Предательство и его последствия в повести Владимира Железникова «Чучело»

Предательство и его последствия в повести Владимира Железникова "Чучело" Краткие пересказы

В повести Владимира Железникова «Чучело» поднимается важная проблема травли в школьной среде․ Произведение рассказывает историю Лены Бессольцевой, столкнувшейся с жестокостью и несправедливостью одноклассников․ Через призму детского коллектива автор показывает, как легко ранимость и доброта могут стать объектом для нападок․

Знакомство с Леной Бессольцевой и её дедушкой

Двенадцатилетняя Лена Бессольцева – главная героиня повести «Чучело» – предстаёт перед читателем в момент глубокого отчаяния․ Она бежит по старинным улочкам городка, не замечая ничего вокруг, сердце её разрывается от обиды и боли, причинённых жестокостью одноклассников․ Девочка только приехала в этот провинциальный городок к своему дедушке, Николаю Николаевичу Бессольцеву, чтобы учиться в местной школе․

Лена – добрая и искренняя девочка, открытая для дружбы и готовая видеть в людях только хорошее․ Она с нетерпением ждала встречи с одноклассниками, мечтала о новых друзьях и интересных событиях․ Однако реальность оказалась далека от её радужных ожиданий․

Николай Николаевич Бессольцев – личность неординарная․ Он по прозвищу «Заплаточник» – человек не от мира сего, погруженный в мир искусства и истории․ Все свои средства он тратит на коллекционирование картин своего предка – художника, некогда жившего в этом городе․ Дедушка Лены – человек замкнутый, он живёт прошлым, и жизнь его течёт отстранённо от горожан․

Отношения Лены и дедушки пронизаны взаимной любовью и нежностью․ Дедушка видит в внучке продолжение своей семьи, отражение любимой бабушки Маши․ Лена, в свою очередь, тянется к нему, ища защиты и понимания, которых ей так не хватает в новой школе․

Приезд Лены становится для Николая Николаевича глотком свежего воздуха․ Он старается окружить внучку заботой и лаской, защитить от жестокости внешнего мира․ Однако его замкнутый образ жизни и неумение разбираться в сложностях детских отношений не позволяют ему в полной мере оградить Лену от предстоящих испытаний;

Травля в шестом классе

С первых же дней в новой школе Лена Бессольцева сталкивается с жестокостью и неприятием одноклассников․ Шестой класс, куда она попадает, оказывается настоящей «стаей» со своими жестокими законами и иерархией․

Внешность Лены, её непосредственность и открытость становятся объектом насмешек․ Ей дают обидное прозвище «Чучело», которое быстро приживается и становится для всех её новым именем․ Одноклассники высмеивают её одежды, причёску, манеру говорить․

Заводилой травли становится Железная Кнопка – неформальный лидер класса, девочка с жестким характером и деспотичными замашками․ Она умело манипулирует остальными ребятами, настраивая их против Лены․

Травля приобретает все более изощрённые и жестокие формы․ Лену публично унижают, распространяют о ней лживые слухи, портят её вещи․ Девочка оказывается в полной изоляции, никто не хочет с ней дружить, боясь самим стать объектом нападок․

Единственным человеком, кто пытается поддержать Лену, становится Дима Сомов – мальчик из состоятельной семьи, которого все считают смелым и честным․ Однако и он оказывается не в силах противостоять давлению класса․ Боясь потерять свой авторитет, Дима предаёт Лену и присоединяется к её обидчикам․

Травля в шестом классе становиться для Лены настоящим испытанием на прочность․ Она сталкивается с человеческой жестокостью, предательством, безразличием․ В этой ситуации ей предстоит сделать сложный выбор⁚ сломаться под натиском обстоятельств или сохранить свою доброту и веру в людей․

Предательство и его последствия

Кульминацией травли в повести становится эпизод с прогулом урока и последующим предательством․ Ребята решают сбежать с последнего урока в кино, предварительно заработав деньги на поездку в Москву․ Дима Сомов, ответственный за собранные деньги, забывает копилку в классе․ Вернувшись за ней, он сталкивается с классным руководителем и, боясь наказания, выдаёт одноклассников․ Лена случайно становится свидетелем этого разговора․

