Образ невежества в комедии Фонвизина «Недоросль»

Образ невежества в комедии Фонвизина "Недоросль" Краткие пересказы

Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», написанная в 1781 году, является ярким образцом классицизма в русской литературе.​ В центре сюжета ౼ невежественная и деспотичная помещица Простакова, стремящаяся женить своего необразованного сына Митрофанушку на богатой наследнице Софье.​

Действие первое⁚ Знакомство с Простаковыми и появление Софьи

Действие первое комедии «Недоросль» разворачивается в поместье госпожи Простаковой.​ С самого начала пьесы перед нами предстает невежественная и властная помещица, тиранящая как своих крепостных, так и собственного мужа.​ Она недовольна работой портного Тришки, который сшил не по размеру кафтан для ее любимого сына, шестнадцатилетнего Митрофанушки.​

Митрофанушка – избалованный и ленивый недоросль, являющийся ярким примером негативного влияния бездуховности и невежества дворянства.​ Он не проявляет никакого интереса к учебе и проводит время в праздности и обжорстве.​

Вскоре в имении Простаковых появляется Софья – молодая девушка, недавно осиротевшая и ставшая обладательницей большого состояния.​ Простакова, узнав о богатстве Софьи, решает женить на ней Митрофанушку, видя в этом браке лишь выгодную сделку.​

Одновременно с Софьей в имение прибывает и ее дядя – Стародум, человек чести и высоких моральных принципов.​ Он возмущен поведением Простаковой и ее планами относительно Софьи.​ Стародум представляет собой противоположность Простаковым – он просвещенный и благородный человек, ценящий в людях духовные качества и образование.​

В первом действии Фонвизин мастерски обрисовывает характеры главных героев, создавая яркие и сатирические образы представителей невежественного дворянства.​ Конфликт между Простаковой и Стародумом намечает основную проблематику пьесы⁚ противостояние невежества и просвещения, жестокости и гуманности.​

Действие второе⁚ Приезд Стародума и выбор Софьи

Второе действие «Недоросля» начинается с прибытия в поместье Простаковых Стародума.​ Его появление вносит существенные коррективы в планы жадной помещицы.​ Стародум, будучи человеком проницательным, сразу раскусывает корыстные замыслы Простаковой и её брата Скотинина, также претендующего на руку Софьи и её богатство.​

Стародум отстаивает право Софьи на самостоятельный выбор супруга, считая, что в браке важны не материальные блага, а взаимная любовь и уважение.​ Он противопоставляет меркантильным интересам Простаковых и Скотинина свои высокие моральные принципы, подчеркивая, что истинное счастье невозможно построить на лжи, принуждении и расчёте.

В этом действии также происходит встреча Софьи с её возлюбленным – офицером Милоном.​ Молодые люди счастливы вновь обрести друг друга после долгой разлуки.​ Милон – образ честного, благородного и смелого офицера, является полной противоположностью невежественному и ленивому Митрофанушке.​ Выбор Софьи очевиден⁚ её сердце принадлежит Милону.​

Появление Стародума и Милона усиливает конфликт между просвещением и невежеством, честью и беспринципностью.​ Стародум становится главным идеологическим противником Простаковой, обличая её жестокость, невежество и пренебрежение к моральным ценностям.

Действие третье⁚ Испытание Митрофанушки и коварный план Простаковой

В третьем действии комедии «Недоросль» напряжение нарастает.​ Стародум, желая убедиться в несостоятельности Митрофанушки как жениха для Софьи, устраивает ему своеобразный экзамен.​ Он просит юношу продемонстрировать свои знания и навыки, полученные за годы учения.​

Испытание Митрофанушки превращается в фарс.​ Недоросль, несмотря на долгие годы обучения, демонстрирует полное невежество и неспособность к какому-либо серьёзному занятию. Он путает простейшие понятия, не может связно выразить свои мысли и демонстрирует удручающую картину умственного и духовного убожества.

Простакова, осознавая, что её сын с треском провалил испытание, решается на отчаянный шаг.​ Она разрабатывает коварный план по похищению Софьи с целью насильственного венчания с Митрофанушкой.​ В этом ей помогает брат Скотинин, готовый на все ради получения богатства племянницы.​

Третье действие ярко показывает пропасть, которая лежит между миром просвещения, представленным Стародумом и Софьей, и миром невежества, воплощённым в образах Простаковой, Скотинина и Митрофанушки.​ План по похищению Софьи становится кульминацией противостояния этих двух миров, предвещая неизбежность развязки.​

Действие четвёртое и пятое⁚ Разоблачение Простаковых и торжество справедливости

В четвёртом и пятом действиях «Недоросля» Фонвизин демонстрирует торжество справедливости и крах коварных планов Простаковой.​ Попытка похищения Софьи терпит неудачу благодаря вмешательству Правдина – честного и неподкупного чиновника, ставшего свидетелем злодеяний помещицы.

Правдин, обладающий властью и руководствующийся законом и справедливостью, разоблачает преступления Простаковой против крестьян и её жестокое обращение с домочадцами.​ Он лишает её права распоряжаться имением и крепостными, передавая их под опеку государства.

Митрофанушка, лишившись материнской поддержки и покровительства, демонстрирует свою истинную натуру.​ Он отрекается от Простаковой, проявляя черствость и равнодушие к её судьбе.​ Этот поступок подчеркивает духовную нищету и безнравственность недоросля, воспитанного в атмосфере жадности, лжи и жестокости.​

В финале комедии добродетель торжествует.​ Софья обретает счастье с любимым человеком – Милоном.​ Стародум, довольный исходом событий, благословляет их союз.​ Простакова же остаётся в полном одиночестве, пожина плоды своих злодеяний и невежества.​

«Недоросль» ౼ это не просто комедия, а настоящая социальная сатира, обличающая пороки дворянского сословия XVIII века.​ Фонвизин призывает к просвещению, гуманности и воспитанию в молодом поколении высоких моральных качеств.​

Коротко о главных персонажах

В комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин создает яркую галерею персонажей, каждый из которых воплощает определенный тип и социальную группу России XVIII века.

