Вступление
Поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», написанная в 1837 году, переносит нас в эпоху Ивана Грозного. Это история о любви и ревности, чести и долге, власти и противостоянии ей.
Пир у царя Ивана Васильевича и тоска опричника Кирибеевича
В палатах белокаменных, убранных золотом и парчой, пирует царь Иван Васильевич, окруженный своей свитой – боярами знатными, опричниками верными. Льётся рекой медовуха хмельная, звучат песни хвалебные, славят гости грозного царя.
Но среди всеобщего веселья один лишь опричник, молодой Кирибеевич, сидит хмурый, в золотом ковше усов не мочит. Заметил царь его печаль, вопрошает участливо⁚ «Что не весел, Кирибеевич? Не по нраву ли тебе пир честной? Иль вина заморского мало пил? Аль обиду затаил на кого?»
И поведал тогда опричник царю о своей печали – томится сердце его от любви безответной к красавице одной, Алёне Дмитриевне. «Очи, – говорит, – у ней, словно звезды ясные, коса – словно русая пшеница, а стан – словно лебедушка белая». Но не отвечает красавица на его чувства, холодна к нему, словно лед.
Выслушал царь исповедь опричника, рассмеялся грозно⁚ «Не горюй, Кирибеевич! Быть может, не ведает красна девица о любви твоей пламенной. А коли ослушается – так не быть ей ни с кем! Быть ей твоей!» Не ведал царь, что Алёна Дмитриевна – жена замужняя, верная супругу своему, купцу Степану Парамоновичу Калашникову.
Так началась эта история, полная драматизма, столкновения страстей и неотвратимости судьбы. Пир царский, призванный веселить и радовать, стал предвестником грядущих трагических событий, положив начало цепи роковых случайностей и необратимых последствий;
Беда в семье купца Калашникова
Вечер опустился на Белокаменную, окрасив небо в багровые тона. В доме купца Степана Парамоновича Калашникова царило оживление⁚ младшие братья готовились ко сну, детишки резвились у печи. Сам хозяин, человек статный и суровый, с тревогой ждал жену – Алёну Дмитриевну, задерживавшуюся из церкви.
Наконец скрипнула дверь, и в горницу вошла Алёна – бледная, с растрёпанными косами, в разорванной одежде. Взгляд её был полон ужаса, руки дрожали. С рыданиями бросилась она к ногам мужа, ища защиты и утешения.
Долго не могла успокоиться Алёна Дмитриевна, но, собрав последние силы, рассказала о постигшем её несчастье. По пути из церкви на неё напал опричник царский – Кирибеевич. Осыпал её речами страстными, клялся в любви пылкой, силой обнимал, целовал. Чудом удалось ей вырваться из его рук, убежать, сохранив честь и достоинство.
Словно удар тяжёлой палицы обрушились слова жены на Степана Парамоновича. Разлилась по жилам ледяная ярость, сжимая сердце невыносимой болью. Опозорена жена, запятнана честь семьи – такого не прощают.
В эту ночь не сомкнул глаз купец Калашников, обдумывая страшную месть. Он знал – опричник находится под защитой царя, и добиться справедливости законным путём невозможно. Оставался лишь один выход – кулачный бой, где он сможет открыто вызвать обидчика и покарать по законам чести.
Кулачный бой и царский суд
На следующий день на берегу Москвы-реки собрался люд честной – посмотреть на кулачные бои, потешить душу удалью молодецкой. Прибыл и сам царь Иван Васильевич с боярами да опричниками – насладиться зрелищем ярым.
И вот вышел на снежный круг Степан Парамонович, да и вызвал Кирибеевича на бой честный. Подивился опричник дерзости купца, но от боя не уклонился – гордыня не позволила. Сошлись они в поединке яростном, кулаки мелькают, словно молнии в небе ночном.
Долго бились они, но сила и ярость Калашникова взяли верх. Смертельным ударом сразил он опричника, отомстив за поруганную честь семьи. Народ ликовал, славя купца за удаль и справедливость.
Однако радость победы была недолгой. Разгневался царь Иван Васильевич, увидев своего любимца бездыханным. Приказал он привести к себе Калашникова и вопрошал его грозно⁚ «За что ты, холоп, убил моего верного слугу?»
И поведал тогда Степан Парамонович царю о бесчестье, что навлек на его семью опричник. Не утаил ничего, говорил прямо, глядя в глаза грозному государю.
Потрясен был царь услышанным, но слово царское – закон. Осудил он Калашникова на смерть, признав его виновным в убийстве опричника.
Смерть Калашникова и значение его поступка
На следующее утро на площади людской собралась толпа – смотреть казнь Степана Парамоновича Калашникова. Пришел и царь с боярами, с опричниками верными. Молча стоял купец на плахе, с достоинством принимая свою судьбу.
Перед смертью обратился он к народу с речью пламенной. Сказал, что не раскаивается в содеянном, ибо защищал он честь семьи своей, жену любимую от поругания. Призвал он жить по совести, не бояться ни царя, ни бояр, стоять за правду до конца.
Кат занес топор, сверкнула сталь на солнце, и оборвалась жизнь Степана Калашникова. Но не канула в лету память о нем. Народ русский слагал песни о подвиге его, передавая из уст в уста историю о чести и доблести, о мужестве и верности.
