Николай Васильевич Гоголь «Ревизор»: Краткий пересказ

Николай Васильевич Гоголь "Ревизор": Краткий пересказ Краткие пересказы

Николай Васильевич Гоголь «Ревизор»⁚ Краткий пересказ

В комедии «Ревизор» Гоголь высмеивает нравы чиновничества российской глубинки; В уездный городок‚ где царят взяточничество и казнокрадство‚ приезжает мелкий чиновник Иван Хлестаков.

Приезд мнимого ревизора

В уездном городе N‚ где царит коррупция и произвол‚ чиновники живут беззаботно‚ пока не получают известие о приезде ревизора из Петербурга.​ Паника охватывает городничего и его окружение⁚ судья Ляпкин-Тяпкин‚ смотритель училищ Хлопов‚ попечитель богоугодных заведений Земляника – все они боятся разоблачения своих махинаций.​

В это время в городе появляется молодой повеса Иван Александрович Хлестаков‚ проездом направляющийся в Саратовскую губернию.​ Хлестаков – мелкий чиновник‚ транжира и хвастун‚ промотавший казенные деньги в дороге.​ Он останавливается в местной гостинице и‚ не имея средств расплатиться за проживание‚ страдает от голода.​

Городничий‚ напуганный слухами о строгости ревизора‚ принимает Хлестакова за важного чиновника инкогнито.​ Робкий и неуверенный в себе Хлестаков попадает под обаяние городничего и начинает принимать знаки внимания за должное.​ Он не спешит разубеждать чиновников в их ошибке‚ наслаждаясь неожиданно свалившимся на него вниманием и лестью.

Городничий же‚ убежденный в высоком статусе Хлестакова‚ старается всячески угодить «ревизору»⁚ потчует его обедами‚ предлагает взятку и даже знакомит со своей женой и дочерью.

Хлестаков в роли ревизора

Ощутив себя важной персоной‚ Хлестаков входит во вкус и начинает играть роль ревизора.​ Он с упоением принимает взятки от дрожащих от страха чиновников‚ уверяя их в своей снисходительности. Хлестаков с легкостью лжет‚ сочиняя небылицы о своей столичной жизни‚ выдавая себя за влиятельного сановника‚ близкого к царю.​

Городничий и его окружение‚ ослепленные страхом и раболепием перед мнимым ревизором‚ не замечают очевидной нелепости его баек.​ Они с готовностью верят в каждое слово Хлестакова‚ видя в нем могущественного покровителя.​

Хлестаков‚ упиваясь своей властью‚ очаровывает жену и дочь городничего‚ флиртует с ними‚ не подозревая о серьезности их намерений.​ Он принимает ухаживания за чистую монету‚ будучи уверенным в своей неотразимости.​

Тем временем‚ город наполняется слухами о похождениях мнимого ревизора.​ Жители города‚ страшась наказания‚ спешат поднести Хлестакову подарки и просить о заступничестве.​

Хлестаков‚ купаясь во внимании и роскоши‚ не замечает‚ как плетет паутину лжи‚ из которой ему будет не так-то просто выбраться.​ Он не догадывается‚ что его авантюра вот-вот раскроется‚ и тогда последствия будут непредсказуемы.​

Разоблачение Хлестакова

Неожиданно для всех‚ Хлестаков решает поспешно уехать из города.​ Он отправляет вперед своего слугу Осипа с чемоданами и прощальным письмом к приятелю Тряпичкину‚ в котором беззастенчиво описывает свои похождения в городе N и высмеивает наивность местных чиновников.​

По случайности‚ письмо попадает в руки почтмейстера Шпекина‚ известного своей страстью к чтению чужих писем. Ошеломленный содержанием письма‚ Шпекин делится им с другими чиновниками.