Госпожа Простакова

Глава семейства Простаковых, властная и жестокая помещица.​ Она тиранизирует как своих крепостных, так и собственную семью.​ Простакова – воплощение невежества, жадности и беспринципности.​ Она не видит необходимости в образовании и воспитании, считая, что главное в жизни – богатство и власть.​ Её речь груба и неотесанна, что ещё ярче подчеркивает её внутреннюю убогость.​

Митрофан

Сын Простаковой, шестнадцатилетний недоросль, в честь которого названа пьеса. Митрофан – избалованный и ленивый юноша, не проявляющий интереса ни к чему, кроме еды и развлечений.​ Годы учения не принесли ему никаких результатов⁚ он остаётся невежественным и недалеким. В конце пьесы он предает свою мать, демонстрируя полное бездушие и отсутствие каких-либо моральных принципов.​

Тарас Скотинин

Брат госпожи Простаковой, глупый и невежественный помещик.​ Скотинин страстно увлечён свиньями, которых считает верхом совершенства.​ Он также претендует на руку Софьи, желая заполучить её богатство.​ В образе Скотинина Фонвизин высмеивает животную сущность некоторых представителей дворянства, их примитивность и отсутствие духовных интересов.​

Софья

Племянница Стародума, молодая девушка, осиротевшая и ставшая наследницей большого состояния.​ Софья – воплощение благоразумия, скромности и высоких моральных качеств.​ Она стремится к знаниям, ценит в людях душевные качества и искренние чувства.​ Софья противопоставлена Простаковой и её сыну как носительница истинных человеческих ценностей.​

Стародум

Дядя Софьи, честный и просвещённый дворянин старого закала.​ Он противостоит невежеству и жестокости Простаковой, отстаивая право Софьи на счастье и свободный выбор.​ Стародум – главный носитель идей просвещения в комедии.​ Он утверждает, что истинное дворянство проявляется не в происхождении, а в благородстве души, честности и стремлении к знаниям.​

Правдин

Молодой чиновник, представляющий власть и закон.​ Он честен, справедлив и не боится противостоять злоупотреблениям власти. Правдин становится защитником Софьи и крестьян, страдающих от произвола Простаковой.​ Его образ символизирует надежду на торжество справедливости и разумного начала в общественной жизни.​

Милон

Возлюбленный Софьи, молодой офицер.​ Милон – образ честного, благородного и смелого человека.​ Он искренне любит Софью и готов на все ради её счастья.​ Милон противопоставлен Митрофанушке как пример достойного и образованного молодого человека.​

Краткий вывод

Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», написанная в 1781 году, остается актуальной и по сей день, поскольку затрагивает вечные темы⁚ воспитания, образования, социального неравенства и нравственности.

Главный объект сатиры Фонвизина – невежество и деспотизм провинциального дворянства, представленное в образах госпожи Простаковой, её брата Скотинина и сына Митрофанушки.​ Автор высмеивает их невежество, жадность, жестокость и пренебрежение к образованию.​

Противопоставлением «недорослям» выступают положительные герои комедии⁚ Стародум, Софья, Правдин и Милон.​ Они представляют собой идеал просвещённого, честного и нравственно целостного человека.​

Фонвизин утверждает, что истинное дворянство проявляется не в происхождении и богатстве, а в благородстве души, высоких моральных принципах и стремлении к знаниям.​ Образование и воспитание, по мнению автора, – важнейшие условия формирования достойной личности и процветания общества.​

В конце комедии добро торжествует над злом.​ Софья находит свое счастье с Милоном, а Простакова, лишившись власти и покровительства, остается в одиночестве, пожина плоды своих злодеяний.​

«Недоросль» – это не просто комедия, а настоящий манифест просвещения, призывающий к борьбе с невежеством, произволом и несправедливостью.​ Пьеса напоминает о важности образования, воспитания и нравственных ценностей в жизни каждого человека и общества в целом.​ Именно поэтому она не теряет своей актуальности и в наши дни, заставляя задуматься о важных социальных и нравственных проблемах.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Дмитрий Петров

    Интересно наблюдать за развитием конфликта между Простаковой и Стародумом, олицетворяющими собой две противоположности.

  2. Алексей Новиков

    Пьеса читается легко и с интересом, несмотря на то, что написана более двух веков назад.

  3. Сергей Попов

    Образ Стародума воплощает в себе идеалы Просвещения — разум, честь, благородство.

  4. Ольга Иванова

    Митрофанушка — собирательный образ избалованного и невежественного «недоросля», ставшего жертвой порочной системы воспитания.

  5. Андрей Кузнецов

    Язык комедии живой и остроумный, Фонвизин виртуозно использует просторечия и сатирические приемы.

  6. Анна Соколова

    Несмотря на комедийный жанр, пьеса поднимает серьезные вопросы о воспитании, образовании и нравственности.

  7. Екатерина Смирнова

    Фонвизин мастерски высмеивает невежество и деспотизм Простаковой, делая ее образ символом невежественности дворянства того времени.

  8. Мария Лебедева

    Комедия «Недоросль» актуальна и в наши дни, ведь проблемы воспитания и образования не теряют своей значимости.