- Краткое содержание повести «Отрочество» по главам
- Глава 1. Поездка на долгих
- Главы 2-15. Жизнь в Москве у бабушки
- Главы 16-20. Смерть бабушки и новые знакомства
- Главы 21-25. Взросление и первые разочарования
- Главы 26-27. Подготовка к поступлению в университет
- Коротко о главных персонажах
- Бабушка (графиня Вронская)
- Соня Валахина
- Краткий вывод
Краткое содержание повести «Отрочество» по главам
В повести «Отрочество» 27 глав, повествующих о жизни Николеньки Иртеньева от 13 до 16 лет. Читатель проживает с героем период становления личности, первых разочарований и обретения новых друзей.
Глава 1. Поездка на долгих
Повесть «Отрочество» начинается с описания переезда семьи Иртеньевых из родного имения в Москву. Тринадцатилетний Николай, от лица которого ведётся повествование, с волнением и грустью покидает насиженное место. Смерть матери, последовавшая незадолго до этого, наложила тяжелый отпечаток на всех членов семьи, и предстоящий переезд знаменует собой начало новой жизни.
Путешествие в Москву на долгих (так называли лошадей, предназначенных для длительной езды) занимает четыре дня. Вместе с Николенькой в карете едут его брат Володя, гувернер Карл Иванович и верный слуга. За окном проносятся живописные пейзажи русской природы, сменяющиеся унылыми видами придорожных деревень.
Во время одной из остановок на ночлег путников застает гроза. Разбуженный раскатами грома и яркими вспышками молний, Николенька с тревогой прислушивается к звукам бури. Гроза, символизирующая перемены и душевные переживания героя, становится ярким эпизодом, контрастно выделяющимся на фоне размеренного повествования.
В дороге Николенька предаётся размышлениям о своей жизни, о взаимоотношениях с близкими. Он с теплотой вспоминает детство, проведённое в деревне, и с трепетом ожидает встречи с бабушкой, которую он почти не помнит.
Глава «Поездка на долгих» знакомит читателя с главным героем и его окружением. Толстой с удивительной точностью передаёт детские переживания и мысли, создавая образ чуткого и впечатлительного мальчика, стоящего на пороге взрослой жизни. Описание быта и нравов русского дворянства XIX века погружает читателя в атмосферу эпохи, делая повествование живым и увлекательным.
Главы 2-15. Жизнь в Москве у бабушки
Прибытие в Москву знаменует собой новый этап в жизни Николеньки. Он оказывается в непривычной обстановке⁚ шумный город, величественный дом бабушки, новые лица – всё это одновременно притягивает и пугает мальчика.
Бабушка, графиня Вронская, предстает строгой, но душевной женщиной, тяжело переживающей смерть дочери. В доме царят свои порядки, свой этикет, к которым Николеньке приходится приспосабливаться.
В Москве Николенька начинает обучение с новым гувернером – французом Сен-Жеромом. Строгий и чопорный, он вызывает у мальчика неприязнь. Отношения с братом Володей тоже постепенно меняются⁚ детская дружба уступает место соперничеству и непониманию.
Важным событием для Николеньки становится знакомство с соседскими детьми – княжной Соней и ее братом Сережей. Он впервые испытывает чувство влюбленности, но робкие попытки сблизиться с Соней оборачиваются разочарованием.
В главах, посвященных жизни у бабушки, Толстой подробно описывает быт и нравы московского дворянства. Николенька становится свидетелем балов, званых обедов, домашних спектаклей. Он с интересом наблюдает за взрослыми, пытаясь понять их мотивы и чувства.
Постепенно Николенька осознает фальшь и лицемерие светского общества, которое прячется за внешним лоском и приличием. Это открытие становится для него болезненным, но важным шагом на пути взросления.
Главы 2-15 ― это время открытий и разочарований, первых переживаний и размышлений о себе и своем месте в мире. Николенька ищет свой путь, старается понять себя и окружающих, и каждый новый опыт оставляет глубокий след в его душе.
Главы 16-20. Смерть бабушки и новые знакомства
Жизнь в доме бабушки течет своим чередом, но надвигающаяся тень болезни постепенно омрачает семейное счастье. Бабушка, с каждым днем становясь все слабее, уже не может руководить хозяйством и проводить время с внуками, как прежде. Николенька, наблюдая за ее угасанием, испытывает сложные чувства⁚ страх, растерянность, и — как ни странно — некоторое облегчение, ведь строгая бабушка больше не властна над ним.
