Краткое содержание романа Мастер и Маргарита по главам

Краткое содержание романа Мастер и Маргарита по главам Краткие пересказы

Краткое содержание романа «Мастер и Маргарита» по главам

Роман состоит из двух частей и 32 глав, каждая из которых имеет свое название; В первой части Воланд со своей свитой прибывает в Москву, где устраивает ряд мистических событий. Во второй части рассказывается история любви Мастера и Маргариты, а также история Иешуа Га-Ноцри.​

Часть первая⁚ Знакомство с Воландом и его свитой

Первая часть романа «Мастер и Маргарита» знакомит читателя с таинственным Воландом и его свитой, появление которых в Москве 30-х годов XX века переворачивает привычный ход жизни.​

В первой главе на Патриарших прудах происходит знаменательная встреча литераторов Михаила Берлиоза и Ивана Бездомного с иностранцем, представившимся Воландом.​ Спор о существовании Бога и дьявола заканчивается трагически для Берлиоза, став жертвой собственного скептицизма.​

Последующие главы описывают невероятные происшествия, устроенные Воландом и его свитой⁚ появление кота-гиганта Бегемота, исчезновение людей, денежный дождь в Варьете, превращение рублей в валюту. Все эти мистические события сеют хаос и панику среди москвичей.

Параллельно с фантасмагорическими похождениями Воланда развивается история поэта Ивана Бездомного, оказавшегося в психиатрической клинике после встречи с профессором.​ Там он знакомится с Мастером, рассказывающим свою историю любви к Маргарите и злоключениях с романом о Понтии Пилате.​

Первая часть заканчивается грандиозным сеансом черной магии в Варьете, где Воланд разоблачает людские пороки, а затем исчезает вместе со своей свитой, оставив после себя хаос и недоумение.​

Часть вторая⁚ История Мастера и Маргариты

Вторая часть романа «Мастер и Маргарита» раскрывает историю любви Мастера, талантливого, но непризнанного писателя, и Маргариты, женщины, готовой на все ради своего возлюбленного.​

Читатель знакомится с Маргаритой, замужней женщиной, живущей в достатке, но несчастной в душе. Случайная встреча с Мастером переворачивает ее жизнь, наполняя ее смыслом и настоящим чувством. Их любовь расцветает на фоне трагических событий, связанных с романом Мастера о Понтии Пилате.​

Отвергнутый литературным обществом и преследуемый критиками, Мастер оказывается в психиатрической лечебнице, оставив Маргариту в полном одиночестве и отчаянии. Она страстно желает вернуть любимого и готова на все ради этого.​

Судьба сводит Маргариту с Азазелло, посланником Воланда, который предлагает ей сделку⁚ стать королевой бала у Сатаны в обмен на исполнение желания. Маргарита соглашается, не раздумывая, веря, что это единственный способ вернуть Мастера.​

Превратившись в ведьму, Маргарита отправляется на бал к Воланду, где встречает самых разных персонажей, как реальных исторических личностей, так и вымышленных героев.​ Она с достоинством выполняет роль королевы бала, поражая всех своей красотой и великодушием.​

Воланд, впечатленный преданностью Маргариты, исполняет ее желание, возвращая ей Мастера. Влюбленные воссоединяются, но их счастье омрачено трагическим прошлым и осознанием того, что им нет места в этом мире.

Часть третья⁚ Бал у Сатаны

Бал у Сатаны — одно из самых ярких и запоминающихся событий в романе «Мастер и Маргарита», фантасмагорическое действо, полное мистики, гротеска и символизма.​

Величественный бал разворачивается в роскошных покоях, куда стекаются гости из разных эпох и миров⁚ убийцы, отравители, инквизиторы, знаменитые грешники прошлого.​ Маргарита, став королевой бала, с достоинством принимает гостей, выслушивая их истории и исполняя роль хозяйки.

Атмосфера бала пропитана мистикой и эротизмом.​ Гости, обнаженные и потерявшие свои маски, предаются безудержному веселью.​ Оркестр играет неистовую музыку, столы ломятся от яств и напитков.​

Во время бала Воланд наблюдает за Маргаритой, оценивая ее силу духа и преданность.​ Он предлагает ей награду за исполнение роли королевы, и Маргарита, не колеблясь, просит за Мастера.​

Бал у Сатаны, это не просто развлекательное мероприятие, а своеобразный суд, на котором Воланд вершит правосудие, разоблачая лицемерие и пороки человечества.​ Это ключевой эпизод романа, где мистическое и реальное переплетаются, создавая неповторимую атмосферу.

Часть четвертая⁚ Судьба Мастера и Маргариты

Четвёртая часть романа «Мастер и Маргарита» подводит итог мистическим событиям и любовной драме, раскрывая дальнейшую судьбу главных героев.​

После бала у Сатаны Воланд исполняет желание Маргариты, возвращая ей Мастера из психиатрической лечебницы.​ Влюблённые вновь вместе, но их счастье омрачено пережитыми страданиями и осознанием невозможности полноценной жизни в мире, где нет места их любви и творчеству.​

Мастер, разочарованный в людях и утративший веру в себя, не желает больше бороться за признание своего романа. Он обретшает покой лишь рядом с Маргаритой, которая становится для него единственным светом в кромешной тьме.

Воланд, наблюдая за влюбленными, понимает, что им уготован иной путь.​ Он дарует им вечный покой, освобождая от мук земного существования. Мастер и Маргарита покидают этот мир, чтобы обрести покой и счастье в вечности.​

Финал романа оставляет горькое послевкусие, заставляя задуматься о цене творчества, силе любви и вечных вопросах добра и зла.​ Судьба Мастера и Маргариты – это история о трагическом противостоянии художника и общества, о всепоглощающей любви и хрупкости человеческого счастья.

