Похождения Чичикова, или Мертвые души

Похождения Чичикова, или Мертвые души Краткие пересказы

Глава 1.​ Прибытие Чичикова в город NN

В город NN, ничем не примечательный, кроме разве что грязи на улицах, приезжает на бричке господин, одетый с иголочки.​ Это Павел Иванович Чичиков.​ Он останавливается в трактире и начинает расспрашивать слугу о местных помещиках, чиновниках и о состоянии дел в губернии.​

Глава 2.​ Чичиков у Манилова

На следующий день Чичиков отправляется с визитом к Манилову, с которым успел познакомиться на вечере у губернатора. Дорога к усадьбе оказывается долгой и утомительной⁚ указатель, неоднократно упомянутый Маниловым, врёт, кучер Селифан пьян, да и сама природа будто испытывает терпение путешественника.​

Наконец, Чичиков въезжает в имение Манилова.​ Усадьба, расположенная на юру, открывает взору голые, продуваемые всеми ветрами окрестности.​ Сам дом, хотя и двухэтажный, выглядит нелепо и неряшливо.​ Вокруг него разбит сад, больше похожий на запущенный парк.

Хозяин встречает гостя с преувеличенной радостью и радушием.​ Манилов, человек приятной наружности, мечтательный и сентиментальный до приторности; Он не занимается хозяйством, предпочитая витать в облаках и строить фантастические планы, которые никогда не будут реализованы.​

Чичиков, умело играя на слабостях помещика, заводит разговор о покупке мертвых душ.​ Он объясняет Манилову, что ему нужны документы на умерших крестьян, которые еще числятся живыми по ревизским сказкам.​ Манилов, озадаченный странной просьбой, не сразу понимает, чего от него хотят.

После долгих объяснений и уговоров Чичикова Манилов, тронутый его «благородными» намерениями, соглашается отдать мертвые души даром, лишь бы избавить гостя от хлопот.​ Чичиков, не веря своей удаче, спешит оформить купчую и уезжает, оставив Манилова в состоянии блаженного мечтания.

Образ Манилова — это сатира на праздных и оторванных от реальности помещиков, которые довели свои имения до упадка.​ Манилов — это «мертвая душа», лишенная жизненной энергии, воли и способности к созиданию.​ Он олицетворяет собой нравственное разложение русского дворянства, погрязшего в бездействии и пустых мечтаниях.​

Встреча Чичикова и Манилова — это столкновение двух миров⁚ мира хитрого и предприимчивого афериста и мира наивного и инфантильного помещика.​ Эта сцена является ключевой для понимания всего произведения, так как она задает тон и направление дальнейшим похождениям Чичикова.​

Глава 3. Чичиков у Коробочки

Покинув имение Манилова, Чичиков намеревается добраться до Собакевича, но непредвиденные обстоятельства вносят коррективы в его планы.​ Неожиданный ливень, помноженный на нетрезвое состояние Селифана, приводит к тому, что бричка сбивается с пути и застревает в грязи.

Блуждая в поисках ночлега, Чичиков натыкается на усадьбу, хозяйкой которой оказывается Настасья Петровна Коробочка – пожилая вдова, типичная представительница мелкопоместного дворянства.​ Она производит впечатление скупой, но рачительной хозяйки, всецело поглощенной заботами о своем небольшом хозяйстве.​

Чичиков, представившись коллежским советником, пытается завязать разговор с Коробочкой и, пользуясь ее простодушием и непросвещенностью, заводит речь о покупке мертвых душ. Однако, в отличие от простодушного Манилова, Коробочка оказывается на редкость упрямой и подозрительной особой.​

Она никак не может взять в толк, зачем барину понадобились души уже умерших крестьян.​ Боясь продешевить и упустить выгоду, Коробочка упорно торгуется с Чичиковым, принимая его за перекупщика, скупающего товар по дешевке. Ее мелочная скупость и беспросветная тупость доводят Чичикова до белого каления.​

В конце концов, после долгих препирательств и уговоров, Чичикову удается уговорить Коробочку продать ему души умерших крестьян; Он поспешно оформляет сделку и уезжает из ее убогого и гнетущего своей атмосферой имения, испытывая чувство облегчения.​

Образ Коробочки, это сатирическое изображение ограниченности и косности поместного быта.​ Она живет в своем маленьком мирке, где все подчинено примитивным инстинктам⁚ накопительству, страху перед переменами и недоверию ко всему новому.

