- Краткое содержание повести «Ночевала тучка золотая» по главам
- Глава 1⁚ Детский дом и решение ехать на Кавказ
- Глава 2⁚ Жизнь в колонии и знакомство с Региной Петровной
- Глава 3⁚ Отношения с чеченскими детьми и трагедия Сашки
- Глава 4⁚ Горе Кольки и его дружба с чеченским мальчиком
- Глава 5⁚ Возвращение в Россию и память о Сашке
- Коротко о главных персонажах
- Братья Кузьменыши⁚ Колька и Сашка
- Регина Петровна
- Алхузур
- Второстепенные персонажи
- Краткий вывод
- Основные темы повести⁚
Краткое содержание повести «Ночевала тучка золотая» по главам
В кратком содержании повести Анатолия Приставкина Ночевала тучка золотая по главам вы узнаете, как братская любовь может спасти жизнь человека. Главные герои⁚ Коля и Саша Кузьмины братья близнецы по прозвищу Кузьменыши, сироты, из Томилина попали на Кавказ; промышляли воровством, Саша строил планы, а Коля умело их выполнял.
Глава 1⁚ Детский дом и решение ехать на Кавказ
Действие первой главы повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» начинается в подмосковном детском доме в суровом 1944 году. Главные герои — братья-близнецы Сашка и Колька Кузьмины, по прозвищу Кузьменыши. Автор знакомит читателя с тяжелыми условиями жизни детей в послевоенное время. Голодные, изможденные ребята живут впроголодь, им не хватает не только еды, но и тепла, заботы и ласки.
Особенно тяжело братьям приходится из-за жадности и равнодушия директора детского дома, который наживается на детском горе. Продукты, одежда и обувь, предназначенные для сирот, оседают в доме руководителя и у его многочисленных родственников. Возмущенные вопиющей несправедливостью, Колька и Сашка решают проникнуть в заветную хлеборезку — кладовую с хлебом. Месяцами братья прорывают подземный ход, но их планам не суждено сбыться.
Неожиданно для всех воспитанников детдома, объявляют о наборе желающих отправиться на Кавказ. Власти обещают ребятам сытую и счастливую жизнь вдали от войны и разрухи. Известие о поездке вызывает ажиотаж среди детдомовцев, но желающих покинуть привычное место оказывается немного. Двое старших ребят, которым директор поручает отправиться на Кавказ, сбегают, не желая менять привычный уклад жизни.
Тогда руководство детдома обращает внимание на братьев Кузьменышей. Несмотря на юный возраст, мальчики отличаются смелостью, решительностью и умением постоять за себя. Сашка, склонный к мечтательности и романтике, с энтузиазмом воспринимает новость о переезде. Колька, более практичный и рассудительный, не разделяет оптимизма брата, но и не пытается ему перечить. Так, братья Кузьменыши оказываются в числе детей, которым предстоит отправиться в далекое путешествие на Кавказ.
Глава 2⁚ Жизнь в колонии и знакомство с Региной Петровной
Вторая глава повести Анатолия Приставкина “Ночевала тучка золотая” описывает прибытие Кузьменышей вместе с другими детдомовцами на Кавказ, в колонию для беспризорников. Детей размещают в бараках на территории бывшего чеченского аула. Атмосфера в колонии оказывается далека от той идиллической картины, которую им рисовали в детском доме.
Ребята сталкиваются с разрухой, голодом и враждебным отношением местного населения. Оставшиеся в ауле чеченские старики и дети воспринимают прибывших как захватчиков, занявших их земли. В колонии царит жестокость и беззаконие. Старшие ребята отбирают еду у младших, издеваются над ними и всячески помыкают. Колька и Сашка, привыкшие держаться вместе, стараются не привлекать к себе внимания и выживать в новых суровых условиях.
Единственным светлым лучом в этом царстве безнадежности становится знакомство Кузьменышей с Региной Петровной, воспитательницей колонии. Молодая женщина, вдова, потерявшая на фронте мужа, с материнской заботой и нежностью относится к своим подопечным. Она старается защитить детей от несправедливости и насилия, привить им доброту, сострадание и уважение к чужой культуре.
Регина Петровна становится для Кольки и Сашки не просто воспитательницей, но и настоящим другом, заменившим им мать. Она помогает братьям адаптироваться в колонии, учит их ценить дружбу и не терять человечность даже в самых сложных жизненных ситуациях.
Глава 3⁚ Отношения с чеченскими детьми и трагедия Сашки
Третья глава повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» посвящена развитию отношений между русскими и чеченскими детьми, а также трагическому событию, разделившему жизнь братьев Кузьменышей. Под влиянием Регины Петровны, Колька и Сашка постепенно начинают общаться с чеченскими ребятами, которые живут по соседству.
