Мертвые души: Анализ бессмертной поэмы Гоголя

Мертвые души: Анализ бессмертной поэмы Гоголя Краткие пересказы

Название поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» имеет двойной смысл. Прежде всего, оно относится к крепостным крестьянам, которых Чичиков скупает у помещиков.​ Эти крестьяне уже умерли, но по документам все еще числятся живыми.​

Однако, Гоголь вкладывает в название и более глубокий смысл.​ «Мертвыми душами» он называет и самих помещиков, и чиновников, которые погрязли в бездуховности, жадности и невежестве.

Действие поэмы происходит в России, в первой половине XIX века.​ Гоголь не называет конкретного места действия, обозначая его как город NN.​ Это обобщенный образ провинциального города, который олицетворяет собой всю Россию того времени.

Павел Чичиков и его афера⁚

В центре повествования поэмы «Мертвые души» находится Павел Иванович Чичиков – отставной коллежский советник, хитрый и предприимчивый аферист.​ Цель его жизни – разбогатеть любой ценой, и для этого он готов на самые изощренные махинации.

Идея Чичикова основана на лазейке в законах того времени.​ В Российской Империи ревизские души (крепостные крестьяне) считались собственностью помещиков до следующей ревизии (переписи населения).​ Если крестьянин умирал, помещик все равно должен был платить за него подати, как за живого, до проведения новой ревизии.​

Чичиков решает воспользоваться этой ситуацией.​ Он приезжает в губернский город NN и начинает скупать у помещиков «мертвые души» ‒ умерших крестьян, которые по документам все еще числятся живыми.​ Его план состоит в том, чтобы провернуть аферу с залогом этих душ. Чичиков собирается предоставить купчие на «мертвые души» в Опекунский совет и получить под их залог крупную сумму денег, после чего скрыться в неизвестном направлении.​

Для осуществления своего плана Чичикову необходимо втереться в доверие к местному обществу.​ Он умело использует лесть, обходительность и показную добропорядочность, чтобы произвести впечатление на чиновников и помещиков.​ Чичиков с легкостью меняет маски, подстраиваясь под каждого собеседника, искусно манипулируя людьми ради достижения своей цели.

Поначалу афера Чичикова развивается успешно. Он объезжает помещиков, уговаривая их продать ему «мертвые души» по бросовым ценам.​ Каждый помещик, с которым встречается Чичиков, олицетворяет собой определенный тип человеческих пороков⁚ Манилов – пустой мечтатель, Коробочка – боязливая и скупая старуха, Собакевич – грубый и жадный делец, Плюшкин – опустившийся скряга.​

Однако, постепенно хитросплетения плана Чичикова начинают раскрываться.​ Слухи о странных сделках распространяются по городу, вызывая подозрения и сплетни. Неосторожные слова Ноздрева, а затем и приезд Коробочки в город приводят к тому, что афера Чичикова становится всем известна.​

Галерея помещиков⁚

Одной из самых ярких черт поэмы «Мертвые души» является галерея помещиков, с которыми встречается Чичиков во время своего путешествия.​ Каждый из этих персонажей представляет собой сатирический тип, воплощающий определенные пороки и недостатки российского общества того времени.

Манилов – первый помещик, которого посещает Чичиков.​ Он – сентиментальный мечтатель, оторванный от реальности.​ Манилов постоянно витает в облаках, строит грандиозные, но абсолютно нереальные планы.​ Он легко соглашается отдать Чичикову «мертвые души», не видя в этой сделке никакой выгоды для себя.​

Коробочка – вдова, типичная представительница мелкопоместного дворянства.​ Она отличается крайней скупостью, недоверчивостью и ограниченностью. Коробочка боится продешевить, продав Чичикову «мертвые души», и торгуется с ним до последнего.​

Ноздрев – азартный игрок, кутила и балагур.​ Он обладает неуемной энергией и склонностью к авантюрам. Ноздрев – персонаж противоречивый⁚ он может быть как широкой души человеком, так и злобным и мстительным.​ Именно Ноздрев становится одной из причин провала аферы Чичикова.​

Собакевич – крепкий хозяйственник, грубый и прямолинейный.​ Он ценит в людях практичность и предприимчивость.​ Собакевич не стесняется торговаться с Чичиковым, назначая за «мертвые души» завышенную цену.

Плюшкин – последний помещик, которого посещает Чичиков, – воплощение скупости и закоренелости.​ Он довел себя до крайнего убожества, живя в грязи и нищете. Плюшкин собирает все, что попадает ему на глаза, не разбирая, нужно ему это или нет.​

Галерея помещиков в «Мертвых душах» – это не просто набор отдельных персонажей, а целостная картина нравственного упадка российского дворянства.​ Гоголь показывает, что помещики, когда-то бывшие опорой государства, превратились в праздных и бездуховных людей, не способных ни к чему, кроме накопления богатства и удовлетворения своих низменных потребностей.

