Краткое содержание «Мещанин во дворянстве»
Господин Журден, богатый мещанин, одержим идеей стать дворянином. Он нанимает учителей танцев, музыки, фехтования и философии, чтобы те привили ему аристократические манеры. Журден становится посмешищем для всех, кроме хитрых льстецов, использующих его наивность.
Мечты господина Журдена
Господин Журден, потомок торговцев тканями, сказочно разбогател и теперь наслаждается всеми благами обеспеченной жизни. У него есть просторный дом, любящая жена, преданная служанка и прекрасная дочь. Казалось бы, чего ещё желать? Но тщеславная душа Журдена жаждет большего. Его снедает зависть к знати, к их утонченным манерам и привилегированному положению в обществе. Он мечтает о том, чтобы и его принимали за благородного дворянина, преклонялись перед ним и искали его расположения.
Эта мечта о преображении становится для Журдена навязчивой идеей. Он окружает себя учителями, которые должны обучить его премудростям аристократической жизни⁚ танцам, музыке, фехтованию, философии, даже правильному произношению. Он заказывает у лучших портных роскошные наряды, которые, по его мнению, должны подчеркнуть его мнимое благородство.
Наивный Журден не понимает, что настоящее благородство не в одежде и манерах, а в поступках и душевных качествах. Он становится лёгкой добычей для ловких льстецов и мошенников, готовых польстить его самолюбию ради собственной выгоды. Учителя, видя страстное желание Журдена поскорее стать «своим» в высшем свете, не утруждают себя настоящим обучением, а лишь потакают его невежеству, осыпая сомнительными комплиментами и выманивая огромные гонорары за свои услуги.
Учителя и лжеграф
Стремление господина Журдена к аристократизму привлекает к нему целый сонм предприимчивых личностей, готовых поживиться за счет его наивности и тщеславия. Учителя музыки, танцев, фехтования и философии – каждый из них видит в Журдене не столько ученика, сколько источник легкого заработка.
Они без зазрения совести потакают его невежеству, осыпая фальшивыми комплиментами и расхваливая малейшие успехи. Учитель музыки убеждает Журдена в его выдающихся музыкальных способностях, хотя тот не может отличить арию от уличной песенки. Учитель танцев восхищается грацией и ловкостью Журдена, с трудом переставляющего ноги в нелепом подобии менуэта.
Однако самым искусным манипулятором оказывается вовсе не учитель, а разорившийся аристократ граф Дорант. Обладая шармом и изысканными манерами, он без труда втирается в доверие к Журдену, видя в нем неиссякаемый источник денег для удовлетворения своих расточительных прихотей. Дорант ловко использует желание Журдена войти в высший свет, представляя его своим знакомым как богатого мецената и щедрого покровителя искусств.
Журден, ослепленный мнимой дружбой графа, не замечает обмана и с готовностью оплачивает все его расходы, считая это платой за возможность прикоснуться к миру аристократии. Он даже не подозревает, что становится объектом насмешек и интриг со стороны тех, кому так стремится подражать.
Невежество на показ
Одержимый идеей стать дворянином, господин Журден с усердием, достойным лучшего применения, демонстрирует своё невежество на каждом шагу. Он хвастается перед домашними своими познаниями в музыке и танцах, вызывая у них лишь смех и недоумение. Он пытается изъясняться витиеватыми фразами, заимствованными из любовных романов, чем приводит в ужас свою практичную и здравомыслящую супругу.
В стремлении подражать аристократам, Журден заказывает себе нелепый костюм, который, по уверениям хитрого портного, является последним писком моды при дворе. Он разгуливает в нём по дому, принимая немыслимые позы и воображая себя галантным кавалером.
Нанятые Журденом учителя, пользуясь его простодушием, вместо того, чтобы дать ему хоть какие-то знания, лишь потакают его глупым фантазиям. Они расхваливают его бездарные попытки петь и танцевать, уверяют в его исключительных способностях к наукам, хотя Журден с трудом отличает гласные от согласных.
Чем больше Журден старается казаться тем, кем он не является, тем более комичным и нелепым он выглядит в глазах окружающих. Его попытки блеснуть умом оборачиваются глупыми ошибками, а стремление к изысканным манерам – клоунадой.
Любовные перипетии
В водовороте своих фантазий о благородном происхождении господин Журден, естественно, не забывает и о любви. Его сердце пылает страстью к знатной даме, маркизе Доримене. Ослепленный её красотой и титулом, он не замечает, что маркиза, изрядно потрепавшая свое состояние, видит в нем лишь источник дорогих подарков и развлечений.
Используя свое мнимое влияние в высшем свете, граф Дорант устраивает для Журдена встречу с Дорименой. Не подозревая о том, что является лишь пешкой в чужой игре, Журден пускается во все тяжкие, чтобы покорить сердце неприступной красавицы. Он осыпает ее роскошными подарками, устраивает пышные обеды и спектакли, не скупясь на лесть и комплименты.
Тем временем сердце дочери Журдена, Люсиль, принадлежит вовсе не знатному аристократу, а простому, но благородному юноше по имени Клеонт. Однако Журден, ослепленный мечтой породниться с титулованной особой, категорически против их союза. Он отказывал Клеонту, несмотря на мольбы дочери и доводы своей жены, которая успела оценить достоинства молодого человека.
Так любовные устремления отца и дочери становятся причиной новых комичных ситуаций, в которых Журден в очередной раз демонстрирует свою недалекость и тщеславие.
Шутовской маскарад
Развязка комедии не менее феерична, чем все предыдущие события. Чтобы проучить тщеславного господина Журдена и помочь влюбленным, Клеонт и его слуга Ковьель решают разыграть перед ним настоящий спектакль.