Коробочка, как и Манилов, является «мертвой душой», но ее «мертвость» – иного рода.​ Если Манилов – это «мертвая душа» мечтательная и оторванная от реальности, то Коробочка – это «мертвая душа» приземленная, косная и погрязшая в мелочных заботах.​

Глава 4. Чичиков у Ноздрева

После встречи с Коробочкой Чичиков решает навестить Ноздрева – помещика, с которым он познакомился в городе у прокурора.​ Чичиков помнит Ноздрева как человека шумного, склонного к хвастовству и авантюрам, и надеется, что тот согласится продать ему мертвые души без лишних проволочек.​

Ноздрев встречает Чичикова с размахом, как старого приятеля, и сразу же пытается втянуть его в круговорот кутежей и безрассудных затей. Он предлагает гостю осмотреть свое имение, которое оказывается полной противоположностью хозяйству Коробочки⁚ здесь царит беспорядок, запустение и хаос, отражающие неуемную, но бестолковую натуру хозяина.​

Чичиков пытается направить разговор в нужное русло и заговаривает о покупке мертвых душ.​ Однако Ноздрев, будучи человеком импульсивным и азартным, не желает вести дела по-деловому.​ Он предлагает Чичикову сыграть в карты на мертвые души, затем пытается обменять их на лошадей или собак, а в итоге и вовсе обвиняет гостя в мошенничестве и угрожает сдать его полиции.​

Чичиков, понимая, что связался с опасным человеком, пытается как можно скорее ретироваться из этого «сумасшедшего дома».​ Ему с трудом удается вырваться из лап разбушевавшегося Ноздрева, который чуть было не учиняет над ним расправу.​

Образ Ноздрева — это сатира на тип беспутного, хвастливого и безответственного помещика-кутилы.​ Он живет одним днем, не задумываясь о последствиях своих поступков.​ Ноздрев – это «мертвая душа», лишенная моральных принципов, чувства ответственности и способности к созидательному труду.

Встреча Чичикова и Ноздрева — это столкновение двух мошенников, каждый из которых пытается перехитрить другого.​ Однако, если Чичиков действует расчетливо и холоднокровно, то Ноздрев руководствуется сиюминутными прихотями и эмоциями, что делает его в глазах автора еще более жалким и ничтожным персонажем.​

Глава 5.​ Чичиков у Собакевича

После злополучного визита к Ноздреву Чичиков с облегчением прибывает в имение Собакевича – человека крепкого телосложения, сурового нрава и деловой хватки.​ Все в усадьбе Собакевича, от массивной мебели до грубой крестьянской утвари, напоминает самого хозяина – основательного, прижимистого и лишенного сентиментальности.​

Чичиков, помня о неудачном опыте с Ноздревым, старается вести себя с Собакевичем осторожно и деликатно. Он начинает издалека, расхваливая хозяйственность и предприимчивость помещика, и лишь затем, выждав подходящий момент, заговаривает о покупке мертвых душ.​

К удивлению Чичикова, Собакевич не выражает ни удивления, ни возмущения.​ Он хладнокровно выслушивает предложение гостя и, немного подумав, назначает за каждую мертвую душу по сто рублей, мотивируя это тем, что его крестьяне были мастерами на все руки и отличались отменным здоровьем.​

Чичиков, привыкший к тому, что помещики готовы отдавать мертвые души за бесценок, приходит в ужас от такой наглости.​ Он пытается торговаться, но Собакевич неумолим. В итоге, после долгих споров, Чичикову удается сбить цену до двух с половиной рублей за душу, что все равно значительно превышает его первоначальные расчеты.​

Собакевич , это сатира на тип грубого, скупого и беспринципного помещика-эксплуататора.​ Он рассматривает крестьян исключительно как рабочую силу и источник дохода.​ Собакевич – это «мертвая душа», лишенная сострадания, духовных потребностей и нравственных ориентиров.​

Сцена торга между Чичиковым и Собакевичем – это ключевой эпизод главы, в котором раскрывается вся глубина нравственного падения поместного дворянства. Гоголь показывает, что для Собакевича даже мертвые души имеют ценность лишь как предмет купли-продажи, а человеческая жизнь не стоит для него ро в грош.​

Коротко о главных персонажах

В поэме «Мертвые души» Гоголь создает галерею ярких и запоминающихся персонажей, каждый из которых олицетворяет собой определенный тип русского человека, а также пороки и недостатки современного автору общества.​

Павел Иванович Чичиков

Главный герой поэмы – хитрый и изворотливый аферист, цель которого – разбогатеть любой ценой.​ Он путешествует по России, скупая у помещиков «мертвые души» – умерших крестьян, которые еще числятся живыми по ревизским сказкам.​

Чичиков – мастер приспособленчества, он умело подстраивается под каждого собеседника, льстит, угодничает, играет на слабостях, лишь бы добиться своего.​ Он циничен и расчетлив, лишен моральных принципов и совести.​

Гоголь не дает однозначной оценки своему герою.​ Он показывает Чичикова как продукт своего времени, порождение той системы, которая порождает взяточничество, казнокрадство и всеобщую алчность.​

Манилов

Один из помещиков, у которых Чичиков покупает мертвые души.​ Манилов – человек мечтательный и сентиментальный, оторванный от реальности.​ Он не занимается хозяйством, предпочитая витать в облаках и строить фантастические планы, которые никогда не будут реализованы.​

Манилов – это сатира на тип праздного и бесполезного помещика, который довел свое имение до упадка.​ Он олицетворяет собой нравственное разложение русского дворянства, погрязшего в бездействии и пустых мечтаниях.​

