Краткое содержание романа «Мастер и Маргарита» по главам
В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» переплетаются две основные сюжетные линии. В Москве 30-х годов появляется таинственный Воланд со своей свитой‚ устраивая невероятные мистические происшествия. Параллельно разворачивается история любви Мастера‚ написавшего роман о Понтии Пилате‚ и Маргариты‚ готовой на всё ради своего возлюбленного.
Часть 1. Воланд в Москве
Действие первой части романа «Мастер и Маргарита» разворачивается в Москве 30-х годов XX века. В знойный день на Патриарших прудах происходит роковая встреча литераторов Михаила Александровича Берлиоза‚ председателя правления литературного объединения МАССОЛИТ‚ и поэта Ивана Бездомного с загадочным иностранцем‚ представившимся Воландом.
Воланд‚ обладающий сверхъестественными способностями‚ предсказывает Берлиозу скорую и нелепую смерть‚ а также рассказывает о подлинной истории Иешуа Га-Ноцри (Иисуса Христа) и Понтия Пилата. Скептически настроенный Берлиоз не верит ни единому слову таинственного незнакомца‚ но предсказание сбывается в тот же день.
Появление Воланда и его свиты – Коровьева‚ Азазелло‚ кота Бегемота и очаровательной Геллы – знаменует собой начало череды мистических и сатирических происшествий в Москве. Воланд устраивает настоящий переполох в «Доме Грибоедова» – штаб-квартире МАССОЛИТа‚ разоблачая лицемерие‚ жадность и бездуховность столичной литературной элиты.
Одновременно с этим разворачивается история Степана Лиходеева‚ директора Варьете и соседа Мастера по подвалу. После мистической встречи с Воландом Лиходеев неожиданно для себя оказывается в Ялте‚ а в его квартире происходят невероятные вещи.
Первая часть романа изобилует фантасмагорическими сценами‚ сатирическими зарисовками и философскими диалогами‚ создавая атмосферу абсурда и мистики‚ окутавшую Москву с появлением Воланда и его свиты.
Часть 2. Маргарита
Во второй части романа «Мастер и Маргарита» на первый план выходит образ Маргариты‚ возлюбленной Мастера‚ женщины удивительной красоты‚ силы духа и самоотверженной любви. Маргарита тоскует по пропавшему возлюбленному‚ не веря в его гибель‚ и готова на все‚ чтобы вернуть его.
Судьба сводит Маргариту с Азазелло‚ одним из членов свиты Воланда‚ который предлагает ей стать королевой на балу у Сатаны в обмен на исполнение желания. Не колеблясь ни секунды‚ Маргарита соглашается‚ видя в этом шанс обрести Мастера.
Превратившись в ведьму с помощью волшебного крема‚ Маргарита отправляется на бал к Воланду‚ где сталкивается с фантасмагорическим миром потусторонних сил и человеческих пороков. Она мужественно выдерживает все испытания‚ демонстрируя невероятную силу духа и преданность своей любви.
Во время бала Маргарита знакомится с историей Фриды‚ молодой женщины‚ погубившей своего ребенка. Проявив сострадание и милосердие‚ Маргарита просит Воланда простить Фриду‚ чем заслуживает право на исполнение собственного желания.
Воланд возвращает Маргарите Мастера‚ и они вновь обретают друг друга. Встреча эта полна горечи и отчаяния‚ ведь Мастер сломлен критикой и душевной болезнью‚ его роман о Понтии Пилате отвергнут‚ а сам он практически потерял веру в себя и свое творение.
Часть 3. Мастер
История Мастера‚ гениального‚ но непризнанного писателя‚ является одной из ключевых сюжетных линий романа «Мастер и Маргарита». В третьей части читатель знакомится с прошлым Мастера‚ его творческими муками и трагической любовью к Маргарите.
Мастер‚ имя которого так и остается неизвестным на протяжении всего романа‚ рассказывает Ивану Бездомному‚ ставшему пациентом психиатрической клиники после встречи с Воландом‚ историю своей жизни и своего романа о Понтии Пилате.
Случайная удача – выигрыш крупной суммы денег – позволила Мастеру оставить опостылевшую работу и полностью посвятить себя творчеству. Он с головой погружается в написание романа о Понтии Пилате‚ пытаясь проникнуть в глубины человеческой души‚ понять мотивы поступков прокуратора Иудеи‚ осудившего Иешуа на смерть.
