Краткое содержание рассказа «Хамелеон» А․П․ Чехова
Полицейский надзиратель Очумелов, проходя по базарной площади, становится свидетелем суматохи․ Золотых дел мастер Хрюкин жалуется на белого щенка, который укусил его за палец․ Очумелов начинает расследование, готовый наказать хозяина собаки․
Встреча с происшествием
В безмятежной тишине жаркого дня, по вымощенной булыжником базарной площади неторопливо шествует полицейский надзиратель Очумелов․ Наслаждаясь покоем и размеренностью провинциальной жизни, он лениво перешагивает разложенные тут и там товары, изредка обмениваясь ничего не значащими фразами со своим неизменным спутником – городовым Елдыриным․ Внезапно идиллию нарушают истошные крики и отчаянный собачий визг, доносящиеся из-за груды дров у лавки купца Пичугина․
Очумелов и Елдырин, привыкшие к роли хранителей порядка, немедленно направляются к эпицентру переполоха․ Картина, представшая их глазам, вызывает неподдельное любопытство⁚ из-за дров, поджав хвост, на трех лапах ковыляет маленький белый щенок, а за ним, размахивая руками и осыпая проклятиями, гонится раскрасневшийся от бега мужчина в разорванной одежде․ Это Хрюкин – местный золотых дел мастер, известный своим вздорным характером и любовью к горячительным напиткам․
Собрав последние силы, Хрюкин настигает щенка и хватает его за задние лапы․ Вокруг моментально собирается толпа зевак, жаждущих бесплатного представления․ В центре внимания оказывается Хрюкин, который, раздуваясь от важности, демонстрирует всем окровавленный палец и клянется, что пес его жестоко покусал․ Над площадью повисает атмосфера скандала, требующая немедленного вмешательства блюстителя закона – Очумелова․
Расследование и метания Очумелова
Очумелов, ощущая себя полновластным хозяином положения, важно приступает к расследованию инцидента․ С видом бывалого сыщика он окидывает взглядом собравшихся, словно ища среди них потенциальных свидетелей или, быть может, соучастников преступления․ По мере того как Хрюкин, захлебываясь от возмущения, излагает свою версию событий, в душе Очумелова зреет гнев праведного судьи․
«Я этого так не оставлю!» – гремит он, потрясая пухлым кулаком, и уже готов обрушить всю мощь закона на голову незамедлительно найтись виновного․ Очумелов, как и подобает истинному «хамелеону», мгновенно меняет свое мнение, стоит лишь городовому предположить, что щенок может принадлежать генералу Жигалову․ Лицо надзирателя озаряется подобострастной улыбкой, а грозный тон сменяется на слащавый․
Несчастный Хрюкин, только что купавшийся во внимании, в одночасье превращается в глазах Очумелова в досадное недоразумение․ Надзиратель принимается публично отчитывать беднягу, обвиняя его в клевете и пьяном дебоше․ Толпа, внимающая каждому слову Очумелова, с жадностью ловит малейшие изменения в его настроении, готовая в любой момент поддержать сильного мира сего․
Однако метания Очумелова на этом не заканчиваются․ Стоит лишь городовому усомниться в принадлежности щенка генералу, как надзиратель вновь меняет свое мнение на противоположное․ Он то готов наказать Хрюкина за ложный донос, то грозится истребить ни в чем не повинную собаку․
Появление новых свидетелей
В самый разгар словесных баталий, когда Очумелов уже в который раз готов был вынести свой окончательный вердикт, на сцене появляется новый персонаж – бравый повар Прохор, шествующий сквозь толпу с корзинкой в руках․ В нем городовой узнает прислугу генерала Жигалова и решает воспользоваться случаем, чтобы расставить все точки над i в этом запутанном деле․
Очумелов, с нескрываемым облегчением ухватившись за эту возможность переложить бремя ответственности на чужие плечи, с придыханием обращается к Прохору, вопрошая о принадлежности злополучного щенка․ Но, увы, надеждам надзирателя на скорое разрешение конфликта не суждено сбыться⁚ повар категорически отрицает родство генерала с укушенным псом․
Очумелов, чувствуя, как почва уходит у него из-под ног, лихорадочно пытается найти выход из сложившейся ситуации․ Он уже готов было вернуться к своей первоначальной версии о бродячей и, скорее всего, бешеной собаке, как вдруг Прохор, словно между делом, роняет фразу, которая заставляет сердце Очумелова забиться с новой силой⁚ щенок, оказывается, принадлежит не самому генералу, а его брату – важной персоне, приехавшей погостить в уездный городишко․
