Краткое содержание Севастопольских рассказов по главам

Краткое содержание Севастопольских рассказов по главам Краткие пересказы

Краткое содержание «Севастопольских рассказов» по главам

Цикл состоит из трех рассказов⁚

    Севастополь в декабре месяце

    Рассказчик прибывает в осажденный Севастополь и описывает свои впечатления, совмещая описания самых, казалось бы, будничных вещей, и перечисление ужасов войны, проникающих повсюду ‒ смешение городской жизни и грязного бивуака.

    Он попадает в залу Собрания, в которой устроен госпиталь для раненых солдат.​ Каждый солдат по-разному описывает свое ранение ‒ кто-то не чувствовал боли, потому что не заметил ранения в пылу боя, и жаждет выписки, а умирающий, уже пахнущий мертвым телом мужчина уже ничего не видит и не понимает.​ Женщина, носившая своему мужу обед, от снаряда потеряла ногу по колено.​ Чуть дальше автор попадает в операционную, которую описывает как войну в настоящем ее выражении.​

    После госпиталя рассказчик попадает в резко контрастирующее с госпиталем место ‒ трактир, где рассказывают друг другу различные истории моряки и офицеры.​ Например, один молодой офицер, несущий службу на самом опасном, четвертом бастионе, хорохорится, делая вид, что больше всего его заботит грязь и непогода.​ По пути к четвертому бастиону попадается все меньше невоенных людей, и все больше вымотанных солдат, в т.​ч.​ раненых на носилках.​ Солдаты, давно привыкшие к грохоту выстрелов, спокойно гадают, куда попадет следующий снаряд, а офицер-артиллерист, увидев тяжелое ранение одного из солдат, невозмутимо комментирует⁚ «Это вам каждый день эдак человек семь или восемь».​

    Автор рассуждает о бесцельности кровопролития, которое не могут решить ни оружие, ни дипломатия; Он считает верным, если бы сражались только по одному солдату с каждой стороны — один оборонял бы город, а другой — осаждал, говоря, что так логичнее, потому что человечнее.​

    Читатель знакомится со штабс-капитаном Михайловым, некрасивым и нескладным, но производящим впечатление человека чуть повыше обыкновенного пехотного офицера.​ Он размышляет о своей жизни до войны и находит свой прежний круг общения куда изысканнее нынешнего, вспоминая друга-улана и его жену Наташу, которая с нетерпением ждет новостей с фронта о героизме Михайлова. Он погружается в сладостные мечты о том, как получит повышение, мечтает быть вхожим в высшие круги.​ Штабс-капитан стесняется своих нынешних товарищей, капитанов его полка Сусликова и Обжогова, желая подойти к аристократам, гуляющим по пристани.​ Он не может заставить себя сделать это, но, в конце концов, присоединяется к ним.​ Выходит так, что каждый из этой группы считает кого-либо большим аристократом, чем он сам, каждый преисполнен тщеславия.​ Ради шутки князь Гальцин берет Михайлова под руку во время прогулки, считая, что ничего не принесет ему большего удовольствия.​ Но через некоторое время с ним перестают беседовать, и капитан направляется к себе домой, где вспоминает, что вызвался идти вместо заболевшего офицера на бастион, гадая, убьют его, или просто ранят. В конце концов, Михайлов убеждает себя, что поступил верно, и его в любом случае наградят.​

    Севастополь в мае

    Автор знакомит нас с Михаилом Козельцовым, поручиком, получившим в бою ранение в голову, но выздоровевшим и возвращающимся в свой полк, точное расположение которого, однако, офицеру было неизвестно⁚ единственное, что он узнает от солдата из своей роты, то, что его полк перебросили из Севастополя.​ Поручик является офицером недюжинным, автор описывает его как человека талантливого, с хорошим умом, хорошо говорящего и пишущего, с сильным самолюбием, заставляющим его первенствовать, или уничтожаться.​

