Общая информация о повести «Сорок первый»
Повесть «Сорок первый» Бориса Лавренева, впервые опубликованная в 1924 году, является одним из самых ярких произведений о Гражданской войне в России. В центре сюжета ⎯ история трагической любви красной партизанки Марютки и белогвардейского офицера Говорухи-Отрока, оказавшихся на необитаемом острове. Произведение, насыщенное драматизмом и психологизмом, исследует темы классовой борьбы, долга, любви и человечности в условиях революции.
Краткое содержание
Действие повести разворачивается в разгар Гражданской войны в Туркестане. После тяжелого боя с белогвардейцами небольшой отряд красноармейцев во главе с комиссаром Евсюковым оказывается отрезанным от своих в бескрайней пустыне. В числе бойцов — молодая девушка Марютка, меткий стрелок, на счету которой уже сорок убитых врагов.
Во время очередной схватки с белыми красноармейцы захватывают караван и берут в плен поручика Говоруху-Отрока, курьера Деникина. Марютке поручают охранять пленного. Путь по пустыне, жажда и голод истощают силы бойцов. Добравшись до берега, Евсюков отправляет Марютку, Говоруху-Отрока и еще двух бойцов в штаб на лодке.
Разразившийся шторм переворачивает лодку, и в живых остаются только Марютка и Говоруха-Отрок, выброшенные на пустынный остров. В суровых условиях Марютка ухаживает за раненым офицером. Между ними, несмотря на классовую ненависть и вражду, вспыхивают чувства.
Надежда на спасение рушится, когда на остров высаживаются белогвардейцы. Помня о своем долге перед революцией и приказе комиссара, Марютка стреляет в Говоруху-Отрока в тот момент, когда он уже готов был ступить на борт корабля.
Исторический контекст
Повесть «Сорок первый» написана в 1924 году, в период становления молодого Советского государства. Гражданская война, охватившая всю территорию бывшей Российской империи, еще не завершилась, но уже становилось понятно, какую цену пришлось заплатить за победу в классовой борьбе.
Лавренев, сам участник революции и Гражданской войны, в своей повести показывает не только героизм и самопожертвование людей, сражающихся за свои идеалы, но и трагизм этой борьбы, разрушающей человеческие судьбы.
Туркестан, где происходит действие повести, в начале 20 века был регионом с неустоявшейся политической обстановкой. Национальные движения, басмачество, столкновения интересов большевиков и белогвардейцев, все это создавало атмосферу хаоса и неопределенности.
«Сорок первый» , это попытка осмыслить происходящее, понять цену революции и ее влияние на жизнь отдельного человека.
Анализ произведения «Сорок первый»
Образы главных героев
Марютка — центральный персонаж повести. Она — яркий пример новой героини, рожденной революцией. Девушка из народа, с трудным детством, она впитала в себя идеалы революционной борьбы и безгранично предана им. Марютка — снайпер, хладнокровно убивающая врагов, что говорит о силе ее характера. Однако встреча с Говорухой-Отроком пробуждает в ней противоречивые чувства. Любовь и долг вступают в непримиримый конфликт, приводя к трагическому финалу.
Говоруха-Отрок — молодой белый офицер, представитель враждебного Марютке мира. Он храбр, благороден, образован, что выделяет его на фоне других белогвардейцев. Оказавшись в экстремальной ситуации, он проявляет лучшие человеческие качества. Его чувства к Марютке искренни, он готов отказаться от своих прежних убеждений ради любви. Однако он становится заложником исторических обстоятельств и жертвой собственного происхождения.
Тема любви и долга
Одной из ключевых тем повести «Сорок первый» является противоречие между личным чувством и долгом перед революцией, перед идеей. Любовь Марютки и Говорухи-Отрока возникает на фоне классовой ненависти, в атмосфере смертельной опасности. Это чувство противоречит всем их прежним представлениям о мире, о врагах и союзниках.
Марютка, воспитанная на идеалах революции, видит в Говорухе-Отроке классового врага. Ее долг — бороться с ним, а не любить. Однако чувства оказываются сильнее идеологических установок. Она начинает видеть в нем человека, достойного любви и сострадания.
