- Краткий пересказ рассказа «Дом с мезонином» Чехова
- Знакомство с героями и местом действия
- Зарождение любви и идейные споры
- Вмешательство Лиды и отъезд Жени
- Случайная встреча и горькая весть
- Смысл названия и проблематика рассказа
- Коротко о главных персонажах
- Художник (рассказчик)
- Лида Волчанинова
- Женя Волчанинова (Мисюсь)
- Белокуров
- Краткий вывод
Краткий пересказ рассказа «Дом с мезонином» Чехова
Художник приезжает в имение друга и знакомится с двумя сёстрами⁚ Лидой, активной и деятельной, и мечтательной Женей. Между художником и Женей вспыхивают чувства, но Лида, не одобряя их романа, отправляет сестру за границу. Годы спустя художник узнаёт, что Женя так и не вернулась, оставив его с разбитым сердцем.
Знакомство с героями и местом действия
Рассказ «Дом с мезонином» Антона Павловича Чехова переносит нас в уютный мир русской усадьбы конца XIX века. Повествование ведется от лица безымянного художника, который, устав от городской суеты, приезжает на лето в имение своего приятеля, помещика Белокурова.
Белокуров – человек праздный, ведущий размеренную и скучноватую жизнь. Дни его текут однообразно, наполненные лишь прогулками, чтением газет и неспешными беседами.
Художник, изначально очарованный тишиной и покоем усадебной жизни, постепенно проникается атмосферой бездействия и лени, царящей в доме друга. Он все реже берется за кисти, предпочитая проводить время в беседах с Белокуровым или в одиноких прогулках по живописным окрестностям.
Однажды размеренное течение жизни в усадьбе нарушается. Белокуров знакомит художника со своими соседками – Волчаниновыми. Это две сестры, Лида и Женя, и их мать, Екатерина Павловна, вдова тайного советника.
Старшая сестра, Лида, производит на художника неоднозначное впечатление. Это красивая, умная и энергичная девушка, посвятившая себя общественной деятельности. Она работает учительницей в земской школе и искренне верит в возможность изменить жизнь крестьян к лучшему. Лида – натура деятельная, полная идей и стремлений.
Младшая сестра, Женя, по-домашнему Мисюсь, – полная противоположность Лиде. Это тихая, мечтательная девушка, погруженная в мир книг и собственных фантазий. Женя не разделяет общественных идей сестры, предпочитая проводить время в уединении, гуляя по лесу или читая в саду.
Знакомство с сёстрами Волчаниновыми становится поворотным моментом в жизни художника, пробуждая в его душе давно забытые чувства и заставляя по-новому взглянуть на окружающий мир.
Зарождение любви и идейные споры
В тихой атмосфере усадебной жизни, среди тенистых аллей и благоухающих садов, между художником и младшей из сестёр Волчаниновых, Женей, начинает зарождаться нежное чувство. Их сближают общие интересы⁚ любовь к искусству, природе, тихим задушевным беседам.
Женя, с ее мечтательной натурой и тонкой душевной организацией, находит в художнике родственную душу. Он же очарован ее юностью, чистотой и непосредственностью. Они проводят вместе долгие часы, гуляя по окрестностям, обсуждая прочитанные книги или просто наслаждаясь тишиной и обществом друг друга.
Однако идиллию нарушают непрекращающиеся споры художника со старшей сестрой, Лидой. Их взгляды на жизнь, на предназначение искусства, на пути помощи народу оказываются диаметрально противоположными.
Лида, убежденная в необходимости активной общественной деятельности, критикует художника за его «пассивность» и «оторванность от реальной жизни». Она считает, что искусство должно служить народу, быть инструментом просвещения и борьбы за социальную справедливость.
Художник же, напротив, убежден, что искусство самодостаточно и не нуждается в утилитарных целях. Он видит красоту в простых, повседневных вещах и стремится запечатлеть ее на своих полотнах, не стремясь к прямолинейному отражению социальных проблем.
