Краткое содержание Ревизор по действиям

Краткое содержание Ревизор по действиям Краткие пересказы

Краткое содержание «Ревизор» по действиям

В комедии «Ревизор» рассказывается о приезде мнимого ревизора в уездный город и о том, как чиновники, боясь разоблачения, всячески угождают ему, принимая за важного человека.​

Действие 1

Действие комедии начинается в доме городничего, Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского. Он собрал у себя местных чиновников, судью Ляпкина-Тяпкина, попечителя богоугодных заведений Землянику, смотрителя училищ Хлопова, частных приставов Бобчинского и Добчинского, и других.​ Городничий взволнован и напуган⁚ он получил письмо от своего друга, в котором тот сообщает, что в их город едет ревизор, чиновник из Петербурга, цель которого, тайно проверить работу местных чиновников.​

Городничий в панике, поскольку дела в городе обстоят из рук вон плохо.​ Он начинает судорожно раздавать указания⁚ судье — привести в порядок присутственные места, Землянике — навести порядок в больнице, где пациенты ходят в грязных халатах, а сам городничий велит квартальному вымести с улиц мусор и убрать гуляющих там гусей.​

В самый разгар совещания появляются помещики Бобчинский и Добчинский, которые рассказывают о том, что видели в трактире молодого человека «солидного вида» по имени Иван Александрович Хлестаков, который уже две недели живёт в трактире и не платит по счёту.​ Бобчинский и Добчинский, наслушавшись его разговоров, решают, что это и есть ревизор, приехавший инкогнито.​

Эта новость повергает городничего и чиновников в ужас.​ Городничий решает немедленно ехать в трактир, чтобы познакомиться с мнимым ревизором и задобрить его.​

Действие 2

Действие второе переносит нас в номер трактира, где остановился Хлестаков.​ Он голоден и без гроша в кармане, поскольку все деньги проиграл в карты.​ Его слуга Осип упрекает барина за расточительность и разгульный образ жизни.​ В этот момент в номер входит трактирный слуга и сообщает, что ему запретили давать Хлестакову еду в долг.​

Внезапно появляется перепуганный городничий.​ Он принимает Хлестакова за важного проверяющего и всячески заискивает перед ним.​ Хлестаков, в свою очередь, не понимает, что происходит, но пользуется ситуацией.​ Он жалуется на плохое обслуживание в трактире и рассказывает о своих «приключениях» в Петербурге, выдавая себя за влиятельного столичного чиновника.​

Городничий, принимая всё за чистую монету, предлагает Хлестакову переехать в более комфортабельные условия — в его собственный дом.​ Хлестаков, не раздумывая, соглашается.​ Городничий, боясь, что Хлестаков доложит о беспорядках в городе, даёт ему крупную взятку, замаскированную под «ссуду».​ Хлестаков с радостью принимает деньги.​

В конце действия в дом городничего приходят другие чиновники, чтобы засвидетельствовать своё почтение «ревизору».​ Каждый из них, стремясь скрыть свои грешки, также пытается дать Хлестакову взятку. Хлестаков с удовольствием принимает подношения, не подозревая о том, что его принимают за другого.​

Действие 3

Действие третье происходит в доме городничего. Хлестаков, окруженный вниманием и лестью, чувствует себя в своей тарелке.​ Он наслаждается угощениями, флиртует с женой и дочерью городничего, Анной Андреевной и Марьей Антоновной.​ Хлестаков хвастается своими вымышленными подвигами и заслугами, рассказывает небылицы о своей жизни в Петербурге, выдавая себя за важного чиновника, близкого к самому государю.​

Чиновники, ослепленные страхом перед «ревизором», верят всем его россказням и лебезят перед ним еще больше.​ Каждый из них пытается задобрить Хлестакова, предлагая ему взятки и подарки.​ Хлестаков без зазрения совести принимает все подношения, наслаждаясь своей ролью «знатного человека».​

В разгар веселья Хлестаков, опьяненный вином и вниманием, решает написать письмо своему другу Тряпичкину в Петербург, чтобы похвастаться своими «успехами» и рассказать о глупости провинциальных чиновников.​ Он описывает в письме всё, что с ним произошло, не стесняясь в выражениях.