Говоруха-Отрок, в свою очередь, готов отказаться от своих прежних убеждений ради любви к Марютке. Он видит в ней не только красивую девушку, но и сильную личность, вызывающую уважение. Однако трагический финал демонстрирует, что в условиях революции и гражданской войны нет места личным чувствам, а цена долга может оказаться слишком высокой.
Коротко о главных персонажах
В повести «Сорок первый» Бориса Лавренева немного действующих лиц, но каждое наделено яркими индивидуальными чертами, что делает их образы запоминающимися и заставляет задуматься о сложных перипетиях человеческих судеб в водовороте исторических событий.
Марютка
Марютка ⎯ главная героиня повести, молодая девушка-снайпер, сражающаяся на стороне красных. Ее образ является воплощением революционной эпохи⁚ решительная, бескомпромиссная, преданная идеалам революции до фанатизма. С детства познавшая нужду и лишения, она видит в классовой борьбе единственный путь к справедливости. Марютка – снайпер-виртуоз, на счету которой уже сорок убитых врагов. Она не испытывает страха и сомнений, выполняя свой революционный долг. Однако, встреча с Говорухой-Отроком, представителем враждебного мира, переворачивает ее жизнь, заставляя переосмыслить свои взгляды и принять трудное решение.
Говоруха-Отрок
Поручик Говоруха-Отрок — молодой белый офицер, противопоставленный Марютке и по социальному статусу, и по идеологическим убеждениям. Он происходит из дворянской среды, получил хорошее образование, обладает изысканными манерами. Говоруха-Отрок верен своему долгу, своей присяге, но в то же время он не лишен благородства и человечности. Попав в плен к красным, он не скрывает своего презрения к революции и ее идеалам. Однако, постепенно, в нем просыпаются человеческие чувства к Марютке, которая предстает перед ним не как бездушная машина для убийства, а как живая женщина, способная на любовь и сострадание.
Краткий вывод
Повесть Бориса Лавренева «Сорок первый» — это не просто история любви на фоне Гражданской войны. Это глубокое размышление о сложных вопросах долга, чести, гуманизма, о цене, которую приходиться платить за идеалы.
Автор не даёт однозначных ответов, заставляя читателя самостоятельно оценить поступки героев. Трагический финал, где Марютка убивает полюбившегося ей Говоруху-Отрока, подчиняясь революционному долгу, оставляет после себя тяжелое послевкусие. Он символизирует трагизм эпохи, где личное счастье часто приносилось в жертву идеалам.
«Сорок первый» — это произведение, которое не оставляет равнодушным и сегодня, заставляя задуматься о том, что происходит, когда в основу государственной идеологии кладется классовая ненависть и борьба.
Повесть Лавренева — это напоминание о том, что каждый человек достоин любви и сострадания, независимо от его политических взглядов и социального происхождения.
Концовка повести оставляет гнетущее впечатление. Трагический финал заставляет задуматься о бессмысленности войны и ее разрушительной силе.
Рекомендую к прочтению всем, кто интересуется историей России и хочет лучше понять события того времени.
Образ Марютки — один из самых ярких и запоминающихся в советской литературе. Хрупкая девушка, способная на решительные поступки ради своих идеалов, вызывает восхищение и уважение.
Язык произведения лаконичен и выразителен. Лавренев использует яркие метафоры и эпитеты, чтобы передать всю глубину переживаний своих героев.
Повесть «Сорок первый» — это классика русской литературы, которая не теряет своей актуальности и сегодня. Она заставляет задуматься о важных вопросах человеческого бытия: о любви, долге, чести.
Повесть «Сорок первый» — это не просто любовный роман, это глубокое размышление о цене революции, о том, как война калечит судьбы и заставляет делать нелегкий выбор.
Сильная история о любви и долге, разворачивающаяся на фоне трагических событий Гражданской войны. Лавренев мастерски передает атмосферу того времени, заставляя сопереживать героям, оказавшимся по разные стороны баррикад.