Краткое содержание повести Н.В. Гоголя Портрет (1 часть)

Краткое содержание повести Н.В. Гоголя Портрет (1 часть) Краткие пересказы

Краткое содержание повести Н.​В.​ Гоголя «Портрет» (1 часть)

Молодой, но бедный художник Чартков, случайно покупает на рынке загадочный портрет старика.​ Портрет написан с невероятной реалистичностью, особенно поражают глаза.​ Вскоре Чартков обнаруживает, что портрет обладает сверхъестественной силой.​

Знакомство с Чартковым и роковая покупка

В первой части повести мы знакомимся с молодым и талантливым художником Чартковым, живущим в Петербурге.​ Он беден, но полон амбиций и мечтает о признании. Чартков стремится к настоящему искусству, но его терзают сомнения и неуверенность в себе.​ Он часто посещает картинную лавку на Щукином дворе, где рассматривает работы других художников и мечтает о славе.​

Однажды, бродя по рынку, Чартков натыкается на лавку с картинами и старьём. Среди хлама и безвкусицы, его внимание привлекает необычный портрет.​ На нём изображён старик с проницательным взглядом и восточными чертами лица.​ Портрет написан с поразительной реалистичностью, особенно притягивают взгляд глаза старика, словно живые.​ Несмотря на то, что у Чарткова остаются всего последние деньги – двугривенный, он не может устоять перед магнетизмом портрета и решается на покупку.​

Уже дома, разглядывая портрет при свете лампы, Чартков поражается мастерству неизвестного художника. Глаза старика кажутся ещё более живыми и пронзительными.​ Внезапно Чартков обнаруживает, что портрет написан на странном холсте, напоминающем грубую мешковину.​ Он засыпает рядом с портретом, и ему снится кошмарный сон.​ Старик с портрета оживает и выходит из рамы.​ Чартков просыпается в ужасе, но решает, что это всего лишь игра воображения, вызванная усталостью и впечатлениями от покупки.​

Эта роковая покупка становится поворотным моментом в судьбе Чарткова, открывая череду мистических и роковых событий, которые изменят его жизнь.​

Таинственный портрет и перемены в жизни художника

Наутро после тревожного сна Чартков обнаруживает, что в рамке портрета вместо двугривенного лежат десять золотых монет. Чартков, не веря своей удаче, решает, что это просто чья-то ошибка, но деньги тратит.​ С этого момента жизнь художника круто меняется. Он снимает роскошную квартиру, покупает дорогую одежду и начинает вести светский образ жизни.

Чартков, движимый честолюбием, решает заказать себе хвалебную статью в газете, чтобы привлечь внимание публики к своей персоне.​ Он пишет портрет знакомой девушки, Лизы, в образе псалмопевицы.​ Эта работа, выполненная в угоду модным вкусам, приносит Чарткову известность и богатство, о которых он мечтал.

Однако с каждым новым успехом талант Чарткова угасает. Он становится модным портретистом, но его работы теряют искренность и глубину.​ Чартков гонится за деньгами и славой, забывая о настоящем искусстве.​ Он работает механически, не вкладывая душу в свои картины. Он больше не ищет вдохновения в природе и человеческих лицах, а тиражирует один и тот же образ, который принёс ему успех.​

Чартков оказывается в ловушке собственного тщеславия.​ Он окружил себя роскошью, но потерял настоящее творческое удовлетворение.​ Он превращается в раба своих желаний, забывая о том, что когда-то мечтал о настоящем искусстве.​

Искусство или богатство⁚ нравственные метания Чарткова

Слава и богатство не приносят Чарткову счастья.​ Он все чаще ощущает пустоту и разочарование.​ Художник понимает, что его талант угасает, а он сам превращается в заложника собственной алчности.​ Чартков мучительно ищет ответы на вопросы о предназначении искусства и цене успеха.​

Однажды Чартков посещает выставку картин, привезённых из Италии.​ Среди шедевров старых мастеров он видит полотно, которое поражает его до глубины души.​ Это был портрет молодого человека, исполненный невероятной жизненной силы и одухотворенности.​ Чартков осознаёт пропасть, которая лежит между его собственными работами и настоящим искусством.​

Чартков вспоминает слова своего учителя, который призывал его беречь свой талант и не гнаться за славой и богатством.​ Он понимает, что предал свои идеалы и растратил свой дар в погоне за сиюминутным успехом.​ В душе Чарткова происходит перелом.​ Он пытается вернуться к настоящему искусству, но все его попытки оказываются тщетными.​ Талант, растраченный на пустые и бездушные работы, угас.​

В отчаянии Чартков скупает лучшие картины и уничтожает их, не в силах вынести собственной несостоятельности.​ В конце концов он сходит с ума и умирает в бедности и одиночестве. Трагическая судьба Чарткова — это предостережение всем, кто готов пожертвовать своим талантом и совестью ради сиюминутной славы и богатства.​

Основная идея повести «Портрет»

В повести «Портрет» Гоголь раскрывает тему губительного влияния страстей на человека.​ Жадность, тщеславие и жажда наживы способны погубить даже самый светлый талант и привести к нравственной деградации.

