Вступление
В своей поэме «Медный всадник» Александр Сергеевич Пушкин обращается к трагической судьбе простого человека на фоне величественной столицы Российской империи ⎯ Петербурга․ Противопоставляя «маленького человека» Евгения и грандиозный образ императора Петра I, воплощённый в бронзовом памятнике, Пушкин поднимает вопросы взаимоотношений личности и государства, а также исследует тему непредсказуемости судьбы․
История создания поэмы «Медный всадник»
Александр Сергеевич Пушкин приступил к созданию поэмы «Медный всадник» в 1833 году, в период знаменитой болдинской осени, отмеченной особым творческим подъемом․ Идея о ожившем монументе, возможно, была навеяна бессмертным произведением Мольера «Дон Жуан», где статуя командора вершит свой суд․ Существует и другая версия, связывающая замысел поэмы с рассказом о майоре, чей сон якобы помешал Александру I вывезти памятник Петру I из Петербурга․
Стремясь к достоверности в изображении исторических событий, Пушкин обратился к документальным хроникам разрушительного наводнения 1824 года в Петербурге․ Он изучал свидетельства очевидцев, стремясь передать ужас и масштаб стихии, обрушившейся на город․ Каждый стих поэмы был тщательно выверен, Пушкин по несколько раз переписывал строки, добиваясь идеальной рифмы и выразительности звучания․
Несмотря на личную протекцию царя, цензура не пропустила публикацию «Медного всадника»․ Поэма была возвращена Пушкину с многочисленными правками, которые сам автор справедливо расценил как цензурные, о чем свидетельствуют записи в его дневнике․ Пушкин попытался внести изменения в текст, учитывая замечания царя, но вскоре оставил эту затею, понимая, что любые изменения только навредят художественной цельности произведения․
При жизни Александра Сергеевича «Медный всадник» так и не был опубликован․ Поэма была известна лишь узкому кругу друзей Пушкина, которые высоко оценили ее художественные достоинства и смелость поднятых тем․
Только после смерти поэта, в 1837 году, в журнале «Современник» был опубликован полный текст «Медного всадника», но и он не избежал редакторской правки․ Василий Андреевич Жуковский, друг и литературный наставник Пушкина, вынужден был вырезать из поэмы сцены бунта Евгения против памятника Петру I и другие строки, которые могли вызвать недовольство цензуры․ В таком урезанном виде «Медный всадник» публиковался вплоть до начала XX века․
Краткий пересказ сюжета
Поэма начинается с величественной картины⁚ на берегу пустынных волн Невы стоит Петр I, задумав основать здесь город, который станет окном России в Европу․ Проходят годы, и Петербург возносится «пышно, горделиво», воплощая дерзновенный замысел царя-реформатора․
Действие переносится в осень 1824 года․ Бедный чиновник Евгений, живущий скромной жизнью, мечтает о счастье с любимой девушкой Парашей․ Ненастье обрушивается на Петербург, Нева выходит из берегов, и город оказывается во власти разрушительного наводнения․ Евгений с ужасом думает о судьбе Параши, живущей на другом берегу реки․
Когда стихия отступает, Евгений, разыскав лодку, спешит к дому возлюбленной․ Но на месте, где ещё недавно стоял дом, он находит лишь волны․ Параша и её мать погибли в пучине разбушевавшейся реки․ Евгений не может смириться с потерей, он теряет рассудок и оказывается на улице, лишенный крова и надежды․
Проходит время․ Евгений, охваченный безумием, бродит по улицам Петербурга․ Случайно он оказывается на Сенатской площади у подножия памятника Петру I «Медного всадника»․ В бреду Евгений обвиняет царя в своих бедах, в том, что тот основал город в опасном месте, подверженном наводнениям․
Ему кажется, что Медный всадник оживает, грозно хмурит брови и, преследуя безумца, несется за ним по улицам ночного города․ С тех пор, проходя мимо памятника, Евгений в страхе опускает глаза, боясь гнева Медного всадника․
В финале поэмы волны выбрасывают на берег домик, где жила Параша․ Рядом находят бездыханное тело Евгения․ Так трагически завершается судьба «маленького человека», раздавленного столкновением с непреклонной силой истории и безразличием государственной машины, воплощенной в образе Медного всадника․
Образ Медного всадника и его значение