    Когда транспорт Козельцова прибывает к станции, она переполнена людьми, которые ждут лошадей, которых на станции уже нет. Там он встречает своего младшего брата ‒ Володю, который должен был служить в гвардии в Петербурге, но был отправлен ‒ по его желанию ‒ на фронт, по стопам брата.​ Володя ‒ молодой человек 17 лет, привлекательной внешности, образованный, и немного стесняющийся своего брата, но относящийся к нему, как к герою.​ После разговора старший Козельцов предлагает брату сразу ехать в Севастополь, на что Володя соглашается, внешне проявляя решимость, но внутри колеблясь, однако считая, что лучше хоть с братом.​ Однако он четверть часа не выходит из комнаты, а когда поручик идет проверить Володю, тот как будто смущается и говорит, что должен одному офицеру восемь рублей.​ Старший Козельцов платит долг брата, тратя последние деньги, и они вместе отправляются в Севастополь. Володя чувствует себя оскорбленным тем, что Михаил отчитал его за игру в азартные игры, да еще и из последних денег выплатил его задолженность.​ Но в дороге его мысли переходят в более мечтательное русло, где он представляет, как сражается с братом плечом к плечу, о том, как погибает в бою, и его хоронят вместе с Михаилом.​

    По прибытию в Севастополь братья направляются в обоз полка, чтобы узнать точное месторасположение полка и дивизии. Там они беседуют с обозным офицером, считающем в балагане деньги полкового командира.​ Также никто не понимает Володю, отправившегося на войну добровольно, хотя имевшего возможность служить в теплом местечке.​ Узнав, что батарея Володи находится на Корабельной, Михаил предлагает брату переночевать в Николаевских казармах, но ему нужно будет отправиться на свое место службы.​ Володя хочет отправиться к брату на батарею, но Козельцов-старший ему отказывает. По дороге они навещают друга Михаила в госпитале, но он никого не узнает, мучается и ждет смерти, как избавления.​

    Михаил отправляет своего денщика в сопровождение Володе до его батареи, там Козельцову-младшему предлагают переночевать на кровати дежурящего штабс-капитана.​ На ней уже спит юнкер, но Володя в звании прапорщика, и поэтому младшему по званию приходится идти спать на двор.​

    Володя долгое время не может уснуть, в его мыслях ужасы войны и увиденное в госпитале.​ Только после молитвы Козельцов-младший засыпает.​

    Севастополь в августе 1855 года

    Описание Севастополя в августе месяце автор начинает с описания города, находящегося в осаде уже год; Город изменился, стал более мрачным, дома разрушены, людей на улицах мало.​ Но жизнь продолжается, солдаты шутят, играют в игры.​ Люди привыкли к ежедневной опасности.​

    Рассказчик знакомится с братьями Мельниковыми, артиллеристами, которые служат на батарее.​ Старший брат, офицер, отличается хладнокровием и храбростью.​ Младший, юнкер, только начинает свой боевой путь. Он полон энтузиазма, но еще не утратил юношеской романтики и мечтательности.

    В это время обстановка вокруг Севастополя накаляется, враг готовит решающий штурм.​ Французы стягивают к городу новые силы, планируя генеральное сражение.​ Русское командование, понимая всю опасность ситуации, принимает решение усилить оборону города. Солдаты готовятся к бою, осознавая, что им предстоит сражаться до последнего.

    Кульминацией рассказа становится описание штурма Севастополя 6 июня 1855 года.​ Французы начинают массированную бомбардировку города, после чего переходят в наступление.​ Русские солдаты мужественно обороняются, отбивая одну атаку за другой.​ Бой продолжается весь день, обе стороны несут большие потери.​

    На батарее, где служат братья Мельниковы, идет ожесточенный бой.​ Старший брат, командуя орудием, показывает пример мужества и отваги.​ Младший брат, несмотря на ранение, продолжает сражаться.​ В разгар боя старший брат получает смертельное ранение.​ Перед смертью он просит младшего брата выполнить его последнюю волю ‒ передать письмо их матери.​

    Несмотря на героическое сопротивление русских войск, французам удается захватить ключевые позиции.​ Становится ясно, что удержать Севастополь невозможно.​ Русское командование принимает тяжелое решение — оставить город.​

    Рассказ заканчивается описанием отступления русских войск из Севастополя.​ Солдаты, уходя из города, взрывают пороховые склады, уничтожают оружие и припасы, чтобы они не достались врагу. Взрывы бастионов символизируют конец героической обороны Севастополя.​

