Краткое содержание оды «Властителям и судиям»
В оде «Властителям и судиям» автор обращается к представителям власти, обличая их несправедливость и нарушение законов. Державин напоминает им о высшем суде, который ожидает каждого, независимо от положения и могущества.
Обращение к «земным богам»
Державин начинает свою оду с грозного и обличающего обращения к «властителям и судиям», которых он иронично именует «земными богами». Эта метафора сразу же задает тон всему произведению, подчеркивая пропасть между божественным идеалом справедливости и реальным положением дел в обществе. Поэт вопрошает⁚ «Доколе, рек, доколь вам будет / Щадить неправедных и злых?». Этот риторический вопрос пронизан горечью и отчаянием, он подчеркивает, что беззаконие и несправедливость стали нормой, а те, кто призван стоять на страже закона, сами погрязли в пороках.
Державин напоминает «земным богам» об их истинном предназначении⁚ «Ваш долг есть⁚ сохранять законы, / На лица сильных не взирать, / Без помощи, без обороны / Сирот и вдов не оставлять». Поэт подчеркивает, что власть дана не для удовлетворения собственных амбиций и корыстных интересов, а для служения народу, защиты слабых и обездоленных. Образ сирот и вдов служит укором «властителям и судиям», напоминая им о том, что их бездействие и равнодушие обрекают самых уязвимых членов общества на страдания.
Однако, поэт с горечью констатирует, что «земные боги» глухи к его призывам⁚ «Не внемлют!, видят и не знают! / Покрыты мздою очеса». Эта метафора ярко иллюстрирует моральную слепоту власти имущих, их нежелание видеть страдания народа, их поглощенность собственным благополучием. Вместо того, чтобы вершить справедливость, они «покрыты мздою очеса», то есть ослеплены взятками и корыстью.
Нарушение законов и несправедливость
В оде «Властителям и судиям» Державин с беспощадной прямотой изображает царящую в обществе несправедливость, вызванную пренебрежением к законам со стороны тех, кто призван их защищать. Поэт с горечью констатирует⁚ «Злодействы землю потрясают, / Неправда зыблет небеса». Эти гиперболизированные образы передают масштаб творящегося беззакония, которое подобно разрушительной силе, сотрясает основы мироздания.
Державин не просто абстрактно говорит о нарушении законов, он указывает на конкретные проявления несправедливости⁚ «Без помощи, без обороны / Сироты и вдовы... Исторгнуть бедных из оков». Эти строки обличают бесправие слабых и незащищенных слоев населения, которые не могут найти справедливости и защиты у властей. Образ «бедных в оковах» символизирует попрание человеческого достоинства, отсутствие свободы и равенства перед законом.
Державин подчеркивает, что «земные боги», забыв о своем долге, сами стали источником беззакония⁚ «Не внемлют! — видят и не знают! / Покрыты мздою очеса». Вместо того, чтобы вершить правосудие, они «покрыты мздою очеса», то есть ослеплены взятками, корыстью, равнодушием к чужому горю. Эта картина вызывает у поэта гнев и возмущение, он открыто обвиняет «властителей и судей» в нарушении законов и попрании справедливости.
Призыв к высшей справедливости
Видя торжество несправедливости и беззакония, Державин обращается к высшей инстанции – к Богу, взывая к его справедливости. Поэт не верит, что «земные боги», ослеплённые мздой и погрязшие в пороках, способны на раскаяние и исправление. Он видит единственный выход в божественном вмешательстве, которое восстановит попранную справедливость и покарает виновных.
Этот призыв к высшему суду звучит с особой силой в строках⁚ «Воскресни, Боже! боже правых! / И будь един царем земли!». Державин использует анафору – повторение слова «Боже», чтобы подчеркнуть мощь и неотвратимость божественного суда. Он противопоставляет образ всемогущего и справедливого Бога образу «земных богов», которые показаны слабыми, продажными, неспособными противостоять соблазнам и исполнять свой долг.
Обращение к Богу проникнуто не только гневом и обличением, но и горечью разочарования. Державин сравнивает «земных богов» с простыми смертными⁚ «Цари! Я мнил, вы боги властны, / И так же смертны, как и я». Эта горькая ирония подчёркивает, что, несмотря на внешнее величие и власть, «властители и судии» подвержены тем же слабостям и порокам, что и все люди. И так же, как все люди, они будут держать ответ перед высшим судом.
Неизбежность наказания
Державин не ограничиваеться лишь обличением «властителей и судий», он идёт дальше, провозглашая неотвратимость наказания за совершённые злодеяния. Поэт уверен, что никто, даже обладающий властью и могуществом, не сможет избежать высшего суда. Эта мысль звучит лейтмотивом на протяжении всей оды, придавая ей особую остроту и бескомпромиссность.
Вспоминая о бренности земной жизни, Державин напоминает «земным богам» о том, что их могущество призрачно⁚ «И вы подобно так умрете, / Как ваш последний раб умрет!». Эта параллель между «царями» и «последним рабом» подчеркивает равенство всех перед лицом смерти. Ни титулы, ни богатства не спасут от неминуемой расплаты за совершённые грехи.
Призыв к божественной каре звучит с особой силой в строках⁚ «Приди, суди, карай лукавых, / И будь един царем земли!». Державин использует ряд глаголов в повелительном наклонении – «приди», «суди», «карай» – чтобы подчеркнуть неотвратимость и беспощадность высшего суда. Он верит, что только Бог способен восстановить справедливость и наказать виновных.
