Краткое содержание повести «Последние холода»
Действие повести происходит в тыловом городке в последние месяцы Великой Отечественной войны. Третьеклассник Коля знакомится с Вадькой Русаковым, который крадет еду в школьной столовой. Выясняется, что Вадька добывает пропитание для себя и сестры Марьи, их мать больна тифом, а отец погиб на фронте.
Жизнь в тыловом городе
Действие повести разворачивается в тяжелые годы Великой Отечественной войны, в 1945 году, в небольшом тыловом городке, куда эвакуировали детей из разных уголков страны. Война, хоть и далеко, но ощущается во всем. Город живет ожиданием победы и верой в скорое возвращение с фронта отцов, мужей, сыновей. Но война уже оставила свой тяжелый след в каждой семье, каждый житель несет в себе непоправимую утрату, боль, страх.
Лиханов показывает жизнь тылового города глазами десятилетнего Коли, для которого самым страшным испытанием становится голод. Мальчик живет с мамой и бабушкой, отец на фронте. Мама работает в местной больнице, бабушка ведет хозяйство. Семья Коли, как и многие в то время, живет впроголодь. Продуктов не хватает, люди стоят в очередях, чтобы получить скудный паек по карточкам.
В своей повести автор показывает, как война и голод меняют людей. Кто-то становится жестче, злее, кто-то, наоборот, проявляет сострадание и желание помочь тем, кто рядом. В школьной столовой, куда Коля ходит получать дополнительное питание, он сталкивается с «шакалами» – детьми, которые крадут еду, чтобы выжить.
Несмотря на трудности, жители тылового городка продолжают жить, работать, учиться. Дети ходят в школу, помогают взрослым, играют в свои игры. Они, как и все, ждут победы и верят, что скоро все будет хорошо.
Трагедия семьи Русаковых
Семья Русаковых – эвакуированные из оккупированного города. Отец погиб на фронте, мать с двумя детьми, Вадькой и Марьей, пытается выжить в тяжелых условиях тылового города. Мать, ослабленная голодом и переживаниями, заболевает тифом и попадает в больницу. Дети остаются одни.
Трагедия семьи начинается с того, что маленькая Марья теряет продовольственные карточки – единственный источник пропитания для семьи. Голод становится невыносимым, и Вадька решаеться на кражу. Он становится «шакалом» – так презрительно называют детей, которые воруют еду в школьной столовой.
Вадим не просто спасает себя от голода, он заботится о сестре, которая слишком мала, чтобы понять происходящее и бороться за жизнь. Он приносит ей в барак, где живут эвакуированные, украденные куски хлеба, защищает от нападок других голодных детей.
Трагедия семьи Русаковых – это трагедия многих семей, осиротевших в годы войны. Дети, лишенные родительского тепла и заботы, вынуждены взрослеть слишком рано, брать на себя ответственность за себя и близких, бороться за выживание в условиях, где нет места детству.
Дружба и испытания
Встреча с Вадькой Русаковым переворачивает привычный мир Коли. Домашний мальчик, окруженный заботой матери и бабушки, впервые сталкивается с такой бедой и отчаянием. Он видит, как голодает его сверстник, как тот вынужден красть, чтобы выжить. Коля, несмотря на возможные наказания, начинает помогать Вадьке, делится с ним своей, пусть и скудной, едой.
Между мальчиками завязывается непростая дружба. Коля, восхищенный силой духа и смелостью Вадьки, видит в нем настоящего героя. Он готов следовать за ним повсюду, даже прогуливать школу, чтобы вместе искать пропитание на городском рынке, подбирать остатки еды.
Их дружба подвергается серьезным испытаниям. Мать Коли, узнав о прогуле школы и общении сына с «шакалом», запрещает им встречаться. Коля разрывается между чувством долга перед матерью и желанием помочь другу. Он видит, как страдают Вадька и Марья, и не может оставаться равнодушным.
Дружба с Вадькой открывает Коле глаза на жестокость и несправедливость мира, учит его состраданию, ответственности, силе духа. Эта дружба становится для него настоящим испытанием на прочность, проверкой его человеческих качеств.
День Победы и горькая утрата
Долгожданный День Победы приходит в тыловой город как всенародное ликование. Люди обнимаются, плачут, смеются. Кажется, что все трудности и лишения остались позади, впереди мирная жизнь. Мама Коли тоже радуется и плачет, вспоминая погибших на фронте родственников и друзей.
Для Коли этот день тоже наполнен радостью и ожиданием скорого возвращения отца. Он вместе с мамой отправляется к Русаковым, чтобы разделить с ними радостную весть и узнать о самочувствии матери Вадьки и Марьи.
Но для Русаковых День Победы оборачивается горькой утратой. Из больницы приходит известие о смерти матери. Дети остаются круглыми сиротами. Праздничная атмосфера города контрастирует с горем и отчаянием, которые переживают Вадька и Марья.
Коля, еще не осознавая до конца происходящее, чувствует себя чужим на этом празднике. Он видит, как рушатся надежды его друга на возвращение матери, как ломятся его плечи под тяжестью обрушившегося на него горя.
Память о войне
Война закончилась, но ее отзвуки еще долго будут напоминать о себе. Дети, повзрослевшие раньше времени, прошедшие через голоду и лишения, навсегда сохранят в своей памяти эти страшные годы.
Вадьку и Марью определяют в детский дом. Коля пытается навестить друга, но их встреча получается смятой и неловкой. Слишком разные их миры теперь⁚ мир сытого достатка, в котором живет Коля, и мир сиротства и беспризорности, в котором оказались Вадька и Марья.
Лиханов поднимает в своей повести важную тему – тему памяти о войне. Он призывает не забывать о тех, кто погиб на фронте и в тылу, кто выжил, но навсегда сохранил в своей душе шрамы войны.
