Глава 1. Прибытие Чичикова в город NN
В город NN, ничем не примечательный, кроме разве что грязи на улицах, приезжает на бричке господин, одетый с иголочки. Это Павел Иванович Чичиков. Он останавливается в трактире и начинает расспрашивать слугу о местных помещиках, чиновниках и о состоянии дел в губернии.
Глава 2. Чичиков у Манилова
На следующий день Чичиков отправляется с визитом к Манилову, с которым успел познакомиться на вечере у губернатора. Дорога к усадьбе оказывается долгой и утомительной⁚ указатель, неоднократно упомянутый Маниловым, врёт, кучер Селифан пьян, да и сама природа будто испытывает терпение путешественника.
Наконец, Чичиков въезжает в имение Манилова. Усадьба, расположенная на юру, открывает взору голые, продуваемые всеми ветрами окрестности. Сам дом, хотя и двухэтажный, выглядит нелепо и неряшливо. Вокруг него разбит сад, больше похожий на запущенный парк.
Хозяин встречает гостя с преувеличенной радостью и радушием. Манилов, человек приятной наружности, мечтательный и сентиментальный до приторности; Он не занимается хозяйством, предпочитая витать в облаках и строить фантастические планы, которые никогда не будут реализованы.
Чичиков, умело играя на слабостях помещика, заводит разговор о покупке мертвых душ. Он объясняет Манилову, что ему нужны документы на умерших крестьян, которые еще числятся живыми по ревизским сказкам. Манилов, озадаченный странной просьбой, не сразу понимает, чего от него хотят.
После долгих объяснений и уговоров Чичикова Манилов, тронутый его «благородными» намерениями, соглашается отдать мертвые души даром, лишь бы избавить гостя от хлопот. Чичиков, не веря своей удаче, спешит оформить купчую и уезжает, оставив Манилова в состоянии блаженного мечтания.
Образ Манилова — это сатира на праздных и оторванных от реальности помещиков, которые довели свои имения до упадка. Манилов — это «мертвая душа», лишенная жизненной энергии, воли и способности к созиданию. Он олицетворяет собой нравственное разложение русского дворянства, погрязшего в бездействии и пустых мечтаниях.
Встреча Чичикова и Манилова — это столкновение двух миров⁚ мира хитрого и предприимчивого афериста и мира наивного и инфантильного помещика. Эта сцена является ключевой для понимания всего произведения, так как она задает тон и направление дальнейшим похождениям Чичикова.
Глава 3. Чичиков у Коробочки
Покинув имение Манилова, Чичиков намеревается добраться до Собакевича, но непредвиденные обстоятельства вносят коррективы в его планы. Неожиданный ливень, помноженный на нетрезвое состояние Селифана, приводит к тому, что бричка сбивается с пути и застревает в грязи.
Блуждая в поисках ночлега, Чичиков натыкается на усадьбу, хозяйкой которой оказывается Настасья Петровна Коробочка – пожилая вдова, типичная представительница мелкопоместного дворянства. Она производит впечатление скупой, но рачительной хозяйки, всецело поглощенной заботами о своем небольшом хозяйстве.
Чичиков, представившись коллежским советником, пытается завязать разговор с Коробочкой и, пользуясь ее простодушием и непросвещенностью, заводит речь о покупке мертвых душ. Однако, в отличие от простодушного Манилова, Коробочка оказывается на редкость упрямой и подозрительной особой.
Она никак не может взять в толк, зачем барину понадобились души уже умерших крестьян. Боясь продешевить и упустить выгоду, Коробочка упорно торгуется с Чичиковым, принимая его за перекупщика, скупающего товар по дешевке. Ее мелочная скупость и беспросветная тупость доводят Чичикова до белого каления.
В конце концов, после долгих препирательств и уговоров, Чичикову удается уговорить Коробочку продать ему души умерших крестьян; Он поспешно оформляет сделку и уезжает из ее убогого и гнетущего своей атмосферой имения, испытывая чувство облегчения.
Образ Коробочки, это сатирическое изображение ограниченности и косности поместного быта. Она живет в своем маленьком мирке, где все подчинено примитивным инстинктам⁚ накопительству, страху перед переменами и недоверию ко всему новому.
Коробочка, как и Манилов, является «мертвой душой», но ее «мертвость» – иного рода. Если Манилов – это «мертвая душа» мечтательная и оторванная от реальности, то Коробочка – это «мертвая душа» приземленная, косная и погрязшая в мелочных заботах.
Глава 4. Чичиков у Ноздрева
После встречи с Коробочкой Чичиков решает навестить Ноздрева – помещика, с которым он познакомился в городе у прокурора. Чичиков помнит Ноздрева как человека шумного, склонного к хвастовству и авантюрам, и надеется, что тот согласится продать ему мертвые души без лишних проволочек.
