, но и крах надежды на справедливость.​

Трагедия Момуна усугубляется тем, что он вынужден обратиться за помощью к Орозкулу, чтобы вернуться на работу.​ Это становится для него нравственным падением, которое он не может себе простить.​

Глава 5.​ Бегство от реальности

Увольнение деда, его унижения перед Орозкулом, разрушенные надежды на справедливость — всё это становится для мальчика невыносимым бременем.​ Он заболевает, его мучают лихорадочные видения.

Орозкул, желая окончательно сломить Момуна, заставляет его убить Рогатую мать-олениху, которая вместе со своим потомством пришла к озеру.​ Старик, не в силах сопротивляться, совершает этот жестокий поступок, навсегда разрушая веру мальчика в торжество добра.

Видя, как Орозкул разделывает тушу убитого животного, мальчик окончательно убеждается в бесчеловечности и жестокости окружающего мира.​ Он не хочет мириться с такой реальностью.​

В этот момент в его сознании происходит перелом.​ Мальчик решает бежать от невыносимой правды в мир своих фантазий.​ Он спускается к реке и, представляя себя рыбой, уплывает в глубину, навстречу белому пароходу, который становится символом ухода от жестокой реальности.​

Финал повести остается открытым.​ Читатель волен сам решать, что случилось с мальчиком на самом деле.​ Одни видят в этом поступке трагический уход от безысходности, другие — надежду на то, что он все же найдет свой белый пароход и обретет счастье.

Коротко о главных персонажах

Мальчик (без имени)

Семилетний главный герой повести, от лица которого ведется повествование.​ Мальчик живет с дедом на лесном кордоне, предоставленный сам себе.​ Он наблюдателен, обладает богатым воображением, чутко воспринимает окружающий мир, остро переживает несправедливость и жестокость взрослых.​ Мальчик мечтает о встрече с отцом-моряком, которого никогда не видел, и о побеге от одиночества на белом пароходе.​ Он верит в добро и справедливость, находит утешение в сказках и легендах, но сталкиваясь с реальностью, не может найти в себе силы принять ее жестокость.

Момун (Расторопный Момун)

Дед мальчика, работающий на лесном кордоне.​ Момун ― человек добрый, отзывчивый, но слабохарактерный.​ Он безгранично любит внука, жалеет дочь, страдающую от мужа-тирана, но не в силах ей помочь.​ Момун верит в древние легенды, рассказывает их внуку, пытаясь сохранить в нем веру в добро.​ Однако, столкнувшись с жестокостью Орозкула, он оказывается сломленным и совершает поступок, противоречащий его принципам, что приводит к трагическому финалу.​

Орозкул

Начальник лесного кордона, муж Бекей.​ Орозкул, персонаж отрицательный, олицетворяющий жестокость, грубость, равнодушие. Он деспотичен, жесток по отношению к жене, издевается над стариком Момуном, не считается с чувствами мальчика.​ Орозкул — антипод Момуна, символ разрушения и зла, который противопоставляется мечте о белом пароходе — символе надежды и добра.​

Бекей

Дочь Момуна, жена Орозкула.​ Бекей — образ страдающей женщины, жертвы домашнего насилия.​ Она несчастна в браке, но вынуждена терпеть побои и унижения мужа.​ Бекей олицетворяет собой беззащитность перед жестокостью и несправедливостью мира.​

Краткий вывод

Повесть Чингиза Айтматова «Белый пароход» — это пронзительная история о столкновении детской веры в добро с жестокой реальностью взрослого мира.​ Главный герой, маленький мальчик, оставленный на попечение деда, оказывается один на один с равнодушием, насилием и несправедливостью.​

Белый пароход, появляющийся на горизонте озера Иссык-Куль, становится для мальчика символом мечты о лучшей жизни, о встрече с отцом, о побеге от одиночества и боли. Этот образ воплощает собой несбыточные надежды на счастье и справедливость, которые так и остаются недостижимыми для маленького героя.​

Противопоставление мечты и реальности, добра и зла, насилия и сострадания проходит красной нитью через всю повесть.​ Автор показывает, как разрушительна человеческая жестокость, как легко ломаются судьбы под ее гнетом.​

Трагический финал, в котором мальчик, не выдержав столкновения с жестокостью взрослого мира, уходит от реальности в мир своих фантазий, оставляет тягостное впечатление.​

Повесть «Белый пароход» — это не просто история о детстве, это размышление о вечных ценностях, о добре и зле, о хрупкости человеческой души и о том, как важно сохранить веру в лучшее, даже столкнувшись с жестокостью и несправедливостью мира.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Екатерина

    Описание природы Иссык-Куля завораживает. Чувствуется, что автор очень любит эти места. История мальчика трогает до глубины души.

  2. Ольга

    Очень трогательное начало. Чувствуется, как одиночество мальчика контрастирует с красотой природы. Белый пароход — красивый символ надежды.

  3. Алексей

    Тяжелая, но важная тема одиночества ребенка в семье. Хорошо показана разница между мечтами и реальностью.

  4. Светлана

    Захватывающее начало! С нетерпением жду продолжения, чтобы узнать судьбу мальчика и деда Момуна.

  5. Дмитрий

    Интересно показаны характеры героев — доброта Момуна, жестокость Орозкула. Жду развития сюжета, чтобы узнать, сбудется ли мечта мальчика.