Краткое содержание второго действия Горе от ума

Краткое содержание второго действия Горе от ума Краткие пересказы

Краткое содержание второго действия «Горе от ума»

Во втором действии происходит более глубокое знакомство Чацкого с московским обществом и разоблачение им его пороков.​ В дом Фамусова съезжаются гости, перед которыми он выставляет напоказ свою персону. Чацкий вступает в перепалки с Фамусовым и Скалозубом, критикуя нравы дворянства.​

Приезд Чацкого в дом Фамусова

Первое действие комедии «Горе от ума» завершается появлением на сцене Александра Андреевича Чацкого. Молодой человек, полный надежд и радостных ожиданий, возвращается в Москву после долгого отсутствия. Три года он провел в путешествиях, и вот он снова в доме Фамусова, где прошли его детские и юношеские годы, где осталась Софья, которую он любил и на взаимность которой надеялся.​ Встреча с Фамусовым проходит довольно сдержанно, хотя старый приятель и рад видеть молодого человека.

Чацкий пылко расспрашивает о Софье, пытаясь скрыть волнение под маской напускного равнодушия.​ Наконец, она появляется.​ Чацкий взволнован встречей, он рад видеть Софью, но ее холодный прием обескураживает его.​ Не желая верить в охлаждение Софьи, он пытается шутить, говорит с ней в прежней легкой манере, но беззаботный тон его выглядит наигранно.​ Чувствуется, что он огорчен и удивлен ее холодом.​

Чацкий пытается завязать разговор, вспоминая их детство, общие игры и забавы, но Софья отвечает ему односложно, словно не желая возвращаться к прошлому. Ее мысли заняты другим, и поведение Чацкого кажется ей назойливым и неуместным.​

Разговор Чацкого с Софьей

Разговор Чацкого и Софьи во втором действии комедии «Горе от ума» является ключевым моментом, который проливает свет на их изменившиеся отношения и на развитие любовного конфликта в пьесе.​ Чацкий, полный пылких чувств и надежд, стремится вернуть расположение Софьи, но сталкивается с холодностью и безразличием с ее стороны.​

Он пытается понять, что же произошло за время его отсутствия, кто занял его место в сердце Софьи.​ Ее уклончивые ответы, насмешливый тон, с которым она говорит о его чувствах, заставляют Чацкого заподозрить неладное.​ Он чувствует, что появился соперник, но не может поверить, что им может быть некто из московских щеголей, которых он так презрительно высмеивает.​

Чацкий пытается достучаться до Софьи, он говорит о своей любви, о том, как долго ждал встречи с ней, но его слова не находят отклика в ее душе.​ Софья, в свою очередь, упрекает Чацкого в легкомыслии, в том, что он не способен на глубокие чувства, что он все так же любит покрасоваться и блеснуть своим умом.

Характеристика московского общества

Второе действие комедии «Горе от ума» становится настоящим парадом представителей московского дворянства, каждый из которых ярко иллюстрирует ту самую «фамусовскую» Москву, которую так яростно критикует Чацкий.​ Грибоедов с мастерством художника выписывает коллективный портрет этого общества, где царят лицемерие, карьеризм, невежество и страх перед всем новым и прогрессивным.

Сам Павел Афанасьевич Фамусов ⎼ глава дома и типичный представитель «века прошлого».​ Он преклоняется перед чинами и богатством, считает крепостное право естественным порядком вещей, а образование и просвещение ⏤ пустой тратой времени. Его идеал ⎼ это «дядя Максим Петрович», который добился всего низкопоклонством и угодничеством.​

Гости Фамусова ⏤ это галерея ярких и гротескных образов, воплощающих различные пороки фамусовского общества.​ Тупой и самодовольный полковник Скалозуб, мечтающий о генеральском чине, любитель собак и карт ⎼ вот идеал жениха для Софьи в глазах Фамусова.​

Распространение сплетен о сумасшествии Чацкого

Второе действие «Горя от ума» становится переломным моментом в судьбе Чацкого, именно здесь зарождается абсурдная сплетня о его сумасшествии, которая с подачи московского общества быстро превращается в уверенность.​ Чацкий, не скрывая своего презрения к ханжеству и невежеству фамусовской Москвы, становится для нее опасным чужаком, которого нужно нейтрализовать.​

Катализатором для распространения сплетни становится Софья.​ Оскорбленная в своих чувствах, не понимая истинныx причин резкости Чацкого, она в разговоре с Горичем вскользь упоминает о его «странностях».​ Эта фраза, брошенная в атмосфере общего недовольства речами Чацкого, падает на благодатную почву.​

Молва о сумасшествии Чацкого распространяется с невероятной быстротой.​ Гости Фамусова, жадные до всякого рода сенсаций и сплетен, с жаром подхватывают эту новость.​ Никто не пытается усомниться в ее достоверности, наоборот, каждый считает своим долгом дополнить ее новыми «подробностями», выдавая за признаки безумия независимость суждений и остроумие Чацкого.