На следующий день класс остаётся без поездки в Москву․ В поисках виновника «Железная Кнопка» устраивает допрос․ Дима, не в силах признать свою вину, трусливо молчит․ И тогда Лена, пытаясь его защитить и наивно полагая, что он просто боится признаться, берёт вину на себя․

Реакция одноклассников оказывается предсказуемой – её объявляют предательницей․ Травля разгорается с новой силой, теперь уже направленная не только на её внешность или странности, но и на её якобы низкий поступок․

Для Лены это предательство становится тяжелейшим ударом․ Она не может понять, почему Дима, который ей нравился и которого она считала другом, поступил так подло․ Но ещё большее разочарование вызывает реакция остальных ребят, их готовность поверить в худшее, не пытаясь разобраться в ситуации․

Предательство и его последствия приводят к тому, что Лена ещё больше замыкается в себе․ Она перестаёт верить в возможность дружбы и понимания, чувствует себя абсолютно одинокой и несчастной․

Прощение и отъезд

Пережитое потрясение становится для Лены переломным моментом․ Она решает уехать из города вместе с дедушкой․ Но перед этим она находит в себе силы простить своих обидчиков, показав им истинное значение дружбы, честности и благородства․

На день рождения Димы Сомова Лена приходит постриженной наголо, в полуобгоревшем платье, снятом с чучела, которое перед этим сожгли ребята․ Этот поступок шокирует всех присутствующих․ В своем последнем слове Лена обвиняет не конкретных людей, а бездушие и равнодушие, царящие в классе․

Уход Лены становится для ребят уроком․ Они постепенно начинают осознавать жестокость своих поступков․ Важную роль в этом играет и то, что правда о дне прогула всё-таки всплывает наружу․ Дима Сомов, мучимый совестью, признаётся во всём классу․

Перед самым отъездом дедушка Лены дарит городу свой дом и коллекцию картин, завещая открыть в нём музей․ Школе он дарят «Портрет Маши» – картину, на которой изображена бабушка Лены, так похожая на внучку․

Финальная сцена повести символична․ Лена и дедушка уезжают из города на катере․ На берегу их провожают одноклассники, и звуки военного оркестра, обычно сопровождавшие праздники, теперь звучат как реквием по разбитым надеждам и потерянной невинности․ Надпись на стене школы⁚ «Чучело, прости нас!​» – становится запоздалым раскаянием и просьбой о прощении․

Коротко о главных персонажах

В повести Владимира Железникова «Чучело» действующие лица не делятся на однозначно положительных и отрицательных․ Каждый персонаж – это сложный и противоречивый мир, отражающий реалии подростковой психологии и нравственные дилеммы того времени․

Лена Бессольцева

Двенадцатилетняя девочка, внучка Николая Николаевича Бессольцева․ Приехав в новый город, Лена сталкивается с жестокостью и непониманием одноклассников․ Добрая, отзывчивая и наивная, она становится объектом насмешек и издевательств․ Прозвище «Чучело», данное ей за нелепую одежду и непривычную внешность, становится символом её отверженности и одиночества․ Несмотря на травлю, Лена сохраняет внутреннюю силу и веру в добро․ Её поступок с сожжённым платьем и постриженной головой — это не только крик отчаяния, но и попытка достучаться до сердец обидчиков, показать им бесчеловечность их поступков․

Николай Николаевич Бессольцев

Дедушка Лены, эксцентричный коллекционер картин, известный в городе под прозвищем «Заплаточник»․ Николай Николаевич – человек не от мира сего, погруженный в мир искусства и истории․ Он страстно любит свою внучку, видит в ней отражение своей давно умершей жены․ Однако замкнутый образ жизни и неумение понять сложности детских отношений мешают ему защитить Лену от жестокости одноклассников․ В финале повести Николай Николаевич совершает благородный поступок, даря городу свой дом и коллекцию картин, тем самым пытаясь искупить вину перед внучкой за своё невольное бездействие․

