- Краткое содержание повести «Чучело» Владимира Железникова
- Приезд Лены Бессольцевой и знакомство с классом
- Предательство и начало травли
- Кульминация конфликта⁚ создание чучела
- Переоценка ценностей и раскаяние одноклассников
- Урок прощения и важность человеческого достоинства
- Коротко о главных персонажах
- Лена Бессольцева
- Дмитрий Сомов
- Маргарита Ивановна
- Николай Николаевич Бессольцев
- Краткий вывод
Краткое содержание повести «Чучело» Владимира Железникова
Повесть Владимира Железникова «Чучело», написанная в 1981 году, рассказывает историю Лены Бессольцевой, шестиклассницы, переехавшей к дедушке в маленький городок. В новой школе Лена сталкивается с жестокостью и травлей со стороны одноклассников.
Приезд Лены Бессольцевой и знакомство с классом
Двенадцатилетняя Лена Бессольцева приезжает в маленький, старинный городок на берегу Оки к своему дедушке, Николаю Николаевичу Бессольцеву. Дедушка Лены – бывший фронтовик, человек замкнутый и нелюдимый, коллекционирует картины. Он мечтает открыть картинную галерею, чтобы подарить городу коллекцию, собранную его предками.
Лена – новенькая в шестом «А» классе. Она добрая, искренняя, наивная девочка, трогательно некрасивая, неловкая, со странностями, с непривычным для одноклассников именем. Лена сразу попадает в центр внимания. Её с интересом разглядывают одноклассники⁚ первая красавица класса Миргородская, жестокая и властная девочка, ироничный Шмакова, добродушный Валька, заводила и балагур Дима Сомов.
Лена хочет подружиться с ребятами, расположить их к себе. Она с энтузиазмом включается в жизнь класса, пытается быть «как все». Но её открытость, непосредственность, готовность прийти на помощь кажутся одноклассникам смешными и странными.
Миргородская, лидер класса, считает Лену конкуренткой, которая может разрушить её авторитет. Она подсмеивается над Леной, высмеивает её внешность и поведение. Остальные ребята поддерживают Миргородскую, боясь противоречить ей.
Лена чувствует себя чужой в этом классе, но не понимает причины такого отношения к себе. Она продолжает искать друзей, верит, что сможет завоевать их симпатию.
Предательство и начало травли
Класс собирается на экскурсию в Москву. Лена очень рада этому событию, она мечтает побывать в столице. Но для поездки классу не хватает денег, которые были доверена Лене. Девочка не сознается, что потратила деньги на подарок однокласснику Диме Сомову, испытывая к нему симпатию. Она берёт вину на себя, пытаясь защитить Диму, и становится изгоем.
Одноклассники объявляют Лене бойкот. Её предают все, даже те, кого она считала друзьями. Миргородская возглавляет травлю, придумывая для Лены все новые и новые издевательства. Ребята пишут на заборе оскорбительные надписи, портят её вещи, обзывают и унижают.
Лена оказывается в полном одиночестве. Она не понимает, почему её так жестоко предали. Девочка страдает от несправедливости, но не может ничего с этим поделать. Единственной отрадой для неё становятся дедушка и его картины.
Николай Николаевич, видя страдания внучки, пытается ей помочь. Он разговаривает с родителями одноклассников, с учителями, но его усилия ни к чему не приводят. Взрослые оказываются равнодушными к проблеме детской жестокости;
Предательство и травля становятся для Лены тяжелым испытанием. Она учится различать добро и зло, понимать цену настоящей дружбы.
Кульминация конфликта⁚ создание чучела
Травля Лены достигает своего пика. Одноклассники решают устроить над ней показательную расправу. Они пробираются в дом Бессольцевых, где дедушка хранит свою коллекцию картин, и крадут портрет прапрадеда Лены, который был очень похож на девочку.
Из одежды, украденной в школьном гардеробе, ребята мастерят чучело, надевают на него прадедушкин сюртук, а на грудь прикрепляют табличку⁚ «Вот она какая, Лена Бессольцева!». Чучело выставляют на всеобщее посмешище во время школьного спектакля.