Гибель Калашникова стала символом борьбы простого человека за свои права, за справедливость и человеческое достоинство. Он не покорился произволу власти, не побоялся бросить вызов сильному мира сего, защищая то, что было для него свято.
Образ Степана Парамоновича Калашникова актуален и по сей день, напоминая нам о том, что честь и совесть – не пустые слова, а нравственные ориентиры, которыми должен руководствоваться каждый человек, независимо от времени и обстоятельств.
Коротко о главных персонажах
В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтов создает яркие, запоминающиеся образы, воплощающие разные стороны русской души, разные представления о чести, долге и справедливости.
Степан Парамонович Калашников
Главный герой поэмы, удалой купец, воплощение чести, достоинства и верности. Он предан семье, любит жену и детей, честно трудится, пользуется уважением в народе. Столкнувшись с произволом и несправедливостью, Калашников не склоняет головы перед властью, а вступает в неравный бой, защищая честь своей семьи. Он прекрасно осознает, что его поступок приведет к трагическим последствиям, но не может поступить иначе, оставаясь верным своим нравственным принципам. Калашников – это образ русского человека, готового на самопожертвование ради правды и справедливости.
Кирибеевич
Молодой опричник, любимец царя Ивана Грозного. Он смел, решителен, но вместе с тем самонадеян и жесток. Будучи обласкан царской милостью, Кирибеевич привык к вседозволенности, не терпит отказа, не задумываясь о последствиях своих поступков. Его любовь к Алёне Дмитриевне – скорее страсть, ослепляющая и губительная. Кирибеевич не способен понять и принять отказ, его чувства граничат с одержимостью, что в итоге приводит к трагедии.
Царь Иван Васильевич (Грозный)
Исторический персонаж, царь всея Руси, показан в поэме как властитель суровый и противоречивый. С одной стороны, он стремится к справедливости, ценит честность и прямоту. С другой – он жесток, вспыльчив, склонен к деспотизму. Его решения не всегда справедливы, а действия продиктованы скорее эмоциями, чем здравым смыслом. Царь Иван Грозный в поэме – это образ власти, которая может быть как благом, так и злом, в зависимости от того, в чьих руках она находится.
Алёна Дмитриевна
Жена купца Калашникова, красавица, верная и любящая супруга, хранительница домашнего очага. Это образ идеальной русской женщины, преданной семье, чести и нравственности. Став жертвой домогательств Кирибеевича, Алёна Дмитриевна проявляет силу духа и стойкость, защищая свою честь. Её образ вносит в поэму ноты трагизма, подчеркивая противоречия эпохи и жестокие нравы времени.
Краткий вывод
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – это не просто увлекательная история, разворачивающаяся на фоне колоритного исторического антуража. Лермонтов создает произведение глубокое, многоплановое, поднимающее вечные вопросы о чести, долге, справедливости, соотношении личного и общественного, власти закона и закона совести.
Трагедия Степана Калашникова – это трагедия человека, столкнувшегося с произволом и несправедливостью. Он оказывается перед выбором⁚ сохранить жизнь, поступившись честью, или отстоять правду ценой собственной гибели. И Калашников выбирает второе, жертвуя собой ради высших нравственных ценностей.
Поэма Лермонтова – это не только история о прошлом, но и размышление о настоящем и будущем. Она напоминает о том, что нравственный выбор актуален во все времена. И каждый человек, оказавшись в ситуации выбора, должен руководствоваться собственной совестью, даже если этот выбор грозит ему серьезными последствиями.
В своей «Песне» Лермонтов воспевает лучшие черты русского национального характера⁚ смелость, честность, благородство, готовность постоять за правду, защитить слабых и обиженных. Образ Степана Калашникова становится символом несгибаемости духа, верности долгу и слову, готовности к самопожертвованию ради высоких идеалов.
Произведение Лермонтова, написанное в стиле народных песен и былин, проникнуто любовью к Родине, ее истории, культуре. «Песня про царя Ивана Васильевича.;.» не только воспроизводит колорит эпохи, но и поднимает важные нравственные проблемы, волнующие людей во все времена, что делает ее актуальной и по сей день.
Автор очень точно подметил, что пир у царя становится отправной точкой трагических событий. Это предзнаменование беды, которая неминуемо обрушится на героев.
Интересно будет прочитать размышления автора о том, какой смысл Лермонтов вложил в противостояние Кирибеевича и Калашникова. Ведь это не просто любовный треугольник, а столкновение разных мировоззрений.
Описание быта и нравов эпохи Ивана Грозного очень красочное и реалистичное. Чувствуется, что автор хорошо изучил исторический материал.
Жду не дождусь, когда автор дойдет до кульминации поэмы — поединка Кирибеевича и Калашникова! Это один из самых напряженных моментов произведения.
Прекрасное начало! Автор сразу погружает нас в атмосферу эпохи Ивана Грозного, используя яркие образы и выразительные детали. С нетерпением жду продолжения анализа!
Интересно, как автор раскроет тему столкновения царской воли и человеческой судьбы? Ведь уже в начале поэмы мы видим, что Кирибеевич не остановится ни перед чем, чтобы добиться желаемого.
Образ Кирибеевича вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, он пылкий влюбленный, с другой – готов пойти на преступление ради своей страсти.