Песня про купца Калашникова: Любовь, Честь и Месть в Эпоху Грозного Царя

Песня про купца Калашникова: Любовь, Честь и Месть в Эпоху Грозного Царя Краткие пересказы

Вступление

Поэма М.Ю.​ Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», написанная в 1837 году, переносит нас в эпоху Ивана Грозного. Это история о любви и ревности, чести и долге, власти и противостоянии ей.​

Пир у царя Ивана Васильевича и тоска опричника Кирибеевича

В палатах белокаменных, убранных золотом и парчой, пирует царь Иван Васильевич, окруженный своей свитой – боярами знатными, опричниками верными.​ Льётся рекой медовуха хмельная, звучат песни хвалебные, славят гости грозного царя.​

Но среди всеобщего веселья один лишь опричник, молодой Кирибеевич, сидит хмурый, в золотом ковше усов не мочит. Заметил царь его печаль, вопрошает участливо⁚ «Что не весел, Кирибеевич?​ Не по нраву ли тебе пир честной?​ Иль вина заморского мало пил? Аль обиду затаил на кого?​»

И поведал тогда опричник царю о своей печали – томится сердце его от любви безответной к красавице одной, Алёне Дмитриевне. «Очи, – говорит, – у ней, словно звезды ясные, коса – словно русая пшеница, а стан – словно лебедушка белая».​ Но не отвечает красавица на его чувства, холодна к нему, словно лед.​

Выслушал царь исповедь опричника, рассмеялся грозно⁚ «Не горюй, Кирибеевич!​ Быть может, не ведает красна девица о любви твоей пламенной. А коли ослушается – так не быть ей ни с кем! Быть ей твоей!» Не ведал царь, что Алёна Дмитриевна – жена замужняя, верная супругу своему, купцу Степану Парамоновичу Калашникову.​

Так началась эта история, полная драматизма, столкновения страстей и неотвратимости судьбы.​ Пир царский, призванный веселить и радовать, стал предвестником грядущих трагических событий, положив начало цепи роковых случайностей и необратимых последствий;

Беда в семье купца Калашникова

Вечер опустился на Белокаменную, окрасив небо в багровые тона.​ В доме купца Степана Парамоновича Калашникова царило оживление⁚ младшие братья готовились ко сну, детишки резвились у печи. Сам хозяин, человек статный и суровый, с тревогой ждал жену – Алёну Дмитриевну, задерживавшуюся из церкви.

Наконец скрипнула дверь, и в горницу вошла Алёна – бледная, с растрёпанными косами, в разорванной одежде. Взгляд её был полон ужаса, руки дрожали. С рыданиями бросилась она к ногам мужа, ища защиты и утешения.​

Долго не могла успокоиться Алёна Дмитриевна, но, собрав последние силы, рассказала о постигшем её несчастье.​ По пути из церкви на неё напал опричник царский – Кирибеевич.​ Осыпал её речами страстными, клялся в любви пылкой, силой обнимал, целовал.​ Чудом удалось ей вырваться из его рук, убежать, сохранив честь и достоинство.​

Словно удар тяжёлой палицы обрушились слова жены на Степана Парамоновича.​ Разлилась по жилам ледяная ярость, сжимая сердце невыносимой болью.​ Опозорена жена, запятнана честь семьи – такого не прощают.​

В эту ночь не сомкнул глаз купец Калашников, обдумывая страшную месть. Он знал – опричник находится под защитой царя, и добиться справедливости законным путём невозможно.​ Оставался лишь один выход – кулачный бой, где он сможет открыто вызвать обидчика и покарать по законам чести.​

Кулачный бой и царский суд

На следующий день на берегу Москвы-реки собрался люд честной – посмотреть на кулачные бои, потешить душу удалью молодецкой.​ Прибыл и сам царь Иван Васильевич с боярами да опричниками – насладиться зрелищем ярым.​

И вот вышел на снежный круг Степан Парамонович, да и вызвал Кирибеевича на бой честный.​ Подивился опричник дерзости купца, но от боя не уклонился – гордыня не позволила.​ Сошлись они в поединке яростном, кулаки мелькают, словно молнии в небе ночном.​

Долго бились они, но сила и ярость Калашникова взяли верх.​ Смертельным ударом сразил он опричника, отомстив за поруганную честь семьи. Народ ликовал, славя купца за удаль и справедливость.​

Однако радость победы была недолгой.​ Разгневался царь Иван Васильевич, увидев своего любимца бездыханным.​ Приказал он привести к себе Калашникова и вопрошал его грозно⁚ «За что ты, холоп, убил моего верного слугу?​»

И поведал тогда Степан Парамонович царю о бесчестье, что навлек на его семью опричник.​ Не утаил ничего, говорил прямо, глядя в глаза грозному государю.​

Потрясен был царь услышанным, но слово царское – закон.​ Осудил он Калашникова на смерть, признав его виновным в убийстве опричника.

Смерть Калашникова и значение его поступка

На следующее утро на площади людской собралась толпа – смотреть казнь Степана Парамоновича Калашникова.​ Пришел и царь с боярами, с опричниками верными.​ Молча стоял купец на плахе, с достоинством принимая свою судьбу.

Перед смертью обратился он к народу с речью пламенной.​ Сказал, что не раскаивается в содеянном, ибо защищал он честь семьи своей, жену любимую от поругания.​ Призвал он жить по совести, не бояться ни царя, ни бояр, стоять за правду до конца.