Ноздрев встречает Чичикова с размахом, как старого приятеля, и сразу же пытается втянуть его в круговорот кутежей и безрассудных затей. Он предлагает гостю осмотреть свое имение, которое оказывается полной противоположностью хозяйству Коробочки⁚ здесь царит беспорядок, запустение и хаос, отражающие неуемную, но бестолковую натуру хозяина.
Чичиков пытается направить разговор в нужное русло и заговаривает о покупке мертвых душ. Однако Ноздрев, будучи человеком импульсивным и азартным, не желает вести дела по-деловому. Он предлагает Чичикову сыграть в карты на мертвые души, затем пытается обменять их на лошадей или собак, а в итоге и вовсе обвиняет гостя в мошенничестве и угрожает сдать его полиции.
Чичиков, понимая, что связался с опасным человеком, пытается как можно скорее ретироваться из этого «сумасшедшего дома». Ему с трудом удается вырваться из лап разбушевавшегося Ноздрева, который чуть было не учиняет над ним расправу.
Образ Ноздрева — это сатира на тип беспутного, хвастливого и безответственного помещика-кутилы. Он живет одним днем, не задумываясь о последствиях своих поступков. Ноздрев – это «мертвая душа», лишенная моральных принципов, чувства ответственности и способности к созидательному труду.
Встреча Чичикова и Ноздрева — это столкновение двух мошенников, каждый из которых пытается перехитрить другого. Однако, если Чичиков действует расчетливо и холоднокровно, то Ноздрев руководствуется сиюминутными прихотями и эмоциями, что делает его в глазах автора еще более жалким и ничтожным персонажем.
Глава 5. Чичиков у Собакевича
После злополучного визита к Ноздреву Чичиков с облегчением прибывает в имение Собакевича – человека крепкого телосложения, сурового нрава и деловой хватки. Все в усадьбе Собакевича, от массивной мебели до грубой крестьянской утвари, напоминает самого хозяина – основательного, прижимистого и лишенного сентиментальности.
Чичиков, помня о неудачном опыте с Ноздревым, старается вести себя с Собакевичем осторожно и деликатно. Он начинает издалека, расхваливая хозяйственность и предприимчивость помещика, и лишь затем, выждав подходящий момент, заговаривает о покупке мертвых душ.
К удивлению Чичикова, Собакевич не выражает ни удивления, ни возмущения. Он хладнокровно выслушивает предложение гостя и, немного подумав, назначает за каждую мертвую душу по сто рублей, мотивируя это тем, что его крестьяне были мастерами на все руки и отличались отменным здоровьем.
Чичиков, привыкший к тому, что помещики готовы отдавать мертвые души за бесценок, приходит в ужас от такой наглости. Он пытается торговаться, но Собакевич неумолим. В итоге, после долгих споров, Чичикову удается сбить цену до двух с половиной рублей за душу, что все равно значительно превышает его первоначальные расчеты.
Собакевич , это сатира на тип грубого, скупого и беспринципного помещика-эксплуататора. Он рассматривает крестьян исключительно как рабочую силу и источник дохода. Собакевич – это «мертвая душа», лишенная сострадания, духовных потребностей и нравственных ориентиров.
Сцена торга между Чичиковым и Собакевичем – это ключевой эпизод главы, в котором раскрывается вся глубина нравственного падения поместного дворянства. Гоголь показывает, что для Собакевича даже мертвые души имеют ценность лишь как предмет купли-продажи, а человеческая жизнь не стоит для него ро в грош.
Коротко о главных персонажах
В поэме «Мертвые души» Гоголь создает галерею ярких и запоминающихся персонажей, каждый из которых олицетворяет собой определенный тип русского человека, а также пороки и недостатки современного автору общества.
Павел Иванович Чичиков
Главный герой поэмы – хитрый и изворотливый аферист, цель которого – разбогатеть любой ценой. Он путешествует по России, скупая у помещиков «мертвые души» – умерших крестьян, которые еще числятся живыми по ревизским сказкам.
Чичиков – мастер приспособленчества, он умело подстраивается под каждого собеседника, льстит, угодничает, играет на слабостях, лишь бы добиться своего. Он циничен и расчетлив, лишен моральных принципов и совести.
Гоголь не дает однозначной оценки своему герою. Он показывает Чичикова как продукт своего времени, порождение той системы, которая порождает взяточничество, казнокрадство и всеобщую алчность.
Манилов
Один из помещиков, у которых Чичиков покупает мертвые души. Манилов – человек мечтательный и сентиментальный, оторванный от реальности. Он не занимается хозяйством, предпочитая витать в облаках и строить фантастические планы, которые никогда не будут реализованы.