Образ Медного всадника – один из самых загадочных и многозначных в русской литературе․ С одной стороны, это памятник Петру I, символ величия и мощи Российской империи․ Он восседает на вздыбленном коне, его рука, простертая над Невой, символизирует государственную волю, стремление к прогрессу, преобразование России в великую державу․
Однако Пушкин наделяет Медный всадник и зловещими чертами․ Он возвышается над Петербургом, как грозный идол, не замечающий трагедии «маленького человека»․ Для обезумевшего от горя Евгения Медный всадник превращается в воплощение бездушной и жестокой силы, которая безжалостно разрушает жизнь простого человека․
Образ Медного всадника воплощает противоречивость петровских преобразований, которые, с одной стороны, привели к расцвету России, а с другой – стоили неисчислимых жертв и страданий простого народа․
Важно отметить, что памятник Петру I в поэме Пушкина назван «Медный всадник», хотя на самом деле он отлит из бронзы․ Это не случайно․ Медь – металл более холодный и суровый, он лучше всего передает двойственность образа Петра, его величие и трагизм, его историческую значимость и безразличие к судьбе отдельного человека․
Медный всадник – не просто скульптура, он становится символом самой государственной машины, которая, устремляясь к великим целям, не замечает трагедии маленького человека, раздавленного историей․
Главная мысль произведения
В своей поэме «Медный всадник» Александр Сергеевич Пушкин поднимает одну из вечных тем русской литературы — тему «маленького человека» и его места в истории, в водовороте грандиозных перемен․ Главная мысль произведения заключена в трагическом противоречии между величием государства, воплощенного в образе Петербурга и Медного всадника, и судьбой простого человека, его правом на счастье и спокойную жизнь․
Пушкин показывает, что государственные преобразования, даже направленные на благо России, могут приводить к личным трагедиям, ломать судьбы отдельных людей․ Гибель Параши и безумие Евгения – страшная цена, которую платит «маленький человек» за великие свершения истории․
Автор не дает однозначного ответа на вопрос о виновности Петра I и государства в трагедии Евгения․ С одной стороны, он восхищается гением Петра, его дерзким замыслом создать великую империю․ С другой стороны, Пушкин глубоко сочувствует Евгению, показывая, что история творится не только царями и полководцами, но и миллионами обычных людей, чьи жизни и судьбы не менее важны․
В финале поэмы нет победителей․ И Медный всадник, символ государственной мощи, и погибший Евгений, маленький человек, раздавленный историей, предстают перед читателем в своем трагическом величии․ «Медный всадник» — это не только поэма о Петербурге, но и философское размышление о сложных взаимоотношениях личности и истории, власти и человека․
Коротко о главных персонажах
В поэме «Медный всадник» Пушкин создает несколько ярких и запоминающихся образов, каждый из которых играет важную роль в раскрытии основной идеи произведения․
Евгений
Евгений — «маленький человек», бедный чиновник, живущий в Петербурге․ Он не отличается ни богатством, ни знатным происхождением, ни выдающимися способностями․ Евгений — обычный житель столицы, которых тысячи․ Он мечтает о простом человеческом счастье⁚ жениться на любимой девушке Параше, создать семью․
Однако стихийное бедствие , наводнение в Петербурге — разрушает все его планы и лишает самого дорогого — его возлюбленной․ Евгений не может пережить этого горя и теряет рассудок․ Из обычного, ничем не примечательного человека он превращается в безумного бродягу, одержимого идеей мести Медному всаднику, в котором видит виновника своих несчастьй․
Образ Евгения — это образ «маленького человека», раздавленного историей, сломанного стихийными силами, с которыми он не в силах бороться․ Евгений — трагический персонаж, вызывающий у читателя сочувствие и заставляющий задуматься о месте человека в мире, о роли случая и судьбы в нашей жизни․
Медный всадник (памятник Петру I)
Медный всадник — это двойственный образ․ С одной стороны, это памятник Петру I, основателю Петербурга, символ величия и мощи Российской империи․ Он предстает перед нами как грозный и величественный властитель, устремленный в будущее․
