Образ Мазепы в поэме Пушкина «Полтава»

Образ Мазепы в поэме Пушкина "Полтава" Краткие пересказы

Краткое содержание поэмы «Полтава»

В поэме «Полтава» А.​С.​ Пушкин переплетает исторические события Северной войны с любовной драмой.​ Гетман Мазепа, одержимый страстью к Марии, дочери своего соратника Кочубея, предает Петра I и переходит на сторону шведского короля Карла XII.​

Предыстория Полтавской битвы и любовная линия Марии

В начале XVIII века Европа охвачена огнем Северной войны.​ Шведский король Карл XII громит врагов, стремясь к безраздельному господству.​ На Украине, раздираемой внутренними противоречиями, закипает драма.​ Старый гетман Мазепа, некогда верный соратник русского царя Петра I, пленившись красотой юной Марии, дочери своего сподвижника Кочубея, воспылал к ней непозволительной страстью.​ Мария, нежная и мечтательная девушка, влюбляется в старого гетмана, видя в нем героя, защитника родной земли.​ Она не подозревает о его коварных планах ⏤ изменить России и перейти на сторону Карла XII, надеясь с его помощью обрести независимость Украины.​

Любовная линия Марии и Мазепы становится фоном для развертывания масштабных исторических событий.​ Кочубей, узнав о предательских замыслах Мазепы и его чувствах к Марии, пытается открыть правду царю Петру.​ Однако Мазепа, хитрый и изворотливый политик, опережает своего бывшего друга.​ Он обвиняет Кочубея в измене, и Петр, не желая верить в предательство Мазепы, приказывает казнить старого полковника.​

Измена Мазепы и казнь Кочубея

Кочубей, глубоко преданный Петру I и потрясенный страстью Мазепы к своей дочери, решает открыть царю глаза на предательство гетмана.​ Он тайно отправляет гонца с письмом, в котором изобличает Мазепу в измене и раскрывает его планы о союзе с Карлом XII.​ Однако Мазепа, опытный царедворец, предугадывает действия Кочубея.​ Он сам обвиняет бывшего друга в клевете и измене, подкрепляя свои слова ложными доказательствами.​

Петр I, доверявший Мазепе и не допускавший мысли о его предательстве, оказывается в замешательстве.​ Он не хочет верить в измену старого соратника, но и улики против Кочубея кажутся неопровержимыми.​ Разрываясь между доверием к Мазепе и уважением к Кочубею, Петр принимает роковое решение ⎻ казнить старого полковника.​

Полтавская баталия и судьбы героев

Грянула Полтавская битва ⏤ кульминация поэмы.​ Войска Петра I, вдохновленные мужеством своего царя, сокрушают шведскую армию.​ Карл XII, раненый и сломленный, бежит с поля боя. Мазепа, предательство которого открылось, вместе с горсткой казаков следует за ним.​

Мария, потрясенная смертью отца и предательством любимого, теряет рассудок.​ Она не может примирить образ героя, которому отдала свое сердце, с образом изменника и убийцы. Обезумев от горя, она бродит по полю битвы среди трупов, не узнавая никого.

В финале поэмы Пушкин показывает Петра I, торжествующего победу. Россия, одержав победу под Полтавой, утвердила свое могущество на Балтике. Однако цена этой победы оказалась высока ⏤ предательство, смерть, разбитые сердца.​

Образ Мазепы в поэме «Полтава»

Критика образа Мазепы в западноевропейской литературе

До Пушкина образ Мазепы не был однозначно отрицательным.​ В западноевропейской литературе, особенно в романтической традиции, Мазепа часто изображался как борец за свободу своей родины, трагический герой, бросивший вызов могущественной России. Ярким примером такого восприятия является поэма Дж. Байрона «Мазепа» (1819), где гетман предстает жертвой тирании, человеком страсти и отваги.