Разоблачение и бегство Чичикова⁚

Долгое время афера Чичикова проходит успешно, но постепенно в городе начинают расползаться слухи о странных сделках приезжего господина. Подозрения возникают у многих, но поначалу никто не решается открыто высказать их.​ Чичиков, благодаря своему умению втираться в доверие, все еще пользуется репутацией респектабельного и состоятельного человека.

Переломным моментом становится случайная встреча Чичикова с Ноздревым на ярмарке.​ Ноздрев, будучи в состоянии алкогольного опьянения, начинает рассказывать всем подряд о том, как Чичиков скупает у него «мертвые души». Хотя многие не воспринимают слова Ноздрева всерьез, слухи о махинациях Чичикова достигают ушей чиновников.

С этого момента ситуация начинает стремительно выходить из-под контроля Чичикова. В город приезжает Коробочка, которая рассказывает своей знакомой о том, как продала Чичикову «мертвые души».​ Информация распространяется с невероятной быстротой, вызывая всеобщий переполох.​

Чиновники, опасаясь наказания за соучастие в афере, начинают паниковать.​ Они обвиняют друг друга в халатности и коррупции. Город охватывает атмосфера подозрительности и страха.​

Чичиков, осознав всю серьезность своего положения, пытается скрыться из города. Однако, он заболевает и вынужден некоторое время провести в гостинице.​ В это время слухи о его проделках достигают апогея.​ По городу распространяются самые невероятные истории о том, кто такой Чичиков на самом деле.​

Когда Чичиков наконец поправляется и пытается покинуть город, он обнаруживает, что его везде ожидают. Чиновники избегают встреч с ним, а жители города смотрят на него с подозрением и неприязнью.​ Чичиков вынужден бежать из NN, бросив все свои дела и надежды на обогащение.​

Смысл финала и нереализованные замыслы Гоголя

Финал поэмы «Мертвые души» остается открытым, оставляя читателя наедине с размышлениями о судьбе Чичикова и будущем России.​ Бегство главного героя – не просто следствие провала его аферы, но и символ невозможности существования в обществе, где царят подобные нравы.​

Несмотря на комичность ситуации, финал поэмы пронизан горечью и разочарованием.​ Гоголь показывает, что порок и бездуховность проникли во все слои общества, и нет никаких гарантий, что ситуация изменится к лучшему.​

Важно отметить, что Гоголь планировал написать три тома «Мертвых душ», по аналогии с «Божественной комедией» Данте.​ Первый том, изображающий «ад» современной России, был завершен и опубликован.​ Во втором томе автор хотел показать «чистилище» – путь духовного преображения героев.​ Третий том должен был стать «раем» – утопическим описанием идеального общества.​

К сожалению, второй том был уничтожен самим Гоголем, а третий так и не был написан.​ Существует множество версий, почему автор принял такое решение. Возможно, он разочаровался в своих героях и не видел для них пути искупления.​ А может быть, он понял, что утопия недостижима в реальных условиях современной ему России.​

Тем не менее, даже в незавершенном виде «Мертвые души» производят на читателя глубокое впечатление.​ Это произведение – не просто сатира на пороки общества, но и философское размышление о судьбе России, о природе человеческой души, о вечных ценностях.​

Финал поэмы, хоть и не дает ответов на все вопросы, заставляет задуматься о том, что каждый человек способен изменить себя и мир вокруг себя.​ Именно в этой мысли, возможно, и заключается главный смысл «Мертвых душ».​

Коротко о главных персонажах

В «Мертвых душах» Гоголь создает яркую галерею образов, каждый из которых несет в себе определенный смысл и отражает реалии того времени. Давайте познакомимся с некоторыми из них⁚

Павел Иванович Чичиков

Главный герой поэмы, бывший коллежский советник, а ныне предприимчивый аферист.​ Хитер, изворотлив, обладает невероятной способностью к приспособленчеству.​ Умеет находить общий язык с любым человеком и производить благоприятное впечатление.​ Целью жизни Чичикова являются богатство и высокое положение в обществе, ради достижения которых он готов пойти на все.​

Образ Чичикова неоднозначен.​ С одной стороны, он предстает перед нами как ловкий мошенник, без зазрения совести обманывающий людей.​ С другой стороны, Гоголь показывает его как продукт своего времени, систему, порождающую подобных героев.​

Манилов

Помещик, первый из тех, к кому обращается Чичиков со своим предложением. Манилов – мечтатель, оторванный от реальности и живущий в мире своих иллюзий.​ Он добр и сентиментален, но при этом совершенно непрактичен и бесполезен.​ Манилов является карикатурным изображением благородного помещика-романтика.​

Коробочка

Пожилая помещица, вдова.​ Главными чертами ее характера являются скупость, недоверчивость и ограниченность.​ Коробочка боится продешевить, продав Чичикову «мертвые души», и долго торгуется с ним. Она является типичным представителем мелкопоместного дворянства, живущего по старинке и не принимающего никаких перемен.​