Манилов – это сатира на тип праздного и бесполезного помещика, который довел свое имение до упадка. Он олицетворяет собой нравственное разложение русского дворянства, погрязшего в бездействии и пустых мечтаниях.
Коробочка
Пожилая вдова, типичная представительница мелкопоместного дворянства. Она скупа, подозрительна и непросвещенна. Коробочка живет в своем маленьком мирке, где все подчинено примитивным инстинктам⁚ накопительству, страху перед переменами и недоверию ко всему новому.
Коробочка – это сатирическое изображение ограниченности и косности поместного быта. Она олицетворяет собой застой и деградацию, которые царят в русской провинции.
Ноздрев
Шумный, хвастливый и безответственный помещик-кутила. Он живет одним днем, не задумываясь о последствиях своих поступков. Ноздрев – это «мертвая душа», лишенная моральных принципов, чувства ответственности и способности к созидательному труду.
Ноздрев – это сатира на тип русского барина-кутилы, который проматывает свое состояние и губит жизнь себе и окружающим.
Собакевич
Крепкий, суровый и деловой помещик. Он хладнокровен, расчетлив и беспринципен. Собакевич рассматривает крестьян исключительно как рабочую силу и источник дохода.
Собакевич – это сатира на тип русского помещика-эксплуататора, который выжимает все соки из своих крестьян, не считая их за людей.
Каждый из этих персонажей – это яркий представитель своего времени, своей социальной среды. Гоголь не просто высмеивает их пороки, но и заставляет задуматься о причинах нравственного упадка русского общества.
Краткий вывод
Поэма «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя — это не просто авантюрно-сатирическое произведение, но и глубокое философское размышление о судьбах России, о нравственном состоянии общества и о природе человека.
Путешествие Чичикова по российским губерниям, его встречи с помещиками, чиновниками и прочими представителями того времени, превращаются в своеобразную «галерею портретов», на которых Гоголь с беспощадной точностью запечатлел пороки и недостатки современной ему действительности.
Главная тема поэмы – это тема «мертвых душ», то есть людей, лишенных духовности, нравственных ориентиров и жизненной энергии. Это и праздные мечтатели, подобные Манилову, и скупые накопители, подобные Коробочке, и беспутные кутилы, подобные Ноздреву, и грубые эксплуататоры, подобные Собакевичу.
Гоголь показывает, что «мертвые души» встречаются во всех слоях общества, независимо от социального положения и материального достатка. Они окружают нас повсюду, отравляя жизнь себе и другим.
Однако Гоголь не теряет надежды на возрождение России. В своей поэме он противопоставляет «мертвым душам» образы живых, деятельных и нравственно чистых людей – это и простые крестьяне, и отдельные представители дворянства, которые сохранили в себе человечность и совесть.
Финал поэмы остается открытым. Чичиков, обманутый в своих надеждах, вынужден бежать из города. Однако автор не дает однозначного ответа на вопрос, удастся ли ему избежать наказания и продолжить свои аферы.
Гоголь как бы обращается к самому читателю, призывая его задуматься о собственной жизни, о своих поступках и стремлениях. Он призывает нас не превращаться в «мертвые души», а искать истинный смысл жизни, руководствуясь совестью и нравственными принципами.
Язык поэмы яркий, образный, наполненный сатирой и юмором. Гоголь мастерски использует различные художественные приемы⁚ гротеск, гиперболу, иронию, создавая неповторимый мир своих персонажей и заставляя читателя смеяться и плакать одновременно.
«Мертвые души» – это произведение на все времена. Оно актуально и по сей день, так как поднимает вечные вопросы о смысле жизни, о добре и зле, о судьбе России и ее народа.
Перечитываю «Мертвые души» уже не первый раз, и каждый раз поражаюсь актуальности этого произведения. Чичиков актуален и в наше время, к сожалению.
«Мертвые души» — это не просто книга, это зеркало, в котором отражается вся Россия.
Описание дороги к Манилову — это шедевр! «Указатель, с которого стерлась надпись, указывал куда-то в сторону…» Как точно подмечено!
Классика русской литературы! Гоголь гениально изобразил характеры помещиков, особенно Манилова. Его «мертвые души» — это не только крестьяне, но и он сам, пустой и никчемный.
Читая «Мертвые души», невольно задумываешься о том, что мало что изменилось с тех пор. Те же проблемы, те же типажи.
Интересно, как Гоголь смог так точно передать атмосферу России XIX века. Читаешь и будто переносишься в то время.
Потрясающий язык Гоголя! Столько юмора, сатиры и в то же время грусти в его словах.
Манилов — это просто воплощение бездействия и пустых мечтаний. «Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».
Сцена покупки мертвых душ у Манилова — это просто шедевр сатиры! Гоголь гениально высмеивает глупость и продажность помещиков.