Образ мудрой учительницы Анны Николаевны становится символом этой памяти. Она учит детей не только грамоте, но и доброте, состраданию, ответственности за себя и других. Ее слова о том, что нельзя забывать уроки войны, что нужно беречь мир и помнить о цене победы, звучат как напутствие будущим поколениям.
Коротко о главных персонажах
Коля
Главный герой повести, от лица которого ведется повествование. Десятилетний мальчик, ученик третьего класса. Живет с мамой и бабушкой в тыловом городе, отец на фронте. Коля — домашний ребенок, окруженный заботой и любовью, но война не обошла стороной и его семью. Он постоянно голоден, как и многие в то время, но не теряет оптимизма и веры в скорую победу.
Встреча с Вадькой Русаковым становится для Коли настоящим испытанием. Он видит, как голодают его сверстники, как им приходится бороться за выживание. Коля учится состраданию, ответственности, начинает понимать, что такое настоящая дружба и самопожертвование.
Вадька Русаков
Одноклассник Коли, шестиклассник, «шакал», как его называют в школе. Вадька вынужден красть еду в столовой, чтобы прокормить себя и младшую сестру. Он рано повзрослел, жизнь заставила его стать жестким и расчетливым. Вадька скрывает свою уязвимость и боль под маской равнодушия и презрения к окружающим.
Трагическая судьба Вадьки и его сестры – одно из проявлений жестокости войны. Лишенные родительского тепла и заботы, они вынуждены бороться за выживание в мире, где нет места детству. Несмотря на все испытания, Вадька сохраняет чувство ответственности за сестру, он готов на все, чтобы ее защитить.
Мать Коли
Женщина, работающая медсестрой в госпитале. Она одна воспитывает сына, муж на фронте. Мать Коли – сильная и самоотверженная женщина, она несет на своих плечах все тяготы военного времени. Она старается создать для сына хоть какое-то подобие нормальной жизни, защитить его от голода и лишений.
Мать Коли не одобряет его дружбу с Вадькой, считая, что тот плохо влияет на сына. Она боится, что Коля пойдет по плохому пути, свяжется с плохой компанией. Однако она не лишена сострадания и понимания. Узнав о трагедии семьи Русаковых, она проявляет милосердие и помогает детям чем может.
Анна Николаевна
Учительница Коли, мудрая и справедливая женщина. Она не только дает детям знания, но и учит их быть людьми, быть добрыми, отзывчивыми, честными. Анна Николаевна – настоящий педагог, который видит в каждом своем ученике личность, старается помочь им найти свой путь в жизни.
В условиях военного времени Анна Николаевна становится для детей не только учителем, но и наставником, другом, на которого можно положиться. Она помогает им преодолевать трудности, не пасть духом, сохранить веру в лучшее. Образ Анны Николаевны символизирует силу духа, стойкость, верность своему призванию в самые тяжелые времена.
Краткий вывод
Повесть Альберта Лиханова «Последние холода», это пронзительная история о детях, чье детство пришлось на тяжелые годы Великой Отечественной войны. Автор показывает, как война калечит судьбы, как голод и лишения меняют людей, как даже в самое трудное время остаются те, кто не теряет человеческого облика.
Лиханов не идеализирует своих героев. Коля — обычный мальчик, который только учится отличать добро от зла, понимать, что такое настоящая дружба и самопожертвование. Вадька, вынужденный воровать, чтобы выжить, вызывает у читателя двойственные чувства⁚ с одной стороны, негодование и даже презрение, с другой , сочувствие и понимание.
Особенно ярко на фоне происходящих событий выглядит образ матери Коли. Она, как и многие женщины в то время, несет на своих плечах все тяготы военного времени, стараясь при этом сохранить в семье тепло и любовь. Она учит сына быть честным и порядочным человеком, даже когда вокруг царят жестокость и несправедливость.
Важную роль в повести играет образ учительницы Анны Николаевны. Она становится для детей не только наставником, но и духовным опорой, помогает им не растерять веру в себя и в лучшее будущее.
«Последние холода» — это не просто история о войне. Это история о силе человеческого духа, о дружбе, о любви, о сострадании. Это книга о том, что даже в самые тяжелые времена важно оставаться человеком.
Лиханов призывает читателя не забывать уроки прошлого, беречь мир и помнить о том, какой ценой досталась победа. «Последние холода» , это гимн детству, опаленному войной, детству, которого не должно быть никогда.
Повесть заставляет задуматься о цене победы, о том, какие испытания выпали на долю людей в тылу. Особенно трогает история семьи Русаковых, потерявших отца и борющихся за выживание.
Повесть, которая заставляет задуматься о том, что такое настоящая дружба, взаимопомощь, сострадание. Как важно оставаться человеком в любых жизненных обстоятельствах.
Тяжелая, но очень важная повесть. Автор показывает, как война калечит судьбы людей, как голод толкает на отчаянные поступки. Но даже в этой безысходности есть место для сострадания и помощи ближнему.
Произведение оставляет глубокий след в душе. История Коли и Вадьки — это история о дружбе, взаимовыручке и со compassionлении в тяжелое военное время.
Прочитав эту повесть, начинаешь еще больше ценить мирное небо над головой и понимать, какие sacrifices принесли наши деды ради победы.
Сильное произведение о войне, о жизни в тылу, о голоде и лишениях. Автор не приукрашивает действительность, показывая все трудности того времени.
Повесть читается на одном дыхании. Автор очень живо описывает быт и нравы военного времени, детские игры на фоне всеобщей разрухи.
Трогательная история о тяготах военного времени, о голоде и о том, как даже в самые трудные моменты люди остаются людьми. Автор очень точно передает атмосферу того времени, чувства и переживания героев.