- Часть 1. Знакомство с Обломовым и его миром
- Часть 2. Появление Штольца и попытки изменить жизнь Обломова
- Часть 3. Любовь Обломова к Ольге Ильинской
- Часть 4. Обломов и Агафья Пшеницына
- Часть 5. Смерть Обломова и итоги «обломовщины»
- Коротко о главных персонажах
- Илья Ильич Обломов
- Андрей Иванович Штольц
- Ольга Сергеевна Ильинская
- Агафья Матвеевна Пшеницына
- Краткий вывод
Часть 1. Знакомство с Обломовым и его миром
В первой части романа читатель знакомится с Ильей Ильичом Обломовым‚ русским помещиком‚ который проводит свои дни в праздности на диване в своей петербургской квартире. Гончаров подробно описывает быт и привычки Обломова‚ его нежелание заниматься делами‚ его любовь к комфорту и бездействию.
Часть 2. Появление Штольца и попытки изменить жизнь Обломова
Во второй части романа в жизнь Обломова врывается Андрей Штольц – друг детства Ильи Ильича‚ полная его противоположность. Деятельный‚ энергичный‚ прагматичный Штольц поражается пассивности и апатии Обломова.
Штольц искренне желает помочь другу и пытается вытащить его из ленивого омута‚ в котором тот безнадежно увяз. Он знакомит Обломова с интересными людьми‚ вовлекает его в культурную жизнь Петербурга‚ уговаривает заняться делами имения. Под влиянием Штольца Обломов ненадолго оживает‚ в нем просыпается интерес к жизни. Он начинает чаще выходить из дома‚ знакомится с Ольгой Ильинской‚ влюбляется в нее. Кажется‚ что перемены‚ к которым так стремился Штольц‚ наконец-то начинаются.
Однако попытки Штольца изменить жизнь Обломова оказываются тщетными. Лень‚ словно вязкая трясина‚ затягивает Илью Ильича обратно. Он быстро устает от активной жизни‚ от необходимости принимать решения‚ от требований Ольги‚ которая ждет от него решительных действий. Обломов возвращается к привычному образу жизни‚ к своему любимому дивану и халату.
Противостояние Штольца и Обломова — это столкновение двух жизненных позиций‚ двух разных мировоззрений. Штольц — представитель нового времени‚ он верит в силу человека‚ в необходимость постоянного развития. Обломов же — порождение старого уклада‚ он стремится к покою‚ к гармонии‚ к жизни‚ лишенной тревог и волнений. Именно в этом противостоянии и заключается один из главных конфликтов романа.
Часть 3. Любовь Обломова к Ольге Ильинской
Третья часть романа посвящена истории любви Обломова и Ольги Ильинской. Эта любовь становится для Ильи Ильича настоящим испытанием‚ пробуждая в нём давно забытые чувства и стремления.
Ольга Ильинская — молодая‚ умная‚ энергичная девушка. Она полна жизни‚ жаждет деятельности‚ ищет в человеке глубину и силу. Ольга видит в Обломове потенциал‚ скрытый под слоем апатии и лени‚ и искренне верит‚ что сможет изменить его‚ пробудить в нем желание жить полной жизнью. Она берется за перевоспитание Обломова с присущей ей энергией и энтузиазмом.
И действительно‚ любовь к Ольге преображает Обломова. Он словно просыпается от долгого сна‚ начинает следить за собой‚ проявлять интерес к окружающему миру. Он проводит время с Ольгой‚ читает книги‚ гуляет‚ ведет беседы — словом‚ живет той жизнью‚ от которой он так долго бежал. В нем просыпается нежность‚ забота‚ он пишет Ольге трогательные письма‚ полные любви и надежды.
Однако по мере развития отношений Ольга начинает понимать‚ что изменить Обломова полностью ей не удастся. Его лень‚ нерешительность‚ страх перед жизнью оказываются сильнее любви. Обломов не готов к тем переменам‚ которых ждет от него Ольга‚ он не может и не хочет стать другим человеком. Их отношения заходят в тупик и в итоге заканчиваются разрывом.
Часть 4. Обломов и Агафья Пшеницына
После разрыва с Ольгой Ильинской Обломов переезжает на Выборгскую сторону‚ в дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Агафья Матвеевна — вдова‚ добрая и хозяйственная женщина‚ полная заботы о своих детях и домашнем очаге. Она представляет собой полную противоположность Ольге — простая‚ необразованная‚ не требующая от жизни ничего‚ кроме мира и покоя.
