Николай Исаич Пушкин⁚ Краткий пересказ
Отец будущего поэта, отставной майор, ценил литературу, писал стихи, собирал библиотеку, увлекался театром. Был человеком общительным, остроумным, радушным хозяином, любителем застолий. Мать Александра Сергеевича, Надежда Осиповна, была внучкой Абрама Ганнибала.
Детские годы и семья
Николай Исаич Пушкин, отец будущего гения русской литературы, был потомком старинного, но обедневшего дворянского рода. Несмотря на военную карьеру (служил он в артиллерии и дослужился до чина майора), Николай Исаич был человеком образованным, увлекался литературой, писал эпиграммы и стихотворные послания друзьям, собрал неплохую библиотеку. Он был радушным хозяином, душой компании, любил светские рауты и дружеские застолья, на которых нередко декламировал стихи собственного сочинения.
Мать Александра Сергеевича, Надежда Осиповна Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала, знаменитого «арапа Петра Великого». Надежда Осиповна отличалась строгостью и требовательностью, особенно в воспитании детей. В семье Пушкиных, помимо Александра, родились ещё двое детей⁚ дочь Ольга и сын Лев.
Детство Пушкина прошло в Москве, в доме на Немецкой улице. Атмосфера в семье была пропитана любовью к литературе, искусству, французскому языку (на котором говорили чаще, чем на русском). Большое влияние на маленького Сашу оказала его бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, которая рассказывала внуку сказки и предания старины, прививая любовь к русской культуре и языку. Не меньшую роль в воспитании будущего поэта сыграла няня Арина Родионовна Яковлева – простая крестьянка, ставшая для Пушкина настоящей второй матерью. Именно от неё он услышал множество народных сказок, песен, былин, которые впоследствии нашли отражение в его творчестве.
Лицейские годы и начало творчества
В 1811 году двенадцатилетний Александр Пушкин поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей – привилегированное учебное заведение для мальчиков из дворянских семей. Лицейские годы стали для Пушкина временем становления личности, формирования мировоззрения и начала творческого пути. Именно здесь он нашёл верных друзей, ставших впоследствии известными литераторами и общественными деятелями⁚ Ивана Пущина, Антона Дельвига, Вильгельма Кюхельбекера. Дружба, вольность, дух свободомыслия, царившие в Лицее, оказали огромное влияние на формирование личности поэта.
В лицее Пушкин начал писать стихи, вдохновляясь произведениями французских и русских классиков. Уже в ранних произведениях юноши проявился его незаурядный талант. В 1815 году٫ на экзамене в присутствии Гавриила Державина٫ Пушкин прочёл своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе»٫ которое вызвало восторг у слушателей٫ в т.ч. и у самого Державина. Этот момент стал символическим началом восхождения Пушкина на литературный олимп.
Лицейские годы – это период первых публикаций, первых литературных успехов, первых разочарований и влюбленностей. Стихи Пушкина этого периода проникнуты юношеским задором, жаждой свободы, романтическими мотивами. Он пишет элегии, послания друзьям, эпиграммы, подражая своим литературным кумирам⁚ Вольтеру, Парни, Жуковскому, Батюшкову.
Лицей стал для Пушкина не просто учебным заведением, но настоящей колыбелью таланта, местом, где сформировался его неповторимый стиль, где он обрёл свой голос – голос, который зазвучал на всю Россию.
Взрослая жизнь и литературная деятельность
Окончив лицей в 1817 году, Александр Пушкин вступил в бурную пору взрослой жизни. Он поступает на службу в Коллегию иностранных дел, но канцелярская рутина его тяготит. Молодого поэта влекут столичные литературные кружки, театры, балы, дружеские пирушки. Он окунается в светскую жизнь Петербурга, знакомится с известными писателями, критками, журналистами.
В этот период творчество Пушкина приобретает ярко выраженный политический характер. Он становится членом литературно-политического общества «Зелёная лампа», где собирались будущие декабристы. Пушкин пишет вольнолюбивые стихи, эпиграммы на царя и высокопоставленных чиновников, прославляющие свободу, обличая самодержавие и крепостничество. Эти произведения, распространявшиеся в рукописных списках, быстро приобрели популярность и сделали Пушкина кумиром прогрессивной молодежи.
В 1820 году за вольнодумные стихи и эпиграммы Пушкина отправляют в ссылку на юг России. Ссылка стала для поэта не только временем испытаний٫ но и периодом творческого взлёта. Он много путешествует по Кавказу٫ Крыму٫ Молдавии٫ вдохновляясь красотой южной природы٫ знакомясь с местным колоритом٫ фольклором٫ историей. В этот период были созданы такие шедевры٫ как поэма «Кавказский пленник»٫ поэма «Бахчисарайский фонтан»٫ роман в стихах «Евгений Онегин»٫ начата работа над трагедией «Борис Годунов».
В 1826 году, после восстания декабристов, Пушкин, с которым были дружны многие участники восстания, был возвращён из ссылки по личному распоряжению царя Николая I. Встреча с царём стала поворотным моментом в судьбе поэта. Он получил свободу, но при этом попал под негласный надзор властей, его творчество подвергалось жёсткой цензуре.
Дружба и влияние на творчество
Николай Исаич Пушкин, обладая живым умом, обширными познаниями и страстью к литературе, оказал заметное влияние на формирование творческой личности своего гениального сына. Он привил Александру любовь к чтению, поощрял его литературные опыты, знакомил с известными писателями и поэтами, посещавшими их дом.
