Краткое содержание повести Ночевала тучка золотая по главам

Краткое содержание повести Ночевала тучка золотая по главам Краткие пересказы

Краткое содержание повести «Ночевала тучка золотая» по главам

В кратком содержании повести Анатолия Приставкина Ночевала тучка золотая по главам вы узнаете, как братская любовь может спасти жизнь человека.​ Главные герои⁚ Коля и Саша Кузьмины братья близнецы по прозвищу Кузьменыши, сироты, из Томилина попали на Кавказ; промышляли воровством, Саша строил планы, а Коля умело их выполнял.​

Глава 1⁚ Детский дом и решение ехать на Кавказ

Действие первой главы повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» начинается в подмосковном детском доме в суровом 1944 году.​ Главные герои — братья-близнецы Сашка и Колька Кузьмины, по прозвищу Кузьменыши.​ Автор знакомит читателя с тяжелыми условиями жизни детей в послевоенное время.​ Голодные, изможденные ребята живут впроголодь, им не хватает не только еды, но и тепла, заботы и ласки.​

Особенно тяжело братьям приходится из-за жадности и равнодушия директора детского дома, который наживается на детском горе.​ Продукты, одежда и обувь, предназначенные для сирот, оседают в доме руководителя и у его многочисленных родственников.​ Возмущенные вопиющей несправедливостью, Колька и Сашка решают проникнуть в заветную хлеборезку — кладовую с хлебом.​ Месяцами братья прорывают подземный ход, но их планам не суждено сбыться.​

Неожиданно для всех воспитанников детдома, объявляют о наборе желающих отправиться на Кавказ.​ Власти обещают ребятам сытую и счастливую жизнь вдали от войны и разрухи.​ Известие о поездке вызывает ажиотаж среди детдомовцев, но желающих покинуть привычное место оказывается немного.​ Двое старших ребят, которым директор поручает отправиться на Кавказ, сбегают, не желая менять привычный уклад жизни.​

Тогда руководство детдома обращает внимание на братьев Кузьменышей. Несмотря на юный возраст, мальчики отличаются смелостью, решительностью и умением постоять за себя.​ Сашка, склонный к мечтательности и романтике, с энтузиазмом воспринимает новость о переезде. Колька, более практичный и рассудительный, не разделяет оптимизма брата, но и не пытается ему перечить.​ Так, братья Кузьменыши оказываются в числе детей, которым предстоит отправиться в далекое путешествие на Кавказ.​

Глава 2⁚ Жизнь в колонии и знакомство с Региной Петровной

Вторая глава повести Анатолия Приставкина “Ночевала тучка золотая” описывает прибытие Кузьменышей вместе с другими детдомовцами на Кавказ, в колонию для беспризорников.​ Детей размещают в бараках на территории бывшего чеченского аула.​ Атмосфера в колонии оказывается далека от той идиллической картины, которую им рисовали в детском доме.​

Ребята сталкиваются с разрухой, голодом и враждебным отношением местного населения.​ Оставшиеся в ауле чеченские старики и дети воспринимают прибывших как захватчиков, занявших их земли.​ В колонии царит жестокость и беззаконие.​ Старшие ребята отбирают еду у младших, издеваются над ними и всячески помыкают.​ Колька и Сашка, привыкшие держаться вместе, стараются не привлекать к себе внимания и выживать в новых суровых условиях.

Единственным светлым лучом в этом царстве безнадежности становится знакомство Кузьменышей с Региной Петровной, воспитательницей колонии.​ Молодая женщина, вдова, потерявшая на фронте мужа, с материнской заботой и нежностью относится к своим подопечным.​ Она старается защитить детей от несправедливости и насилия, привить им доброту, сострадание и уважение к чужой культуре.​

Регина Петровна становится для Кольки и Сашки не просто воспитательницей, но и настоящим другом, заменившим им мать.​ Она помогает братьям адаптироваться в колонии, учит их ценить дружбу и не терять человечность даже в самых сложных жизненных ситуациях.​

Глава 3⁚ Отношения с чеченскими детьми и трагедия Сашки

Третья глава повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» посвящена развитию отношений между русскими и чеченскими детьми, а также трагическому событию, разделившему жизнь братьев Кузьменышей.​ Под влиянием Регины Петровны, Колька и Сашка постепенно начинают общаться с чеченскими ребятами, которые живут по соседству.​

Несмотря на языковой барьер и травматичный опыт депортации, дети учатся понимать друг друга, находят общие интересы и занятия.​ Особенно сближается с чеченскими детьми мечтательный и открытый Сашка.​ Он заводит дружбу с мальчиком Алхузуром, который учит его чеченскому языку и рассказывает о традициях своего народа.​