В доме Пшеницыной Обломов находит то‚ чего ему так не хватало — атмосферу уюта‚ покоя‚ безмятежности. Агафья Матвеевна окружает его трогательной заботой‚ берет на себя все хозяйственные хлопоты‚ защищает его от любых жизненных невзгод. Обломов погружается в атмосферу безмятежного существования‚ которая напоминает ему детство‚ проведенное в родной Обломовке.
Он снова проводит дни на диване‚ вкусно ест‚ спит‚ предаваясь мечтам и воспоминаниям. Он практически перестает выходить из дома‚ его не интересует ничего‚ кроме собственного комфорта. Агафья Матвеевна‚ со своей стороны‚ не пытается его изменить‚ она принимает его таким‚ какой он есть‚ со всеми его достоинствами и недостатками.
Отношения Обломова и Пшеницыной — это своего рода символ духовной деградации главного героя. Отказавшись от борьбы‚ от любви‚ от жизни‚ он находит утешение в примитивном быту‚ в сытости и бездействии.
Часть 5. Смерть Обломова и итоги «обломовщины»
Пятая часть романа подводит итог истории жизни Ильи Ильича Обломова. Жизнь на Выборгской стороне‚ хоть и наполненная внешним покоем и уютом‚ оказывается для Обломова пагубной. Он полностью отрекается от активной деятельности‚ его дни превращаются в монотонное и бесцельное существование. Он мало двигается‚ много ест‚ постоянно спит‚ и его здоровье стремительно ухудшается.
Несмотря на заботу Агафьи Матвеевны‚ которая искренне привязалась к Илье Ильичу и даже родила ему сына‚ Обломов угасает. Он понимает‚ что его жизнь проходит впустую‚ что он не оправдал надежд‚ которые на него возлагали‚ но у него уже нет сил что-либо изменить.
Смерть Обломова становится закономерным итогам его пассивной жизни. Он умирает от апоплексического удара‚ в окружении своих близких , Агафьи Матвеевны и их маленького сына. Штольц‚ приехавший попрощаться с другом‚ забирает сына Обломова на воспитание‚ обещая вырастить его не похожим на отца.
Смерть Обломова — это не только трагедия отдельного человека‚ но и символ гибели целого пласта русского общества‚ неспособного к развитию и преобразованиям. «Обломовщина» — это не просто лень и бездействие‚ это целая система взглядов‚ которая провозглашает пассивность‚ отсутствие инициативы‚ примирение с существующим порядком вещей. Именно с этой системой и боролся Гончаров в своем романе‚ показывая ее пагубность и гибельность.
Коротко о главных персонажах
В романе Гончарова «Обломов» перед нами проходит галерея ярких и запоминающихся персонажей. Каждый из них играет важную роль в судьбе главного героя‚ высвечивая те или иные стороны его характера.
Илья Ильич Обломов
Главный герой романа‚ русский помещик‚ проводящий большую часть времени в праздности на диване. Обломов – натура сложная и противоречивая. С одной стороны‚ он человек умный‚ образованный‚ способный на глубокие чувства и переживания. Он тонко чувствует красоту‚ способен ценить искусство‚ мечтает о любви и семейном счастье. С другой стороны‚ он пассивен‚ бездеятелен‚ не приспособлен к реальной жизни. Его лень‚ боязнь любого движения и перемен становятся непреодолимым препятствием на пути к счастью.
Андрей Иванович Штольц
Лучший друг Обломова‚ его полная противоположность. Штольц – человек действия‚ энергии‚ практичности. Он добивается успеха во всем‚ за что берется‚ строит карьеру‚ много путешествует. Штольц искренне пытается помочь Обломову измениться‚ вытащить его из ленивого омута‚ но его попытки оказываются тщетными. Противостояние Штольца и Обломова – это столкновение двух разных мировоззрений‚ двух жизненных позиций.
Ольга Сергеевна Ильинская
Молодая‚ красивая‚ умная девушка‚ в которую влюбляется Обломов. Ольга – натура деятельная‚ жаждущая знаний‚ стремящаяся к духовному росту. Она видит в Обломове скрытый потенциал и пытается его пробудить. На какое-то время ей удается увлечь его‚ вдохнуть в него жизнь; Однако в итоге Ольга понимает‚ что изменить Обломова ей не под силу; Их отношения‚ основанные на иллюзиях и несбыточных надеждах‚ обречены на провал.