Смерть графини Вронской становится тяжелым ударом для всей семьи, хотя и ожидаемым. Николенька с горечью осознает, что не испытывает той всепоглощающей скорби, которую, как ему кажется, должен чувствовать любящий внук. Этот факт заставляет его вновь задуматься о собственных недостатках и лицемерии окружающих.
После смерти бабушки жизнь в доме меняется. Отец, вконец увлекшись карточной игрой, практически не обращает внимания на детей. Володя, готовясь к поступлению в университет, все больше отдаляется от брата. Николенька чувствует себя одиноким и потерянным в этом новом, непонятном мире взрослых.
Однако именно в этот период в его жизни появляются люди, способные разделить его душевные метания и оказать поддержку. Володя знакомит Николеньку со своими университетскими товарищами ― Нехлюдовым и Дубковым. Особенно сильное впечатление производит на Николеньку Дмитрий Нехлюдов – юноша с независимым умом и благородными устремлениями.
В обществе Нехлюдова Николенька впервые ощущает себя понятым. Они проводят время в беседах о жизни, литературе, философии. Нехлюдов становится для Николеньки наставником и другом, помогая ему разобраться в себе и найти свой путь.
Главы 21-25. Взросление и первые разочарования
Смерть бабушки становится переломным моментом в жизни Николеньки. Он остро ощущает необратимость времени, хрупкость жизни и несовершенство окружающего мира. В душе юноши все чаще звучат ноты скепсиса и разочарования.
Отношения с отцом становятся все более натянутыми. Николенька с горечью наблюдает за тем, как азартные игры и легкомысленный образ жизни разрушают его родителя. Володя, став студентом университета, всецело погружается в новую жизнь, полную развлечений и светских удовольствий, оставляя Николеньку в стороне.
В поисках идеалов и смысла жизни Николенька обращается к чтению, философии, религии. Он зачитывается произведениями Руссо, задумывается над проблемами добра и зла, пытается найти свое место в мире.
Однако юношеский максимализм и стремление к абсолютной истине приводят его к новым разочарованиям. Он начинает сомневаться в искренности окружающих, в прочности дружбы, в своих собственных чувствах. Первая влюбленность в Соню заканчивается горьким осадком, когда Николенька становится свидетелем ее легкомысленного поведения.
Главы 21-25 – это время сложных внутренних переживаний, поиска себя и своего места в жизни. Николенька сталкивается с необходимостью делать собственный выбор, определять свои жизненные ценности. Он учится различать истинное и ложное, добро и зло, любовь и притворство; И хотя этот путь нелегок и полон разочарований, он необходим для становления личности.
Главы 26-27. Подготовка к поступлению в университет
Последние главы повести «Отрочество» посвящены подготовке Николеньки к поступлению в университет. Это время, когда он пытается подвести итоги своего душевного становления, осознать произошедшие в нем перемены и определиться с планами на будущее.
Николенька усердно занимается с учителем, готовясь к вступительным экзаменам. Однако учеба уже не кажется ему такой важной и интересной, как раньше. Его мысли все чаще обращаются к более глобальным вопросам⁚ о смысле жизни, о своем предназначении, о том, каким человеком он хочет стать.
В этот период Николенька переживает духовный кризис. Он разочарован в себе, в своих близких, в окружающем мире. Ему кажется, что он потерял веру во все, что было ему дорого. Он чувствует себя одиноким и несчастным.
Однако постепенно Николенька начинает осознавать, что его переживания – это не тупик, а необходимый этап взросления. Он понимает, что нельзя жить прошлыми иллюзиями, что нужно смело смотреть в лицо реальности и искать свой собственный путь.
В конце повести Николенька сдает вступительные экзамены в университет. Он вступает в новую жизнь, полную неизвестности и надежд. Автор оставляет героя на пороге юности, не давая ответов на все его вопросы, но и не лишая его веры в будущее.
Коротко о главных персонажах
В повести «Отрочество», как и во всей трилогии Л.Н. Толстого, действуют яркие и запоминающиеся персонажи, которые помогают раскрыть внутренний мир главного героя и отражают реалии русской жизни XIX века.
Главный герой повести, от лица которого ведется повествование. Николенька — чувствительный и впечатлительный юноша, переживающий сложный период становления личности. Он находится в постоянном поиске себя, своего места в мире, стремится к идеалам, но часто разочаровывается в людях и собственных чувствах.
