Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», написанная в 1781 году, является ярким образцом классицизма в русской литературе. В центре сюжета ౼ невежественная и деспотичная помещица Простакова, стремящаяся женить своего необразованного сына Митрофанушку на богатой наследнице Софье.
- Действие первое⁚ Знакомство с Простаковыми и появление Софьи
- Действие второе⁚ Приезд Стародума и выбор Софьи
- Действие третье⁚ Испытание Митрофанушки и коварный план Простаковой
- Действие четвёртое и пятое⁚ Разоблачение Простаковых и торжество справедливости
- Коротко о главных персонажах
- Госпожа Простакова
- Митрофан
- Тарас Скотинин
- Софья
- Стародум
- Правдин
- Милон
- Краткий вывод
Действие первое⁚ Знакомство с Простаковыми и появление Софьи
Действие первое комедии «Недоросль» разворачивается в поместье госпожи Простаковой. С самого начала пьесы перед нами предстает невежественная и властная помещица, тиранящая как своих крепостных, так и собственного мужа. Она недовольна работой портного Тришки, который сшил не по размеру кафтан для ее любимого сына, шестнадцатилетнего Митрофанушки.
Митрофанушка – избалованный и ленивый недоросль, являющийся ярким примером негативного влияния бездуховности и невежества дворянства. Он не проявляет никакого интереса к учебе и проводит время в праздности и обжорстве.
Вскоре в имении Простаковых появляется Софья – молодая девушка, недавно осиротевшая и ставшая обладательницей большого состояния. Простакова, узнав о богатстве Софьи, решает женить на ней Митрофанушку, видя в этом браке лишь выгодную сделку.
Одновременно с Софьей в имение прибывает и ее дядя – Стародум, человек чести и высоких моральных принципов. Он возмущен поведением Простаковой и ее планами относительно Софьи. Стародум представляет собой противоположность Простаковым – он просвещенный и благородный человек, ценящий в людях духовные качества и образование.
В первом действии Фонвизин мастерски обрисовывает характеры главных героев, создавая яркие и сатирические образы представителей невежественного дворянства. Конфликт между Простаковой и Стародумом намечает основную проблематику пьесы⁚ противостояние невежества и просвещения, жестокости и гуманности.
Действие второе⁚ Приезд Стародума и выбор Софьи
Второе действие «Недоросля» начинается с прибытия в поместье Простаковых Стародума. Его появление вносит существенные коррективы в планы жадной помещицы. Стародум, будучи человеком проницательным, сразу раскусывает корыстные замыслы Простаковой и её брата Скотинина, также претендующего на руку Софьи и её богатство.
Стародум отстаивает право Софьи на самостоятельный выбор супруга, считая, что в браке важны не материальные блага, а взаимная любовь и уважение. Он противопоставляет меркантильным интересам Простаковых и Скотинина свои высокие моральные принципы, подчеркивая, что истинное счастье невозможно построить на лжи, принуждении и расчёте.
В этом действии также происходит встреча Софьи с её возлюбленным – офицером Милоном. Молодые люди счастливы вновь обрести друг друга после долгой разлуки. Милон – образ честного, благородного и смелого офицера, является полной противоположностью невежественному и ленивому Митрофанушке. Выбор Софьи очевиден⁚ её сердце принадлежит Милону.
Появление Стародума и Милона усиливает конфликт между просвещением и невежеством, честью и беспринципностью. Стародум становится главным идеологическим противником Простаковой, обличая её жестокость, невежество и пренебрежение к моральным ценностям.
Действие третье⁚ Испытание Митрофанушки и коварный план Простаковой
В третьем действии комедии «Недоросль» напряжение нарастает. Стародум, желая убедиться в несостоятельности Митрофанушки как жениха для Софьи, устраивает ему своеобразный экзамен. Он просит юношу продемонстрировать свои знания и навыки, полученные за годы учения.
Испытание Митрофанушки превращается в фарс. Недоросль, несмотря на долгие годы обучения, демонстрирует полное невежество и неспособность к какому-либо серьёзному занятию. Он путает простейшие понятия, не может связно выразить свои мысли и демонстрирует удручающую картину умственного и духовного убожества.
Простакова, осознавая, что её сын с треском провалил испытание, решается на отчаянный шаг. Она разрабатывает коварный план по похищению Софьи с целью насильственного венчания с Митрофанушкой. В этом ей помогает брат Скотинин, готовый на все ради получения богатства племянницы.
Третье действие ярко показывает пропасть, которая лежит между миром просвещения, представленным Стародумом и Софьей, и миром невежества, воплощённым в образах Простаковой, Скотинина и Митрофанушки. План по похищению Софьи становится кульминацией противостояния этих двух миров, предвещая неизбежность развязки.
Действие четвёртое и пятое⁚ Разоблачение Простаковых и торжество справедливости
В четвёртом и пятом действиях «Недоросля» Фонвизин демонстрирует торжество справедливости и крах коварных планов Простаковой. Попытка похищения Софьи терпит неудачу благодаря вмешательству Правдина – честного и неподкупного чиновника, ставшего свидетелем злодеяний помещицы.
Правдин, обладающий властью и руководствующийся законом и справедливостью, разоблачает преступления Простаковой против крестьян и её жестокое обращение с домочадцами. Он лишает её права распоряжаться имением и крепостными, передавая их под опеку государства.
Митрофанушка, лишившись материнской поддержки и покровительства, демонстрирует свою истинную натуру. Он отрекается от Простаковой, проявляя черствость и равнодушие к её судьбе. Этот поступок подчеркивает духовную нищету и безнравственность недоросля, воспитанного в атмосфере жадности, лжи и жестокости.
