- Николай Васильевич Гоголь «Ревизор»⁚ Краткий пересказ
- Приезд мнимого ревизора
- Хлестаков в роли ревизора
- Разоблачение Хлестакова
- Приезд настоящего ревизора
- Главные герои комедии
- Коротко о главных персонажах
- Иван Александрович Хлестаков
- Антон Антонович Сквозник-Дмухановский
- Анна Андреевна
- Марья Антоновна
- Краткий вывод
Николай Васильевич Гоголь «Ревизор»⁚ Краткий пересказ
В комедии «Ревизор» Гоголь высмеивает нравы чиновничества российской глубинки; В уездный городок‚ где царят взяточничество и казнокрадство‚ приезжает мелкий чиновник Иван Хлестаков.
Приезд мнимого ревизора
В уездном городе N‚ где царит коррупция и произвол‚ чиновники живут беззаботно‚ пока не получают известие о приезде ревизора из Петербурга. Паника охватывает городничего и его окружение⁚ судья Ляпкин-Тяпкин‚ смотритель училищ Хлопов‚ попечитель богоугодных заведений Земляника – все они боятся разоблачения своих махинаций.
В это время в городе появляется молодой повеса Иван Александрович Хлестаков‚ проездом направляющийся в Саратовскую губернию. Хлестаков – мелкий чиновник‚ транжира и хвастун‚ промотавший казенные деньги в дороге. Он останавливается в местной гостинице и‚ не имея средств расплатиться за проживание‚ страдает от голода.
Городничий‚ напуганный слухами о строгости ревизора‚ принимает Хлестакова за важного чиновника инкогнито. Робкий и неуверенный в себе Хлестаков попадает под обаяние городничего и начинает принимать знаки внимания за должное. Он не спешит разубеждать чиновников в их ошибке‚ наслаждаясь неожиданно свалившимся на него вниманием и лестью.
Городничий же‚ убежденный в высоком статусе Хлестакова‚ старается всячески угодить «ревизору»⁚ потчует его обедами‚ предлагает взятку и даже знакомит со своей женой и дочерью.
Хлестаков в роли ревизора
Ощутив себя важной персоной‚ Хлестаков входит во вкус и начинает играть роль ревизора. Он с упоением принимает взятки от дрожащих от страха чиновников‚ уверяя их в своей снисходительности. Хлестаков с легкостью лжет‚ сочиняя небылицы о своей столичной жизни‚ выдавая себя за влиятельного сановника‚ близкого к царю.
Городничий и его окружение‚ ослепленные страхом и раболепием перед мнимым ревизором‚ не замечают очевидной нелепости его баек. Они с готовностью верят в каждое слово Хлестакова‚ видя в нем могущественного покровителя.
Хлестаков‚ упиваясь своей властью‚ очаровывает жену и дочь городничего‚ флиртует с ними‚ не подозревая о серьезности их намерений. Он принимает ухаживания за чистую монету‚ будучи уверенным в своей неотразимости.
Тем временем‚ город наполняется слухами о похождениях мнимого ревизора. Жители города‚ страшась наказания‚ спешат поднести Хлестакову подарки и просить о заступничестве.
Хлестаков‚ купаясь во внимании и роскоши‚ не замечает‚ как плетет паутину лжи‚ из которой ему будет не так-то просто выбраться. Он не догадывается‚ что его авантюра вот-вот раскроется‚ и тогда последствия будут непредсказуемы.
Разоблачение Хлестакова
Неожиданно для всех‚ Хлестаков решает поспешно уехать из города. Он отправляет вперед своего слугу Осипа с чемоданами и прощальным письмом к приятелю Тряпичкину‚ в котором беззастенчиво описывает свои похождения в городе N и высмеивает наивность местных чиновников.
По случайности‚ письмо попадает в руки почтмейстера Шпекина‚ известного своей страстью к чтению чужих писем. Ошеломленный содержанием письма‚ Шпекин делится им с другими чиновниками.