Власть денег и разрушение таланта

Центральной темой первой части повести является губительная сила денег, способная уничтожить даже самый яркий талант.​ Чартков, получив внезапное богатство, быстро забывает о своих высоких стремлениях и погружается в пучину светской жизни. Он начинает писать на заказ, угождая вкусам богатых и влиятельных клиентов, и постепенно теряет свой дар.​

В погоне за прибылью Чартков отказывается от своих идеалов и принципов. Он пишет поверхностные и бездушные портреты, которые не отражают истинную сущность человека. Вместо того, чтобы совершенствовать свое мастерство и искать новые формы выражения, он тиражирует один и тот же образ, принесший ему успех.​

Гоголь показывает, как деньги развращают душу художника, превращая его в жалкого ремесленника. Чартков теряет способность видеть красоту и гармонию мира, его душа черствеет, а талант угасает. Он становится рабом своих страстей и теряет себя как художника и как личность;

История Чарткова – это предостережение всем, кто ставит материальные блага выше духовных ценностей.​ Гоголь показывает, что истинный талант – это дар, который нужно беречь и развивать, а не разменивать на сиюминутный успех и наживу.​

Коротко о главных персонажах

Чартков

Молодой художник, талантливый, но бедный и неуверенный в себе.​ В начале повести Чартков полон мечтаний о настоящем искусстве и признании. Он стремится к гармонии и красоте, видит в искусстве высокое предназначение.​

Однако после того, как Чартков находит деньги в рамке загадочного портрета, он поддается искушению и начинает вести роскошную жизнь.​ Чартков становится модным портретистом, но его работы теряют искренность и глубину.​ Он превращается в холодного и расчетливого дельца от искусства, забывая о своих былых идеалах.​

Чартков – трагический персонаж, который разрушает свой талант из-за жажды денег и славы.​ Его судьба – это предостережение всем, кто ставит материальные блага выше духовных ценностей.​

Старик с портрета

Загадочный персонаж, прошлое которого остается неизвестным. Судя по словам будочника, этот старик был ростовщиком и вел греховную жизнь.​ Его глаза на портрете поражают своей живостью и проницательностью, словно он видит людей насквозь.

Старик с портрета является символом темных сил, которые искушают Чарткова и толкают его на путь духовной гибели.​ Его деньги, найденные Чартковым, оказываются проклятыми и приносят художнику несчастье.​

Профессор

Наставник Чарткова в Академии художеств.​ Мудрый и проницательный человек, который пытается наставить молодого художника на путь истинного искусства.​ Он советует Чарткову беречь свой талант, не гнаться за славой и богатством, а служить искусству с чистым сердцем.​

Профессор является нравственным ориентиром для Чарткова, но молодой художник, ослепленный успехом, не прислушивается к его советам.​ Образ профессора подчеркивает трагизм судьбы Чарткова, который отвергает путь духовного развития ради сиюминутных утех.​

Краткий вывод

Первая часть повести Н.В.​ Гоголя «Портрет» ౼ это история о падении талантливого художника, который растрачивает свой дар в погоне за богатством и славой.​ Чартков, в начале пути движимый благородными стремлениями, постепенно деградирует под влиянием денег и тщеславия.​ Он превращается в заложника собственных страстей, теряя и талант, и себя как личность.​

Гоголь мастерски изображает психологию своего героя, его внутреннюю борьбу и постепенное нравственное разложение.​ Автор показывает, как соблазн легкой наживы и признания может разрушить даже самую светлую душу.​

«Портрет» — это не только история об отдельном художнике, но и философское размышление о природе искусства, о месте художника в обществе и о том, какие опасности подстерегают творческую личность на ее пути.​

История Чарткова — это предостережение всем, кто готов пожертвовать своими идеалами ради сиюминутной выгоды.​ Гоголь призывает задуматься о ценности истинного таланта, о том, что настоящее искусство требует не только мастерства, но и чистоты души, нравственной стойкости и верности своим идеалам.​

Повесть «Портрет» актуальна и в наши дни, когда материальные ценности часто преобладают над духовными. Она заставляет задуматься о том, что действительно важно в жизни, и какие последствия может иметь отказ от своих моральных принципов.​

Гоголь, будучи мастером психологизма и социальной сатиры, создал произведение, которое не теряет своей актуальности и по сей день.​ «Портрет» — это не только увлекательное чтение, но и повод для серьезных размышлений о жизни, о себе и о своем месте в этом мире.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Сергей

    Первая часть «Портрета» — это только начало захватывающей мистической истории. С нетерпением хочется узнать, как сложится судьба Чарткова и какую роль сыграет в ней таинственный портрет.

  2. Анна

    Описание Петербурга в повести очень колоритно — мрачные улицы, лавки со старьем, контраст между роскошью и нищетой. Все это создает особый фон для мистической истории.

  3. Екатерина

    Гоголь гениально передает психологию своих героев. Мы видим, как меняется Чартков под воздействием портрета, как жажда денег и славы постепенно овладевает им.

  4. Михаил

    Сон Чарткова, в котором оживает старик с портрета, — один из самых ярких и запоминающихся моментов повести. Сразу становится ясно, что эта история не ограничится обыденностью.

  5. Ольга

    Гоголь мастерски создает атмосферу таинственности и напряжения с самого начала повести. Образ старика на портрете, особенно его проницательный взгляд, вызывает одновременно и интерес, и тревогу.

  6. Дмитрий

    Интересно наблюдать за внутренними противоречиями Чарткова — его стремление к высокому искусству борется с желанием быстрой славы и богатства. Портрет становится для него искушением и испытанием.