Краткое содержание рассказа «На ялике»
Рассказ повествует о мальчике Матвее, который в годы Великой Отечественной войны стал перевозчиком на Неве после гибели отца. Он бесстрашно управляет яликом под вражеским обстрелом, демонстрируя мужество и чувство долга.
Встреча с юным перевозчиком
Солнечным июльским утром рассказчик оказывается на берегу Невы, ожидая переправу на другой берег. Он любуется мирной картиной летнего дня, стараясь отогнать мысли о войне, которая гремит совсем близко. Вскоре к берегу подходит большая лодка-ялик, до отказа набитая пассажирами.
Заметив неуклюжие движения перевозчика, с трудом управляющего тяжелыми веслами, рассказчик удивляется⁚ лодочник выглядит слишком юным и слабым для такой непростой работы. Когда ялик подходит ближе, рассказчик с изумлением видит, что перевозчиком оказывается совсем еще мальчик, лет одиннадцати-двенадцати.
Тем временем лодка швартуется, и пассажиры начинают выходить. Рассказчик обращает внимание, что люди относятся к юному перевозчику с уважением, называя его по имени-отчеству⁚ «Матвей Капитоныч». Мальчик собирает плату за проезд, помогает пассажирам сойти на берег, а затем готовится принять новую группу людей, желающих переправиться через Неву.
Обстрел во время переправы
Ялик с рассказчиком и другими пассажирами на борту отчаливает от берега и медленно движется по течению Невы. Мимо проплывают живописные берега, тишина и спокойствие царят вокруг. Достигнув Каменного острова, лодка ненадолго замирает в безмятежной тишине, словно война обходит это место стороной.
Внезапно идиллию нарушает раздавшийся вдали гром. Он нарастает, превращаясь в оглушительную канонаду. Женщины в лодке в страхе начинают креститься и ахать. Рассказчик тоже чувствует, как страх сковывает его сердце.
Юный Матвей, сохраняя спокойствие, бросает⁚ «Это свои, зенитки…». Вскоре в небе появляется вражеский самолет-разведчик. Зенитные орудия, расположенные на Каменном острове, открывают по нему огонь. Снаряды один за другим взрываются в воздухе, вода вокруг ялика вскипает от осколков, словно там резвятся огромные рыбы.
Женщины, сбившись в кучу на дне лодки, пытаются укрыться от летящих с неба осколков. Рассказчик тоже хочет спрятаться, но вид спокойного и сосредоточенного Матвея, продолжающего управлять лодкой под огнем, не позволяет ему поддаться панике.
Разговор с зенитчиками
Ялик благополучно причаливает к берегу, несмотря на продолжающийся обстрел. Матвей, не обращая внимания на грохот взрывов, спокойно привязывает лодку и помогает пассажирам выйти. Пораженный мужеством мальчика, рассказчик пытается заговорить с ним, спрашивает, не страшно ли ему. Но Матвей, словно не придавая значения своей храбрости, отвечает немногословно и уклончиво.
Рассказчик, немного раздосадованный такой реакцией мальчика, отправляется по своим делам – ему нужно попасть на зенитную батарею, расположенную неподалеку.
На батарее рассказчик становится свидетелем военной повседневности⁚ зенитчики сосредоточенно занимаются своим делом, готовые в любой момент отразить нападение врага. Рассказчик делится с ними своим недавним переживанием – рассказывает о том, как попал под обстрел, переправляясь через Неву, и о юном перевозчике, который, казалось, ничуть не боялся опасности.
Выслушав рассказчика, один из зенитчиков замечает⁚ «А ты знаешь, кто у него отец был? Тоже перевозчиком работал… Тут его три недели назад осколком и убило…»
Повторная встреча и разговор с Матвеем
Узнав о том, что Матвей заменил на посту перевозчика своего погибшего отца, рассказчик испытывает глубокое потрясение. Ему становится стыдно за то, что он принял мужество мальчика за равнодушие, а его немногословность – за нежелание общаться.
Рассказчик решает вернуться обратно на том же ялике. Хотя ему предлагают воспользоваться штабной машиной, он отказывается, желая еще раз увидеть мужественного мальчика и поговорить с ним. Дождавшись, когда Матвей закончит перевозить пассажиров, рассказчик садится рядом с ним в лодку.
Во время переправы рассказчик снова спрашивает Матвея, не страшно ли ему работать под обстрелом. На этот раз мальчик отвечает, хотя и немногословно, но очень серьезно⁚ «А чего бояться-то? Хуже не будет… А убьют – так Манька за весла сядет…»
Эти слова поражают рассказчика до глубины души. Он понимает, что Матвей, несмотря на юный возраст, уже познал горечь утраты и взвалил на свои плечи тяжелую ношу ответственности за себя и свою семью.
Сестренка Манька
Ялик причаливает к берегу. Матвей ловко прыгает на мостки и начинает отвязывать лодку. Рассказчик в этот момент замечает маленькую девочку, которая спешит навстречу брату. Это Манька, младшая сестра Матвея. Она, видимо, привыкла встречать брата и помогать ему с работой.
