- Краткое содержание повести «Обелиск»
- 1. Смерть Миклашевича и знакомство с Ткачуком
- 2. Воспоминания Ткачука о Морозе до войны
- 3. Военные годы⁚ от оккупации до казни
- 4. Судьба Мороза и подвиг Миклашевича
- 5. Значение правды и памяти
- Коротко о главных персонажах
- Алесь Иванович Мороз
- Павел Миклашевич
- Тимофей Титович Ткачук
- Краткий вывод
Краткое содержание повести «Обелиск»
Журналист узнает о смерти сельского учителя Миклашевича и едет на похороны. Там он встречает Ткачука, который рассказывает историю учителя Мороза. Мороз во время войны продолжал учить детей, помогал партизанам.
1. Смерть Миклашевича и знакомство с Ткачуком
Повесть начинается со смерти Павла Миклашевича, сельского учителя, о кончине которого узнает рассказчик, журналист, немного знакомый с покойным. В памяти всплывает образ Миклашевича — худощавого, с лицом в морщинах, словно у старика, с ясным и прямым взглядом. Журналист вспоминает, как тот просил его помочь разобраться в одной военной истории, но он так и не нашёл времени. Теперь же он едет на похороны Миклашевича в деревню Сельцо, мучаясь угрызениями совести.
На поминках, помимо родственников, присутствуют коллеги и бывшие ученики Миклашевича. Слово берет заведующий районо, восхваляя коммунистические убеждения и трудовые заслуги покойного. Однако пожилой ветеран Тимофей Ткачук перебивает его, считая неуместными подобные речи. Он считает, что, вспоминая Миклашевича, необходимо говорить и о его учителе, Алесе Морозе, чьи судьбы тесно переплетены.
Слова Ткачука остаются без внимания, и он, разочарованный, покидает поминки. Заинтересованный журналист отправляется вслед за ним. Вместе они идут по дороге, ожидая попутную машину. Журналист просит Ткачука рассказать о Морозе, и тот охотно делится своими воспоминаниями.
2. Воспоминания Ткачука о Морозе до войны
Ткачук, будучи заведующим образования до войны, вспоминает свою первую встречу с Морозом. В его обязанности входила организация школ, и вот до него дошли слухи о необычном учителе, открывшем школу в бывшей панской усадьбе в Сельце. Решив лично убедиться в необычности методов Мороза, Ткачук отправился в деревню.
Приехав в Сельцо, Ткачук застал оживлённую картину⁚ школьный двор был полон детей, которые вместе с Морозом занимались заготовкой дров. Многие из ребят до присоединения Западной Белоруссии к БССР учились в польской школе, поэтому их русский язык оставлял желать лучшего. Однако Мороз считал, что главное не в этом, а в том, чтобы воспитать в детях не просто послушных отличников, а мыслящих и самостоятельных людей.
Ткачук был впечатлён подходом Мороза к образованию. Учитель не только передавал знания, но и своим примером прививал детям нравственные ценности⁚ доброту, отзывчивость, ответственность. Он учил их заботиться о слабых, ухаживать за больными животными и птицами.
Однажды зимой, приехав в школу поздно вечером, Ткачук не застал Мороза. Мальчик, открывший дверь, объяснил, что учитель отправился провожать домой девочек-близняшек, живущих далеко от школы. Обычно этим занимался старший воспитанник Коля Бородич, но в тот день его не было. Этим мальчиком, жившим у Мороза, был Павел Миклашевич, не имевший возможности вернуться домой из-за жестокости отца.
3. Военные годы⁚ от оккупации до казни
С началом войны привычная жизнь рушиться. Немцы стремительно занимают деревню. Ткачук с некоторыми учителями уходят к партизанам, а Мороз, несмотря на оккупацию, продолжает учить детей, получив на это разрешение от немецких властей.
Среди партизан и жителей деревни распространяются слухи о том, что Мороз пошёл на сотрудничество с врагом. Ткачук, будучи членом партизанского отряда, сталкивается с требованием репрессировать «предателя». Однако, встретившись с Морозом, он понимает, что тот не изменил своим принципам и продолжает учить детей по советской программе, отказываясь преподавать немецкий язык.
