Краткий пересказ для читательского дневника⁚ «Портрет»
Молодой художник Чартков покупает загадочный портрет, в глазах изображённого старика он видит живую страсть․ Ночью старик оживает и сбегает из картины․ Чартков неожиданно разбогател, но со временем превращается в модного живописца, утратившего талант․
Общая информация о произведении
«Портрет» ⎯ это одно из самых известных произведений Николая Васильевича Гоголя, русского прозаика, драматурга, поэта, критика, признанного одним из классиков русской литературы․ Произведение относится к жанру мистической повести, где реальность переплетается с фантастикой, создавая неповторимую гоголевскую атмосферу․
Впервые повесть была опубликована в 1835 году в сборнике «Арабески»․ Интересно٫ что «Портрет» имеет две редакции – первую٫ 1835 года٫ и вторую٫ существенно переработанную и опубликованную в 1842 году в третьем томе собрания сочинений Гоголя․
Вторая редакция отличается не только объемом (она значительно длиннее), но и более выраженной морально-философской направленностью․ В ней Гоголь усиливает акцент на губительной власти золота и противопоставляет истинное искусство, служащее высоким идеалам, искусству, ставшему просто способом достижения славы и богатства․
Несмотря на две редакции, основная сюжетная линия остается неизменной⁚ молодой художник приобретает загадочный портрет, который впоследствии разрушает его жизнь․
Краткое содержание
Молодой, но бедный художник Чартков случайно находит на Щукином дворе в Петербурге старинный портрет, который притягивает его магнетическим взглядом изображённого на нем старика․ Чартков, испытывая необъяснимую тревогу, покупает портрет и приносит его домой․ Ночью старик в портре оживает, сходит с холста и прячет мешочек с золотом․ Чартков узнает, что портрет был написан талантливым художником, но в него вселился дьявол, и старик на портре ⎼ ростовщик, который скупал чужие души․
Неожиданно для себя Чартков получает заказ на портрет от богатой дамы и вскоре становится модным художником․ Он купается в роскоши, но постепенно утрачивает свой талант, превращаясь в холодного ремесленника, гоняющегося за деньгами․ Однажды на выставке он видит картину, написанную его бывшим товарищем, и понимает, насколько ничтожным он стал․
В отчаянии Чартков начинает скупать и уничтожать прекрасные картины, пытаясь хоть так заглушить муки совести․ Его охватывает безумие, и вскоре он умирает․
В произведении параллельно развивается история художника, написавшего роковой портрет, и ростовщика, ставшего узником собственной страсти к золоту․ Эта линия подчеркивает мысль о том, что зло, заключенное в портрете, имеет долгую и страшную историю, и Чартков стал лишь одним из звеньев в этой цепи․
Главные герои
Андрей Петрович Чартков — молодой художник, талантливый, но бедный, разрывающийся между стремлением к истинному искусству и соблазном лёгкой наживы․ Обретя богатство благодаря мистическому портрету, он постепенно превращается в модного, но бездушного живописца, забыв о своем истинном призвании․
Старик на портрете, мистический персонаж, воплощение злой силы, томящейся в портрете․ Это бывший ростовщик, который скупал души людей за золото, а теперь жаждет вырваться на свободу и продолжить свою губительную деятельность․
Художник, написавший портрет (его имя не называется), талантливый живописец, брат которого стал жертвой ростовщика․ Он написал портрет, чтобы заключить в нем зло, но сам чуть не погиб, создавая этот образ․
Никита — слуга Чарткова, простой и добродушный парень, который беспокоится о своем господине и первым замечает в нем перемены к худшему․
Второстепенные персонажи, такие как богатая дама, заказавшая портрет, бывшие товарищи Чарткова по искусству, подчеркивают происходящую с главным героем трансформацию․
Основная мысль и анализ
В повести «Портрет» Гоголь исследует проблему нравственного выбора, противопоставляя истинное искусство, служащее высоким идеалам, и искусство, превращенное в средство наживы․ Молодой художник Чартков, обладающий талантом, но не имеющий денег, оказываясь перед соблазном лёгкой славы и богатства, предает свое призвание․
Мистический сюжет с ожившим портретом служит метафорой губительной власти золота, способной разрушить даже самую светлую душу․ Чартков, получив желаемое богатство, теряет себя как художник, его работы становятся бездушными и пустыми․ Он превращается в раба своей страсти к наживе, утрачивая способность видеть истинную красоту и творить настоящее искусство․
Гоголь подчеркивает, что истинное искусство требует от художника не только таланта, но и высоких нравственных качеств․ Оно должно служить добру, пробуждать в людях лучшие чувства, а не превращаться в предмет купли-продажи․ Повесть «Портрет» — это предостережение о том, как легко потерять себя в погоне за материальными благами, забыв о своем истинном предназначении․
Личное впечатление и отзыв