Матвей, увидев сестру, улыбается ей. Он достает из кармана сверток с чем-то вкусным и протягивает Маньке. Девочка берет подарок и, довольная, убегает в сторону дома.
– Иди, иди, — говорит ей брат. – Я еще пару рейсов сделаю, а потом домой приду.
Матвей снова садится в лодку, но на этот раз не берется за весла. Он уступает место сестре. Манька, несмотря на свой юный возраст, очень ловко и умело управляется с тяжелыми веслами. Ялик отчаливает от берега и вскоре скрывается из виду.
Рассказчик еще долго стоит на берегу, глядя вслед удаляющейся лодке. Он думает об этих детях, которые в силу трагических обстоятельств были вынуждены повзрослеть раньше времени. Они не только справились с выпавшими на их долю испытаниями, но и сохранили в своих сердцах доброту, отзывчивость и любовь друг к другу.
Коротко о главных персонажах
В центре повествования ⎼ несколько ярких образов, каждый из которых раскрывает разные грани человеческой души в условиях военного времени;
Матвей
Главный герой рассказа ‒ мальчик лет одиннадцати-двенадцати, принявший на себя ответственность за семью после гибели отца; Матвей – воплощение мужества, выдержки и чувства долга. Он без страха и сомнений выполняет опасную работу, не жалуясь на трудности и не ища сочувствия.
Матвей немногословен, даже суров в своей сдержанности, но за этой внешней непроницаемостью скрывается глубоко переживающая и ответственная душа. Он прекрасно понимает опасность, которой подвергаеться каждый день, но не позволяет страху овладеть собой. Матвей знает, что от него зависят люди, которым нужно переправиться на другой берег, и эта ответственность придает ему сил.
Манька
Младшая сестра Матвея, Манька, также является ярким, хоть и не столь подробно раскрытым персонажем. Несмотря на юный возраст, она уже привыкла к трудностям и опасностям военного времени. Манька всегда готова прийти на помощь брату, она не боится работы и с готовностью берется за весла, как только Матвей освобождается.
Образ Маньки символизирует силу духа и выносливость, присущие многим детям военного времени. Они рано взрослели, брали на себя недетские обязанности, но при этом не теряли способности радоваться жизни и поддерживать друг друга.
Рассказчик
Рассказчик выступает не только как очевидец событий, но и как своеобразный моральный ориентир для читателя. В начале он испытывает страх перед обстрелом, но мужество и спокойствие Матвея заставляют его устыдиться своей слабости. Встреча с юным перевозчиком и его сестрой помогает рассказчику по-новому взглянуть на жизнь и оценить силу духа простых людей в условиях войны.
Краткий вывод
Рассказ Леонида Пантелеева «На ялике» ⎼ это пронзительная история о детях, которым пришлось столкнуться с суровой реальностью войны. Автор показывает, как трагические события повлияли на их жизни, заставив повзрослеть раньше времени и взять на себя непосильную для их возраста ответственность.
Главная мысль произведения заключается в том, что даже в самые тяжелые времена человек способен сохранить в себе лучшие качества⁚ мужество, стойкость, доброту и самопожертвование. Юный Матвей, ставший главой семьи после гибели отца, поражает своей взрослой ответственностью и бесстрашием. Он не позволяет себе расслабиться, ведь от него зависят жизни других людей.
Не менее сильное впечатление производит и образ его младшей сестры Маньки. Она, несмотря на свой возраст, также проявляет недюжинную силу духа, помогая брату и не жалуясь на трудности.
Рассказ «На ялике» ⎼ это гимн мужеству и стойкости простых людей, которые в годы Великой Отечественной войны сохранили в себе лучшие человеческие качества и продолжали жить, любить, верить в победу. Произведение напоминает нам о цене мира и о том, что даже в самых тяжелых испытаниях важно сохранять человечность и сострадание.
История Матвея и Маньки актуальна и в наши дни, когда в мире продолжаются военные конфликты. Она учит нас ценить мир, быть смелыми, отзывчивыми и готовыми прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Невозможно читать без слез. Война глазами ребенка — это всегда страшно и пронзительно.
Матвей Капитоныч — настоящий герой! Его мужество и чувство долга вызывают восхищение.
Очень реалистичное описание обстрела. Кажется, сам переживаешь эти страшные минуты вместе с героями рассказа.
Замечательный рассказ! Важно, чтобы молодое поколение знало о подвигах, совершенных во время Великой Отечественной войны.
Читал не отрываясь. Автор очень точно передал атмосферу военного времени, страх и отвагу, которые жили бок о бок.
Сильное впечатление производит контраст мирной природы и грохота войны. И на этом фоне — маленький Матвей, символ мужества и стойкости.
Какой сильный и трогательный рассказ! Маленький герой, взявший на себя такую ответственность в тяжелое военное время. До мурашек…
Пронзительная история о том, как война меняет судьбы, как дети становятся взрослыми раньше времени. Спасибо автору за этот рассказ!