С другой стороны, Медный всадник — это символ бездушной и жестокой государственной машины, которая не считается с судьбами отдельных людей․ Для обезумевшего Евгения он превращается в зловещего преследователя, воплощение роковой силы, которая разрушила его жизнь․
Образ Медного всадника позволяет Пушкину поднять сложные философские вопросы о цене прогресса, о праве государства распоряжаться судьбами людей, о противоречии между интересами отдельной личности и интересами государства․
Параша
Параша — возлюбленная Евгения, простая девушка из бедной семьи․ Она не наделена яркими чертами, но для Евгения она — воплощение любви, нежности, семейного счастья․ Образ Параши в поэме эскизный, она появляется лишь в начале произведения и погибает во время наводнения․
Однако именно гибель Параши становится тем роковым событием, которое меняет жизнь Евгения, толкает его на путь безумия и гибели․ Параша — это символ хрупкости человеческого счастья, беззащитности «маленького человека» перед лицом судьбы и истории․
Краткий вывод
В своей поэме «Медный всадник» Александр Сергеевич Пушкин создал сложное и многогранное произведение, в котором переплетаются исторические, философские и социальные мотивы․ Поэма поражает своей трагической силой, глубиной психологизма, яркостью образов и совершенством художественной формы․
История противостояния «маленького человека» Евгения и монументальной фигуры Медного всадника — это не просто сюжет литературного произведения, а символ вечного конфликта между личностью и государством, человеческими чувствами и бездушной силой истории․
Пушкин не дает однозначных ответов на сложные вопросы, которые ставит в своей поэме․ Он заставляет читателя задуматься о цене прогресса, о праве на счастье, о роли случая и судьбы в жизни человека․
В памяти читателей «Медный всадник» остается не только как величественный памятник Петру I и Петербургу, но и как напоминание о том, что за каждым великим историческим событием, за каждым государственным решением стоят живые люди со своими судьбами, мечтами и трагедиями․
«Медный всадник» – это произведение, которое не оставляет равнодушным и заставляет задуматься о важных философских и нравственных проблемах, актуальных и в наши дни․ Это подлинный шедевр русской литературы, который продолжает волновать и поражать читателей уже почти два столетия․
Кратко можно сказать, что поэма «Медный всадник» — это⁚
- Трагедия «маленького человека» в столкновении с историей и государственной машиной․
- Философское размышление о цене прогресса и роли личности в истории․
- Гимн красоте и величию Петербурга, но одновременно и предостережение о хрупкости человеческого счастья․
Поэма «Медный всадник» — настоящий шедевр русской литературы. Она заставляет задуматься о месте человека в истории, о его отношениях с властью и о непредсказуемости судьбы.
Впечатляет, как Пушкин смог передать всю мощь и разрушительную силу стихии. Читая строки о наводнении, буквально ощущаешь ужас и отчаяние людей.
Интересно было узнать о влиянии «Дон Жуана» Мольера на Пушкина. Оживающий памятник — мощный образ, который заставляет задуматься о границах человеческого могущества.
Тщательная работа Пушкина с историческими источниками, его стремление к достоверности в описании наводнения заслуживают уважения. Это делает поэму еще более пронзительной.
Спасибо за интересный материал! Узнал много нового о создании поэмы. Обязательно перечитаю «Медного всадника» с учетом полученных знаний.
Цензурные препоны, с которыми столкнулся Пушкин, — яркий пример того, как государственная машина пыталась контролировать искусство. К счастью, гений поэта оказался сильнее.
Поэма «Медный всадник» актуальна и в наши дни. Она напоминает о том, что даже перед лицом власти и исторических катаклизмов важно сохранить человечность и сострадание.
Потрясающий анализ! Автор очень точно подметил противопоставление «маленького человека» и величия имперского Петербурга. Это столкновение — ключ к пониманию трагедии Евгения.
Образ Медного всадника — символ безжалостной и бездушной государственной машины. В этом противостоянии человека и системы — вечная трагедия.