В финале комедии добродетель торжествует. Софья обретает счастье с любимым человеком – Милоном. Стародум, довольный исходом событий, благословляет их союз. Простакова же остаётся в полном одиночестве, пожина плоды своих злодеяний и невежества.
«Недоросль» ౼ это не просто комедия, а настоящая социальная сатира, обличающая пороки дворянского сословия XVIII века. Фонвизин призывает к просвещению, гуманности и воспитанию в молодом поколении высоких моральных качеств.
Коротко о главных персонажах
В комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин создает яркую галерею персонажей, каждый из которых воплощает определенный тип и социальную группу России XVIII века.
Госпожа Простакова
Глава семейства Простаковых, властная и жестокая помещица. Она тиранизирует как своих крепостных, так и собственную семью. Простакова – воплощение невежества, жадности и беспринципности. Она не видит необходимости в образовании и воспитании, считая, что главное в жизни – богатство и власть. Её речь груба и неотесанна, что ещё ярче подчеркивает её внутреннюю убогость.
Митрофан
Сын Простаковой, шестнадцатилетний недоросль, в честь которого названа пьеса. Митрофан – избалованный и ленивый юноша, не проявляющий интереса ни к чему, кроме еды и развлечений. Годы учения не принесли ему никаких результатов⁚ он остаётся невежественным и недалеким. В конце пьесы он предает свою мать, демонстрируя полное бездушие и отсутствие каких-либо моральных принципов.
Тарас Скотинин
Брат госпожи Простаковой, глупый и невежественный помещик. Скотинин страстно увлечён свиньями, которых считает верхом совершенства. Он также претендует на руку Софьи, желая заполучить её богатство. В образе Скотинина Фонвизин высмеивает животную сущность некоторых представителей дворянства, их примитивность и отсутствие духовных интересов.
Софья
Племянница Стародума, молодая девушка, осиротевшая и ставшая наследницей большого состояния. Софья – воплощение благоразумия, скромности и высоких моральных качеств. Она стремится к знаниям, ценит в людях душевные качества и искренние чувства. Софья противопоставлена Простаковой и её сыну как носительница истинных человеческих ценностей.
Стародум
Дядя Софьи, честный и просвещённый дворянин старого закала. Он противостоит невежеству и жестокости Простаковой, отстаивая право Софьи на счастье и свободный выбор. Стародум – главный носитель идей просвещения в комедии. Он утверждает, что истинное дворянство проявляется не в происхождении, а в благородстве души, честности и стремлении к знаниям.
Правдин
Молодой чиновник, представляющий власть и закон. Он честен, справедлив и не боится противостоять злоупотреблениям власти. Правдин становится защитником Софьи и крестьян, страдающих от произвола Простаковой. Его образ символизирует надежду на торжество справедливости и разумного начала в общественной жизни.
Милон
Возлюбленный Софьи, молодой офицер. Милон – образ честного, благородного и смелого человека. Он искренне любит Софью и готов на все ради её счастья. Милон противопоставлен Митрофанушке как пример достойного и образованного молодого человека.
Краткий вывод
Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», написанная в 1781 году, остается актуальной и по сей день, поскольку затрагивает вечные темы⁚ воспитания, образования, социального неравенства и нравственности.
Главный объект сатиры Фонвизина – невежество и деспотизм провинциального дворянства, представленное в образах госпожи Простаковой, её брата Скотинина и сына Митрофанушки. Автор высмеивает их невежество, жадность, жестокость и пренебрежение к образованию.
Противопоставлением «недорослям» выступают положительные герои комедии⁚ Стародум, Софья, Правдин и Милон. Они представляют собой идеал просвещённого, честного и нравственно целостного человека.
Фонвизин утверждает, что истинное дворянство проявляется не в происхождении и богатстве, а в благородстве души, высоких моральных принципах и стремлении к знаниям. Образование и воспитание, по мнению автора, – важнейшие условия формирования достойной личности и процветания общества.
В конце комедии добро торжествует над злом. Софья находит свое счастье с Милоном, а Простакова, лишившись власти и покровительства, остается в одиночестве, пожина плоды своих злодеяний.
«Недоросль» – это не просто комедия, а настоящий манифест просвещения, призывающий к борьбе с невежеством, произволом и несправедливостью. Пьеса напоминает о важности образования, воспитания и нравственных ценностей в жизни каждого человека и общества в целом. Именно поэтому она не теряет своей актуальности и в наши дни, заставляя задуматься о важных социальных и нравственных проблемах.
Интересно наблюдать за развитием конфликта между Простаковой и Стародумом, олицетворяющими собой две противоположности.
Пьеса читается легко и с интересом, несмотря на то, что написана более двух веков назад.
Образ Стародума воплощает в себе идеалы Просвещения — разум, честь, благородство.
Митрофанушка — собирательный образ избалованного и невежественного «недоросля», ставшего жертвой порочной системы воспитания.
Язык комедии живой и остроумный, Фонвизин виртуозно использует просторечия и сатирические приемы.
Несмотря на комедийный жанр, пьеса поднимает серьезные вопросы о воспитании, образовании и нравственности.
Фонвизин мастерски высмеивает невежество и деспотизм Простаковой, делая ее образ символом невежественности дворянства того времени.
Комедия «Недоросль» актуальна и в наши дни, ведь проблемы воспитания и образования не теряют своей значимости.