Кат занес топор, сверкнула сталь на солнце, и оборвалась жизнь Степана Калашникова.​ Но не канула в лету память о нем.​ Народ русский слагал песни о подвиге его, передавая из уст в уста историю о чести и доблести, о мужестве и верности.​

Гибель Калашникова стала символом борьбы простого человека за свои права, за справедливость и человеческое достоинство.​ Он не покорился произволу власти, не побоялся бросить вызов сильному мира сего, защищая то, что было для него свято.​

Образ Степана Парамоновича Калашникова актуален и по сей день, напоминая нам о том, что честь и совесть – не пустые слова, а нравственные ориентиры, которыми должен руководствоваться каждый человек, независимо от времени и обстоятельств.

Коротко о главных персонажах

В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.​Ю.​ Лермонтов создает яркие, запоминающиеся образы, воплощающие разные стороны русской души, разные представления о чести, долге и справедливости.​

Степан Парамонович Калашников

Главный герой поэмы, удалой купец, воплощение чести, достоинства и верности.​ Он предан семье, любит жену и детей, честно трудится, пользуется уважением в народе.​ Столкнувшись с произволом и несправедливостью, Калашников не склоняет головы перед властью, а вступает в неравный бой, защищая честь своей семьи.​ Он прекрасно осознает, что его поступок приведет к трагическим последствиям, но не может поступить иначе, оставаясь верным своим нравственным принципам.​ Калашников – это образ русского человека, готового на самопожертвование ради правды и справедливости.​

Кирибеевич

Молодой опричник, любимец царя Ивана Грозного.​ Он смел, решителен, но вместе с тем самонадеян и жесток.​ Будучи обласкан царской милостью, Кирибеевич привык к вседозволенности, не терпит отказа, не задумываясь о последствиях своих поступков.​ Его любовь к Алёне Дмитриевне – скорее страсть, ослепляющая и губительная.​ Кирибеевич не способен понять и принять отказ, его чувства граничат с одержимостью, что в итоге приводит к трагедии.​

Царь Иван Васильевич (Грозный)

Исторический персонаж, царь всея Руси, показан в поэме как властитель суровый и противоречивый.​ С одной стороны, он стремится к справедливости, ценит честность и прямоту. С другой – он жесток, вспыльчив, склонен к деспотизму.​ Его решения не всегда справедливы, а действия продиктованы скорее эмоциями, чем здравым смыслом. Царь Иван Грозный в поэме – это образ власти, которая может быть как благом, так и злом, в зависимости от того, в чьих руках она находится.​

Алёна Дмитриевна

Жена купца Калашникова, красавица, верная и любящая супруга, хранительница домашнего очага.​ Это образ идеальной русской женщины, преданной семье, чести и нравственности. Став жертвой домогательств Кирибеевича, Алёна Дмитриевна проявляет силу духа и стойкость, защищая свою честь.​ Её образ вносит в поэму ноты трагизма, подчеркивая противоречия эпохи и жестокие нравы времени.​

Краткий вывод

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – это не просто увлекательная история, разворачивающаяся на фоне колоритного исторического антуража.​ Лермонтов создает произведение глубокое, многоплановое, поднимающее вечные вопросы о чести, долге, справедливости, соотношении личного и общественного, власти закона и закона совести.​

Трагедия Степана Калашникова – это трагедия человека, столкнувшегося с произволом и несправедливостью. Он оказывается перед выбором⁚ сохранить жизнь, поступившись честью, или отстоять правду ценой собственной гибели. И Калашников выбирает второе, жертвуя собой ради высших нравственных ценностей.​

Поэма Лермонтова – это не только история о прошлом, но и размышление о настоящем и будущем.​ Она напоминает о том, что нравственный выбор актуален во все времена.​ И каждый человек, оказавшись в ситуации выбора, должен руководствоваться собственной совестью, даже если этот выбор грозит ему серьезными последствиями.​

В своей «Песне» Лермонтов воспевает лучшие черты русского национального характера⁚ смелость, честность, благородство, готовность постоять за правду, защитить слабых и обиженных.​ Образ Степана Калашникова становится символом несгибаемости духа, верности долгу и слову, готовности к самопожертвованию ради высоких идеалов.​

Произведение Лермонтова, написанное в стиле народных песен и былин, проникнуто любовью к Родине, ее истории, культуре.​ «Песня про царя Ивана Васильевича.;.» не только воспроизводит колорит эпохи, но и поднимает важные нравственные проблемы, волнующие людей во все времена, что делает ее актуальной и по сей день.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Алексей Кузнецов

    Автор очень точно подметил, что пир у царя становится отправной точкой трагических событий. Это предзнаменование беды, которая неминуемо обрушится на героев.

  2. Анна Лебедева

    Интересно будет прочитать размышления автора о том, какой смысл Лермонтов вложил в противостояние Кирибеевича и Калашникова. Ведь это не просто любовный треугольник, а столкновение разных мировоззрений.

  3. Мария Соколова

    Описание быта и нравов эпохи Ивана Грозного очень красочное и реалистичное. Чувствуется, что автор хорошо изучил исторический материал.

  4. Андрей Попов

    Жду не дождусь, когда автор дойдет до кульминации поэмы — поединка Кирибеевича и Калашникова! Это один из самых напряженных моментов произведения.

  5. Екатерина Смирнова

    Прекрасное начало! Автор сразу погружает нас в атмосферу эпохи Ивана Грозного, используя яркие образы и выразительные детали. С нетерпением жду продолжения анализа!

  6. Дмитрий Петров

    Интересно, как автор раскроет тему столкновения царской воли и человеческой судьбы? Ведь уже в начале поэмы мы видим, что Кирибеевич не остановится ни перед чем, чтобы добиться желаемого.

  7. Ольга Иванова

    Образ Кирибеевича вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, он пылкий влюбленный, с другой – готов пойти на преступление ради своей страсти.