Встреча с Маргаритой становится для Мастера судьбоносной. Их любовь вспыхивает мгновенно и озаряет его жизнь новым смыслом. Маргарита становится для Мастера музой‚ верной спутницей и единственным человеком‚ способным понять его гений.
Однако публикация романа оборачивается для Мастера настоящей трагедией. Его произведение‚ проникнутое глубоким философским смыслом‚ подвергается жестокой критике со стороны бездарных и завистливых коллег-литераторов. Мастера обвиняют в пропаганде религиозных идей‚ травят в прессе‚ доводя до нервного срыва.
Не выдержав обрушившихся на него испытаний‚ Мастер уничтожает рукопись романа и оказывается в лечебнице для душевнобольных‚ навсегда разлученный с любимой Маргаритой.
Часть 4. Евангельские главы
В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков использует прием «романа в романе»‚ вплетая в основное повествование историю о Понтии Пилате‚ написанную Мастером. Эти главы‚ получившие название «евангельских»‚ переносят читателя в древний Ершалаим (Иерусалим) времен правления римского прокуратора Понтия Пилата.
В центре повествования — допрос Иешуа Га-Ноцри‚ философа-бродяги‚ проповедующего идеи добра и любви к ближнему. Пилат‚ уставший от своей власти и бремени ответственности‚ видит в Иешуа не опасного преступника‚ а чудаковатого философа‚ чьи идеи кажутся ему наивными и неопасными.
Однако политическая ситуация вынуждает Пилата принять другое решение. Под давлением иудейского первосвященника Каифы‚ обвинившего Иешуа в подстрекательстве к мятежу‚ Пилат утверждает смертный приговор.
Мучимый раскаянием и сомнениями‚ Пилат пытается найти способ спасти Иешуа‚ но его попытки оказываются тщетными. Он тайно приказывает своему секретарю Левию Матвею проследить за казнью и похоронами Иешуа‚ надеясь хоть как-то искупить свою вину.
Евангельские главы поражают своей пронзительной атмосферой безысходности и трагизма. Булгаков не дает однозначных оценок своим героям‚ заставляя читателя задуматься о вечных вопросах добра и зла‚ справедливости и власти‚ трусости и раскаяния.
Часть 5. Судьба Мастера и Маргариты
Финал романа «Мастер и Маргарита» пронизан атмосферой мистики и философской глубины. Воланд и его свита покидают Москву‚ забрав с собой души Мастера и Маргариты. Судьба возлюбленных‚ объединенных силой любви и творчества‚ решается за пределами земного бытия.
Мастер‚ уставший от страданий и разочарований земной жизни‚ не заслуживает света‚ но обретает покой в вечности. Воланд‚ выполняя обещание‚ данное Маргарите‚ дарует Мастеру «покой‚ которого он не заслужил».
Маргарита‚ проявившая невероятную преданность и самоотверженность‚ вознаграждена за свою любовь. Она остается рядом с Мастером‚ и их души обретают вечный приют в мире‚ где нет места страданиям и несправедливости.
В последней сцене романа Воланд‚ наблюдая за Москвой с высоты‚ произносит знаменательные слова⁚ «...они — люди как люди. Любят деньги‚ но ведь это всегда было... Ну‚ легкомысленны... ну‚ что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... — и тронул губами тяжелую золотую цепь поводьев».
Финал «Мастера и Маргариты» оставляет после себя множество вопросов и не дает однозначных ответов. Булгаков создает многослойное произведение‚ в котором переплетаются реальность и фантастика‚ сатира и философия‚ любовь и предательство‚ приглашая читателя к размышлениям о вечных ценностях и смысле человеческого существования.
Коротко о главных персонажах
Роман «Мастер и Маргарита» населен яркими‚ многогранными персонажами‚ каждый из которых играет важную роль в разворачивающейся драме. Вот лишь некоторые из них⁚
Мастер
Загадочный и трагический персонаж‚ имя которого так и остается неизвестным. Гениальный писатель‚ автор романа о Понтии Пилате‚ он становится жертвой жестокой критики и собственных внутренних демонов. Мастер олицетворяет творческую личность‚ сталкивающуюся с непониманием и агрессией окружающего мира.