Однако идиллия оказываеться недолгой.​ В колонии нарастает напряженность между русскими и чеченскими подростками. Старшие ребята, воспитанные в духе национальной розни, провоцируют конфликты и драки.​

Кульминацией главы становится страшная трагедия – убийство Сашки.​ Во время одной из вылазок в горы, группа русских подростков сталкивается с чеченскими сверстниками.​ В завязавшейся драке Сашку жестоко убивают из-за серебряного ремешка, который Колька незадолго до этого подарил брату.​

Смерть Сашки становится страшным ударом для Кольки; Он теряет не просто брата, но и самого близкого человека, единственную опору в жизни.​ Горе Кольки усугубляется чувством вины за то, что он не смог защитить брата.​ Трагический финал главы подчеркивает, насколько хрупок мир между людьми, особенно в условиях войны и межнациональной вражды.​

Глава 4⁚ Горе Кольки и его дружба с чеченским мальчиком

Четвертая глава повести Анатолия Приставкина “Ночевала тучка золотая” описывает жизнь Кольки после смерти Сашки.​ Потеряв брата, мальчик замыкается в себе, перестает общаться с окружающими и практически ни с кем не разговаривает.​ Он винит в смерти Сашки не только чеченских ребят, но и себя, и весь мир, который кажется ему жестоким и несправедливым.

Единственным утешением для Кольки становится могила брата, которую он регулярно посещает.​ Мальчик часами сидит на холмике, разговаривает с Сашкой, делится с ним своими мыслями и переживаниями.​

Несмотря на горечь утраты и охватившее его отчаяние, Колька не остается один.​ Неожиданно для себя он находит друга в лице чеченского мальчика Алхузура, с которым раньше дружил Сашка.​ Алхузур, так же как и Колька, тяжело переживает смерть друга.​ Он не боится подходить к убитому горем мальчику, старается его отвлечь, развеселить, зовет играть с другими ребятами.​

Постепенно дружба с Алхузуром помогает Кольке справиться с горем и вновь обрести вкус к жизни.​ Мальчики много времени проводят вместе⁚ пасут овец, играют на берегу реки, делятся друг с другом самым сокровенным.​ Колька начинает понимать, что национальность – не повод для ненависти и вражды.​

Дружба с Алхузуром становится для Кольки символом надежды на то, что даже после самых страшных испытаний жизнь продолжается, и в ней всегда есть место добру, состраданию и прощению.​

Глава 5⁚ Возвращение в Россию и память о Сашке

Пятая, заключительная глава повести Анатолия Приставкина “Ночевала тучка золотая” описывает возвращение Кольки в Россию.​ Проходит время, война заканчивается.​ Власти принимают решение расформировать колонию и отправить детей обратно в детские дома.​

Колька с тяжелым сердцем покидает Кавказ, ставший для него местом потерь и обретений.​ Он прощается с Региной Петровной, которая за время их знакомства стала ему второй матерью, с другими ребятами, с которыми ему довелось делить тяготы жизни в колонии.

Особую горечь вызывает у Кольки расставание с Алхузуром.​ Друзья дают друг другу клятву верности, обещают писать письма, мечтают встретиться, когда станут взрослыми.​ Однако Колька понимает, что встреча эта вряд ли состоится⁚ слишком далеко разбросала их судьба.​

Вернувшись в Россию, Колька оказывается в детском доме.​ Жизнь в нем кажется ему серой и безрадостной.​ Мальчик тоскует по Кавказу, по Регине Петровне, по Алхузуру.​ Единственным утешением для него становятся воспоминания о Сашке.​ Колька часто перечитывает письма брата, которые тот писал в детском доме, словно вновь переживая счастливые моменты их общего прошлого.

Колька свято хранит память о брате и о том важном уроку, который он вынес из их общей истории⁚ нельзя судить о человеке по его национальности, настоящая дружба не знает границ и преград.​

Коротко о главных персонажах

В повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» перед нами предстает галерея ярких и запоминающихся персонажей, каждый из которых играет важную роль в раскрытии основной идеи произведения.​

Братья Кузьменыши⁚ Колька и Сашка

Главные герои повести – братья-близнецы Колька и Сашка Кузьмины, сироты, детдомовцы. Автор не идеализирует своих героев, показывая их как обычных ребят, со своими достоинствами и недостатками.​

  • Колька – мальчик рассудительный, наблюдательный, практичный.​ Он немногословен, не склонен к фантазиям, в отличие от своего брата.​ Колька всегда заботится о Сашке, защищает его, старается уберечь от опасностей.​
  • Сашка – натура более чувствительная, мечтательная, ранимый. Он верит в добро, стремится к справедливости, легко сходится с людьми. Сашка обладает живым воображением, любит читать, мечтает о большой и светлой жизни.​

Несмотря на различие в характерах, братьев объединяет крепкая братская любовь, которая помогает им пережить тяжелые испытания и сохранить человечность в жестоком мире.​

Регина Петровна

Регина Петровна – воспитательница в колонии для беспризорников, куда попадают братья Кузьменыши.​ Это молодая женщина, вдова, потерявшая на фронте мужа.​ Несмотря на собственное горе, она сохранила в себе доброту, сострадание, любовь к детям.