Это неожиданное известие производит эффект разорвавшейся бомбы․ Очумелов, до этого момента метавшийся между желанием угодить генералу и боязнью проявить излишнюю мягкость к простому люду, мгновенно преображается․
Окончательное решение
Словно по волшебству, с лица Очумелова исчезает тень сомнения, а на смену метаниям приходит непоколебимая уверенность в собственной правоте․ Он, подобно искусному актеру, меняет маску растерянности на маску благодушия и даже позволяет себе снисходительно потрепать щенка за ухом․
Бедный Хрюкин, ставший невольным свидетелем очередной метаморфозы полицейского надзирателя, не может поверить своим ушам․ Еще минуту назад Очумелов грозился наказать его за ложный донос, а теперь, словно ничего не бывало, рассыпается в любезностях перед собакой, укусившей его за палец․
Толпа, наблюдавшая за этой комедией положений с нескрываемым интересом, не смеет и пикнуть․ Всем своим видом люди показывают, что готовы поддержать любое решение Очумелова, лишь бы не попасть под горячую руку․
Окончательный вердикт надзирателя предсказуем⁚ щенок объявляется невинной жертвой обстоятельств, а Хрюкин – пьяным дебоширом, самовольно оклеветавшим ни в чем не повинное животное․
Окрыленный собственным величием, Очумелов велит Прохору забрать щенка и передать генеральскому брату, что он, Очумелов, лично проследит за тем, чтобы этот милый песик больше никому не причинил вреда․
Смысл и значение финала
Финал рассказа оставляет после себя горькое послевкусие․ Очумелов, самодовольно укутываясь в шинель, гордо удаляется с места событий, сопровождаемый заискивающим смешком городового Елдырина․ Толпа, еще недавно сочувствовавшая Хрюкину, теперь с насмешкой смотрит ему вслед․
Чехов мастерски передает атмосферу всеобщего лицемерия и чинопочитания, царящую в провинциальном городке․ Очумелов, подобно хамелеону, меняющему свою окраску в зависимости от окружающей среды, приспосабливается к ситуации, демонстрируя чудеса приспособленчества и беспринципности․
В образе Очумелова автор высмеивает такие пороки человеческой натуры, как трусость, угодничество и преклонение перед властью․ Надзиратель не руководствуется чувством справедливости или состраданием к ближнему, его главная цель – сохранить свое место и не прогневить сильных мира сего․
Финал рассказа оставляет читателя с вопросом⁚ а что же Хрюкин? Справедливость так и не восторжествовала, обидчик остался безнаказанным, а пострадавший – осмеянным и униженным․
Чехов, не давая прямых ответов, заставляет задуматься о вечных проблемах общества, где царят чинопочитание, лицемерие и равнодушие к чужой беде․
Коротко о главных персонажах
В «Хамелеоне» Чехова, несмотря на кажущуюся простоту сюжета, каждый персонаж – это маленькая вселенная, отражающая социальные типажи России конца XIX века․ Через гротеск и сатиру автор выводит на чистую воду пороки, присущие не только отдельным личностям, но и системе в целом․
Очумелов
Полицейский надзиратель Очумелов – центральный персонаж рассказа, олицетворяющий собой чинопочитание, лицемерие и приспособленчество․ Его фамилия, говорящая сама за себя, красноречиво характеризует его изменчивую натуру․ Как хамелеон меняет свой окрас в зависимости от окружающей среды, так и Очумелов приспосабливается к ситуации, мгновенно меняя свое мнение в угоду сильным мира сего․
Он груб и высокомерен с теми, кто ниже его по социальному статусу, но заискивающе любезен с теми, от кого зависит его карьера․ Страх перед начальством – главный двигатель его поступков, заставляющий его идти на любые унижения и подлости․
Хрюкин
Золотых дел мастер Хрюкин – типичный представитель простого люда, беззащитного перед произволом власть имущих․ Он вспыльчив, несдержан на язык, но в душе прост и простодушен․
Укушенный щенком, Хрюкин ищет справедливости, но сталкивается с безразличием и насмешками․ Он становится жертвой не только случайности, но и системы, где правда и закон ничего не значат перед чином и положением․
Елдырин
