Медведь на воеводстве: сатирический разбор российской власти у Салтыкова-Щедрина

Медведь на воеводстве: сатирический разбор российской власти у Салтыкова-Щедрина Краткие пересказы

Медведь на воеводстве⁚ краткий пересказ сатирической сказки Салтыкова-Щедрина

В своей знаменитой сатирической сказке «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин рассказывает о трех медведях-воеводах‚ последовательно правивших одним лесом.​

Первый Топтыгин‚ одержимый идеей войти в историю через кровопролитие‚ лишь успевает устроить пир и уснуть на поляне‚ где его и съедает «мужик». Второй‚ более осторожный‚ стремится угодить и Льву (символу верховной власти)‚ и мужикам‚ за что и его постигает печальная участь — лиса утягивает его в болото.

Третий Топтыгин‚ наученный горьким опытом предшественников‚ выбирает пассивную тактику «не высовываться» и попросту бездействует‚ за что получает от Льва похвалу.​

Сказка аллегорически изображает пороки российской власти‚ неспособной к разумному и гуманному управлению.​

Назначение и правление Топтыгина Первого

Первый медведь‚ Топтыгин Первый‚ был опытным служакой‚ видавшим виды.​ Он умел строить добротные берлоги‚ выворачивать с корнями вековые деревья и даже немного разбирался в науках; Однако‚ мечтой всей его жизни было попасть на страницы Истории‚ оставить свой след в веках.​ А для этого‚ как полагал Топтыгин‚ необходимы были великие деяния‚ громкие‚ кровавые свершения.​ «Кровопролитиев кровопролитиев вот чего нужно!​» — ревел он при каждом удобном случае.​

И вот‚ судьба‚ словно услышав его рев‚ предоставила Топтыгину шанс.​ Лев‚ царь зверей‚ назначил его воеводой в дальний лес‚ известный своей непокорностью.​ Медведь был на седьмом небе от счастья!​ Он видел себя покорителем‚ усмирителем‚ грозой лесных чащоб;

Прибыв на место своего назначения‚ Топтыгин‚ не мешкая‚ решил сразу же приступить к «великим деяниям».​ Однако‚ вместо того‚ чтобы разработать план действий‚ изучить обстановку‚ он устроил пир на весь мир‚ желая отметить свое назначение с размахом.​ Ведро водки‚ которым Топтыгин щедро угощался‚ быстро затуманило его разум‚ и новоиспеченный воевода уснул прямо на поляне‚ не чувствуя никакой опасности.​

Именно в этот момент судьба сыграла с ним злую шутку.​ Мимо проходил обычный русский «мужик»‚ искавший в лесу грибы да ягоды.​ Увидев спящего медведя‚ мужик не испугался‚ а‚ напротив‚ увидел в этом шанс поживиться медвежьей шкурой.​ Не долго думая‚ он убил Топтыгина‚ так и не успевшего проявить свои «воеводские» таланты. Так бесславно закончилось правление первого медведя-воеводы‚ одержимого жаждой славы и кровопролития.​

Топтыгин Второй и его «подвиги»

На смену незадачливому Топтыгину Первому Лев посылает другого медведя – Топтыгина Второго.​ Этот медведь отличался от своего предшественника хитростью и изворотливостью.​ Он прекрасно понимал‚ что грубая сила не всегда приводит к успеху‚ и решил действовать более тонко‚ лавируя между интересами Льва и «народа».​

Топтыгин Второй начинает свое правление с показательной покорности перед Львом‚ всячески демонстрируя свою преданность и рвение.​ Он пишет бесконечные отчеты о своих «успехах»‚ преувеличивая малейшие заслуги и замалчивая трудности.​ Одновременно с этим‚ он пытается завоевать расположение лесных жителей‚ обещая им покой‚ порядок и справедливость. Однако‚ все его обещания оказываются пустыми словами.​