Вечность гражданского подвига
Ода «Властителям и судиям» – это не просто обвинительный спич в адрес коррумпированной власти, это произведение, утверждающее высокие нравственные идеалы и вечные ценности. Державин не только обличает несправедливость, но и утверждает силу гражданского подвига, необходимость бороться за правду и справедливость, несмотря на возможные последствия.
Сам факт написания и, что ещё важнее, публикации этой оды, было актом неимоверной смелости. Державин рисковал своей карьерой, а возможно, и свободой, открыто критикуя сильных мира сего. Но он не мог молчать, видя страдания народа и торжество беззакония. Именно эта бескомпромиссность, эта готовность жертвовать своим благополучием ради торжества правды, делает его произведение актуальным и по сей день.
Ода «Властителям и судиям» – это не просто памятник литературы, это настоящий манифест гражданского мужества и ответственности. Державин своим примером показал, что молчание в условиях несправедливости – это соучастие злу. Он призвал к борьбе за лучшее будущее, за торжество закона и справедливости, и этот призыв не теряет своей актуальности и в наши дни.
Коротко о главных персонажах
В оде «Властителям и судиям», несмотря на её публицистический накал и обличительный пафос, можно выделить несколько действующих лиц, взаимодействие которых и формирует основной конфликт произведения.
Властители и судии («земные боги»)
Это собирательный образ тех, кто наделён властью и обязан вершить правосудие⁚ цари, вельможи, судьи; Державин не персонифицирует их, не даёт им индивидуальных черт, потому что его цель – не критика конкретных личностей, а обличение порочной системы, где власть имущие ставят себя выше закона.
«Земные боги» показаны как люди, поддавшиеся соблазнам власти⁚ они глухи к мольбам обездоленных («Не внемлют! — видят и не знают!»), их глаза «покрыты мздою», то есть ослеплены жаждой наживы. Державин не испытывает к ним жалости, напротив, он с гневом обвиняет их в нарушении законов, напоминая о неотвратимости высшего суда.
Лирический герой
Сам Державин не называет себя прямо, но мы явственно слышим голос автора – гражданина, поэта, патриота, который не может мириться с торжеством несправедливости. Его переполняют гнев и негодование, когда он видит, как попираются законы, а власть используется не во благо, а во вред народу.
Лирический герой не просто наблюдатель, он активный борец, его оружие – слово, обладающее огромной обличительной силой. Он не боится грозных «земных богов», потому что чувствует за собой поддержку высшей справедливости.
Народ
Хотя народ не выступает как действующее лицо, он постоянно присутствует в оде как объект угнетения и несправедливости. Это «сироты и вдовы», «бедные в оковах» – все те, кто лишён защиты и кому неоткуда ждать помощи, кроме как от справедливого суда.
Образ народа в оде трагичен, но не безнадёжен. Державин верит, что наступит время, когда торжество зла прекратится, и тогда восстановится попранная справедливость.
Бог
Высшая инстанция, к которой апеллирует лирический герой, это Бог – источник абсолютной справедливости и неотвратимого возмездия. Образ Бога в оде величествен и грозен, он является гарантом того, что зло не останется безнаказанным, а порядок и законность будут восстановлены.
Обращаясь к Богу, Державин выражает не только свою личную веру, но и глубинное народное правосознание, которое всегда связывало надежду на справедливость с высшей, божественной силой.
Краткий вывод
Ода «Властителям и судиям» Гавриила Державина – это гневный протест против беззакония и несправедливости, царящих в обществе. Обращаясь к «земным богам» – царям, вельможам, судьям – поэт обличает их продажность, равнодушие к страданиям народа, нарушение законов, которым они призваны служить.
Державин не верит в возможность исправления «властителей и судей», он видит единственный выход в божественном вмешательстве, в неотвратимости высшего суда, где каждый будет отвечать по своим делам, независимо от чина и звания. Эта вера в высшую справедливость придаёт оде особый трагизм и монументальность.
«Властителям и судиям» – не просто обличительная речь, это произведение высокого гражданского звучания, утверждающее вечные нравственные ценности⁚ справедливость, честность, ответственность за свои поступки. Державин своим примером показал, что совесть и гражданский долг не должны умолкать перед лицом власти, и именно эта бескомпромиссность делает его оду актуальной и по сей день.
Несмотря на конкретные исторические обстоятельства, породившие это произведение, оно поднимает вечные проблемы злоупотребления властью, коррупции, беззакония, равнодушия к судьбе простого человека. Именно поэтому ода «Властителям и судиям» не превратилась в литературный памятник, а продолжает звучать актуально и современно, напоминая нам о том, что борьба за справедливость и права человека – это долг каждого гражданина.
Интересно, как Державин использует библейские мотивы, чтобы донести свою мысль до читателя.
Тема борьбы с несправедливостью и произволом власти всегда будет актуальна. Державин — настоящий борец за правду!
Очень интересно читать анализ этого произведения. Помогает глубже понять смысл и идею, заложенную автором.
Ода «Властителям и судиям» — это настоящий гимн справедливости и чести!
Очень эмоциональное и сильное произведение. Державин не жалеет красок, описывая пороки власть имущих.
Произведение заставляет задуматься о том, что такое настоящая справедливость и какова роль власти в обществе.
Язык оды поражает своей красотой и силой. Державин мастерски владеет словом, создавая яркие образы и метафоры.
Сильное и актуальное произведение! Державин не боится говорить правду, обличая несправедливость власть имущих. К сожалению, и сегодня эти слова звучат актуально.
Ода произвела на меня сильное впечатление. Гнев и боль автора за свой народ, за поруганную справедливость чувствуется в каждой строчке.