В конце действия Хлестаков, утомленный собственным враньем и обилием впечатлений, засыпает.​ Чиновники, оставшись одни, с облегчением вздыхают, радуясь, что им удалось задобрить «ревизора».​

Действие 4

Четвертое действие начинается с того, что чиновники города N, один за другим, тайком пробираются к Хлестакову в комнату, чтобы лично вручить ему взятку и заручиться его благосклонностью.​ Каждый из них надеется, что «ревизор» не упомянет в своем докладе о его проступках.

Хлестаков, все еще не осознавая, что его принимают за другого человека, продолжает играть роль важного столичного чиновника.​ Он принимает взятки, раздает пустые обещания и наслаждается всеобщим вниманием.​

Однако вскоре ситуация выходит из-под контроля.​ Появляется почтмейстер Шпекин, который по своей наивности вскрыл письмо Хлестакова к Тряпичкину.​ Из письма становится ясно, что Хлестаков вовсе не ревизор, а мелкий столичный чиновник, который просто-напросто морочит всем голову.​

Городничий в ярости.​ Он чувствует себя униженным и обманутым. Но больше всего он боится разоблачения и наказания.​

В этот момент в дом городничего вбегает жандарм с известием о том, что в город приехал настоящий ревизор и требует к себе городничего.​

Действие 5

Действие пятое начинается с того, что городничий, ошеломленный известием о приезде настоящего ревизора, в панике мечется по сцене, не зная, что делать.​ Он проклинает себя за свою глупость, Хлестакова за обман, а Бобчинского и Добчинского за ложную информацию.

В разгар всеобщего хаоса в доме городничего появляется слуга Хлестакова, Осип.​ Он сообщает о том, что его барин получил крупную сумму денег и уехал из города.​ Осип также передает письмо от Хлестакова к городничему, в котором тот просит прощения за причиненные неудобства и благодарит за гостеприимство.​

Городничий вне себя от ярости и отчаяния.​ Он понимает, что стал жертвой собственной алчности и трусости.​ В этот момент в комнату входит жандарм и объявляет о том, что к городничему прибыл чиновник из Петербурга с важным поручением.

Городничий, боясь разоблачения и наказания, падает в обморок.​ Все присутствующие в ужасе замирают.​ Внезапно на сцену выходит автор и обращается к зрителям со знаменитой «немой сценой».​

В «немой сцене» автор задает риторический вопрос⁚ «Над кем смеетесь вы?​ Над собой смеетесь!». Он подчеркивает, что пороки, высмеянные в комедии, свойственны не только чиновникам уездного города, но и всему российскому обществу.​

Коротко о главных персонажах

В комедии «Ревизор» Гоголь создал целую галерею ярких и запоминающихся персонажей, олицетворяющих пороки русского общества того времени.​

Иван Александрович Хлестаков

Молодой, легкомысленный и глуповатый чиновник из Петербурга. Случайно попадает в уездный город, где его по ошибке принимают за ревизора.​ Хлестаков, сам того не желая, становится центром всеобщего внимания и лести.​ Он с удовольствием принимает взятки, раздает пустые обещания и наслаждается своей внезапно свалившейся на него ролью «важного человека».​

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий

Главный «виновник» всей истории.​ Властный, хитрый и корыстный чиновник, привыкший жить за счет взяток и обмана.​ Он боится разоблачения и наказания, поэтому готов на все, чтобы задобрить «ревизора».​ Городничий — собирательный образ нечистого на руку чиновника, типичного для России того времени.​

