- Краткое содержание «Ревизор» по действиям
- Действие 1
- Действие 2
- Действие 3
- Действие 4
- Действие 5
- Коротко о главных персонажах
- Иван Александрович Хлестаков
- Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий
- Анна Андреевна, жена городничего
- Марья Антоновна, дочь городничего
- Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья
- Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений
- Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь
- Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ
- Краткий вывод
Краткое содержание «Ревизор» по действиям
В комедии «Ревизор» рассказывается о приезде мнимого ревизора в уездный город и о том, как чиновники, боясь разоблачения, всячески угождают ему, принимая за важного человека.
Действие 1
Действие комедии начинается в доме городничего, Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского. Он собрал у себя местных чиновников, судью Ляпкина-Тяпкина, попечителя богоугодных заведений Землянику, смотрителя училищ Хлопова, частных приставов Бобчинского и Добчинского, и других. Городничий взволнован и напуган⁚ он получил письмо от своего друга, в котором тот сообщает, что в их город едет ревизор, чиновник из Петербурга, цель которого, тайно проверить работу местных чиновников.
Городничий в панике, поскольку дела в городе обстоят из рук вон плохо. Он начинает судорожно раздавать указания⁚ судье — привести в порядок присутственные места, Землянике — навести порядок в больнице, где пациенты ходят в грязных халатах, а сам городничий велит квартальному вымести с улиц мусор и убрать гуляющих там гусей.
В самый разгар совещания появляются помещики Бобчинский и Добчинский, которые рассказывают о том, что видели в трактире молодого человека «солидного вида» по имени Иван Александрович Хлестаков, который уже две недели живёт в трактире и не платит по счёту. Бобчинский и Добчинский, наслушавшись его разговоров, решают, что это и есть ревизор, приехавший инкогнито.
Эта новость повергает городничего и чиновников в ужас. Городничий решает немедленно ехать в трактир, чтобы познакомиться с мнимым ревизором и задобрить его.
Действие 2
Действие второе переносит нас в номер трактира, где остановился Хлестаков. Он голоден и без гроша в кармане, поскольку все деньги проиграл в карты. Его слуга Осип упрекает барина за расточительность и разгульный образ жизни. В этот момент в номер входит трактирный слуга и сообщает, что ему запретили давать Хлестакову еду в долг.
Внезапно появляется перепуганный городничий. Он принимает Хлестакова за важного проверяющего и всячески заискивает перед ним. Хлестаков, в свою очередь, не понимает, что происходит, но пользуется ситуацией. Он жалуется на плохое обслуживание в трактире и рассказывает о своих «приключениях» в Петербурге, выдавая себя за влиятельного столичного чиновника.
Городничий, принимая всё за чистую монету, предлагает Хлестакову переехать в более комфортабельные условия — в его собственный дом. Хлестаков, не раздумывая, соглашается. Городничий, боясь, что Хлестаков доложит о беспорядках в городе, даёт ему крупную взятку, замаскированную под «ссуду». Хлестаков с радостью принимает деньги.
В конце действия в дом городничего приходят другие чиновники, чтобы засвидетельствовать своё почтение «ревизору». Каждый из них, стремясь скрыть свои грешки, также пытается дать Хлестакову взятку. Хлестаков с удовольствием принимает подношения, не подозревая о том, что его принимают за другого.
Действие 3
Действие третье происходит в доме городничего. Хлестаков, окруженный вниманием и лестью, чувствует себя в своей тарелке. Он наслаждается угощениями, флиртует с женой и дочерью городничего, Анной Андреевной и Марьей Антоновной. Хлестаков хвастается своими вымышленными подвигами и заслугами, рассказывает небылицы о своей жизни в Петербурге, выдавая себя за важного чиновника, близкого к самому государю.
Чиновники, ослепленные страхом перед «ревизором», верят всем его россказням и лебезят перед ним еще больше. Каждый из них пытается задобрить Хлестакова, предлагая ему взятки и подарки. Хлестаков без зазрения совести принимает все подношения, наслаждаясь своей ролью «знатного человека».
В разгар веселья Хлестаков, опьяненный вином и вниманием, решает написать письмо своему другу Тряпичкину в Петербург, чтобы похвастаться своими «успехами» и рассказать о глупости провинциальных чиновников. Он описывает в письме всё, что с ним произошло, не стесняясь в выражениях.
В конце действия Хлестаков, утомленный собственным враньем и обилием впечатлений, засыпает. Чиновники, оставшись одни, с облегчением вздыхают, радуясь, что им удалось задобрить «ревизора».
Действие 4
Четвертое действие начинается с того, что чиновники города N, один за другим, тайком пробираются к Хлестакову в комнату, чтобы лично вручить ему взятку и заручиться его благосклонностью. Каждый из них надеется, что «ревизор» не упомянет в своем докладе о его проступках.
Хлестаков, все еще не осознавая, что его принимают за другого человека, продолжает играть роль важного столичного чиновника. Он принимает взятки, раздает пустые обещания и наслаждается всеобщим вниманием.
Однако вскоре ситуация выходит из-под контроля. Появляется почтмейстер Шпекин, который по своей наивности вскрыл письмо Хлестакова к Тряпичкину. Из письма становится ясно, что Хлестаков вовсе не ревизор, а мелкий столичный чиновник, который просто-напросто морочит всем голову.
Городничий в ярости. Он чувствует себя униженным и обманутым. Но больше всего он боится разоблачения и наказания.
В этот момент в дом городничего вбегает жандарм с известием о том, что в город приехал настоящий ревизор и требует к себе городничего.
