Глава 1․ Прибытие Чичикова в город NN
В ворота невзрачной гостиницы провинциального городка NN въехала рессорная бричка, из которой вышел господин средних лет и приятной наружности – Павел Иванович Чичиков․ Вместе с ним прибыли его слуги – кучер Селифан и лакей Петрушка․ Чичиков сразу же начал расспрашивать трактирного слугу о местных помещиках, о состоянии города и о влиятельных чиновниках․
Глава 2․ Встречи с помещиками и покупка мертвых душ
Вскоре после прибытия Чичиков начинает серию визитов к местным помещикам․ Первым он посещает Манилова – человека пустого и сентиментального․ Манилов, польщенный просьбой Чичикова продать ему «мертвые души» (умерших крестьян, все еще числящихся по документам), с радостью отдает их бесплатно, не вникая в суть сделки․
Следующей на пути Чичикова оказывается Коробочка – старуха-помещица, скупая и недалекая․ Она с большим трудом соглашается продать «мертвые души», опасаясь продешевить и принимая предложение Чичикова за попытку обмана․
Встреча с Ноздревым, помещиком-кутилой и картёжником, оборачивается скандалом․ Ноздрёв, склонный к аферам и проигрышам, сначала пытается втянуть Чичикова в сомнительные сделки, а затем, разозлившись на отказ, чуть не поднимает на ноги всю округу, обвиняя Чичикова в мошенничестве․
Чичикову с трудом удаётся вырваться из лап Ноздрёва и продолжить свой путь․ Он посещает Собакевича – помещика крепкого, хозяйственного и скупого․ Собакевич, видя в предложении Чичикова возможность наживы, торгуется за каждую «мертвую душу» и в итоге продает их по высокой цене․
Последней помещицей, у которой Чичиков приобретает «мертвые души», становится Плюшкина – старик-скряга, доведший свое имение до полного разорения․ Плюшкин, одержимый накопительством, с радостью избавляется от «лишних» крестьян, видя в этом избавление от ненужных расходов․
Таким образом, за короткий срок Чичикову удаётся скупить у разных помещиков более четырехсот «мертвых душ»․ Он готовится к завершению своей аферы – оформлению купчих крепостей и получению ссуды под залог несуществующих крестьян․
Глава 3․ Разоблачение Чичикова и бегство из города
Торжествующий Чичиков, собрав все необходимые документы, готовится к отъезду из города․ Он уже предвкушает успех своей аферы, как вдруг все рушится․ На балу у губернатора появляется Ноздрёв, разбалтывая всем присутствующим о странных покупках Чичикова․ Слухи о «мертвых душах» стремительно распространяются по городу, вызывая переполох и порождая самые невероятные домыслы;
Чичиков, застигнутый врасплох, оказывается в центре скандала․ Чиновники, боясь быть замешанными в сомнительной истории, начинают расследование․ В городе царит атмосфера подозрительности и страха․
Понимая, что ему грозит разоблачение и наказание, Чичиков спешно покидает город NN․ Он приказывает Селифану гнать лошадей во весь опор, оставляя позади недоумевающих жителей и набирающий обороты скандал;
Бегство Чичикова становится символом крушения его планов и краха его аферы․ Он вынужден начинать все сначала, скрываясь от правосудия и общественного порицания․
История создания поэмы «Мертвые души»
Замысел поэмы «Мертвые души» возник у Гоголя в начале 1830-х годов․ Под впечатлением от пушкинских «Бориса Годунова» и «Евгения Онегина», писатель задумал создать масштабное произведение, отражающее пороки и проблемы современного ему российского общества․
Идею сюжета, связанного с аферой по скупке «мертвых душ», Гоголю подсказал Александр Сергеевич Пушкин․ Писатель, увлеченный этой идеей, приступил к работе над поэмой в 1835 году․
Гоголь работал над «Мертвыми душами» с большим энтузиазмом и усердием․ Он тщательно прорабатывал характеры персонажей, стремясь создать сатирически точные образы помещиков, чиновников и других представителей российской действительности․
Первый том поэмы был завершен в 1841 году и опубликован в 1842 году․ Произведение вызвало большой резонанс в обществе․ Одни критики восторженно приняли поэму٫ видя в ней гениальное сатирическое полотно٫ разоблачающее пороки России․ Другие обвиняли Гоголя в клевете и искажении действительности․
Несмотря на неоднозначную реакцию, «Мертвые души» стали одним из ключевых произведений русской литературы XIX века․ Поэма оказала огромное влияние на развитие русской литературы и общественной мысли․
Анализ произведения⁚ смысл названия и образ России
Название поэмы «Мертвые души» многозначно и символично․ На поверхностном уровне оно отсылает к афере Чичикова, скупающего документы на умерших крестьян․ «Мертвые души» — это крепостные крестьяне, которых уже нет в живых, но которые по документам все еще числятся за помещиками․
Однако Гоголь вкладывает в название и более глубокий смысл․ «Мертвые души», это метафора духовного омертвения российского общества․ Помещики, чиновники, сам Чичиков — все они предстают в поэме как люди бездуховные, лишенные нравственных ориентиров, погрязшие в пороках и невежестве․