Анна Андреевна, жена городничего

Пустоголовая и тщеславная провинциальная дама.​ Мечтает о столичной жизни, поэтому с радостью принимает ухаживания Хлестакова, принимая его за блестящего столичного жениха для своей дочери.​

Марья Антоновна, дочь городничего

Молодая и наивная девушка, мечтающая о любви и романтике.​ Она, как и её мать, поддается обаянию Хлестакова, не подозревая о его истинном лице.​

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья

Взяточник и бездельник, не знающий законов.​ Представляет собой образ коррумпированной судебной системы.​

Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений

Лицемер и ханжа, наживающийся на больных и несчастных.​ Олицетворяет собой лицемерие и бездушие чиновников, отвечающих за благотворительность.​

Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь

Некомпетентный и равнодушный врач, не способный отличить больного от здорового.​ Символизирует плачевное состояние медицины в российской провинции.​

Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ

Трусливый и невежественный чиновник, боящийся всего на свете.​ Олицетворяет собой невежество и косность системы образования.​

Помимо главных героев, в комедии присутствует множество второстепенных персонажей — чиновники, купцы, мещане, слуги, — которые также ярко обрисовывают нравы и обычаи русского общества XIX века.​

Краткий вывод

Комедия «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя, написанная в 1836 году, и по сей день остается острым и актуальным произведением.​ В ней автор мастерски высмеивает пороки русского общества XIX века⁚ взяточничество, казнокрадство, чинопочитание, невежество, лицемерие.​

Сюжет комедии, казалось бы, незамысловат⁚ в уездный город приезжает мелкий столичный чиновник Хлестаков, которого по ошибке принимают за ревизора.​ Однако эта простая ситуация становится основой для глубокого социального и нравственного анализа.​

Гоголь показывает, как страх перед наказанием и жажда наживы толкают чиновников на самые нелепые и безнравственные поступки.​ Они готовы на всё, чтобы скрыть свои преступления и выслужиться перед мнимым ревизором.​ Автор высмеивает не только пороки чиновничьего аппарата, но и косность, невежество, лицемерие всего общества.​

«Ревизор» — это не просто комедия, это настоящая сатира, бичующая пороки общества.​ Гоголь не щадит никого⁚ ни чиновников, ни помещиков, ни купцов.​ Он показывает, что корень зла кроется не в отдельных личностях, а в самой системе, порождающей беззаконие, коррупцию и нравственное разложение.​

Финал комедии остается открытым⁚ настоящий ревизор так и не появляется на сцене, но известие о его приезде повергает всех в ужас.​ Зритель остается один на один с вопросом⁚ «А что будет дальше?​».​ Гоголь не дает ответа на этот вопрос, оставляя его открытым для размышления.​ Он как будто призывает зрителей задуматься о том, что каждый сам в ответе за свои поступки, и что только изменив себя, можно изменить общество в целом.​

«Ревизор» — это не просто комедия, это зеркало, в котором отражается вся Россия.​ И хотя с момента написания пьесы прошло почти два столетия, она не теряет своей актуальности и по сей день, заставляя зрителей смеяться и задумыватся одновременно.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Анна Сидорова

    Очень полезное краткое содержание для тех, кто не любит читать длинные произведения. Все по делу, без лишней воды.

  2. Иван Иванов

    Краткое содержание очень помогает освежить в памяти сюжет комедии. Особенно интересно было вспомнить про реакцию городничего на известие о приезде ревизора.

  3. Дмитрий Кузнецов

    Всегда поражался тому, как Гоголь метко высмеивает человеческие пороки. «Ревизор» — это не просто комедия, это настоящая сатира на общество того времени.

  4. Елена Смирнова

    Замечательный пересказ! Сразу захотелось перечитать комедию целиком и насладиться великолепным языком Гоголя.

  5. Ольга Петрова

    Классическое произведение, которое актуально и по сей день! Интересно наблюдать за тем, как чиновники, пытаясь скрыть свои махинации, попадают в нелепые ситуации.