Увидев чучело, Лена испытывает настоящий ужас. Она понимает, что стала для одноклассников не просто изгоем, а символом всего плохого и ненавистного. Девочка в отчаянии выбегает из зала.
Этот жестокий поступок становится поворотным моментом в истории. Некоторые ребята, например, Дима Сомов и его друг Шмакова, начинают осознавать мерзость своего поведения. Они видят, как страдает Лена, и понимают, что зашли слишком далеко.
Создание чучела — это кульминация конфликта, после которой начинается медленное и тяжелое движение к развязке. Детская жестокость обнажает себя во всей своей безобразной сути, заставляя задуматься о причинах и последствиях такого поведения.
Переоценка ценностей и раскаяние одноклассников
После инцидента с чучелом атмосфера в классе накаляется. Некоторые ребята, наконец, начинают понимать, что жестоко ошибались, издеваясь над Леной. Они видят её боль, отчаяние и чувствуют угрызения совести.
Осознает свою ошибку и Дима Сомов. Он пытается поговорить с Леной, извиниться перед ней, но она не готова его простить. Дима страдает от того, что предал девочку, которая ему нравилась.
Видя раскаяние Димы, одноклассники начинают один за другим признаваться в своей вине. Они понимают, что были жестоки и несправедливы к Лене. Ребята просят у неё прощения, но она не может забыть обиду.
Осознание собственной вины становится для одноклассников Лены важным этапом нравственного роста. Они начинают понимать ценность таких качеств, как доброта, сострадание, честность. Ребята учатся брать на себя ответственность за свои поступки.
Однако прощение — это долгий и сложный процесс. Лена не может просто забыть всё, что ей пришлось пережить. Она решает уехать из города вместе с дедушкой.
Урок прощения и важность человеческого достоинства
Перед отъездом Лена приходит в класс, чтобы попрощаться. Она прощает своих обидчиков, но оставляет им на память портрет своего прапрадеда, который был уничтожен при создании чучела. Этот поступок становится для ребят настоящим откровением. Они видят, насколько великодушной и благородной может быть душа человека, которого они так жестоко обидели.
Лена уезжает, но её история не заканчивается. Она оставляет глубокий след в сердцах своих одноклассников, заставляя их переосмыслить свои жизненные ценности. Ребята понимают, что настоящая сила не в том, чтобы унижать слабых, а в том, чтобы защищать их, быть честными и справедливыми.
Урок, который преподносит Лена своим обидчикам, — это урок прощения и человеческого достоинства. Она показывает, что даже в самой сложной ситуации важно сохранять веру в людей, не держать на них зла. Прощение — это не признак слабости, а проявление силы духа, способности преодолевать обиды и идти дальше.
История Лены Бессольцевой — это напоминание о том, как важно быть добрыми и внимательными друг к другу, не проходить мимо чужой боли, ценить человеческое достоинство и бороться за справедливость.
Коротко о главных персонажах
В повести «Чучело» Владимира Железникова немного главных героев, но каждый из них ярко и точно выписан, воплощая определённый тип личности и мировоззрения.
Лена Бессольцева
Главная героиня повести, шестиклассница, переехавшая жить к дедушке в небольшой провинциальный городок. Лена — нескладная, неуклюжая, с трогательной внешностью и чистой, открытой душой. Она добра, отзывчива, всегда готова прийти на помощь, даже в ущерб себе. Лена обладает обостренным чувством справедливости, не боится отстаивать правду, даже если ей приходится противостоять большинству. Из-за своей искренности и неумения притворяться она становится объектом на жестоких на издевательств одноклассников.
Несмотря на все испытания, которые выпадают на её долю, Лена сохраняет в себе лучшие человеческие качества⁚ доброту, милосердие, способность прощать. Она не озлобляется на мир, не теряет веру в людей, даже когда ей кажется, что её предали все.