Городовой Елдырин – второстепенный персонаж, но его роль в раскрытии образов главных героев нельзя недооценивать․ Он – тень Очумелова, безропотно исполняющая любой его приказ и поддерживающая любое его решение․ Елдырин – яркий пример того, как система подавляет индивидуальность, превращая человека в безликую марионетку в руках власть имущих․
В нем нет ни капли сочувствия к Хрюкину, он готов смеяться над ним вместе с Очумеловым, лишь бы не прогневить своего начальника․ Елдырин – это олицетворение бездумного подчинения, слепого следования приказам, без какого-либо намека на собственное мнение или моральные принципы․
Прохор
Повар Прохор, появляющийся в самый разгар событий, становится катализатором, запускающим цепочку метаморфоз Очумелова․
Он – не просто свидетель, а представитель власти, пусть и не прямой, но достаточно значимый для Очумелова, чтобы тот в очередной раз сменил свою позицию․ Прохор, сам того не желая, обнажает всю глубину чинопочитания Очумелова, демонстрируя, насколько легко тот готов менять свои убеждения в угоду сильным мира сего․
В образе Прохора Чехов показывает, что система чинопочитания пронизывает все слои общества, от высших до самых низших․
В «Хамелеоне» Чехов создает галерею ярких и запоминающихся образов, которые стали нарицательными для обозначения определенных социальных типов․ Автор не дает оценок своим героям, предоставляя читателю возможность самому сделать выводы о причинах и последствиях чинопочитания, лицемерия и беззакония․
Краткий вывод
«Хамелеон» Антона Павловича Чехова – это не просто забавная история о перепуганном полицейском и укушенном пальце․ Это острое сатирическое произведение, обнажающее пороки общества, где чинопочитание и лицемерие становятся нормой жизни․
Чехов мастерски использует гротеск и сатиру, чтобы показать, как легко человек может изменить свои убеждения, подстраиваясь под ситуацию и угождая сильным мира сего․ Очумелов, меняющий свое мнение в зависимости от того, кому принадлежит собака, становится символом приспособленчества и беспринципности․
В «Хамелеоне» нет положительных героев․ Хрюкин, ставший жертвой обстоятельств, вызывает скорее сочувствие, но и он не лишен отрицательных черт․ Елдырин – безликая тень Очумелова, готовая на все ради сохранения своего места․ Прохор, сам того не желая, запускает механизм лицемерия и чинопочитания․
Рассказ оставляет после себя горькое послевкусие․ Справедливость так и не восторжествовала, обидчик остался безнаказанным, а пострадавший – осмеянным и униженным․ Чехов не дает ответов на вопросы, он заставляет задуматься о том, насколько губительны для общества чинопочитание, лицемерие и равнодушие к чужой беде․
«Хамелеон» – это не просто критика отдельных пороков, это призыв к пробуждению совести, к борьбе с несправедливостью и беззаконием․ Чехов верил, что только осознание проблемы может стать первым шагом на пути к ее решению․
Произведение актуально и сегодня, ведь проблема чинопочитания и приспособленчества не исчезла, она лишь приняла новые формы․ «Хамелеоны» встречаются во всех сферах жизни, напоминая нам о том, как важно оставаться верным своим принципам, не бояться отстаивать правду и бороться с несправедливостью․
Чехов, мастер короткого рассказа, сумел в нескольких страницах «Хамелеона» отразить всю глубину социальных проблем своего времени․ Его произведение – это не просто зеркало, отражающее действительность, это увеличительное стекло, заставляющее увидеть то, что обычно скрыто от глаз․
Классический рассказ Чехова! Прекрасно передана атмосфера провинциальной жизни и чинопочитания. Очумелов — яркий пример мелкого тирана.
Несмотря на серьезную тему, рассказ читается легко и с юмором. Мастерство Чехова!
Хамелеонство Очумелова поражает! Как быстро меняется его мнение в зависимости от ситуации. Очень актуальный и по сей день рассказ.
Интересно наблюдать за реакцией толпы. Люди словно зеркало, отражающее лицемерие Очумелова.
Отличный пример сатиры! Чехов высмеивает пороки общества, заставляя читателя задуматься.
Грустно, что такие «хамелеоны» встречаются и в наше время. Рассказ заставляет задуматься о власти и чинопочитании.
Язык Чехова — это нечто! Короткими, точными фразами он создает яркие образы и передает всю глубину человеческой натуры.