Общая информация о повести Сорок первый

Общая информация о повести Сорок первый Краткие пересказы

Общая информация о повести «Сорок первый»

Повесть «Сорок первый» Бориса Лавренева, впервые опубликованная в 1924 году, является одним из самых ярких произведений о Гражданской войне в России.​ В центре сюжета ⎯ история трагической любви красной партизанки Марютки и белогвардейского офицера Говорухи-Отрока, оказавшихся на необитаемом острове.​ Произведение, насыщенное драматизмом и психологизмом, исследует темы классовой борьбы, долга, любви и человечности в условиях революции.​

Краткое содержание

Действие повести разворачивается в разгар Гражданской войны в Туркестане.​ После тяжелого боя с белогвардейцами небольшой отряд красноармейцев во главе с комиссаром Евсюковым оказывается отрезанным от своих в бескрайней пустыне. В числе бойцов — молодая девушка Марютка, меткий стрелок, на счету которой уже сорок убитых врагов.​

Во время очередной схватки с белыми красноармейцы захватывают караван и берут в плен поручика Говоруху-Отрока, курьера Деникина.​ Марютке поручают охранять пленного.​ Путь по пустыне, жажда и голод истощают силы бойцов. Добравшись до берега, Евсюков отправляет Марютку, Говоруху-Отрока и еще двух бойцов в штаб на лодке.

Разразившийся шторм переворачивает лодку, и в живых остаются только Марютка и Говоруха-Отрок, выброшенные на пустынный остров. В суровых условиях Марютка ухаживает за раненым офицером.​ Между ними, несмотря на классовую ненависть и вражду, вспыхивают чувства.​

Надежда на спасение рушится, когда на остров высаживаются белогвардейцы.​ Помня о своем долге перед революцией и приказе комиссара, Марютка стреляет в Говоруху-Отрока в тот момент, когда он уже готов был ступить на борт корабля.​

Исторический контекст

Повесть «Сорок первый» написана в 1924 году, в период становления молодого Советского государства.​ Гражданская война, охватившая всю территорию бывшей Российской империи, еще не завершилась, но уже становилось понятно, какую цену пришлось заплатить за победу в классовой борьбе.​

Лавренев, сам участник революции и Гражданской войны, в своей повести показывает не только героизм и самопожертвование людей, сражающихся за свои идеалы, но и трагизм этой борьбы, разрушающей человеческие судьбы.​

Туркестан, где происходит действие повести, в начале 20 века был регионом с неустоявшейся политической обстановкой.​ Национальные движения, басмачество, столкновения интересов большевиков и белогвардейцев, все это создавало атмосферу хаоса и неопределенности.​

«Сорок первый» , это попытка осмыслить происходящее, понять цену революции и ее влияние на жизнь отдельного человека.​

Анализ произведения «Сорок первый»

Образы главных героев

Марютка — центральный персонаж повести.​ Она — яркий пример новой героини, рожденной революцией.​ Девушка из народа, с трудным детством, она впитала в себя идеалы революционной борьбы и безгранично предана им.​ Марютка — снайпер, хладнокровно убивающая врагов, что говорит о силе ее характера.​ Однако встреча с Говорухой-Отроком пробуждает в ней противоречивые чувства.​ Любовь и долг вступают в непримиримый конфликт, приводя к трагическому финалу.​

Говоруха-Отрок — молодой белый офицер, представитель враждебного Марютке мира. Он храбр, благороден, образован, что выделяет его на фоне других белогвардейцев.​ Оказавшись в экстремальной ситуации, он проявляет лучшие человеческие качества.​ Его чувства к Марютке искренни, он готов отказаться от своих прежних убеждений ради любви.​ Однако он становится заложником исторических обстоятельств и жертвой собственного происхождения.​

Тема любви и долга

Одной из ключевых тем повести «Сорок первый» является противоречие между личным чувством и долгом перед революцией, перед идеей.​ Любовь Марютки и Говорухи-Отрока возникает на фоне классовой ненависти, в атмосфере смертельной опасности.​ Это чувство противоречит всем их прежним представлениям о мире, о врагах и союзниках.​

Марютка, воспитанная на идеалах революции, видит в Говорухе-Отроке классового врага. Ее долг — бороться с ним, а не любить.​ Однако чувства оказываются сильнее идеологических установок. Она начинает видеть в нем человека, достойного любви и сострадания.​

Говоруха-Отрок, в свою очередь, готов отказаться от своих прежних убеждений ради любви к Марютке.​ Он видит в ней не только красивую девушку, но и сильную личность, вызывающую уважение.​ Однако трагический финал демонстрирует, что в условиях революции и гражданской войны нет места личным чувствам, а цена долга может оказаться слишком высокой.