Агафья Матвеевна Пшеницына
Вдова‚ хозяйка дома‚ в котором поселяется Обломов после разрыва с Ольгой. Агафья Матвеевна – женщина простая‚ добрая‚ заботливая. Она не обладает ни красотой‚ ни умом Ольги‚ но именно в ее доме Обломов находит то‚ к чему бессознательно стремился – покой‚ уют‚ безмятежность; Агафья Матвеевна окружает его материнской заботой‚ не требуя ничего взамен. В ее доме он словно возвращается в детство‚ в свою любимую Обломовку. Отношения с Пшеницыной – это своеобразный регресс для Обломова‚ окончательный отказ от борьбы и стремления к счастью.
Второстепенные персонажи романа – Захар‚ Тарантьев‚ Алексеев‚ Пенкин‚ Волков – также играют важную роль в раскрытии образа Обломова и создании общей атмосферы произведения. Они представляют собой типичных представителей своего времени‚ со своими слабостями‚ пороками‚ жизненными принципами.
Краткий вывод
Роман Гончарова «Обломов», это не просто история жизни одного человека‚ это глубокое и многогранное произведение‚ затрагивающее вечные вопросы человеческого бытия⁚ смысл жизни‚ любовь‚ счастье‚ предназначение человека.
Илья Ильич Обломов — один из самых сложных и противоречивых образов русской литературы; Он не однозначный злодей и не идеальный герой. В нем удивительным образом сочетаются лень и мечтательность‚ тонкость души и неспособность к решительным действиям. Обломов — это символ нереализованных возможностей‚ утраченных иллюзий‚ гибели души под гнетом бездействия.
«Обломовщина» — ключевое понятие романа — это не просто лень и апатия. Это целая система взглядов‚ которая провозглашает пассивность‚ отказ от борьбы‚ примирение с посредственностью и бесцельностью существования. Гончаров показывает‚ что «обломовщина» пагубна не только для отдельного человека‚ но и для всего общества.
В романе затрагивается и тема любви; Любовь для Гончарова — это не только чувство‚ но и огромная сила‚ способная пробудить человека‚ заставить его измениться. Однако любовь не может существовать в вакууме‚ ей нужна поддержка‚ взаимность‚ готовность к переменам. В романе мы видим две разные истории любви⁚ Обломова и Ольги Ильинской‚ и Обломова и Агафьи Пшеницыной. И если первая история — это история несбывшихся надежд и иллюзий‚ то вторая — это история безусловного принятия и покоя‚ пусть и ценой отказа от полноценной жизни.
Роман «Обломов» актуален и в наши дни. Проблема «обломовщины» не утратила своей значимости и в XXI веке. Многие люди так же‚ как и главный герой романа‚ предпочитают комфорт и бездействие реальной жизни с ее трудностями и проблемами. Роман Гончарова — это предостережение от духовной спячки‚ призыв к активной жизненной позиции‚ к поиску своего места в мире.
Гончаров мастерски описывает быт и атмосферу того времени. Читая роман, словно переносишься в Петербург XIX века.
Какой же все-таки Обломов противоречивый персонаж! С одной стороны, он вызывает симпатию своей душевностью и добротой. С другой стороны, его лень и нежелание что-либо менять в своей жизни просто поражают.
Роман «Обломов» — это настоящая классика, которая актуальна и в наше время. Ведь многие из нас сталкиваются с «обломовщиной» в своей жизни — ленью, апатией, нежеланием бороться за свое счастье.
Очень интересное противопоставление Обломова и Штольца. Два разных человека, два разных взгляда на жизнь.
Роман заставляет задуматься о смысле жизни, о том, как важно найти свой путь и не поддаваться лени и апатии.
Несмотря на трагичность финала, роман оставляет светлое чувство. Ведь в душе Обломова все-таки жила любовь и доброта.
Язык романа просто великолепен! Гончаров — настоящий мастер слова.
Любовная линия Обломова и Ольги очень трогательная и драматичная. Жаль, что Илья Ильич не смог оценить по достоинству любовь такой женщины.
Образ Штольца — это идеал деятельного и энергичного человека. Но даже он не смог победить «обломовщину» в своем друге.