Повесть Гоголя «Портрет» произвела на меня сильное впечатление․ Мистическая атмосфера повествования держит в напряжении до самого финала, заставляя задуматься о глубоких философских проблемах․
История Чарткова — это трагедия таланта, разрушенного жаждой наживы․ Автор убедительно показывает, как легко поддаться соблазну и предать свои идеалы ради денег и славы․ Судьба художника становится предостережением для читателя, напоминая, что истинные ценности , это не материальные блага, а духовное богатство, честность и верность своему призванию․
Гоголь мастерски создает яркие и запоминающиеся образы․ Старик на портрете, воплощающий в себе злую силу золота, вызывает настоящий ужас․ Не менее впечатляет и образ самого Чарткова, постепенно утрачивающего свой талант и человеческий облик․
«Портрет» — это произведение, которое заставляет задуматься о своих жизненных приоритетах, о том, что действительно важно в жизни; Оно актуально и в наши дни, когда материальные ценности часто превалируют над духовными․
Коротко о главных персонажах
Андрей Петрович Чартков, центральный персонаж повести, молодой художник, в начале произведения — бедный, но полный творческих надежд․ Он обладает талантом, чувствует в себе силы стать настоящим мастером․ Чартков мечтает о признании, но при этом испытывает материальные затруднения․
Случайная находка — старинный портрет с гипнотическим взглядом изображённого на нём старика — становится для Чарткова роковой․ Он поддаётся соблазну лёгкой наживы, получив возможность вести безбедную жизнь․ Постепенно богатство и слава развращают его, он превращается в модного портретиста, работающего ради денег․ Чартков утрачивает свой талант, его картины становятся бездушными․ Он сам это понимает, но остановиться уже не в силах․
Старик на портрете — мистический персонаж, воплощение дьявольской силы, заключенной в портрете․ Он был ростовщиком, который скупал души людей за деньги, а после смерти его душа осталась заточена в картине․ Старик символизирует губительную силу золота, способную разрушить даже самую светлую душу․ Он становится испытанием для Чарткова, и художник не выдерживает этого испытания․
Художник, написавший портрет, — трагический персонаж, ставший жертвой ростовщика․ Он задумал написать портрет, чтобы заключить в нём зло, которое исходило от этого человека․ Но работа над картиной чуть не стоила ему жизни, он сам едва не стал жертвой дьявольской силы․ Этот персонаж показывает, что даже талант может быть использован во зло, и что борьба с ним требует огромных душевных сил․
Никита — слуга Чарткова, простой и добрый парень․ Он служит своему господину верой и правдой, беспокоится о нём, видя происходящие с Чартковым перемены․ Никита — это голос народа, который остаётся верным простым нравственным ценностям․
Второстепенные персонажи — богатая дама, заказавшая портрет, бывшие товарищи Чарткова по искусству — подчеркивают происходящую с главным героем трансформацию, показывая, как он отдаляется от своих идеалов и близких людей․
Краткий вывод
Повесть Н․В․ Гоголя «Портрет» – это не просто мистическая история, но и глубокое философское размышление о природе искусства, о силе человеческого духа, о цене, которую приходится платить за измену своим идеалам․
Чартков, подающий большие надежды художник, оказывается сломлен соблазном богатства и славы․ Он предает свое истинное призвание, превращая талант в средство наживы․ В итоге он теряет все — и дар художника, и душевный покой, и самого себя․
Гоголь показывает, что искусство не терпит фальши․ Оно требует от художника не только мастерства, но и высоких нравственных качеств, чистоты помыслов, верности своему предназначению․ Только в этом случае искусство способно возвышать душу человека, пробуждать в нем лучшие чувства․
Мистический сюжет с ожившим портретом служит яркой метафорой губительной силы денег, способных разрушить даже самую светлую душу․ Чартков, подобно многим другим, становится рабом золотого тельца, расплачиваясь за это своим талантом и жизнью․
Повесть «Портрет» актуальна и в наши дни, когда материальные ценности часто затмевают духовные․ Она заставляет нас задуматься о том, какие цели мы ставим перед собой, каким путем идем к своей мечте, не предаем ли мы свои идеалы ради мнимых благ․
Тема противостояния истинного искусства и погони за славой и богатством, поднятая Гоголем, заставляет задуматься о истинных ценностях в жизни.
Очень интересный анализ произведения! Гоголь — мастер мистики, и эта повесть — яркое тому подтверждение. Тема искушения деньгами и ее влияние на судьбу человека актуальна и в наше время.
Спасибо за информацию о двух редакциях повести! Всегда интересно узнать о творческом процессе писателя. Гоголь — гений, и каждое его произведение — целый мир.
Кратко, но информативно! «Портрет» — одно из самых сильных произведений Гоголя, заставляющее задуматься о том, как важно сохранить свою душу и не поддаться соблазнам.
Пересказ сюжета краткий и ёмкий, но при этом передаёт главную интригу. Захотелось перечитать «Портрет» и вновь окунуться в атмосферу гоголевской мистики!