Мильон терзаний Чацкого: анализ комедии «Горе от ума» Гончаровым

Мильон терзаний Чацкого:  анализ комедии "Горе от ума" Гончаровым Краткие пересказы

Краткий пересказ «Гончаров ー Мильон терзаний»

В своей статье Гончаров анализирует «Горе от ума», сравнивая Чацкого с Онегиным и Печориным․ Он выделяет актуальность комедии, «живость» героев и языка․ Гончаров разбирает характеры Чацкого и Софьи, конфликт поколений и неудачи героя, называя его «победителем, но жертвой»․

Иван Александрович Гончаров начинает свой критический этюд «Мильон терзаний» с утверждения о непреходящей актуальности комедии Грибоедова «Горе от ума»․ Он сравнивает ее с творениями Пушкина, отмечая, что, несмотря на гениальность последнего, герои его произведений постепенно отходят в прошлое, в то время как пьеса Грибоедова, написанная ранее, сохраняет свою свежесть и злободневность․ Гончаров подчеркивает, что «Горе от ума» разобрали на цитаты, но она выдержала и это испытание временем․ Автор статьи видит причину неувядаемой популярности комедии в ее реалистичности и точности изображения характеров⁚ «В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва»․ Гончаров убежден, что пока в обществе будут цениться чинопочитание, сплетни, безделье и низкопоклонство, характеры Фамусовых и Молчалиных будут актуальны, а значит, и комедия Грибоедова не утратит своей актуальности․

Образ Чацкого⁚ ум, идеи, конфликт с фамусовским обществом

Гончаров уделяет особое внимание образу Чацкого, называя его «главной ролью» комедии․ Он подчеркивает, что «горе» Чацкого проистекает из его острого ума, который не позволяет ему мириться с лицемерием и косностью фамусовского общества․ В отличие от пассивных Онегина и Печорина, Чацкий — деятельная натура, стремящаяся к службе на благо отечества, но не приемлющая рабского угождения⁚ «Служить бы рад, прислуживатся тошно»․ Его монологи, это страстные речи в защиту просвещения, свободы мысли и человеческого достоинства․ Он осуждает слепое преклонение перед иностранщиной, карьеризм, взяточничество — все то, что составляет основу фамусовской Москвы․ Конфликт Чацкого с «веком минувшим» неизбежен, он бросает вызов всему обществу, становясь «передовым воином», обреченным на непонимание и одиночество․

Любовная интрига⁚ Софья, Молчалин, Чацкий

Любовная интрига в комедии не менее важна, чем общественный конфликт․ Гончаров подробно анализирует «треугольник» Софья ⸺ Молчалин ⸺ Чацкий․ Он отмечает, что Софья, наделенная «живым умом», в то же время поражена «умственной и нравственной слепотой», выбирая в возлюбленные лицемерного и трусливого Молчалина․ Гончаров видит в ее чувстве к Молчалину нечто искреннее, сравнивая ее с пушкинской Татьяной, но «московский отпечаток» накладывает свой отпечаток на ее выбор․ Софье льстит возможность возвысить «бедное создание» до себя, сделать его своим творением и властвовать над ним․ Чацкий же, несмотря на пылкие чувства к Софье, не может спуститься до угодничества и лести, которые так импонируют ей в Молчалине․ Его искренние порывы разбиваются о холодность и непонимание Софьи․ Развязка любовной драмы становится для Чацкого еще одним ударом, еще одним «терзанием» в череде разочарований․

«Мильон терзаний» Чацкого⁚ одиночество, непонимание, крах надежд

Название статьи Гончарова точно отражает душевное состояние Чацкого к финалу комедии․ Он оказывается в глубокой изоляции⁚ фамусовское общество объявляет его сумасшедшим, Софья отвергает его любовь, предпочитая лицемерного Молчалина․ Все идеалы Чацкого – служение отечеству, честность, свободомыслие, искренность в любви – оказываются попраны в мире, где правят чин, деньги и лицемерие․ «Мильон терзаний» ー это не только провал надежд Чацкого на личное счастье, но и горькое осознание невозможности изменить окостеневшее в своей косности общество․ Он опередил свое время, став «застрельщиком», посеявшим семена новых идей, которые дадут всходы лишь в будущем․ Именно в этом трагическом одиночестве, в этом «терновом венце» непонимания и кроется величие образа Чацкого, созданного Грибоедовым․