Коротко о главных персонажах

В повести «Сорок первый» Бориса Лавренева немного действующих лиц, но каждое наделено яркими индивидуальными чертами, что делает их образы запоминающимися и заставляет задуматься о сложных перипетиях человеческих судеб в водовороте исторических событий.

Марютка

Марютка ⎯ главная героиня повести, молодая девушка-снайпер, сражающаяся на стороне красных.​ Ее образ является воплощением революционной эпохи⁚ решительная, бескомпромиссная, преданная идеалам революции до фанатизма.​ С детства познавшая нужду и лишения, она видит в классовой борьбе единственный путь к справедливости.​ Марютка – снайпер-виртуоз, на счету которой уже сорок убитых врагов.​ Она не испытывает страха и сомнений, выполняя свой революционный долг.​ Однако, встреча с Говорухой-Отроком, представителем враждебного мира, переворачивает ее жизнь, заставляя переосмыслить свои взгляды и принять трудное решение.

Говоруха-Отрок

Поручик Говоруха-Отрок — молодой белый офицер, противопоставленный Марютке и по социальному статусу, и по идеологическим убеждениям.​ Он происходит из дворянской среды, получил хорошее образование, обладает изысканными манерами. Говоруха-Отрок верен своему долгу, своей присяге, но в то же время он не лишен благородства и человечности.​ Попав в плен к красным, он не скрывает своего презрения к революции и ее идеалам.​ Однако, постепенно, в нем просыпаются человеческие чувства к Марютке, которая предстает перед ним не как бездушная машина для убийства, а как живая женщина, способная на любовь и сострадание.​

Краткий вывод

Повесть Бориса Лавренева «Сорок первый» — это не просто история любви на фоне Гражданской войны.​ Это глубокое размышление о сложных вопросах долга, чести, гуманизма, о цене, которую приходиться платить за идеалы.​

Автор не даёт однозначных ответов, заставляя читателя самостоятельно оценить поступки героев.​ Трагический финал, где Марютка убивает полюбившегося ей Говоруху-Отрока, подчиняясь революционному долгу, оставляет после себя тяжелое послевкусие.​ Он символизирует трагизм эпохи, где личное счастье часто приносилось в жертву идеалам.​

«Сорок первый» — это произведение, которое не оставляет равнодушным и сегодня, заставляя задуматься о том, что происходит, когда в основу государственной идеологии кладется классовая ненависть и борьба.​

Повесть Лавренева — это напоминание о том, что каждый человек достоин любви и сострадания, независимо от его политических взглядов и социального происхождения.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Иван

    Концовка повести оставляет гнетущее впечатление. Трагический финал заставляет задуматься о бессмысленности войны и ее разрушительной силе.

  2. Мария

    Рекомендую к прочтению всем, кто интересуется историей России и хочет лучше понять события того времени.

  3. Ольга

    Образ Марютки — один из самых ярких и запоминающихся в советской литературе. Хрупкая девушка, способная на решительные поступки ради своих идеалов, вызывает восхищение и уважение.

  4. Екатерина

    Язык произведения лаконичен и выразителен. Лавренев использует яркие метафоры и эпитеты, чтобы передать всю глубину переживаний своих героев.

  5. Алексей

    Повесть «Сорок первый» — это классика русской литературы, которая не теряет своей актуальности и сегодня. Она заставляет задуматься о важных вопросах человеческого бытия: о любви, долге, чести.

  6. Петр

    Повесть «Сорок первый» — это не просто любовный роман, это глубокое размышление о цене революции, о том, как война калечит судьбы и заставляет делать нелегкий выбор.

  7. Лидия

    Сильная история о любви и долге, разворачивающаяся на фоне трагических событий Гражданской войны. Лавренев мастерски передает атмосферу того времени, заставляя сопереживать героям, оказавшимся по разные стороны баррикад.