На самом же деле‚ Топтыгин Второй‚ как и его предшественник‚ больше всего заботился о собственной шкуре.​ Он не желал рисковать собой ради блага других и предпочитал оставаться в стороне от любых конфликтов. Такая политика «невмешательства»‚ естественно‚ не могла привести к реальным результатам.​ Лес продолжал жить своей жизнью‚ полной опасностей и несправедливости.​

Конец правления Топтыгина Второго оказался не менее бесславным‚ чем у его предшественника.​ Однажды‚ прогуливаясь по лесу‚ он угодил в болото‚ ловко устроенное хитрой лисой.​ Так‚ став жертвой собственной трусости и лицемерия‚ закончил свои дни второй медведь-воевода.

Мудрый Топтыгин Третий

Весть о бесславной кончине двух воевод-медведей докатилась до Льва. Однако‚ царь зверей‚ не теряя самонадеянности‚ решил‚ что дело не в системе‚ а в исполнителях.​ И вот‚ на смену незадачливым предшественникам был отправлен Топтыгин Третий.​

Этот медведь‚ в отличие от своих предшественников‚ отличался недюжинным умом и рассудительностью. Он прекрасно понимал‚ что лес – это сложный организм со своими законами и порядками‚ в которые не стоит вмешиваться грубой силой.​ Наученный горьким опытом Топтыгиных Первого и Второго‚ он решил избрать совершенно иную тактику правления – тактику полного бездействия.​

«Не высовываться – вот главный принцип мудрого правителя»‚ – решил Топтыгин Третий и заперся в своей берлоге.​ Он игнорировал все просьбы и жалобы‚ не вмешивался в лесные распри‚ не пытался вершить суд и устанавливать порядки.​ «Пусть всё идёт своим чередом»‚ – думал он‚ – «авось‚ само собой образуется».​

Казалось бы‚ такая пассивная позиция должна была вызвать гнев Льва.​ Однако‚ всё произошло с точностью до наоборот. Лев‚ получив от Топтыгина Третьего лаконичный отчет⁚ «Остаюсь благонамеренным»‚ – остался весьма доволен.​ «Вот это настоящий воевода!​ – воскликнул он.​ – Умеет держать лес в узде!​».​

Критика власти и народа в сказке

«Медведь на воеводстве» – это не просто детская сказка‚ а острая сатира на российскую действительность времен Салтыкова-Щедрина.​ Автор‚ мастерски используя эзопов язык‚ высмеивает как пороки власти‚ так и пассивность народа.​

Образы трех медведей-воевод – это аллегория на разные типы правителей. Топтыгин Первый олицетворяет собой грубую силу‚ стремление к насилию и славе любой ценой.​ Топтыгин Второй – это образ хитрого и изворотливого чиновника‚ заботящегося лишь о собственной выгоде.​ Наконец‚ Топтыгин Третий воплощает в себе пассивность и безразличие власти к нуждам народа.​

Салтыков-Щедрин критикует не только неспособность власти к разумному управлению‚ но и покорность народа‚ его готовность мириться с любым произволом.​ Лесные жители в сказке – это собирательный образ русского мужика‚ забитого и безропотного‚ неспособного противостоять несправедливости.​

Автор показывает‚ что и грубая сила‚ и хитрость‚ и бездействие одинаково губительны для общества.​ Сказка заставляет задуматься о том‚ какими качествами должен обладать настоящий правитель‚ и какую роль в жизни страны играет народ.​

Аллегорический смысл и актуальность произведения

«Медведь на воеводстве» – это произведение‚ которое выходит далеко за рамки своего времени. Сказка Салтыкова-Щедрина‚ написанная более века назад‚ поразительно точно отражает проблемы‚ актуальные и для современного общества.​

Аллегорический язык сказки позволяет увидеть в образах зверей не только сатирическое изображение царской России‚ но и универсальные типажи‚ свойственные любой эпохе.​ Власть‚ представленная в образе Льва‚ так же слепа и эгоистична‚ как и во времена Салтыкова-Щедрина. Чиновники‚ подобно медведям-воеводам‚ продолжают руководствоваться личными интересами‚ забывая о благе народа.​