Более того, Мороз, по просьбе партизан, начинает тайно передавать им ценную информацию о передвижениях вражеских войск. Однако вскоре в школе, по наводке одного из полицаев, происходит обыск. Немцы допрашивают Мороза и учеников, но ничего крамольного не обнаруживают.
Возмущённые ученики Мороза, под предводительством Коли Бородича, решают отомстить. Они подпиливают опоры моста, по которому должны проехать полицаи. План срабатывает, машина падает в реку, но некоторым полицаям удаётся спастись. Они замечают ребят, и вскоре все участники диверсии оказываются схвачены. Мороза предупреждают об опасности, и он успевает скрыться у партизан.
Через некоторое время немцы через связного передают партизанам ультиматум⁚ в обмен на освобождение учеников они требуют Мороза. Ткачук пытается отговорить учителя от этого шага, понимая, что это ловушка, но Мороз непреклонен. Он не может бросить своих учеников на произвол судьбы и отправляется в лапы врага.
4. Судьба Мороза и подвиг Миклашевича
Немцы подвергают пленных учеников Мороза жестоким пыткам, но те мужественно молчат, отказываясь выдавать своего учителя и партизан. Первым не выдерживает Коля Бородич. Он берёт всю вину на себя, пытаясь спасти товарищей. В этот момент появляется Мороз.
Миклашевич, единственный из учеников Мороза, кому удалось выжить, вспоминал потом, как их вели по дороге⁚ связанных, измученных, под конвоем. Они бросали прощальные взгляды на родные места, и сердца их разрывались от боли. Добравшись до моста, Мороз шепнул Павлу, чтобы тот бежал, как только он крикнет.
Миклашевич решился на побег, повинуясь последнему слову учителя. Однако его попытка оказалась неудачной⁚ полицаи поймали его, жестоко избили и бросили в канаву, посчитав мёртвым. Мороза и остальных ребят повесили на Пасху.
После освобождения деревни, при расследовании обстоятельств гибели Мороза, его записали как попавшего в плен. Никто не хотел вникать в подробности трагедии. И только благодаря усилиям Миклашевича, подвиг учителя, пожертвовавшего собой ради спасения учеников, был признан.
5. Значение правды и памяти
Павел Миклашевич, чудом выживший после побега, получил тяжелое ранение и провел долгие часы в холодной канаве. Это подорвало его здоровье⁚ он заболел туберкулезом. Но, несмотря на болезнь, Миклашевич считал своим долгом восстановить справедливость и рассказать всем о подвиге своего учителя.
Он добился, чтобы Морозу и его ученикам поставили памятник, чтобы память о них продолжала жить. Миклашевич посвятил свою жизнь тому, чтобы сохранить память о войне, о героизме простых людей, о цене, которую заплатили они за победу.
Ткачук, заканчивая свой рассказ, с горечью говорит о том, что не нашёл понимания на поминках Миклашевича. Люди, забывшие о прошлом, не захотели слушать о Морозе. Они не поняли, что память о героях войны — это не просто дань уважения, а нравственный ориентир для будущих поколений.
Повесть «Обелиск» — это история о мужестве, самопожертвовании, силе духа. Но это и напоминание о том, как важно хранить память о прошлом, о тех, кто ценой своей жизни защищал Родину. Обелиск, воздвигнутый в память о Морозе и его учениках, становится символом не только их подвига, но и ответственности каждого человека за сохранение исторической правды.
Коротко о главных персонажах
В повести «Обелиск» Василя Быкова немного действующих лиц, но каждый из них играет важную роль в раскрытии основной идеи произведения. Главные герои повести ౼ это люди, оказавшиеся в сложных условиях военного времени, перед трудным выбором.
Алесь Иванович Мороз
Центральный персонаж повести, сельский учитель. Человек огромной души, нравственной стойкости и мужества. Он предан своему делу, искренне любит детей и видит в них будущее своей Родины.
Несмотря на опасность, Мороз не покидает родную деревню после прихода немцев, продолжая учить детей. Он не боится противостоять оккупационным властям, отказываясь преподавать немецкий язык. Мороз становится связным партизан, передавая им ценную информацию.