Прочитав письмо Хлестакова‚ чиновники с ужасом понимают‚ что стали жертвой обмана мелкого мошенника. Их охватывает чувство стыда‚ гнева и‚ в то же время‚ комического облегчения⁚ оказывается‚ настоящий ревизор еще не приезжал.
Городничий‚ более всех обманувшийся в Хлестакове‚ впадает в ярость. Он проклинает свою доверчивость и глупость‚ став объектом насмешек для всего города. Мечты о блестящей карьере для дочери рушатся на глазах.
Однако торжество чиновников оказывается недолгим. В самый разгар их радости по поводу разоблачения Хлестакова в город прибывает настоящий ревизор с секретным поручением.
Разоблачение Хлестакова становится кульминацией комедии‚ обнажая всю глубину невежества‚ коррупции и лицемерия‚ царящих в провинциальном обществе. Гоголь мастерски выстраивает сюжет‚ держа зрителей в напряжении до последней минуты.
Приезд настоящего ревизора
В тот момент‚ когда городничий и его окружение празднуют избавление от мнимого ревизора‚ в гостиницу прибывает жандарм с ошеломляющим известием⁚ в город приехал чиновник из Петербурга с секретным заданием.
Эта новость повергает чиновников в состояние шока и ужаса. Все их надежды на то‚ что им удалось избежать наказания‚ рушатся в одночасье. Они понимают‚ что их проделки и махинации теперь точно будут раскрыты.
Городничий‚ только что ликовавший над разоблачением Хлестакова‚ вновь становится жалким и беспомощным. Он готов на все‚ чтобы задобрить настоящего ревизора и спасти свою репутацию.
Приезд настоящего ревизора становится неожиданным финалом комедии‚ оставляя зрителей в состоянии недоумения и тревожного ожидания. Гоголь не показывает нам встречу чиновников с настоящим ревизором‚ оставляя финал открытым для размышлений.
Этот прием усиливает сатирический эффект⁚ зрители остаются наедине с мыслью о том‚ что коррупция и произвол в системе власти неискоренимы‚ и даже разоблачение одного мошенника не гарантирует торжества справедливости.
Финал «Ревизора» – это не просто концовка пьесы‚ это зеркало‚ которое Гоголь подносит обществу‚ заставляя задуматься о пороках и заблуждениях своего времени.
Главные герои комедии
Иван Александрович Хлестаков – мелкий чиновник из Петербурга‚ главное действующее лицо комедии. Молодой‚ легкомысленный и тщеславный‚ он оказывается в центре событий по воле случая. Хлестаков не хитрый мошенник‚ а скорее‚ наивный простак‚ который с удовольствием принимает знаки внимания и лесть за чистую монету. Его ложь и фантазии – не злонамеренный обман‚ а способ самоутвердиться и скрыть собственную ничтожность.
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий‚ типичный представитель российской провинциальной власти. Взяточник и казнокрад‚ он привык вершить дела по своему усмотрению‚ не опасаясь наказания. Городничий боится разоблачения и готов на все‚ чтобы угодить мнимому ревизору. Он олицетворяет собой коррупцию и произвол‚ царящие в системе власти.
Анна Андреевна – жена городничего‚ провинциальная кокетка‚ мечтающая о столичной жизни. Она легковерна‚ падка на лесть и‚ как и ее муж‚ ослеплена мнимым величием Хлестакова.
Марья Антоновна – дочь городничего‚ юная и наивная девушка‚ ставшая объектом внимания Хлестакова. Она верит в искренность его чувств и мечтает о красивой жизни.
Помимо главных героев‚ в комедии присутствует целая галерея колоритных второстепенных персонажей – чиновники‚ помещики‚ купцы‚ крестьяне – которые создают яркую и сатирическую картину российской провинциальной жизни XIX века.