Регина Петровна становится для Кольки и Сашки настоящей духовной наставницей, заменившей им мать.​ Она учит их доброте, честности, уважению к людям, независимо от их национальности.​

Алхузур

Алхузур – чеченский мальчик, ровесник Кузьменышей, с которым они знакомятся в колонии. Он живет с бабушкой в ауле, расположенном недалеко от колонии.​ Алхузур рано повзрослел, познал горечь потерь, но не озлобился, не растерял способности любить и дружить.​

Дружба с Алхузуром помогает Кольке преодолеть горечь утраты брата, понять, что национальность не является преградой для настоящей дружбы.​ Образ Алхузура символизирует надежду на мирное сосуществование народов, на преодоление межнациональной вражды.​

Второстепенные персонажи

В повести также присутствуют и другие яркие персонажи, которые, несмотря на свою эпизодичность, играют важную роль в развитии сюжета и раскрытии характеров главных героев.​ Среди них⁚

  • Директор детского дома, жестокий, равнодушный человек, наживающийся на детском горе.​ Его образ символизирует несправедливость и бесчеловечность взрослого мира.​
  • Старшие ребята из колонии — жестокие, агрессивные подростки, которые издеваються над младшими, разжигают межнациональную рознь.​ Они являются продуктом того жестокого времени, в котором им пришлось жить.​

Каждый из персонажей повести «Ночевала тучка золотая» – это частичка сложной мозаики, из которой складывается общая картина военного детства, полного лишений, боли, но в то же время и света, надежды, веры в добро.​

Краткий вывод

Повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» – это пронзительная история о детях, чье детство пришлось на суровые военные и послевоенные годы.​ Автор с беспощадной честностью показывает все тяготы и лишения, выпавшие на долю юных героев⁚ голод, холод, сиротство, жестокость и равнодушие взрослых.​

На фоне трагических событий разворачивается история братской любви Коли и Сашки Кузьминых.​ Их отношения, полные нежности, заботы и самопожертвования, становятся настоящим нравственным ориентиром в мире, где царят насилие и вражда.​

Смерть Сашки, жестоко убитого сверстниками из-за национальной розни, становится кульминацией повести и подчеркивает хрупкость мира, в котором живут герои.​

Однако, несмотря на трагизм происходящего, «Ночевала тучка золотая» – это не только повесть о войне и ее последствиях.​ Это еще и гимн жизни, дружбе, любви, которые помогают героям преодолеть испытания и сохранить человечность.​

Основные темы повести⁚

  • Детство в условиях войны.​ Автор показывает, насколько уязвимы дети перед лицом жестокости и несправедливости взрослого мира. Война калечит не только тела, но и души, лишает детей детства, заставляет их преждевременно повзрослеть.​
  • Братская любовь.​ Отношения Коли и Сашки – это главная ценность, ради которой стоит жить. Их любовь бескорыстна, преданна, готова на любые жертвы.​
  • Дружба и преодоление межнациональной вражды.​ Дружба Коли с чеченским мальчиком Алхузуром символизирует надежду на то, что люди разных национальностей могут жить в мире и согласии.​
  • Добро и сострадание; В мире, полном жестокости и насилия, особенно важно сохранить в себе способность любить, сострадать, прощать.

Повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» – это произведение, которое заставляет задуматься о важных нравственных ценностях, о том, что делает нас людьми.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Александра

    Кратко и по существу. Хочется верить, что на Кавказе жизнь братьев изменится к лучшему.

  2. Елена

    Хороший пересказ, понятно и кратко изложены основные события первой главы. Интересно было бы узнать, как дальше будут развиваться события на Кавказе.

  3. Иван Петрович

    Тяжелое время было, особенно для детей-сирот. Приставкин очень точно передал атмосферу послевоенного времени.

  4. Дмитрий

    Интересный сюжет, захватывает с первых строк. С нетерпением жду продолжения пересказа!

  5. Ольга Сергеевна

    Очень трогательно описаны братья Кузьменыши, их сила духа и жажда лучшей жизни.

  6. Марина

    Тяжелая тема, но очень важная. Важно помнить о том, через что прошли люди в военное и послевоенное время.