Действие 5
Действие пятое начинается с того, что городничий, ошеломленный известием о приезде настоящего ревизора, в панике мечется по сцене, не зная, что делать. Он проклинает себя за свою глупость, Хлестакова за обман, а Бобчинского и Добчинского за ложную информацию.
В разгар всеобщего хаоса в доме городничего появляется слуга Хлестакова, Осип. Он сообщает о том, что его барин получил крупную сумму денег и уехал из города. Осип также передает письмо от Хлестакова к городничему, в котором тот просит прощения за причиненные неудобства и благодарит за гостеприимство.
Городничий вне себя от ярости и отчаяния. Он понимает, что стал жертвой собственной алчности и трусости. В этот момент в комнату входит жандарм и объявляет о том, что к городничему прибыл чиновник из Петербурга с важным поручением.
Городничий, боясь разоблачения и наказания, падает в обморок. Все присутствующие в ужасе замирают. Внезапно на сцену выходит автор и обращается к зрителям со знаменитой «немой сценой».
В «немой сцене» автор задает риторический вопрос⁚ «Над кем смеетесь вы? Над собой смеетесь!». Он подчеркивает, что пороки, высмеянные в комедии, свойственны не только чиновникам уездного города, но и всему российскому обществу.
Коротко о главных персонажах
В комедии «Ревизор» Гоголь создал целую галерею ярких и запоминающихся персонажей, олицетворяющих пороки русского общества того времени.
Иван Александрович Хлестаков
Молодой, легкомысленный и глуповатый чиновник из Петербурга. Случайно попадает в уездный город, где его по ошибке принимают за ревизора. Хлестаков, сам того не желая, становится центром всеобщего внимания и лести. Он с удовольствием принимает взятки, раздает пустые обещания и наслаждается своей внезапно свалившейся на него ролью «важного человека».
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий
Главный «виновник» всей истории. Властный, хитрый и корыстный чиновник, привыкший жить за счет взяток и обмана. Он боится разоблачения и наказания, поэтому готов на все, чтобы задобрить «ревизора». Городничий — собирательный образ нечистого на руку чиновника, типичного для России того времени.
Анна Андреевна, жена городничего
Пустоголовая и тщеславная провинциальная дама. Мечтает о столичной жизни, поэтому с радостью принимает ухаживания Хлестакова, принимая его за блестящего столичного жениха для своей дочери.
Марья Антоновна, дочь городничего
Молодая и наивная девушка, мечтающая о любви и романтике. Она, как и её мать, поддается обаянию Хлестакова, не подозревая о его истинном лице.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья
Взяточник и бездельник, не знающий законов. Представляет собой образ коррумпированной судебной системы.
Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений
Лицемер и ханжа, наживающийся на больных и несчастных. Олицетворяет собой лицемерие и бездушие чиновников, отвечающих за благотворительность.
Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь
Некомпетентный и равнодушный врач, не способный отличить больного от здорового. Символизирует плачевное состояние медицины в российской провинции.
Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ
Трусливый и невежественный чиновник, боящийся всего на свете. Олицетворяет собой невежество и косность системы образования.
Помимо главных героев, в комедии присутствует множество второстепенных персонажей — чиновники, купцы, мещане, слуги, — которые также ярко обрисовывают нравы и обычаи русского общества XIX века.
Краткий вывод
Комедия «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя, написанная в 1836 году, и по сей день остается острым и актуальным произведением. В ней автор мастерски высмеивает пороки русского общества XIX века⁚ взяточничество, казнокрадство, чинопочитание, невежество, лицемерие.
Сюжет комедии, казалось бы, незамысловат⁚ в уездный город приезжает мелкий столичный чиновник Хлестаков, которого по ошибке принимают за ревизора. Однако эта простая ситуация становится основой для глубокого социального и нравственного анализа.
Гоголь показывает, как страх перед наказанием и жажда наживы толкают чиновников на самые нелепые и безнравственные поступки. Они готовы на всё, чтобы скрыть свои преступления и выслужиться перед мнимым ревизором. Автор высмеивает не только пороки чиновничьего аппарата, но и косность, невежество, лицемерие всего общества.
«Ревизор» — это не просто комедия, это настоящая сатира, бичующая пороки общества. Гоголь не щадит никого⁚ ни чиновников, ни помещиков, ни купцов. Он показывает, что корень зла кроется не в отдельных личностях, а в самой системе, порождающей беззаконие, коррупцию и нравственное разложение.
Финал комедии остается открытым⁚ настоящий ревизор так и не появляется на сцене, но известие о его приезде повергает всех в ужас. Зритель остается один на один с вопросом⁚ «А что будет дальше?». Гоголь не дает ответа на этот вопрос, оставляя его открытым для размышления. Он как будто призывает зрителей задуматься о том, что каждый сам в ответе за свои поступки, и что только изменив себя, можно изменить общество в целом.
«Ревизор» — это не просто комедия, это зеркало, в котором отражается вся Россия. И хотя с момента написания пьесы прошло почти два столетия, она не теряет своей актуальности и по сей день, заставляя зрителей смеяться и задумыватся одновременно.
Очень полезное краткое содержание для тех, кто не любит читать длинные произведения. Все по делу, без лишней воды.
Краткое содержание очень помогает освежить в памяти сюжет комедии. Особенно интересно было вспомнить про реакцию городничего на известие о приезде ревизора.
Всегда поражался тому, как Гоголь метко высмеивает человеческие пороки. «Ревизор» — это не просто комедия, это настоящая сатира на общество того времени.
Замечательный пересказ! Сразу захотелось перечитать комедию целиком и насладиться великолепным языком Гоголя.
Классическое произведение, которое актуально и по сей день! Интересно наблюдать за тем, как чиновники, пытаясь скрыть свои махинации, попадают в нелепые ситуации.