Однако‚ «Медведь на воеводстве» – это не только критика власти.​ Сказка заставляет задуматься и о роли самого народа в своей судьбе.​ Пассивность и покорность лесных жителей – это горькое напоминание о том‚ что бездействие и равнодушие могут привести к печальным последствиям.​

Произведение Салтыкова-Щедрина – это призыв к активной гражданской позиции‚ к неравнодушию и ответственности за свою страну.​ Сказка напоминает‚ что перемены к лучшему возможны только тогда‚ когда и власть‚ и народ будут действовать сообща‚ руководствуясь не личными амбициями‚ а общим благом.​

Коротко о главных персонажах

В «Медведе на воеводстве» Салтыков-Щедрин использует образы животных‚ чтобы аллегорически изобразить пороки и проблемы человеческого общества.​ Каждый персонаж‚ несмотря на свою сказочность‚ воплощает определенный тип людей и их поведение в системе власти.​

Топтыгин Первый

Первый медведь-воевода‚ олицетворяющий собой грубую силу и неразумное правление.​ Одержимый идеей войти в историю как великий завоеватель‚ Топтыгин Первый жаждет кровопролития и мечтает о громких победах. Он не утруждает себя изучением ситуации‚ не пытается понять нужды и чаяния народа‚ которым должен управлять.​ Единственный способ правления‚ который он знает – это насилие и устрашение.​

Его правление оказывается коротким и бесславным.​ Вместо того чтобы заняться делами‚ Топтыгин Первый устраивает пир‚ напивается до бесчувствия и становится легкой добычей для простого мужика. В образе Топтыгина Первого Салтыков-Щедрин высмеивает правителей‚ которые стремятся к власти ради собственной славы и не заботятся о благе народа.​

Топтыгин Второй

Второй медведь-воевода – полная противоположность первому.​ Он хитер‚ изворотлив и прекрасно понимает‚ что грубая сила не всегда приводит к успеху. Топтыгин Второй предпочитает действовать осторожно‚ лавируя между интересами «верхов» (Льва) и «низов» (народа). Он пишет льстивые отчеты‚ преувеличивая свои заслуги‚ и раздает пустые обещания‚ стараясь угодить всем и сразу.​

Однако‚ за показной лояльностью и показной заботой о народе скрывается та же самая жажда власти и корысть.​ Топтыгин Второй не желает рисковать собой ради общего блага и предпочитает оставаться в стороне от любых конфликтов.​ Его правление – это политика «невмешательства»‚ которая приводит к застою и разложению.​ В итоге‚ Топтыгин Второй становится жертвой собственной трусости‚ угодив в ловушку‚ устроенную хитрой лисой.​

Топтыгин Третий

Третий медведь-воевода‚ пожалуй‚ самый интересный персонаж сказки.​ В отличие от своих предшественников‚ он обладает умом‚ рассудительностью и понимает‚ что управлять – это не значит применять грубую силу или хитрить; Топтыгин Третий осознает‚ что лес – это сложная система‚ которая живет по своим законам‚ и вмешательство в нее может привести к непредсказуемым последствиям.​

Наученный горьким опытом Топтыгиных Первого и Второго‚ он выбирает тактику полного бездействия.​ «Не высовываться – вот главный принцип мудрого правителя»‚ – решает он и замыкается в своей берлоге.​ На первый взгляд‚ такая позиция кажется абсурдной.​ Однако‚ именно Топтыгин Третий получает одобрение Льва‚ который видит в нем идеального исполнителя своей воли.