    Анализ образов главных героев

    В «Севастопольских рассказах» Толстой не выделяет отдельных, главных героев.​ Вместо этого, он фокусируется на собирательных образах, представляющих различные слои русского общества во время Крымской войны. Каждый персонаж олицетворяет определенный тип, позволяя Толстому раскрыть разные грани человеческой природы в условиях войны.​

    Одним из ярких примеров является образ простого солдата.​ Толстой с огромным сочувствием и уважением описывает мужество, стойкость и самоотверженность солдат, сражающихся за Севастополь. Он подчеркивает, что именно на их плечах лежит основная тяжесть войны, и именно их подвиг является настоящим героизмом.​

    Другой важный образ – офицерство. Толстой показывает офицеров с разных сторон⁚ как благородных и самоотверженных людей, так и тщеславных карьеристов, которых больше волнует собственный престиж, чем судьба Родины.​ Противопоставляя этих героев, Толстой подчеркивает, что истинная честь и достоинство не в звании и наградах, а в преданности долгу и готовности к самопожертвованию.​

    Не менее важными являются образы жителей осажденного города.​ Толстой показывает, как война меняет их жизнь, как они привыкают к постоянной опасности и лишениям, но не теряют человечности и способности к состраданию.​

    Особое место в «Севастопольских рассказах» занимает образ самого города Севастополя.​ Он предстает как символ мужества, стойкости и непреклонности русского народа.​ Разрушенный, охваченный пламенем, Севастополь продолжает сражаться, вдохновляя своих защитников.​

    Используя систему собирательных образов, Толстой создает широкую панораму жизни и смерти на войне, показывая ее ужасы и бессмысленность, но в то же время подчеркивая силу человеческого духа и способность к самопожертвованию.​

    Тема войны в «Севастопольских рассказах»

    Тема войны является центральной в «Севастопольских рассказах» Льва Толстого.​ Автор, будучи сам участником обороны Севастополя, показывает войну без прикрас, во всей ее жестокости и бессмысленности; Он не идеализирует героизм, а наоборот, подчеркивает ее трагизм и ужасы, которым подвергаются как солдаты, так и мирное население.​

    Толстой противопоставляет два противоположных взгляда на войну⁚ официальный, пафосный, который он высмеивает через образы штабных офицеров, озабоченных лишь карьерой и наградами, и реальный, проникнутый болью и страданиями, который раскрывается через образы простых солдат и жителей осажденного города.​

    Одной из важнейших составляющих темы войны в «Севастопольских рассказах» является изображение ее влияния на человеческую психику.​ Толстой показывает, как война калечит не только тела, но и души людей, как она заставляет их сталкиваться с самыми страшными сторонами человеческой природы⁚ страхом, жестокостью, равнодушием;

    Однако при всем своем антимилитаризме Толстой не отрицает патриотизма и героизма русских солдат.​ Он восхищается их мужеством, стойкостью и самоотверженностью, с которой они защищают свою Родину. Но героизм этот трагичен, он оплачен слишком дорогой ценой — тысячами загубленных жизней.​

    Тема войны в «Севастопольских рассказах» тесно связана с темой гуманизма.​ Толстой призывает к миру и братству между народами, он верит в то, что человек создан не для убийства, а для любви и созидания.​ «Севастопольские рассказы» ‒ это не просто хроника военных действий, это пронзительный призыв к миру и гуманизму, актуальный и по сей день.

    Коротко о главных персонажах

    В «Севастопольских рассказах» Лев Толстой не использует привычный подход с выделением главных героев. Вместо этого он создает галерею образов, каждый из которых представляет собой собирательный тип, отражающий разные слои русского общества во время Крымской войны.​

    «Севастополь в декабре месяце»

    • Штабс-капитан Михайлов⁚

      Непримечательный внешне офицер, мечтающий о славе и признании.​ Он стесняется своего простого происхождения и стремится к обществу аристократов, надеясь, что это поможет ему продвинуться по службе.​ Михайлов вызывается на опасное задание, руководствуясь не столько чувством долга, сколько желанием выделиться и получить награду.​

    • Князь Гальцин⁚

      Аристократ, относящийся к службе как к развлечению. Он демонстрирует браваду и пренебрежение к опасности, но в решающий момент проявляет трусость. Гальцин — символ праздности и безответственности высшего света перед лицом настоящих испытаний.