В доме Пушкиных бывали такие видные литераторы, как Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, И.И. Дмитриев, П.А. Вяземский. Александр, ещё будучи мальчиком, внимательно слушал их разговоры о литературе, искусстве, политике, впитывая в себя атмосферу творческого общения.
Особенно близкие отношения сложились у Николая Исаича с Василием Львовичем Пушкиным — его родным дядей, известным поэтом, членом литературного общества «Арзамас». Василий Львович стал для юного Александра наставником в мире поэзии, помогал ему советами, знакомил со своими стихами. Именно он привёз племянника в Царскосельский лицей, сыграв важную роль в его судьбе.
Дружба с литераторами, их советы, критика, а главное — атмосфера творчества, царившая в доме Пушкиных, стали питательной средой для развития поэтического дарования Александра Сергеевича.
Значение творчества Пушкина
Александр Пушкин, сын Николая Исаича и Надежды Осиповны, стал не просто великим поэтом, но и основоположником современного русского литературного языка. Его творчество оказало огромное влияние на развитие русской литературы, культуры, общественного сознания.
Пушкин сумел соединить в своих произведениях богатство и выразительность русского языка с изяществом и лёгкостью французского, на котором он говорил с детства. Он создал новый поэтический стиль, свободный от тяжеловесности и архаизмов, близкий к разговорной речи, но при этом невероятно мелодичный и выразительный.
В своих произведениях Пушкин отразил целую эпоху, с её радостями и трагедиями, любовью и разочарованиями, борьбой за свободу и мечтами о счастье. Он создал незабываемые образы, ставшие символами русской литературы⁚ Татьяна Ларина, Евгений Онегин, Германн из «Пиковой дамы», Борис Годунов.
Творчество Пушкина , это неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, писателей, композиторов, художников. Его произведения переведены на многие языки мира, их изучают в школах и университетах, они не сходят с театральных подмостков и киноэкранов.
Александр Сергеевич Пушкин , наше всё, национальная гордость России, его творчество — бесценный дар, оставленный им потомкам.
Коротко о главных персонажах
В жизни Николая Исаича Пушкина, отца великого русского поэта, значительную роль играли не только члены его семьи, но и близкие друзья, многие из которых были заметными фигурами в литературном мире того времени.
Семья
- Надежда Осиповна Ганнибал, супруга Николая Исаича, — женщина строгая и властная, внучка знаменитого «арапа Петра Великого». Несмотря на свою внешнюю суровость, Надежда Осиповна была любящей матерью и заботливой хозяйкой.
- Василий Львович Пушкин, младший брат Николая Исаича,, дядя Александра Сергеевича, известный поэт, член литературного общества «Арзамас». Именно он стал для юного Пушкина проводником в мир литературы, поощрял его первые творческие опыты и сыграл решающую роль в его поступлении в Царскосельский лицей.
Друзья и знакомые
- Николай Михайлович Карамзин, выдающийся историк, писатель, автор «Истории государства Российского», которую Николай Исаич считал образцом исторического труда. Карамзин был частым гостем в доме Пушкиных, его беседы о литературе, истории, политике производили большое впечатление на юного Александра.
- Василий Андреевич Жуковский — знаменитый поэт-сентименталист, близкий друг семьи Пушкиных. Жуковский высоко ценил литературный талант молодого Александра, поддерживал его, давал советы. Впоследствии их дружеские отношения переросли в творческое сотрудничество.
- Иван Иванович Дмитриев, поэт, баснописец, государственный деятель. Дмитриев был близким другом Николая Исаича ещё со времён их совместной службы. Он также обратил внимание на одарённого сына своего товарища и поощрял его литературные устремления.
Эти и другие представители интеллектуальной элиты того времени, посещавшие дом Пушкиных, создавали атмосферу, благоприятную для развития творческих способностей будущего гения русской литературы.
Краткий вывод
Николай Исаич Пушкин, отец великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, сыграл значительную роль в формировании личности и творческого дарования своего гениального сына. Несмотря на то, что он выбрал для себя военную карьеру, Николай Исаич был человеком образованным, увлекался литературой, писал стихи, собрал обширную библиотеку.
В доме Пушкиных царила атмосфера любви к искусству, литературе, театру. Частыми гостями были известные писатели, поэты, критики. Николай Исаич поощрял литературные опыты сына, знакомил его со своими друзьями-литераторами, прививая ему вкус к изящной словесности и вдохновляя на творчество.
Не менее важную роль в воспитании Александра Сергеевича сыграла его мать, Надежда Осиповна, внучка Абрама Ганнибала. Она привила сыну любовь к русскому языку и культуре, хотя в семье чаще говорили по-французски.
Особое влияние на будущего поэта оказал его дядя, Василий Львович Пушкин, известный поэт, член литературного общества «Арзамас». Он стал для Александра наставником в мире поэзии, поддерживал его первые творческие опыты, способствовал его поступлению в Царскосельский лицей.
Таким образом, семейная атмосфера, воспитание, общение с выдающимися людьми своего времени сыграли огромную роль в становлении Александра Пушкина как поэта, заложив прочный фундамент его будущему творческому величию.
Кратко, но емко. Хотелось бы узнать больше о лицейских годах Пушкина.
Замечательный текст! Чувствуется глубокое знание материала и уважение к личности Пушкина.
Очень познавательно! Особенно интересно было узнать о влиянии бабушки и няни на будущего поэта.
Спасибо автору за интересный материал! Жду продолжения о лицейских годах и начале творчества Пушкина.
Спасибо за краткий экскурс в биографию великого поэта! Вспомнил школьные годы и уроки литературы.
Интересный и лаконичный рассказ о родителях Пушкина и его детских годах. Чувствуется любовь автора к своему предмету.