Кульминацией образа Мороза становится его решение отправиться в плен к немцам ради спасения своих учеников. Он знает, что его ждёт смерть, но не может поступить иначе. Самопожертвование учителя , это высшее проявление любви к детям, готовности отдать жизнь ради их будущего.
Павел Миклашевич
Ученик Мороза, от лица которого ведётся повествование в некоторых главах. В начале повести мы узнаем о его смерти. В годы войны Павел был одним из тех мальчишек, чьи судьбы оказались навсегда связаны с трагическими событиями.
Миклашевич бесконечно уважает своего учителя, видит в нём наставника и защитника. Он принимает участие в диверсии против полицаев, а после ареста мужественно переносит издевательства и пытки.
Благодаря Морозу Павлу удаётся выжить, но полученные раны напоминают о войне всю его жизнь. Миклашевич посвящает себя сохранению памяти о Морозе и добивается, чтобы его подвиг был признан.
Тимофей Титович Ткачук
Заведующий районо до войны, а в годы войны — партизан. Именно от него читатель узнаёт историю Мороза и его учеников.
Ткачук — человек принципиальный, честный, глубоко преданный своему делу. Он высоко ценит Мороза как педагога и как личность.
Ткачук пытается предотвратить гибель Мороза, отговаривая его идти к немцам. После войны он хранит память о подвиге учителя и его учеников, считая своим долгом рассказать об этом будущим поколениям.
Образы героев повести «Обелиск» — это примеры мужества, самопожертвования, верности своему долгу. Они учат нас ценить мир, помнить о прошлом и быть достойными памяти героев.
Краткий вывод
Повесть Василя Быкова «Обелиск» — это не просто история о войне, это глубокое размышление о нравственном выборе, силе человеческого духа, важности памяти о прошлом.
В центре повествования, судьба сельского учителя Алеся Мороза, который в условиях оккупации не бросает своих учеников, продолжает учить их, рискуя собственной жизнью. Мороз становится для ребят не просто наставником, но и нравственным ориентиром, примером мужества и самопожертвования.
Кульминацией произведения становится решение Мороза сдаться в плен к немцам, чтобы спасти своих учеников. Он сознательно идёт на смерть, чтобы дать им шанс на жизнь. Этот поступок — высшее проявление любви, ответственности за тех, кто тебе дорог.
Важное место в повести занимает тема памяти. Павел Миклашевич, чудом выживший ученик Мороза, посвящает свою жизнь тому, чтобы восстановить справедливость, рассказать всем о подвиге учителя и добиться признания его героизма. Ткачук, бывший партизан, также хранит память о Морозе и его учениках, считая своим долгом рассказать об этом будущим поколениям.
Автор поднимает важные вопросы⁚ что такое подвиг, на что готов человек ради других, как важно сохранять память о прошлом? «Обелиск» — это не просто памятник конкретным людям, это символ мужества, самопожертвования, верности своему долгу. Это напоминание о том, что мы в ответе за то, чтобы такие люди не были забыты.
Повесть актуальна и в наши дни, когда мы все чаще сталкиваемся с проявлениями жестокости, равнодушия, забвения. Она учит нас ценить мир, помнить о прошлом, быть готовыми защищать слабых, бороться за справедливость. «Обелиск» — это произведение, которое заставляет задуматься о жизни, о своем месте в ней, о том, что значит быть человеком.
С нетерпением жду, когда смогу дочитать повесть до конца!
Жду продолжения! Интересно узнать, как сложилась судьба Мороза во время войны.
Автор мастерски передаёт атмосферу послевоенного времени.
Интересно, как автор противопоставляет фигуры Миклашевича и Мороза. Кто из них окажется главным героем?
Чувствуется, что повесть будет наполнена глубоким смыслом и заставит задуматься о важных вещах.
Ткачук — колоритный персонаж. Видно, что он многое пережил и хочет рассказать о Морозе.
Очень трогательное начало. Сразу чувствуется, что история будет непростой, а судьбы героев — переплетены.
Описание школьного двора с детьми и Морозом создаёт очень светлую и добрую атмосферу.
Заметил интересную деталь: Миклашевич просил журналиста разобраться в военной истории. Кажется, это неспроста.