Коробочка

Пожилая вдова, типичная представительница мелкопоместного дворянства.​ Она скупа, подозрительна и непросвещенна.​ Коробочка живет в своем маленьком мирке, где все подчинено примитивным инстинктам⁚ накопительству, страху перед переменами и недоверию ко всему новому.​

Коробочка – это сатирическое изображение ограниченности и косности поместного быта.​ Она олицетворяет собой застой и деградацию, которые царят в русской провинции.​

Ноздрев

Шумный, хвастливый и безответственный помещик-кутила.​ Он живет одним днем, не задумываясь о последствиях своих поступков. Ноздрев – это «мертвая душа», лишенная моральных принципов, чувства ответственности и способности к созидательному труду.​

Ноздрев – это сатира на тип русского барина-кутилы, который проматывает свое состояние и губит жизнь себе и окружающим.​

Собакевич

Крепкий, суровый и деловой помещик.​ Он хладнокровен, расчетлив и беспринципен. Собакевич рассматривает крестьян исключительно как рабочую силу и источник дохода.​

Собакевич – это сатира на тип русского помещика-эксплуататора, который выжимает все соки из своих крестьян, не считая их за людей.​

Каждый из этих персонажей – это яркий представитель своего времени, своей социальной среды.​ Гоголь не просто высмеивает их пороки, но и заставляет задуматься о причинах нравственного упадка русского общества.​

Краткий вывод

Поэма «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя — это не просто авантюрно-сатирическое произведение, но и глубокое философское размышление о судьбах России, о нравственном состоянии общества и о природе человека.​

Путешествие Чичикова по российским губерниям, его встречи с помещиками, чиновниками и прочими представителями того времени, превращаются в своеобразную «галерею портретов», на которых Гоголь с беспощадной точностью запечатлел пороки и недостатки современной ему действительности.

Главная тема поэмы – это тема «мертвых душ», то есть людей, лишенных духовности, нравственных ориентиров и жизненной энергии.​ Это и праздные мечтатели, подобные Манилову, и скупые накопители, подобные Коробочке, и беспутные кутилы, подобные Ноздреву, и грубые эксплуататоры, подобные Собакевичу.

Гоголь показывает, что «мертвые души» встречаются во всех слоях общества, независимо от социального положения и материального достатка.​ Они окружают нас повсюду, отравляя жизнь себе и другим.​

Однако Гоголь не теряет надежды на возрождение России.​ В своей поэме он противопоставляет «мертвым душам» образы живых, деятельных и нравственно чистых людей – это и простые крестьяне, и отдельные представители дворянства, которые сохранили в себе человечность и совесть.

Финал поэмы остается открытым.​ Чичиков, обманутый в своих надеждах, вынужден бежать из города.​ Однако автор не дает однозначного ответа на вопрос, удастся ли ему избежать наказания и продолжить свои аферы.​

Гоголь как бы обращается к самому читателю, призывая его задуматься о собственной жизни, о своих поступках и стремлениях. Он призывает нас не превращаться в «мертвые души», а искать истинный смысл жизни, руководствуясь совестью и нравственными принципами.​

Язык поэмы яркий, образный, наполненный сатирой и юмором.​ Гоголь мастерски использует различные художественные приемы⁚ гротеск, гиперболу, иронию, создавая неповторимый мир своих персонажей и заставляя читателя смеяться и плакать одновременно.​

«Мертвые души» – это произведение на все времена.​ Оно актуально и по сей день, так как поднимает вечные вопросы о смысле жизни, о добре и зле, о судьбе России и ее народа.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Дмитрий Петров

    Перечитываю «Мертвые души» уже не первый раз, и каждый раз поражаюсь актуальности этого произведения. Чичиков актуален и в наше время, к сожалению.

  2. Анна Новикова

    «Мертвые души» — это не просто книга, это зеркало, в котором отражается вся Россия.

  3. Ольга Иванова

    Описание дороги к Манилову — это шедевр! «Указатель, с которого стерлась надпись, указывал куда-то в сторону…» Как точно подмечено!

  4. Ирина Соловьева

    Классика русской литературы! Гоголь гениально изобразил характеры помещиков, особенно Манилова. Его «мертвые души» — это не только крестьяне, но и он сам, пустой и никчемный.

  5. Мария Лебедева

    Читая «Мертвые души», невольно задумываешься о том, что мало что изменилось с тех пор. Те же проблемы, те же типажи.

  6. Алексей Смирнов

    Интересно, как Гоголь смог так точно передать атмосферу России XIX века. Читаешь и будто переносишься в то время.

  7. Сергей Попов

    Потрясающий язык Гоголя! Столько юмора, сатиры и в то же время грусти в его словах.

  8. Екатерина Кузнецова

    Манилов — это просто воплощение бездействия и пустых мечтаний. «Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

  9. Андрей Васильев

    Сцена покупки мертвых душ у Манилова — это просто шедевр сатиры! Гоголь гениально высмеивает глупость и продажность помещиков.