Ноздрев

Помещик, азартный игрок, кутила и балагур.​ Ноздрев – человек чрезмерной энергии, не знающей удержу.​ Он лжив, хвастлив и непостоянен в своих желаниях.​ Ноздрев является ярким представителем типа «поверхностного человека», живущего одним днем и не задумывающегося о последствиях своих поступков.​

Собакевич

Помещик, крепкий хозяйственник, грубый и прямолинейный.​ Собакевич практичен, расчетлив и не склонен к сентиментальности. Он видит в людях только то, что может принести ему выгоду.​ Собакевич – это образ помещика-кулака, грубого и необразованного, но при этом не лишенного житейской хватки.

Плюшкин

Помещик, доведенный скупостью до крайности.​ Плюшкин живет в убожестве, окруженный горами ненужного хлама.​ Он потерял всякий интерес к жизни и превратился в живой труп.​ Плюшкин – это символ духовной смерти, к которой приводит жажда накопительства.​

Каждый из этих персонажей – не просто отдельный образ, а часть общей картины, созданной Гоголем. Вместе они составляют галерею «мертвых душ», отражающую нравственное состояние российского общества XIX века.​

Краткий вывод

«Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя – это не просто авантюрный роман, это глубокое и многогранное произведение, обличающее пороки российского общества XIX века.​ Под маской сатиры и юмора скрывается горькая правда о бездуховности, жадности и невежестве, царящих в разных слоях общества.​

Путешествие Чичикова с целью скупки «мертвых душ» становится своеобразным путешествием по человеческим порокам.​ Каждый помещик, с которым он встречается, олицетворяет собой определенный тип, характерный для России того времени. Манилов – пустой мечтатель, Коробочка – мелочная скряга, Ноздрев – безответственный кутила, Собакевич – грубый делец, Плюшкин – опустившийся скряга.​ Все они – «мертвые души», люди, утратившие нравственные ориентиры и превратившиеся в карикатуры на самих себя.​

Гоголь не щадит никого⁚ ни помещиков, ни чиновников, ни простого народа. Он показывает, что порок проник во все слои общества, и нет никакой надежды на то, что ситуация изменится к лучшему сама собой.​ Однако, за резкой критикой скрывается и глубокая любовь автора к России, вера в то, что в ней еще сохранились живые души, способные на духовное возрождение.​

Несмотря на то, что Гоголь не успел реализовать свой замысел полностью и написать все три тома поэмы, «Мертвые души» остаются одним из самых значимых произведений русской литературы.​ Это книга, которая не теряет своей актуальности и в наши дни, заставляя задуматься о вечных вопросах бытия⁚ о смысле жизни, о нравственном выборе, о судьбе человека и его места в мире.​

Финал поэмы, открытый и неоднозначный, оставляет надежду на то, что Россия все же сможет найти свой путь, очиститься от скверны и порока.​ Но для этого каждому человеку необходимо заглянуть в собственную душу и честно ответить на вопрос⁚ жив он или мертв?​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Сергей Попов

    Книга, которую нужно перечитывать в разные периоды жизни. Каждый раз открываешь для себя что-то новое, глубже понимаешь характеры героев и замысел автора.

  2. Дмитрий Кузнецов

    Непростое произведение, но оно заставляет задуматься о важных вещах: о смысле жизни, о морали, о душе. Гоголь — мастер слова, его язык — настоящее искусство.

  3. Ольга Иванова

    Читала «Мертвые души» еще в школе, но перечитывая сейчас, открыла для себя много нового. Насколько же точно Гоголь подметил суть человеческой натуры!

  4. Игорь Новиков

    Образ Чичикова — один из самых ярких и противоречивых в русской литературе. Он вызывает одновременно и отвращение, и жалость. Гениально!

  5. Елена Васильева

    Произведение, которое заставляет задуматься о России, о ее прошлом, настоящем и будущем. «Мертвые души» актуальны и сегодня, как и много лет назад.

  6. Алексей Петров

    Потрясающая глубина мысли и сатира! Образы помещиков, чиновников, да и самого Чичикова, настолько яркие и запоминающиеся, что кажется, будто знаешь их лично.

  7. Екатерина Смирнова

    Классика русской литературы, которая не теряет своей актуальности и по сей день! Гоголь гениально изобразил пороки общества, которые, к сожалению, встречаются и в наше время.

  8. Анна Сидорова

    Впечатляет масштабность замысла Гоголя! «Мертвые души» — это не просто история о мошеннике, это картина целой эпохи, отражение России XIX века.

  9. Мария Лебедева

    Несмотря на трагичность темы, в «Мертвых душах» много юмора и сатиры. Гоголь мастерски высмеивает пороки общества, заставляя читателя смеяться сквозь слезы.