На протяжении повести Николенька взрослеет, становится более критичным и наблюдательным, учится анализировать свои поступки и поведение окружающих. Несмотря на душевные метания, он сохраняет доброту, сострадание и стремление к справедливости.
Старший брат Николеньки. В начале повести — близкий друг и соратник главного героя. Однако по мере взросления их пути расходятся. Володя, увлекшись светской жизнью и университетскими забавами, становится для Николеньки символом поверхностности и равнодушия.
Дворянин, увлеченный карточной игрой и светскими развлечениями. Он любит своих детей, но не уделяет им достаточно внимания. Его образ вызывает у Николеньки противоречивые чувства⁚ с одной стороны — гордость за его происхождение и положение в обществе, с другой — разочарование в его образе жизни и системе ценностей.
Глава семьи, строгая, но вместе с тем любящая и заботливая женщина. Она пытается привить внукам нравственные принципы и правила поведения в свете, но ее методы воспитания часто кажутся Николеньке устаревшими и формальными.
Студент университета, друг Володи. Нехлюдов представляет собой тип мыслящего и ищущего человека, стремящегося к самосовершенствованию и общественному благу. Он становится для Николеньки наставником и другом, помогая ему разобраться в себе и найти свой путь.
Молодая девушка, дочь соседки Иртеньевых. Соня становится первой любовью Николеньки. Он восхищается ее красотой, грацией, весельем, но вскоре разочаровывается в ней, понимая, что за внешней привлекательностью скрывается пустота и легкомыслие.
Помимо перечисленных героев, в повести действует целый ряд второстепенных персонажей, которые создают яркую и реалистичную картину русской жизни XIX века. Это и слуги, и гувернеры, и дальние родственники, и просто случайные знакомые. Каждый из них вносит свой вклад в развитие сюжета и помогает глубже раскрыть характеры главных героев.
Краткий вывод
Повесть Л.Н. Толстого «Отрочество» – это пронзительная и искренняя история о взрослении, о становлении личности в сложном и противоречивом мире. В центре повествования – внутренний мир подростка, переживающего период перехода от детства к юности, полный открытий и разочарований, душевных метаний и поисков себя.
На протяжении всей повести Николенька Иртеньев, главный герой, стремится к идеалам, жаждет найти смысл жизни, понять себя и своё место в мире. Он учится различать истинное и ложное, добро и зло, любовь и притворство, сталкиваясь с лицемерием и несправедливостью окружающего мира.
Смерть матери, переезд в Москву, новые знакомства, первая любовь, подготовка к университету – все эти события оставляют глубокий след в душе Николеньки, формируя его характер и мировоззрение.
Автор с поразительной точностью и психологизмом передаёт мысли и чувства подростка, его внутренние конфликты и противоречия. Он показывает, как трудно порой разобраться в себе, как болезненно происходит процесс взросления, как важно сохранить в себе доброту, сострадание и веру в лучшее.
«Отрочество» – это не просто описание определённого периода жизни одного человека. Это универсальная история о том, что приходится пережить каждому из нас на пути взросления, о том, как важно сохранить в себе человечность и не предать свои идеалы перед лицом жизненных испытаний.
Произведение актуально и в наши дни, ведь проблемы, поднятые автором, — поиск себя, смысла жизни, взаимоотношения с окружающими — вечны и близки каждому человеку, независимо от времени и обстоятельств.
Прекрасно написано! Автор очень точно подметил главные темы и идеи произведения. Чувствуется глубокое знание текста.
Отличная работа! Автор продемонстрировал прекрасное знание текста и умение анализировать литературное произведение. Браво!
Спасибо за краткое содержание! Помогло освежить в памяти основные моменты повести. С удовольствием перечитаю «Отрочество» еще раз.
Очень полезный материал для подготовки к урокам литературы! Кратко, емко и по делу. Спасибо автору за проделанную работу!
Очень грамотный и глубокий анализ произведения! Автор сумел передать всю сложность и многогранность внутреннего мира героя.
Очень интересный анализ! Сразу видно, что автор глубоко проникся произведением. Особенно понравилась интерпретация грозы как символа перемен.
Замечательный анализ! Автор не просто пересказывает сюжет, но и обращает внимание на важные детали, помогая глубже понять произведение.
Спасибо за интересную статью! Было очень увлекательно читать. Сразу захотелось перечитать всю трилогию Толстого.