    • Адъютант Калугин⁚

      Еще один представитель аристократии, для которого война ‒ лишь способ удовлетворить свое тщеславие.​ Он мечтает о наградах и почестях, но не готов рисковать своей жизнью ради них.​ Калугин ‒ сатирический образ карьериста в офицерском мундире.​

    «Севастополь в мае»

    • Михаил Козельцов⁚

      Опытный и храбрый офицер, вернувшийся в строй после ранения.​ Он противопоставлен молодому брату своим трезвым взглядом на войну и отсутствием иллюзий.​ Козельцов — образ человека, закаленного войной, но не утратившего человечности.​

    • Владимир Козельцов (Володя)⁚

      Младший брат Михаила, юный и романтичный юноша, отправившийся на войну добровольцем.​ Он полон энтузиазма и желания совершить подвиг, но сталкиваясь с реалиями войны, начинает понимать ее ужас и бессмысленность. Володя — символ молодости, противостоящей жестокости и цинизму войны.

    «Севастополь в августе 1855 года»

    • Братья Мельниковы⁚

      Старший брат, опытный и хладнокровный офицер, и младший, юнкер, только начинающий свой боевой путь. Их образы символизируют преемственность поколений и противостояние опыта и молодости перед лицом смерти.

    В целом, образы персонажей в «Севастопольских рассказах» служат не столько для развития сюжета, сколько для раскрытия авторской позиции и создания обобщенной картины жизни и смерти на войне.​

    Краткий вывод

    «Севастопольские рассказы» Льва Толстого ‒ это не просто хроника событий Крымской войны, это глубокое и пронзительное размышление о природе войны, о ее влиянии на человека и общество.​

    Толстой, будучи сам участником обороны Севастополя, изображает войну без прикрас, с ее грязью, кровью, страданиями и смертью.​ Он разрушает романтический ореол героизма, показывая, что война ‒ это прежде всего ужас и бессмысленная жестокость, независимо от того, на чьей стороне правда.​

    Автор противопоставляет пафосный, официозный взгляд на войну, который он высмеивает через образы карьеристов-аристократов, и реальный, прожитый взгляд простого солдата, для которого война ‒ это ежедневный подвиг и ежедневный риск для жизни.​

    Одной из главных идей «Севастопольских рассказов» является идея гуманизма. Толстой показывает, что война калечит не только тела, но и души людей, разрушает нравственные устои, заставляет забыть о человечности. Он призывает к миру и взаимопониманию между народами, утверждая, что нет ничего важнее человеческой жизни.​

    Несмотря на трагизм и безысходность многих сцен, «Севастопольские рассказы» не лишены света и надежды.​ Толстой показывает силу духа русского народа, его мужество, стойкость и самоотверженность.​ Он восхищается простыми солдатами, которые в самых тяжелых условиях сохраняют человечность, сострадание, любовь к ближнему.​

    «Севастопольские рассказы» — это не просто историческое произведение, это предостережение для будущих поколений, призыв задуматься о цене победы, о том, что нет ничего важнее мира и согласия между людьми.

    Произведение актуально и в наши дни, напоминая о том, что война — это всегда трагедия, и что истинный героизм заключается не в убийстве, а в способности сохранить в себе человека перед лицом смерти.​

    Оцените статью
    Добавить комментарий
    1. Иван

      Хорошо передана атмосфера рассказа, особенно сцена в госпитале. Чувствуется ужас войны и страдания людей.

    2. Елена

      Краткое содержание очень помогло освежить в памяти сюжет перед экзаменом. Спасибо!

    3. Сергей

      Хороший анализ образа Михайлова. Жду продолжения, чтобы узнать о его судьбе.

    4. Ольга

      Замечательно описан контраст между обыденностью и ужасами войны. Толстой мастерски показывает абсурдность происходящего.

    5. Анна

      Интересно было прочитать про рассуждения автора о бессмысленности войны. Актуально и по сей день.

    6. Дмитрий

      Очень емкое и точное изложение сюжета. Сразу вспоминаются ключевые моменты произведения.

    7. Мария

      Спасибо за краткий пересказ! Помогло вспомнить детали произведения перед семинаром.

    8. Петр

      Интересный анализ «Севастопольских рассказов». Особенно понравилась интерпретация контраста между госпиталем и трактиром — отражение двух сторон реальности войны.