Прочитав письмо Хлестакова‚ чиновники с ужасом понимают‚ что стали жертвой обмана мелкого мошенника. Их охватывает чувство стыда‚ гнева и‚ в то же время‚ комического облегчения⁚ оказывается‚ настоящий ревизор еще не приезжал.​

Городничий‚ более всех обманувшийся в Хлестакове‚ впадает в ярость.​ Он проклинает свою доверчивость и глупость‚ став объектом насмешек для всего города.​ Мечты о блестящей карьере для дочери рушатся на глазах.

Однако торжество чиновников оказывается недолгим. В самый разгар их радости по поводу разоблачения Хлестакова в город прибывает настоящий ревизор с секретным поручением.​

Разоблачение Хлестакова становится кульминацией комедии‚ обнажая всю глубину невежества‚ коррупции и лицемерия‚ царящих в провинциальном обществе.​ Гоголь мастерски выстраивает сюжет‚ держа зрителей в напряжении до последней минуты.​

Приезд настоящего ревизора

В тот момент‚ когда городничий и его окружение празднуют избавление от мнимого ревизора‚ в гостиницу прибывает жандарм с ошеломляющим известием⁚ в город приехал чиновник из Петербурга с секретным заданием.

Эта новость повергает чиновников в состояние шока и ужаса. Все их надежды на то‚ что им удалось избежать наказания‚ рушатся в одночасье. Они понимают‚ что их проделки и махинации теперь точно будут раскрыты.

Городничий‚ только что ликовавший над разоблачением Хлестакова‚ вновь становится жалким и беспомощным. Он готов на все‚ чтобы задобрить настоящего ревизора и спасти свою репутацию.​

Приезд настоящего ревизора становится неожиданным финалом комедии‚ оставляя зрителей в состоянии недоумения и тревожного ожидания.​ Гоголь не показывает нам встречу чиновников с настоящим ревизором‚ оставляя финал открытым для размышлений.

Этот прием усиливает сатирический эффект⁚ зрители остаются наедине с мыслью о том‚ что коррупция и произвол в системе власти неискоренимы‚ и даже разоблачение одного мошенника не гарантирует торжества справедливости.​

Финал «Ревизора» – это не просто концовка пьесы‚ это зеркало‚ которое Гоголь подносит обществу‚ заставляя задуматься о пороках и заблуждениях своего времени.​

Главные герои комедии

Иван Александрович Хлестаков – мелкий чиновник из Петербурга‚ главное действующее лицо комедии.​ Молодой‚ легкомысленный и тщеславный‚ он оказывается в центре событий по воле случая.​ Хлестаков не хитрый мошенник‚ а скорее‚ наивный простак‚ который с удовольствием принимает знаки внимания и лесть за чистую монету.​ Его ложь и фантазии – не злонамеренный обман‚ а способ самоутвердиться и скрыть собственную ничтожность.​

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий‚ типичный представитель российской провинциальной власти.​ Взяточник и казнокрад‚ он привык вершить дела по своему усмотрению‚ не опасаясь наказания.​ Городничий боится разоблачения и готов на все‚ чтобы угодить мнимому ревизору.​ Он олицетворяет собой коррупцию и произвол‚ царящие в системе власти.​

Анна Андреевна – жена городничего‚ провинциальная кокетка‚ мечтающая о столичной жизни.​ Она легковерна‚ падка на лесть и‚ как и ее муж‚ ослеплена мнимым величием Хлестакова.

Марья Антоновна – дочь городничего‚ юная и наивная девушка‚ ставшая объектом внимания Хлестакова.​ Она верит в искренность его чувств и мечтает о красивой жизни.​

Помимо главных героев‚ в комедии присутствует целая галерея колоритных второстепенных персонажей – чиновники‚ помещики‚ купцы‚ крестьяне – которые создают яркую и сатирическую картину российской провинциальной жизни XIX века.​

Коротко о главных персонажах

Иван Александрович Хлестаков

Молодой человек‚ мелкий чиновник из Петербурга.​ Не отличается особым умом и сообразительностью‚ легкомыслен и наивен.​ Хлестаков любит приврать‚ представить себя важной персоной‚ но делает это скорее из желания покрасоваться‚ чем из злого умысла.​ Случайная встреча с перепуганными чиновниками‚ принявшими его за ревизора‚ кружит ему голову.​ Он с удовольствием принимает знаки внимания‚ лесть и взятки‚ уверяя себя‚ что достоин всего этого.​