Споры между художником и Лидой становятся все более острыми и непримиримыми, бросая тень на зарождающееся чувство между ним и Женей; Младшая сестра, разрываемая между любовью к художнику и привязанностью к сестре, оказывается втянутой в водоворот их идейных противоречий;
Вмешательство Лиды и отъезд Жени
Отношения художника и Жени, несмотря на витающую в воздухе напряженность, стремительно развиваются. Молодые люди все больше времени проводят вместе, их взаимная симпатия перерастает в глубокое и искреннее чувство. В один из летних вечеров, гуляя по саду, художник признается Жене в любви, и та отвечает ему взаимностью.
Счастливая Женя, не скрывая переполняющих ее чувств, рассказывает о случившемся Лиде. Однако реакция старшей сестры оказывается совершенно не такой, как ожидала девушка. Лида, не одобрявшая ни художника, ни его образ жизни, приходит в негодование.
Убежденная в том, что художник – не пара для ее младшей сестры, Лида решает вмешаться. Используя свое влияние на Женю и мать, она убеждает их в необходимости немедленного отъезда.
Аргументы Лиды, продиктованные скорее личной неприязнью к художнику и собственническими чувствами к сестре, нежели реальной заботой о ее счастье, оказываются достаточно весомыми для нерешительной Екатерины Павловны и кроткой Жени.
Отъезд происходит внезапно, подобно грозовому ливню, обрушивающемуся на цветущий сад. Художник, не успевший даже попрощаться с любимой, остается в недоумении и растерянности. Лишь записка от Жени, полная грусти и невысказанных слов, становится для него подтверждением того, что их чувства были взаимны.
Случайная встреча и горькая весть
Проходит несколько лет. Жизнь в усадьбе Белокурова течет своим чередом, размеренная и однообразная. Художник, так и не оправившийся от разлуки с Женей, покидает эти места, пытаясь найти утешение в работе и новых впечатлениях;
Однажды, судьба сталкивает его с Белокуровым в одном из губернских городов. Встреча, полная сдержанной радости и ностальгических воспоминаний, быстро омрачается грустными новостями.
Белокуров рассказывает, что Лида, по-прежнему полная энтузиазма, продолжает свою общественную деятельность. Она открыла в уезде фельдшерский пункт и читальню, всецело посвятив себя заботам о просвещении крестьян.
О судьбе же Жени Белокуров сообщает уклончиво и неохотно. Выясняется, что после отъезда из усадьбы след девушки затерялся. Она не вернулась домой, и никто из ее близких не знает, где она находится и что с ней.
Эта новость становится для художника страшным ударом. Мысль о том, что Женя, возможно, несчастна, что он так и не смог защитить ее и быть рядом, терзает его душу.
Случайная встреча с Белокуровым не только не приносит художнику душевного покоя, но и усугубляет его страдания, оставляя в сердце горький осадок незавершенности и безысходности.
Смысл названия и проблематика рассказа
Название рассказа «Дом с мезонином» несет в себе глубокий символический смысл. Мезонин – это надстройка над жилым домом, с одной стороны, неотъемлемая его часть, а с другой – нечто отдельное, возвышающееся над повседневностью.
Дом с мезонином, в котором живут сестры Волчаниновы, становится символом их замкнутого мирка, оторванного от реальной жизни. Лида, подобно мезонину, возвышается над обыденностью, стремясь к высоким идеалам, но при этом оказывается глухой к простым человеческим чувствам и потребностям.
В рассказе Чехов поднимает ряд важных проблем, актуальных и для своего времени, и для сегодняшнего дня. Одна из них – проблема столкновения разных жизненных философий, борьбы между мечтой и реальностью, активным действием и созерцательностью.
Автор не дает однозначных ответов, не становится ни на чьей стороне. Он лишь мастерски рисует сложную и противоречивую картину жизни, заставляя читателя задуматься над вечными вопросами любви, счастья, предназначения человека.
«Дом с мезонином» – это грустная история о упущенных возможностях, несложившейся любви и хрупкости человеческого счастья. Это рассказ-предупреждение, напоминающий нам о том, как важно ценить то, что у нас есть, и не бояться бороться за свою любовь и свое счастье.