Образ России в поэме сложен и противоречив․ С одной стороны, Гоголь показывает красоту русской природы, широту русской души, способность к состраданию и самопожертвованию․ С другой стороны, он беспощадно критикует крепостничество, взяточничество, казнокрадство, духовную нищету и застой российского общества․
Писатель не идеализирует Россию, но и не отказывает ей в надежде на возрождение․ Он верит, что Россия способна преодолеть свои пороки и найти путь к духовному обновлению․
В этом контексте образ Чичикова приобретает особое значение․ Он — своеобразный «антигерой», олицетворяющий собой предприимчивость, но лишенной нравственных устоев․ Его афера с «мертвыми душами» становится символом беспринципности и лживости, пронизывающей все слои российского общества․
Коротко о главных персонажах
Павел Иванович Чичиков – главный герой поэмы, коллежский советник, аферист․ Он обаятелен и умеет производить хорошее впечатление, но за его приятной внешностью скрывается расчетливый и беспринципный ум․ Цель Чичикова – разбогатеть любой ценой․ Для этого он и затевает свою аферу с покупкой «мертвых душ»․
Манилов – помещик, первый из тех, у кого Чичиков приобретает «мертвые души»․ Сентиментальный мечтатель, оторванный от реальности, он совершенно не занимается своим хозяйством․ Манилов – пустой и никчемный человек, живущий в мире иллюзий․
Коробочка – пожилая помещица, скуповатая и недалекая․ Она с трудом расстается со своими «мертвыми душами», боясь продешевить․ Коробочка олицетворяет собой косность и невежество поместного дворянства․
Ноздрёв – помещик-кутила, картёжник и лгун․ Он – яркий представитель того типа людей, которых называют «моты» и «забулдыги»․ Ноздрёв – человек импульсивный, безответственный и склонный к аферам․
Собакевич – помещик, отличающийся грубостью, скупостью и хозяйственностью․ Он – антипод Манилова, человек практичный и расчётливый․ Собакевич видит в Чичикове такого же дельца, как и он сам, поэтому торгуется с ним за каждую «мертвую душу»․
Плюшкин – помещик-скряга, доведший свое имение до полного разорения․ Он одержим накопительством и боится потратить лишнюю копейку․ Плюшкин – гротескный образ деградации и духовной смерти человека, поглощенного страстью к на hoarding․
Помимо этих персонажей, в поэме действуют и другие яркие и запоминающиеся герои⁚ городские чиновники, помещики, крестьяне․ Каждый из них представляет собой определенный тип характера, отражающий пороки и недостатки российского общества того времени․
Гоголь создает сатирические и гротескные образы, чтобы подчеркнуть типичность и распространенность пороков, которые он высмеивает․ Персонажи поэмы , это не просто отдельные личности, а собирательные образы, олицетворяющие собой различные стороны российской действительности․
Краткий вывод
«Мертвые души» – это не просто история о мошеннике Чичикове, скупающем «мертвые души»․ Это глубокое и многоплановое произведение, в котором Гоголь с беспощадной сатирой изображает пороки российского общества первой половины XIX века․
Путешествие Чичикова по России становится своеобразным путешествием по человеческим порокам․ С каждым новым помещиком, с каждой встречей перед читателем раскрывается бездуховность, невежество, жадность и лицемерие, пронизывающие все слои общества․
Гоголь не жалеет красок, изображая уродливые стороны русской действительности․ Он высмеивает крепостничество, взяточничество, казнокрадство, духовную нищету и застой российского общества․ Однако за сатирой и гротеском скрывается боль писателя за судьбу России․
Образ Чичикова – это образ человека без корней, без идеалов, движимого только жаждой наживы․ Он олицетворяет собой предприимчивость, но лишенной нравственных принципов․ Его афера с «мертвыми душами» – это символ беспринципности и лживости, пронизывающих все сферы жизни․
Несмотря на всю мрачность и безысходность, которые пронизывают поэму, Гоголь верит в возможность нравственного возрождения России․ Он верит в то, что в глубине души русского человека живут доброта, сострадание и стремление к справедливости․
«Мертвые души» — это произведение, которое не теряет своей актуальности и в наши дни․ Оно заставляет задуматься о вечных вопросах⁚ о смысле жизни, о нравственном выборе, о судьбе России․
Классика русской литературы! Гоголь гениально изобразил характеры помещиков и атмосферу провинциальной жизни.
Чичиков — настоящий «герой нашего времени». Хитер, изворотлив, готов на все ради своей цели.
Интересно было узнать о такой необычной афере с «мертвыми душами». Чичиков — хитрый и предприимчивый малый!
Книга оставляет сильное впечатление. Заставляет задуматься о том, что движет людьми, к чему они стремятся.
Невероятно увлекательный сюжет! С нетерпением жду развязки этой истории с «мертвыми душами».
Немного затянуто, но в целом очень интересное произведение. Образы помещиков до сих пор актуальны.
Гоголь мастерски высмеивает пороки общества: жадность, глупость, лицемерие. Актуально и по сей день.
Потрясающий язык Гоголя! Описание характеров помещиков — просто шедевр. Каждый персонаж — яркий и запоминающийся.
Книга заставляет задуматься о морали, о ценностях, о том, как люди готовы наживаться на чужом горе.