Значение комедии и образа Чацкого для русской литературы

Гончаров в своей статье подчёркивает огромное значение комедии «Горе от ума» и образа Чацкого для русской литературы․ Он называет Чацкого «передовым воином», чьи идеи, хоть и кажутся утопичными для современников, найдут отклик в будущем․ Чацкий стал первым в галерее образов «лишних людей» в русской литературе, героев, опередивших своё время, не нашедших себе места в окружающем мире․ «Горе от ума» стало новаторским произведением, в котором были затронуты острейшие социальные и нравственные проблемы эпохи․ Реализм изображения характеров, живость и меткость языка комедии сделали её одним из вершинных достижений русской драматургии, произведением, не теряющим своей актуальности и в наши дни․ Образ Чацкого продолжает волновать читателей и зрителей, заставляя задуматься над проблемами взаимоотношений личности и общества, свободы и предрассудков․

Коротко о главных персонажах

Александр Андреевич Чацкий

Молодой человек, дворянин, умный, образованный, остроумный․ Несколько лет провел за границей, путешествуя и получая образование․ Вернувшись в Москву, он полон идеалов служения отечеству, стремления к просвещению и свободе․ Он критически относится к нравам фамусовского общества, высмеивает чинопочитание, невежество, преклонение перед всем иностранным․ Влюблен в Софью, но его чувства не находят взаимности․

Софья Павловна Фамусова

Молодая девушка, дочь Павла Афанасьевича Фамусова․ Получила типичное для своего круга домашнее образование, начитана сентиментальными романами․ Обладает живым умом и воображением, но в то же время наивна и неопытна․ Влюблена в Молчалина, видя в нём идеал скромности и послушания․

Алексей Степанович Молчалин

Секретарь Фамусова, живет в его доме․ Молодой человек незнатного происхождения, карьерист, добивающийся успеха лестью и угодничеством․ Он скрывает свою истинную натуру под маской смирения и безропотности․ Холоден и расчетлив, в отношениях с Софьей руководствуется исключительно личной выгодой․

Павел Афанасьевич Фамусов

Отец Софьи, важный московский барин, высокопоставленный чиновник․ Типичный представитель «века минувшего», он привержен старым порядкам, ценит богатство, знатность, связи․ Страшится всего нового, что может поколебать устои его мира․ Его жизненная философия сводится к поиску выгоды и стремлению угодить вышестоящим․

Краткий вывод

В своем критическом этюде «Мильон терзаний» Иван Александрович Гончаров даёт глубокий анализ комедии «Горе от ума», подчеркивая её непреходящую актуальность․ Он раскрывает трагедию Чацкого, умного, образованного, стремящегося к преобразованиям, но оказавшегося чужим в мире косности и лицемерия․ «Мильон терзаний» Чацкого – это и боль от неразделенной любви, и горечь одиночества, и невозможность достучаться до сердец и умов фамусовской Москвы․

Гончаров подчёркивает новаторство комедии Грибоедова, живость и точность изображения характеров и нравов, делающие её актуальной и в наши дни․ Образ Чацкого стал пророческим, он предвосхитил появление целой плеяды «лишних людей» в русской литературе, чьи идеи опередили своё время, но не нашли отклика у современников․ «Горе от ума» остаётся одним из самых ярких и значимых произведений русской драматургии, заставляя задуматься над проблемами взаимоотношений личности и общества, поиска своего места в жизни и верности своим идеалам․

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Дмитрий

    Сравнение Чацкого с Онегиным и Печориным очень точное. Чацкий — борец, не желающий мириться с пороками общества. Его «миллион терзаний» — это боль за Россию, за ее будущее.

  2. Алексей

    Статья Гончарова — это классика литературной критики. Глубокий анализ, яркий язык, тонкое понимание психологии героев. Рекомендую всем, кто любит русскую литературу!

  3. Сергей

    «Горе от ума» разобрали на цитаты, но пьеса не утратила своей свежести! Гончаров помогает глубже понять гениальность Грибоедова и его бессмертного творения.

  4. Ирина

    Чацкий — сложный и противоречивый персонаж. Он и победитель, и жертва одновременно. Гончаров тонко подмечает трагедию одиночества умного и честного человека в обществе лжи и притворства.

  5. Елена

    Интересный анализ! Гончаров точно подметил актуальность «Горя от ума» во все времена. Пока существуют ханжество, чинопочитание и лицемерие, комедия Грибоедова будет находить отклик в сердцах зрителей.

  6. Ольга

    Гончаров мастерски раскрывает суть конфликта Чацкого и фамусовского общества. Это столкновение прогрессивных идей и косности, живого ума и мертвой рутины.