Коротко о главных персонажах
Художник (рассказчик)
Главный герой рассказа, от лица которого ведётся повествование. Это человек творческий, тонко чувствующий красоту окружающего мира. Он стремится к гармонии и покою, ценит простоту и естественность. В то же время, он склонен к меланхолии и сомнениям, не всегда находит в себе силы бороться за свое счастье.
Художник влюбляется в Женю, но их отношения оказываются под ударом из-за его конфликта с Лидой. Он не разделяет её фанатичной веры в общественные идеи и считает, что искусство не должно служить политическим целям.
В конце рассказа художник предстает перед нами сломленным человеком, разочарованным в жизни и потерявшим веру в любовь.
Лида Волчанинова
Старшая сестра Жени, яркая и противоречивая натура. Она умна, образована, энергична, преисполнена желанием помогать людям. Лида всецело поглощена общественной деятельностью, видит свое предназначение в служении народу.
Однако за её внешней активностью и бескорыстием скрывается властный и эгоистичный характер. Лида не терпит возражений, стремится подчинить своей воле всех вокруг, в том числе и младшую сестру.
Именно Лида становится причиной разлуки художника и Жени, посчитав, что он не достоин её сестры.
Женя Волчанинова (Мисюсь)
Младшая сестра Лиды, полная противоположность своей старшей сестры. Это нежная, мечтательная, романтичная девушка, живущая в мире книг и собственных фантазий. Она не разделяет общественных увлечений Лиды, предпочитая тишину и уединение.
Женя влюбляется в художника, видя в нем родственную душу. Однако она слишком зависима от мнения сестры и не находит в себе силы противостоять её воле. В итоге Женя становится жертвой собственной нерешительности и чужих амбиций.
Белокуров
Помещик, приятель художника, в чьем имении происходят основные события рассказа. Это человек праздный, апатичный, не обремененный какими-либо интересами или убеждениями. Он живет скучной, размеренной жизнью, не стремясь ни к чему и не пытаясь что-либо изменить.
Белокуров является скорее фоном для развития сюжета, нежели действующим лицом. Он наблюдает за отношениями других героев со стороны, не принимая в них активного участия;
Краткий вывод
«Дом с мезонином» ⎻ это не просто любовная история, это многогранное произведение, затрагивающее вечные вопросы человеческого бытия⁚ смысл жизни, предназначение искусства, столкновение мечты и реальности.
Чехов мастерски создает атмосферу уходящей эпохи русской усадьбы, где на фоне живописной природы разыгрывается драма несложившихся судеб.
Главный конфликт рассказа ⎻ это противостояние двух мировоззрений, двух жизненных философий, которые воплощают в себе Лида и художник. Лида, олицетворяющая активное начало, стремится к преображению мира через общественную деятельность. Художник же видит красоту в простых, повседневных вещах и считает, что искусство самодостаточно и не должно служить каким-либо утилитарным целям.
Любовная линия в рассказе становится заложницей этого конфликта. Чувства художника и Жени оказываются разбитыми о скалы непонимания, чужих амбиций и собственной пассивности.
Финал рассказа оставляет чувство грусти и безысходности. Каждый из героев остается наедине со своей судьбой, не найдя ответов на главные жизненные вопросы. Художник потерял любовь, Женя ⎯ возможность на счастье, а Лида, поглощенная своими идеями, рискует остатся в конце концов одинокой.
«Дом с мезонином» ⎯ это произведение, которое заставляет задуматься о том, как важно находить гармонию между мечтой и реальностью, не бояться отстаивать свои чувства и ценить то, что действительно дорого.
Интересный пересказ, но мне не хватило описания чувств художника к Жене. Как именно развивалась их любовь? Чем она его зацепила?
Немного затянутое начало, но описание сестёр Волчаниновых очень живое и образное.
Люблю Чехова, и этот пересказ напомнил мне, почему. Нужно будет перечитать «Дом с мезонином» на досуге.
Заинтриговало противопоставление сестёр: деятельной Лиды и мечтательной Жени. Какая из них ближе автору?
Грустная история, типичная для Чехова. Интересно было бы узнать, почему Лида отправила сестру за границу.
Хорошо передана атмосфера усадебной жизни и характеры героев. Сразу хочется прочитать полный рассказ!