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Городничий‚ полновластный хозяин уездного города N.​ Прожженный взяточник и казнокрад‚ привыкший к безнаказанности.​ Он боится разоблачения больше всего на свете‚ поэтому новость о приезде ревизора повергает его в панику.​ Городничий готов на все‚ чтобы скрыть свои прегрешения и задобрить мнимого ревизора‚ не замечая очевидных несостыковок в его поведении.​

Анна Андреевна

Жена городничего‚ типичная представительница провинциальных дам. Тщеславна‚ мечтает о столичной жизни‚ любит пококетничать.​ Легковерна‚ как и ее муж‚ попадает под влияние Хлестакова‚ принимая его басни за чистую монету.​ Анна Андреевна видит в Хлестакове блестящую партию для своей дочери и не желает замечать его очевидных недостатков.​

Марья Антоновна

Дочь городничего‚ юная и романтичная девушка.​ В отличие от матери‚ более наивна и простодушна.​ Марья Антоновна поддается чарам Хлестакова‚ видя в нем героя своих девичьих грез.​ Она искренне верит в его чувства‚ не подозревая о том‚ что он всего лишь играет роль.​

Гоголь создает яркие и запоминающиеся образы‚ которые стали нарицательными в русской литературе.​ Каждый из героев комедии олицетворяет собой определенный тип человеческих пороков⁚ тщеславие‚ глупость‚ жадность‚ лицемерие.​

Краткий вывод

«Ревизор» – это сатирическая комедия‚ в которой Гоголь беспощадно высмеивает пороки российского общества первой половины XIX века. Автор показывает нам неприглядную картину жизни провинциального города‚ где царят взяточничество‚ казнокрадство‚ чинопочитание и лицемерие.

Приезд мнимого ревизора становится катализатором‚ который обнажает истинную сущность чиновников‚ их страх перед наказанием и готовность на все ради собственной выгоды. Хлестаков‚ сам того не желая‚ превращается в инструмент разоблачения их пороков.​

Гоголь мастерски использует приемы комедии⁚ нелепые ситуации‚ комические диалоги‚ гротескные образы – чтобы подчеркнуть абсурдность происходящего и заставить зрителя задуматься о серьезных проблемах.

Несмотря на то‚ что действие комедии разворачивается в далеком прошлом‚ она не теряет своей актуальности и сегодня.​ Проблемы‚ которые поднимает Гоголь⁚ коррупция‚ бюрократия‚ бездушие власти – по-прежнему волнуют современное общество.

«Ревизор» – это не просто комедия‚ это своеобразное «зеркало»‚ в котором каждый может увидеть отражение собственных недостатков. Именно поэтому пьеса Гоголя продолжает пользоваться огромной популярностью и по сей день.​

Важно отметить‚ что «Ревизор» – это не только критика пороков общества‚ но и призыв к их исправлению.​ Гоголь верил в то‚ что человек способен меняться к лучшему‚ и надеялся‚ что его комедия поможет людям осознать свои ошибки и встать на путь духовного возрождения.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Иван Иванов

    Прекрасный пересказ, кратко и по делу! Сразу вспомнил школьные годы и уроки литературы.

  2. Елена Смирнова

    Интересно, а как бы развивались события в наше время? Наверное, Хлестаков провернул бы свою аферу через интернет

  3. Анна Кузнецова

    Хороший краткий пересказ для тех, кто хочет освежить в памяти сюжет.

  4. Ольга Петрова

    Классика, которую нужно знать! «Ревизор» актуален и по сей день, ведь проблемы, поднятые Гоголем, никуда не исчезли.

  5. Дмитрий Сергеев

    Гоголь — мастер сатиры! «Ревизор» — это не просто комедия, а острое социальное высказывание.