Часть пятая⁚ Роман в романе⁚ история Иешуа Га-Ноцри

В романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова органично вплетён «роман в романе» – история Иешуа Га-Ноцри, являющегося образом Иисуса Христа.​ Эта сюжетная линия разворачивается в древнем Ершалаиме, параллельно с основными событиями в Москве 30-х годов.​

Читатель знакомится с Иешуа, бродячим философом, проповедующим добро и любовь к ближнему.​ Его учение, исполненное простоты и человечности, привлекает внимание прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который видит в нём не опасного бунтаря, а скорее чудаковатого мудреца.​

Несмотря на очевидную невиновность Иешуа в глазах Пилата, политические интриги и страх перед властью Рима вынуждают прокуратора утвердить смертный приговор. Га-Ноцри приговаривают к казни через распятие на кресте.​

История Иешуа Га-Ноцри перекликается с историей Мастера. Оба героя — непризнанные творцы, бросившие вызов обществу и поплатившиеся за свою смелость.​ Оба проходят через страдания и смерть, чтобы обрести бессмертие в вечности.​

Вплетенная в основное повествование, история Иешуа Га-Ноцри придаёт роману философскую глубину, заставляя задуматься о вечных вопросах веры, справедливости, добра и зла, личной ответственности и свободы выбора.

Коротко о главных персонажах

Воланд — таинственный и могущественный персонаж, который предстает перед читателем под видом иностранного профессора.​ Он является воплощением дьявола, прибывшим в Москву с особой миссией.​ Воланд обладает сверхъестественными способностями, проницательностью и саркастическим умом.​ Он устраивает в Москве ряд мистических событий, чтобы испытать людей, выявить их истинные лица и восстановить справедливость.

Мастер — талантливый, но непризнанный писатель, автор романа о Понтии Пилате. Он олицетворяет собой творческую личность, сталкивающуюся с непониманием и гонениями со стороны общества.​ Мастер – человек сложной судьбы, измученный критикой и предательством, потерявший веру в себя и свой талант.​

Маргарита — возлюбленная Мастера, женщина сильного характера и безграничной преданности.​ Она готова на все ради любви, даже заключить сделку с дьяволом.​ Маргарита становится королевой бала у Сатаны, чтобы спасти Мастера и обрести с ним вечное счастье.​

Иешуа Га-Ноцри — проповедник, олицетворяющий собой образ Иисуса Христа. Он предстаёт перед читателем как мудрый и добрый философ, проповедующий любовь к ближнему, милосердие и всепрощение.​ Его учение, исполненное глубокого гуманизма, идёт вразрез с жестокостью и лицемерием окружающего мира.​

Понтий Пилат — прокуратор Иудеи, римский наместник, вынужденный вершить правосудие в чужой стране.​ Он чувствует симпатию к Иешуа, видит его невиновность, но, боясь гнева императора Тиберия, утверждает смертный приговор.​ Пилат — трагический персонаж, разрывающийся между совестью и долгом.​

Свита Воланда, колоритная компания демонов, сопровождающих Воланда в его путешествии в Москву.​ В их числе⁚ хитрый и изворотливый кот Бегемот, ловкий и беспринципный Коровьев, грозный и исполнительный Азазелло, а также распутная вампирша Гелла.​ Каждый из них обладает яркой индивидуальностью и вносит свой вклад в создание атмосферы мистики и гротеска.​

Краткий вывод

Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова — это многогранное произведение, сочетающее в себе элементы сатиры, фантастики, философии и любовной драмы.​ Роман поражает своей многослойностью, яркостью образов и непредсказуемостью сюжета.​

В центре повествования — история любви Мастера, талантливого, но непризнанного писателя, и Маргариты, женщины, готовой на всё ради своего возлюбленного.​ Их история разворачивается на фоне мистических событий, связанных с появлением в Москве Воланда, таинственного иностранца, который оказывается воплощением дьявола.​

Сквозь призму фантасмагории и гротеска Булгаков исследует вечные темы⁚ добра и зла, любви и ненависти, веры и неверия, творчества и его места в обществе.​ Он создает яркую картину Москвы 30-х годов, высмеивая лицемерие, жадность и бездуховность советской интеллигенции.​

Одной из ключевых тем романа является тема творчества.​ Мастер, автор романа о Понтии Пилате, сталкивается с непониманием и гонениями со стороны критиков и литературного сообщества.​ Его история — это отражение трагической судьбы художника в тоталитарном государстве, где творчество подчинено идеологии.​

Роман «Мастер и Маргарита» — это книга, которая не оставляет равнодушным.​ Она заставляет задуматься о сложных вопросах бытия, о природе человека, о силе любви и творчества.​ Это произведение, которое хочется перечитывать снова и снова, открывая для себя новые грани его смысла.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Екатерина

    Всегда сложно писать краткие содержания для таких многослойных произведений, но автору удалось передать основные линии сюжета.

  2. Ольга

    Очень интересное изложение сюжета! Особенно понравилась разбивка по главам, помогает лучше ориентироваться в хитросплетениях романа.

  3. Светлана

    Хороший обзор для тех, кто только собирается познакомиться с этим шедевром русской литературы.

  4. Дмитрий

    Кратко и по делу! Отличный помощник для тех, кто хочет освежить в памяти содержание «Мастера и Маргариты».

  5. Алексей

    Прочитал с удовольствием! Даже захотелось перечитать роман Булгакова.