Переодевшись в турецкого пашу, Ковьель является к Журдену с невероятным известием⁚ сын турецкого султана, воспылав страстью к прекрасной Люсиль, желает взять ее в жены. Журден, ослепленный блеском мнимого родства с восточным владыкой, с радостью соглашается на этот брак, несмотря на протесты дочери.
Следует сцена уморительного маскарада⁚ Журден, облаченный в нелепый турецкий наряд, участвует в комической церемонии посвящения в «мамамуши» – выдуманный Ковьелем титул, который Журден принимает за высший знак отличия.
В разгар действа появляется Клеонт, переодетый в сына турецкого султана. Он говорит на тарабарском языке, который Журден принимает за истинный турецкий, и с легкостью получает его согласие на брак с Люсиль.
Этот шутовской маскарад становится кульминацией всех наивных заблуждений господина Журдена.
Коротко о главных персонажах
В комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» перед нами проходит галерея ярких и запоминающихся персонажей, каждый из которых воплощает собой определенный тип человеческого характера.
Господин Журден
Главный герой комедии, богатый мещанин, одержимый манией величия и страстным желанием пробиться в высший свет. Несмотря на свое богатство, он остается невежественным и простодушным простаком, который становится легкой добычей для ловких льстецов и мошенников. Журден жаждет облагородить себя внешне, не прилагая никаких усилий для внутреннего самосовершенствования. Он слепо копирует манеры и привычки аристократов, не понимая их сути и выставляя себя на посмешище.
Госпожа Журден
Жена господина Журдена, полная противоположность своего тщеславного супруга. Это здравомыслящая, практичная и ироничная женщина, которая не разделяет иллюзий мужа и не стесняется высмеивать его нелепые попытки стать дворянином. Госпожа Журден прекрасно понимает, что истинное благородство не в титулах и нарядах, а в поступках и моральных качествах.
Люсиль
Дочь господина Журдена, умная и рассудительная девушка, которая искренне любит простого, но благородного юношу Клеонта. Она не гонится за богатством и титулами, а ценит в людях душевные качества. Люсиль с горечью наблюдает за тем, как отец становится посмешищем в своем стремлении к мнимому величию.
Клеонт
Возлюбленный Люсиль, молодой человек из бедной, но порядочной семьи. Он обладает всеми достоинствами настоящего дворянина⁚ он умен, образован, честен и благороден душой. Клеонт любит Люсиль не за деньги и положение её отца, а за её личные качества.
Граф Дорант
Разорившийся аристократ, ловкий и циничный манипулятор, который использует тщеславие господина Журдена в своих корыстных целях. Он льстит Журдену, называя его своим другом, и выманивает у него деньги под различными предлогами. Дорант также не прочь позабавиться за счет наивного мещанина, подшучивая над ним и вовлекая его в различные нелепые ситуации.
Краткий вывод
Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» – это блестящая сатира на человеческие слабости, в частности, на тщеславие, снобизм и стремление казаться лучше, чем ты есть на самом деле. Под пером мастера жанра даже самые невинные, на первый взгляд, человеческие слабости превращаются в объект остроумной насмешки, которая, тем не менее, не лишена добродушия.
Господин Журден, главный герой комедии, становится живым воплощением человеческой глупости и тщеславия. Он готов на все, чтобы приблизиться к миру аристократии, который он знает лишь по поверхностным наблюдениям и слухам. Журден становится посмешищем в глазах не только благородных господ, но и собственной семьи.
Однако Мольер не просто высмеивает своего героя, но и заставляет зрителя задуматься о том, что истинное благородство не в титулах и деньгах, а в душевных качествах. Настоящими носителями этих качеств в комедии оказываются вовсе не знатные аристократы, а простые люди из народа, такие как Клеонт и Люсиль.
Несмотря на то, что комедия была написана в XVII веке, она не теряет своей актуальности и в наши дни. Ведь и сегодня мы часто встречаем людей, подобных господину Журдену, которые готовы на все ради мнимого престижа и признания в обществе. И сегодня мы должны помнить о том, что истинная ценность человека не в его социальном статусе и материальном достатке, а в его моральном облике.
«Мещанин во дворянстве» – это не только смешная комедия, но и мудрое произведение, которое заставляет нас задуматься о важных жизненных ценностях и о том, какое место мы сами занимаем в этом мире.
Поучительная история о том, что настоящее счастье не в титулах и богатстве, а в простоте и искренности.
Классическая комедия Мольера, высмеивающая человеческие слабости! Журден — отличный пример того, как нелепо выглядит погоня за мнимым престижем.
Прекрасная пьеса! Читается на одном дыхании. Мольер — мастер комедии!
Перечитывала «Мещанина во дворянстве» несколько раз, и каждый раз находила что-то новое. Блестящая сатира!
Несмотря на комичность ситуации, мне немного жаль господина Журдена. Он так отчаянно хочет быть принятым в высшее общество, что не замечает, как становится марионеткой в чужих руках.
Интересно наблюдать за тем, как Журден постепенно теряет связь с реальностью, увлекаясь своей мечтой о дворянстве.
Интересно, а если бы Журден жил в наше время, за чем бы он гнался? За лайками в соцсетях? За дорогими брендами?
Всегда поражалась, насколько точно Мольер подмечал человеческие пороки. Журден, стремясь к дворянству, теряет свою индивидуальность и становится посмешищем.
Журден — собирательный образ глупого богача, который думает, что деньги могут купить всё, даже благородство.