Романтики видели в Мазепе бунтаря, бросающего вызов деспотизму, его образ был окутан ореолом романтического бунтарства.​ В западноевропейской литературе преобладала тенденция идеализировать Мазепу, преувеличивая его роль в борьбе за независимость Украины и умалчивая о его предательстве.​

Негативное изображение Мазепы Пушкиным

Пушкин, пиша «Полтаву», стремился разрушить романтический ореол вокруг Мазепы, созданный западноевропейской литературой. В его поэме Мазепа ⏤ не герой-бунтарь, а предатель, руководимый не столько любовью к родине, сколько личными амбициями и страстью к молодой Марии.​ Пушкин подчеркивает его старость, лицемерие, коварство.​

В отличие от романтиков, идеализировавших Мазепу, Пушкин показывает его жестокость, готовность жертвовать друзьями и соратниками ради достижения своих целей.​ Казнь Кочубея, верного сподвижника, из-за любви к его дочери предстает как верх коварства и беспринципности Мазепы.​

Коротко о главных персонажах

Мазепа

Старый гетман Левобережной Украины, историческая личность, выведенная Пушкиным как сложный и противоречивый персонаж. С одной стороны, это опытный политик, хитрый и изворотливый дипломат, с другой — предатель, руководимый личными амбициями и страстью к молодой Марии. Пушкин не оправдывает его предательство, но и не демонизирует его образ, показывая Мазепу как трагическую фигуру, сломленную страстями и амбициями.​

Петр I

Царь России, противопоставлен Мазепе как антипод.​ Молодой, энергичный, решительный правитель, целеустремленно ведущий Россию к величию.​ Он искренне привязан к Мазепе, видит в нем соратника и друга, поэтому ему трудно поверить в его предательство.​ Образ Петра в поэме — это образ великого реформатора, готового на все ради блага Отечества.​

Мария

Дочь Кочубея, возлюбленная Мазепы.​ Юная, нежная, романтичная девушка, она оказывается втянутой в вихрь исторических событий и становится жертвой политических интриг и мужских страстей.​ Любовь Марии к Мазепе обречена с самого начала, она не выдерживает испытания предательством и смертью отца.​ В конце поэмы Мария лишается рассудка, что символизирует трагизм ее судьбы и разрушительную силу истории.

Кочубей

Генеральный судья Войска Запорожского, отец Марии.​ Честный, благородный, преданный Петру I и Отечеству.​ Он становится жертвой клеветы Мазепы и погибает по ложному обвинению в измене.​ Смерть Кочубея , это символ жертвенности во имя долга и верности.

Краткий вывод

«Полтава» А.С.​ Пушкина — это не просто историческая поэма, описывающая одно из ключевых событий Северной войны.​ Это философское размышление о сложности исторического процесса, о роли личности в истории, о столкновении личных страстей и государственных интересов.​

Пушкин показывает, что история , это не только череда битв и политических интриг, но и трагедии отдельных людей, втянутых в вихрь событий.​ Судьбы Мазепы, Кочубея, Марии , это примеры того, как история ломает жизни, разрушает судьбы, проверяет на прочность человеческие чувства.​

В поэме поднимаются важные нравственные проблемы⁚ долг и чувство, верность и предательство, цена победы и горечь поражения.​ Пушкин не дает однозначных ответов, он заставляет читателя задуматься над этими вопросами, взглянуть на историю с разных сторон.​

«Полтава» — это не только памятник русской воинской славе, но и предостережение потомкам о том, какой страшной ценой достаются победы, и к каким трагическим последствиям могут привести амбиции и предательство.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Вадим

    Интересный анализ! Особенно понравилась связь любовной драмы с историческими событиями. Мазепа представлен неоднозначно, что заставляет задуматься.

  2. Алексей

    Неплохо, но слишком коротко. Хотелось бы больше подробностей о Марии и ее чувствах.

  3. Екатерина

    Трагическая история любви и предательства! Всегда поражалась, как Пушкин умел передать накал страстей.

  4. Сергей

    Спасибо за краткий пересказ! Очень помогло вспомнить сюжет перед экзаменом.

  5. Ирина

    Интересно было бы узнать, как Пушкин описывает саму Полтавскую битву. Она занимает важное место в поэме?

  6. Ольга

    Кратко и по делу! Теперь захотелось перечитать «Полтаву», освежить в памяти детали.

  7. Дмитрий

    Хороший обзор, но хотелось бы больше узнать о роли Петра I в этой истории. Как он реагировал на события?