Несмотря на языковой барьер и травматичный опыт депортации, дети учатся понимать друг друга, находят общие интересы и занятия. Особенно сближается с чеченскими детьми мечтательный и открытый Сашка. Он заводит дружбу с мальчиком Алхузуром, который учит его чеченскому языку и рассказывает о традициях своего народа.
Однако идиллия оказываеться недолгой. В колонии нарастает напряженность между русскими и чеченскими подростками. Старшие ребята, воспитанные в духе национальной розни, провоцируют конфликты и драки.
Кульминацией главы становится страшная трагедия – убийство Сашки. Во время одной из вылазок в горы, группа русских подростков сталкивается с чеченскими сверстниками. В завязавшейся драке Сашку жестоко убивают из-за серебряного ремешка, который Колька незадолго до этого подарил брату.
Смерть Сашки становится страшным ударом для Кольки; Он теряет не просто брата, но и самого близкого человека, единственную опору в жизни. Горе Кольки усугубляется чувством вины за то, что он не смог защитить брата. Трагический финал главы подчеркивает, насколько хрупок мир между людьми, особенно в условиях войны и межнациональной вражды.
Глава 4⁚ Горе Кольки и его дружба с чеченским мальчиком
Четвертая глава повести Анатолия Приставкина “Ночевала тучка золотая” описывает жизнь Кольки после смерти Сашки. Потеряв брата, мальчик замыкается в себе, перестает общаться с окружающими и практически ни с кем не разговаривает. Он винит в смерти Сашки не только чеченских ребят, но и себя, и весь мир, который кажется ему жестоким и несправедливым.
Единственным утешением для Кольки становится могила брата, которую он регулярно посещает. Мальчик часами сидит на холмике, разговаривает с Сашкой, делится с ним своими мыслями и переживаниями.
Несмотря на горечь утраты и охватившее его отчаяние, Колька не остается один. Неожиданно для себя он находит друга в лице чеченского мальчика Алхузура, с которым раньше дружил Сашка. Алхузур, так же как и Колька, тяжело переживает смерть друга. Он не боится подходить к убитому горем мальчику, старается его отвлечь, развеселить, зовет играть с другими ребятами.
Постепенно дружба с Алхузуром помогает Кольке справиться с горем и вновь обрести вкус к жизни. Мальчики много времени проводят вместе⁚ пасут овец, играют на берегу реки, делятся друг с другом самым сокровенным. Колька начинает понимать, что национальность – не повод для ненависти и вражды.
Дружба с Алхузуром становится для Кольки символом надежды на то, что даже после самых страшных испытаний жизнь продолжается, и в ней всегда есть место добру, состраданию и прощению.
Глава 5⁚ Возвращение в Россию и память о Сашке
Пятая, заключительная глава повести Анатолия Приставкина “Ночевала тучка золотая” описывает возвращение Кольки в Россию. Проходит время, война заканчивается. Власти принимают решение расформировать колонию и отправить детей обратно в детские дома.
Колька с тяжелым сердцем покидает Кавказ, ставший для него местом потерь и обретений. Он прощается с Региной Петровной, которая за время их знакомства стала ему второй матерью, с другими ребятами, с которыми ему довелось делить тяготы жизни в колонии.
Особую горечь вызывает у Кольки расставание с Алхузуром. Друзья дают друг другу клятву верности, обещают писать письма, мечтают встретиться, когда станут взрослыми. Однако Колька понимает, что встреча эта вряд ли состоится⁚ слишком далеко разбросала их судьба.
Вернувшись в Россию, Колька оказывается в детском доме. Жизнь в нем кажется ему серой и безрадостной. Мальчик тоскует по Кавказу, по Регине Петровне, по Алхузуру. Единственным утешением для него становятся воспоминания о Сашке. Колька часто перечитывает письма брата, которые тот писал в детском доме, словно вновь переживая счастливые моменты их общего прошлого.
Колька свято хранит память о брате и о том важном уроку, который он вынес из их общей истории⁚ нельзя судить о человеке по его национальности, настоящая дружба не знает границ и преград.
Коротко о главных персонажах
В повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» перед нами предстает галерея ярких и запоминающихся персонажей, каждый из которых играет важную роль в раскрытии основной идеи произведения.
Братья Кузьменыши⁚ Колька и Сашка
Главные герои повести – братья-близнецы Колька и Сашка Кузьмины, сироты, детдомовцы. Автор не идеализирует своих героев, показывая их как обычных ребят, со своими достоинствами и недостатками.