Дмитрий Сомов
Одноклассник Лены, первый красавец класса, душа компании, заводила и балагур. Дима — лидер по натуре, но лидер не столько по своим личностным качествам, сколько благодаря умению манипулировать людьми, подчинять их своей воле. Он не жесток по природе, скорее, безразличен к чужим чувствам, не задумывается о последствиях своих поступков.
Под влиянием обстоятельств и собственного страха Дима предает Лену, принимает участие в её травле. Однако в глубине души он понимает, что поступает неправильно. Раскаяние и желание исправить свою вину приходят к нему слишком поздно.
Маргарита Ивановна
Классный руководитель 6 «А»٫ учительница французского языка. Маргарита Ивановна ٫ молодая٫ неопытная учительница٫ которая ещё не научилась разбираться в тонкостях детской психологии٫ видеть скрытые мотивы поведения своих учеников. Она пытается быть справедливой٫ но её методы воспитания часто оказываются неэффективными.
Маргарита Ивановна не замечает травли, которой подвергается Лена, не может или не хочет вмешиваться в конфликт между учениками. Её бездействие способствует тому, что ситуация выходит из-под контроля.
Николай Николаевич Бессольцев
Дедушка Лены, бывший фронтовик, человек нелюдимый и замкнутый, страстно увлечённый коллекционированием картин. Николай Николаевич — человек сложной судьбы, который многое пережил в жизни и разочаровался в людях. Он видит в людях в первую очередь их пороки и слабости, не вери в возможность изменить мир к лучшему.
Николай Николаевич очень любит внучку и старается её защитить, но его методы не всегда эффективны. Он не умеет разговаривать с Леной по душам, не может дать ей тот совет, в котором она так нуждается.
Краткий вывод
Повесть Владимира Железникова «Чучело» — это пронзительная история о детской жестокости, предательстве и прощении, о столкновении добра и зла в душе каждого человека. Автор мастерски раскрывает психологию подростков, показывает, как легко дети поддаются влиянию толпы, как быстро могут превратиться из обычных ребят в безжалостных мучителей.
История Лены Бессольцевой — это не просто история о школьной травле. Это история о том, как важно оставаться человеком в любой ситуации, не отрекаться от своих принципов, даже если за это приходится платить высокую цену. Лена проходит через тяжелые испытания, но не сломлена, не озлоблена. Она сохраняет в себе веру в добро, в любовь, в справедливость.
«Чучело» — это книга не только о детях, но и о взрослых, об их ответственности за то, что происходит в душах детей. Взрослые в повести — это, прежде всего, учителя и родители. Они заняты своими проблемами, не замечают, что происходит с их детьми, не умеют или не хотят им помочь.
Повесть «Чучело» не оставляет равнодушным никого. Она заставляет задуматься о важных вещах, о том, что такое настоящая дружба, что такое честь и достоинство, что такое прощение.
«Чучело» — это книга на все времена. Она актуальна и сегодня, когда проблема детской жестокости стоит так же остро, как и много лет назад.
Важно помнить, что каждый ребенок , это личность, которая нуждается в любви, внимании, поддержке. И от того, какими мы их воспитаем, зависит будущее нашего общества.
Описание городка создает особую атмосферу — старинный, на берегу Оки. Чувствуется, что время здесь течет по-другому.
Дедушка Лены — фигура загадочная. Чувствуется, что у него своя история, свои тайны.
Как точно подмечено про Лену — добрая, искренняя, но такая непривычная для остальных. Сразу видно, что столкновение с жестокостью будет сильным.
Тяжелая тема — травля в школе. Железников всегда умел показать ее без прикрас.
Очень хочется верить, что Лена найдет друзей, несмотря на все трудности.
Интересно, как отреагируют одноклассники на искренность Лены? Ведь часто за добротой не видят ничего.
Начало интригующее, хочется узнать, что будет дальше. Как Лена справится с травлей?
Тема одиночества, непонимания — вечная. Жаль, что многим детям приходится сталкиваться с этим.
Миргородская — типичный отрицательный персонаж, лидер за счет подавления других. Интересно, как сложится ее судьба?