Маргарита
Воплощение любви‚ преданности и самоотверженности. Ради своего возлюбленного‚ Мастера‚ она готова на все‚ даже заключить сделку с дьяволом. Маргарита — сильная и страстная натура‚ способная на глубокие чувства и решительные поступки.
Воланд
Загадочный и могущественный персонаж‚ появляющийся в Москве под видом иностранного профессора черной магии. Воланд и его свита — воплощение потусторонних сил‚ испытывающих человечество на прочность. Однако за маской сарказма и жестокости скрывается иная сущность — справедливый судья‚ карающий зло и вознаграждающий добро.
Понтий Пилат
Римский прокуратор Иудеи‚ осудивший на смерть Иешуа Га-Ноцри. Пилат разрывается между своим долгом и совестью‚ боясь взять на себя ответственность за судьбу бродячего философа. Он олицетворяет человека власти‚ вынужденного принимать сложные решения‚ зачастую противоречащие его внутренним убеждениям.
Иешуа Га-Ноцри
Странствующий философ‚ проповедующий идеи добра‚ любви и всепрощения. Образ Иешуа перекликается с евангельским образом Иисуса Христа‚ однако Булгаков создает свой‚ оригинальный образ — мудрого и человечного мыслителя‚ бросающего вызов жестокости и несправедливости мира.
Иван Бездомный
Поэт‚ ставший свидетелем мистических событий‚ связанных с появлением Воланда в Москве. В начале романа он предстает самоуверенным и недалеким графоманом‚ но встреча с Воландом и пребывание в психиатрической клинике заставляют его переосмыслить свою жизнь и взгляды.
Это лишь некоторые из множества персонажей‚ населяющих мир «Мастера и Маргариты». Каждый из них — уникальная личность со своей историей‚ характером и судьбой‚ вплетенной в сложную ткань сюжета.
Краткий вывод
Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова ⏤ это многогранное и многослойное произведение‚ которое не поддается однозначному толкованию. Переплетение фантастики и реальности‚ сатиры и философии‚ любви и предательства создает неповторимую атмосферу и заставляет задуматься о вечных вопросах бытия.
В центре романа ⏤ история любви Мастера‚ талантливого‚ но непризнанного писателя‚ и Маргариты‚ женщины удивительной силы духа и самоотверженности. Их любовь‚ преодолевающая все преграды‚ становится символом вечных ценностей в мире‚ где царят равнодушие‚ ложь и предательство.
Появление в Москве Воланда‚ таинственного мага‚ и его свиты переворачивает привычный ход жизни‚ обнажая темные стороны человеческой натуры. Булгаков с искрометным юмором и беспощадной сатирой высмеивает лицемерие‚ жадность‚ карьеризм и другие пороки‚ свойственные не только советскому обществу‚ но и человечеству в целом.
Евангельские главы‚ вплетенные в основное повествование‚ переносят читателя во времена Иисуса Христа и Понтия Пилата. Булгаков предлагает свою интерпретацию евангельских событий‚ заставляя задуматься о природе добра и зла‚ о свободе воли и ответственности за свои поступки.
«Мастер и Маргарита» ⏤ это роман о любви и ненависти‚ о вере и безверии‚ о творчестве и его месте в мире. Это книга‚ которая не оставит равнодушным ни одного читателя‚ заставляя задуматся о смысле жизни‚ о природе человека и о вечных ценностях‚ которые неподвластны времени и обстоятельствам.
Согласна, что в первой части много сатиры на советскую действительность.
Неплохо, но слишком коротко. Хотелось бы больше подробностей о персонажах и их взаимоотношениях.
Интересный пересказ, но мне кажется, упущены некоторые важные детали. Например, сцена с Никанором Ивановичем и валютой.
Перечитывал «Мастера и Маргариту» несколько раз, и каждый раз открываю для себя что-то новое.
Неплохо структурировано по главам, легко ориентироваться.
Жду продолжения про Маргариту! Интересно, как описана ее встреча с Мастером.
Всегда поражалась фантазии Булгакова. Этот роман — настоящий шедевр!
Люблю экранизации этого романа, особенно с Абдуловым в роли Коровьева.
Хороший краткий обзор для тех, кто не читал роман, но хочет иметь представление о сюжете.