- Колька – мальчик рассудительный, наблюдательный, практичный. Он немногословен, не склонен к фантазиям, в отличие от своего брата. Колька всегда заботится о Сашке, защищает его, старается уберечь от опасностей.
- Сашка – натура более чувствительная, мечтательная, ранимый. Он верит в добро, стремится к справедливости, легко сходится с людьми. Сашка обладает живым воображением, любит читать, мечтает о большой и светлой жизни.
Несмотря на различие в характерах, братьев объединяет крепкая братская любовь, которая помогает им пережить тяжелые испытания и сохранить человечность в жестоком мире.
Регина Петровна
Регина Петровна – воспитательница в колонии для беспризорников, куда попадают братья Кузьменыши. Это молодая женщина, вдова, потерявшая на фронте мужа. Несмотря на собственное горе, она сохранила в себе доброту, сострадание, любовь к детям.
Регина Петровна становится для Кольки и Сашки настоящей духовной наставницей, заменившей им мать. Она учит их доброте, честности, уважению к людям, независимо от их национальности.
Алхузур
Алхузур – чеченский мальчик, ровесник Кузьменышей, с которым они знакомятся в колонии. Он живет с бабушкой в ауле, расположенном недалеко от колонии. Алхузур рано повзрослел, познал горечь потерь, но не озлобился, не растерял способности любить и дружить.
Дружба с Алхузуром помогает Кольке преодолеть горечь утраты брата, понять, что национальность не является преградой для настоящей дружбы. Образ Алхузура символизирует надежду на мирное сосуществование народов, на преодоление межнациональной вражды.
Второстепенные персонажи
В повести также присутствуют и другие яркие персонажи, которые, несмотря на свою эпизодичность, играют важную роль в развитии сюжета и раскрытии характеров главных героев. Среди них⁚
- Директор детского дома, жестокий, равнодушный человек, наживающийся на детском горе. Его образ символизирует несправедливость и бесчеловечность взрослого мира.
- Старшие ребята из колонии — жестокие, агрессивные подростки, которые издеваються над младшими, разжигают межнациональную рознь. Они являются продуктом того жестокого времени, в котором им пришлось жить.
Каждый из персонажей повести «Ночевала тучка золотая» – это частичка сложной мозаики, из которой складывается общая картина военного детства, полного лишений, боли, но в то же время и света, надежды, веры в добро.
Краткий вывод
Повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» – это пронзительная история о детях, чье детство пришлось на суровые военные и послевоенные годы. Автор с беспощадной честностью показывает все тяготы и лишения, выпавшие на долю юных героев⁚ голод, холод, сиротство, жестокость и равнодушие взрослых.
На фоне трагических событий разворачивается история братской любви Коли и Сашки Кузьминых. Их отношения, полные нежности, заботы и самопожертвования, становятся настоящим нравственным ориентиром в мире, где царят насилие и вражда.
Смерть Сашки, жестоко убитого сверстниками из-за национальной розни, становится кульминацией повести и подчеркивает хрупкость мира, в котором живут герои.
Однако, несмотря на трагизм происходящего, «Ночевала тучка золотая» – это не только повесть о войне и ее последствиях. Это еще и гимн жизни, дружбе, любви, которые помогают героям преодолеть испытания и сохранить человечность.
Основные темы повести⁚
- Детство в условиях войны. Автор показывает, насколько уязвимы дети перед лицом жестокости и несправедливости взрослого мира. Война калечит не только тела, но и души, лишает детей детства, заставляет их преждевременно повзрослеть.
- Братская любовь. Отношения Коли и Сашки – это главная ценность, ради которой стоит жить. Их любовь бескорыстна, преданна, готова на любые жертвы.
- Дружба и преодоление межнациональной вражды. Дружба Коли с чеченским мальчиком Алхузуром символизирует надежду на то, что люди разных национальностей могут жить в мире и согласии.
- Добро и сострадание; В мире, полном жестокости и насилия, особенно важно сохранить в себе способность любить, сострадать, прощать.
Повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» – это произведение, которое заставляет задуматься о важных нравственных ценностях, о том, что делает нас людьми.
Кратко и по существу. Хочется верить, что на Кавказе жизнь братьев изменится к лучшему.
Хороший пересказ, понятно и кратко изложены основные события первой главы. Интересно было бы узнать, как дальше будут развиваться события на Кавказе.
Тяжелое время было, особенно для детей-сирот. Приставкин очень точно передал атмосферу послевоенного времени.
Интересный сюжет, захватывает с первых строк. С нетерпением жду продолжения пересказа!
Очень трогательно описаны братья Кузьменыши, их сила духа и жажда лучшей жизни.
Тяжелая тема, но очень важная. Важно помнить о том, через что прошли люди в военное и послевоенное время.