Зарождение конфликта между Чацким и обществом

Второе действие «Горя от ума» знаменует собой кульминацию нарастающего конфликта между Чацким и фамусовским обществом.​ Приезд Чацкого в дом Фамусова и его первые реплики, полные сарказма и критики в адрес московских порядков, уже вызывают недовольство и непонимание окружающих.​

Чацкий, окрыленный идеями просвещения и свободомыслия, не стесняясь в выражениях, обличает лицемерие, карьеризм, невежество, царящие в этом обществе. Он критикует страсть ко всему иностранному, рабское преклонение перед чинами и богатством, отсутствие интереса к науке и искусству.​

Его огленные монолги, полные горечи и сарказма, словно ушат холодной воды, вылитый на головy благодушно настроенных гостей Фамусова.​ Они не готовы и не хотят слышать правды о себе, их устраивает их узкий мир, где главными ценностями являются чин, богатство и положение в свете.​

Коротко о главных персонажах

В комедии «Горе от ума» Грибоедов создал галерею ярких и запоминающихся персонажей, каждый из которых воплощает определенный тип и играет важную роль в развитии конфликта.​

Александр Андреевич Чацкий

Главный герой комедии, молодой человек благородного происхождения, отличающийся острым умом, образованностью и независимостью суждений.​ Он является представителем нового поколения, которое стремится к переменам и не боится противостоять устаревшим порядкам. Чацкий критикует лицемерие, невежество и карьеризм, царящие в фамусовском обществе, за что и становится жертвой сплетен и интриг.​

Софья Павловна Фамусова

Дочь Павла Афанасьевича Фамусова, молодая девушка, выросшая в атмосфере ханжества и лицемерия.​ Она обладает живым умом и мечтательной натурой, но ее воспитание и окружение наложили отпечаток на ее характер.​ Софья влюбляется в Молчалина, видя в нем идеал скромности и послушания, в то время как Чацкий кажется ей слишком резким и критичным.​

Алексей Степанович Молчалин

Секретарь Фамусова, молодой человек не знатного происхождения, делающий карьеру благодаря своему умению угождать и приспосабливаться.​ Он лицемерен и расчетлив, его главная цель ⏤ добиться высокого положения в обществе, используя для этого любые средства.​ Молчалин притворяется влюбленным в Софью, понимая, что это может приблизить его к желанной цели.​

Павел Афанасьевич Фамусов

Богатый и знатный чиновник, типичный представитель «века прошлого».​ Он консервативен и невежественен, преклоняется перед чинами и богатством, считает крепостное право естественным порядком вещей.​ Фамусов стремится выдать свою дочь замуж за богатого и влиятельного человека, не обращая внимания на ее чувства и желания.​

Полковник Скалозуб

Грубый и невежественный военный, мечтающий о генеральском чине.​ Он является ярким представителем «фамусовской» Москвы, где главными ценностями являются чин, деньги и слепое подчинение начальству.​ Скалозуб становится одним из женихов Софьи, но его интерес к ней продиктован исключительно ее приданым и положением в обществе.​

Краткий вывод

Второе действие комедии «Горе от ума» ⏤ это центральная часть пьесы, где конфликт между Чацким и фамусовским обществом достигает своего апогея.​ Здесь происходит столкновение двух мировоззрений, двух эпох, двух систем ценностей.

Приезд Чацкого в дом Фамусова, его пылкие речи, полные критики и сарказма, взрывают привычную атмосферу лицемерия и ханжества.​ Чацкий бросает вызов всему, что ему дорого⁚ устаревшим порядкам, невежеству, карьеризму, рабскому преклонению перед чинами и богатством.​

Однако его слова не находят отклика в сердцах тех, к кому они обращены.​ Фамусовское общество видит в Чацком опасного чужака, угрожающего их устоявшемуся миру.​ Они не готовы к переменам, их устраивает их узкий мирок, где царят сплетни, интриги и погоня за чинами.

Кульминацией второго действия становится распространение сплетни о сумасшествии Чацкого.​ Эта абсурдная идея, подхваченная жадными до сенсаций гостями Фамусова, быстро превращается в уверенность.​ Никто не хочет видеть в Чацком умного и честного человека, его слова воспринимаються как бред сумасшедшего.​

Второе действие заканчивается на трагической ноте.​ Чацкий, оклеветанный и осмеянный, остается в полном одиночестве.​ Он понимает, что его идеалы чужды и непонятны фамусовскому обществу.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Антон

    Классическое произведение, которое актуально и по сей день. Диалоги Чацкого и Фамусова — просто шедевр!

  2. Ирина

    Язык произведения просто великолепен! Афоризмы из «Горе от ума» давно стали крылатыми фразами.

  3. Дмитрий

    Любовный треугольник, общественные конфликты, яркие персонажи — в этой пьесе есть все!

  4. Ольга

    «Горе от ума» — это не просто комедия, это настоящая энциклопедия русской жизни начала 19 века.

  5. Михаил

    Интересно наблюдать за развитием отношений Чацкого и Софьи. Он полон надежд, а она…

  6. Алексей

    Произведение, которое заставляет задуматься о многом.

  7. Екатерина

    Всегда поражалась уму и проницательности Грибоедова. Как точно он подметил все пороки общества!

  8. Надежда

    Перечитываю «Горе от ума» каждый год и каждый раз нахожу для себя что-то новое.

  9. Сергей

    Чацкий — трагический персонаж. Он одинок в своих убеждениях.