Лев

Символ верховной власти‚ образ царя‚ самодержавия.​ Лев далек от народа‚ его заботят только собственные интересы‚ а не благополучие подданных.​ Он не способен отличить хорошего правителя от плохого‚ хвалит за бездействие‚ поощряя тем самым произвол и несправедливость.​

Народ

В сказке представлен собирательным образом лесных жителей.​ Они безропотны‚ покорны и пассивны.​ Страдая от произвола властей‚ они не пытаются изменить свою жизнь к лучшему.​ Салтыков-Щедрин подчеркивает‚ что и народ несет ответственность за происходящее в стране.​

«Медведь на воеводстве» – это не просто сказка о животных‚ это зеркало‚ в котором отражаются вечные проблемы общества⁚ власть и народ‚ произвол и покорность‚ активная позиция и пассивное бездействие.​ Именно в этом заключается непреходящая актуальность произведения Салтыкова-Щедрина.​

Краткий вывод

«Медведь на воеводстве» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина – это не просто сказка‚ а острая сатира‚ метко бьющая по порокам российской действительности второй половины XIX века.​ Под масками зверей автор вывел типы правителей и народных масс‚ обнажив неприглядную картину российской жизни.​

Три медведя-воеводы‚ сменяющие друг друга‚ — это аллегорические образы разных подходов к управлению.​ Топтыгин Первый‚ одержимый жаждой славы и кровопролития‚ олицетворяет собой грубую силу и безрассудство.​ Топтыгин Второй‚ хитрый и изворотливый‚ — это образ чиновничьего аппарата‚ заботящегося лишь о собственной выгоде. И‚ наконец‚ Топтыгин Третий‚ выбравший тактику полного бездействия‚ — это сатира на апатию и равнодушие власти к нуждам народа.​

Салтыков-Щедрин показывает‚ что все три модели правления – и грубая сила‚ и хитрость‚ и бездействие – одинаково губительны.​ Они не решают проблем‚ а лишь усугубляют их‚ приводя к застою‚ несправедливости и страданиям простых людей.​

Но «Медведь на воеводстве» – это не только критика власти. Салтыков-Щедрин обращает свой сатирический дар и на народ‚ который безропотно сносит произвол и несправедливость. Лесные жители в сказке – это образ пассивного‚ забитого мужика‚ не способного постоять за себя и изменить свою жизнь к лучшему.​

Автор мастерски использует гротеск‚ иронию и сарказм‚ чтобы донести до читателя свою главную мысль⁚ Россия нуждается в разумном‚ справедливом и ответственном правлении‚ а также в гражданской активности народа. Только тогда страна сможет преодолеть свои проблемы и занять достойное место в мире.​

Несмотря на то‚ что сказка была написана более ста лет назад‚ она не теряет своей актуальности и в наши дни.​ Ведь и сегодня мы сталкиваемся с теми же проблемами⁚ коррупцией‚ произволом чиновников‚ равнодушием власти к нуждам простых людей.​ Именно поэтому «Медведь на воеводстве» – это не просто памятник русской литературы‚ а произведение‚ которое заставляет задуматься о настоящем и будущем нашей страны.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Алексей Кузнецов

    Сказка заставляет задуматься о том, каким должен быть настоящий правитель. И, к сожалению, примеры Топтыгиных показывают, что далеко не всегда у власти оказываются мудрые и дальновидные лидеры.

  2. Ольга Петрова

    Интересный анализ сказки! Особенно впечатлила аллегория с тремя типами правителей: агрессивный, угождающий и бездействующий. К сожалению, история часто повторяется…

  3. Екатерина Смирнова

    Грустно, что даже спустя столько лет проблемы, поднятые в сказке, остаются актуальными. Бездумная жестокость, желание угодить «верхушке» — эти пороки, увы, неискоренимы.

  4. Иван Иванов

    Классика русской сатиры! Щедрин гениально высмеивает пороки власти через образы медведей-воевод. Поучительно и актуально даже спустя столетия.

  5. Дмитрий Сидоров

    Замечательный пример того, как сатира может быть острой и смешной одновременно. Салтыков-Щедрин мастерски использует язык и образы, чтобы донести свою мысль.