Коротко о главных персонажах
Иван Александрович Хлестаков
Молодой человек‚ мелкий чиновник из Петербурга. Не отличается особым умом и сообразительностью‚ легкомыслен и наивен. Хлестаков любит приврать‚ представить себя важной персоной‚ но делает это скорее из желания покрасоваться‚ чем из злого умысла. Случайная встреча с перепуганными чиновниками‚ принявшими его за ревизора‚ кружит ему голову. Он с удовольствием принимает знаки внимания‚ лесть и взятки‚ уверяя себя‚ что достоин всего этого.
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский
Городничий‚ полновластный хозяин уездного города N. Прожженный взяточник и казнокрад‚ привыкший к безнаказанности. Он боится разоблачения больше всего на свете‚ поэтому новость о приезде ревизора повергает его в панику. Городничий готов на все‚ чтобы скрыть свои прегрешения и задобрить мнимого ревизора‚ не замечая очевидных несостыковок в его поведении.
Анна Андреевна
Жена городничего‚ типичная представительница провинциальных дам. Тщеславна‚ мечтает о столичной жизни‚ любит пококетничать. Легковерна‚ как и ее муж‚ попадает под влияние Хлестакова‚ принимая его басни за чистую монету. Анна Андреевна видит в Хлестакове блестящую партию для своей дочери и не желает замечать его очевидных недостатков.
Марья Антоновна
Дочь городничего‚ юная и романтичная девушка. В отличие от матери‚ более наивна и простодушна. Марья Антоновна поддается чарам Хлестакова‚ видя в нем героя своих девичьих грез. Она искренне верит в его чувства‚ не подозревая о том‚ что он всего лишь играет роль.
Гоголь создает яркие и запоминающиеся образы‚ которые стали нарицательными в русской литературе. Каждый из героев комедии олицетворяет собой определенный тип человеческих пороков⁚ тщеславие‚ глупость‚ жадность‚ лицемерие.
Краткий вывод
«Ревизор» – это сатирическая комедия‚ в которой Гоголь беспощадно высмеивает пороки российского общества первой половины XIX века. Автор показывает нам неприглядную картину жизни провинциального города‚ где царят взяточничество‚ казнокрадство‚ чинопочитание и лицемерие.
Приезд мнимого ревизора становится катализатором‚ который обнажает истинную сущность чиновников‚ их страх перед наказанием и готовность на все ради собственной выгоды. Хлестаков‚ сам того не желая‚ превращается в инструмент разоблачения их пороков.
Гоголь мастерски использует приемы комедии⁚ нелепые ситуации‚ комические диалоги‚ гротескные образы – чтобы подчеркнуть абсурдность происходящего и заставить зрителя задуматься о серьезных проблемах.
Несмотря на то‚ что действие комедии разворачивается в далеком прошлом‚ она не теряет своей актуальности и сегодня. Проблемы‚ которые поднимает Гоголь⁚ коррупция‚ бюрократия‚ бездушие власти – по-прежнему волнуют современное общество.
«Ревизор» – это не просто комедия‚ это своеобразное «зеркало»‚ в котором каждый может увидеть отражение собственных недостатков. Именно поэтому пьеса Гоголя продолжает пользоваться огромной популярностью и по сей день.
Важно отметить‚ что «Ревизор» – это не только критика пороков общества‚ но и призыв к их исправлению. Гоголь верил в то‚ что человек способен меняться к лучшему‚ и надеялся‚ что его комедия поможет людям осознать свои ошибки и встать на путь духовного возрождения.
Прекрасный пересказ, кратко и по делу! Сразу вспомнил школьные годы и уроки литературы.
Интересно, а как бы развивались события в наше время? Наверное, Хлестаков провернул бы свою аферу через интернет
Хороший краткий пересказ для тех, кто хочет освежить в памяти сюжет.
Классика, которую нужно знать! «Ревизор» актуален и по сей день, ведь проблемы, поднятые Гоголем, никуда не исчезли.
Гоголь — мастер сатиры! «Ревизор» — это не просто комедия, а острое социальное высказывание.