Дима Сомов

Одноклассник Лены, мальчик из состоятельной семьи․ Дима — лидер в своей компании, все считают его смелым, честным и решительным․ Однако за внешней уверенностью скрывается трусость и неуверенность в себе․ Испугавшись ответственности за прогулянный урок, Дима предает Лену, тем самым обрекая её на ещё большие издевательства․ На протяжении всей повести он мучается угрызениями совести, но так и не находит в себе силы признаться в своей лжи․ Только после отъезда Лены он раскаивается и рассказывает одноклассникам правду, но время уже упущено․ Образ Димы Сомова — это пример того, как даже внешне сильный человек может оказаться слабым и безвольным под давлением обстоятельств․

«Железная Кнопка» (Маргарита Ивановна)

Неформальный лидер класса, девочка с жестким характером и деспотичными замашками․ «Железная Кнопка» умело манипулирует одноклассниками, настраивая их против Лены․ Она , главный организатор травли, придумывающий все более изощрённые способы унизить и оскорбить «Чучело»․ Её жестокость объясняется не только желанием самоутвердиться за счёт более слабых, но и глубокими внутренними комплексами․ В конце повести «Железная Кнопка» тоже испытывает чувство вины за свои поступки, но гордость не позволяет ей признать свою неправоту․

Остальные одноклассники Лены — это скорее масса, слепо следующая за лидером․ Они легко поддаются на манипуляции «Железной Кнопки», участвуя в травле из страха самим стать объектом насмешек или просто по недомыслию․ Только после отъезда Лены они начинают понимать всю жестокость совершённого и раскаиваются в своём равнодушии․

Краткий вывод

Повесть Владимира Железникова «Чучело» – это пронзительная история о добре и зле, о жестокости и милосердии, о хрупкости человеческих отношений․ Автор, через призму детского коллектива, поднимает важные социальные и нравственные проблемы⁚ травлю в школе, равнодушие взрослых, формирование личности в условиях давления со стороны общества․

Главная героиня, Лена Бессольцева, , это символ чистоты, непосредственности и духовной силы․ Оказавшись в чуждой и враждебной среде, она не изменяет себе, сохраняя доброту и способность прощать․ Травля, которой подвергают Лену одноклассники, — это не просто детская жестокость․ Это отражение пороков взрослого мира, где царят равнодушие, лживость и бездуховность․

Образ Николая Николаевича Бессольцева, дедушки Лены, — это образ человека, оторванного от реальности, живущего в мире своих иллюзий․ Он не в силах защитить внучку от жестокости окружающих, поскольку сам не понимает законов этого мира․ Его поступок в финале повести — попытка искупить вину перед Леной, но время уже упущено․

Дима Сомов — это персонаж, символизирующий слабость и трусость․ Он не способен противостоять давлению общества и предает Лену, оправдывая себя страхом перед одноклассниками․ Его позднее раскаяние не может исправить содеянного․

«Железная Кнопка» — это воплощение жестокости и деспотизма․ Она — лидер, упивающийся своей властью над другими․ Её поведение — это следствие не только личностных особенностей, но и неправильного воспитания, отсутствия нравственных ориентиров․

Финал повести оставляет двойственное впечатление․ С одной стороны, зло наказано, одноклассники раскаиваются в своих поступках․ С другой стороны, Лена вынуждена уехать из города, её душа ранена, вера в людей подорвана․

«Чучело» — это не просто повесть о детской жестокости․ Это предостережение взрослым, призыв обратить внимание на внутренний мир ребенка, научить его добру, состраданию и милосердию․ Это напоминание о том, что равнодушие и бездействие могут привести к трагическим последствиям․

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Светлана

    Замечательный анализ! Сразу видно, что автор глубоко проникся произведением и его героями.

  2. Ирина Петровна

    Трогательно описаны отношения Лены и дедушки. Видно, как они дороги друг другу, как стараются поддержать в трудной ситуации.

  3. Дмитрий

    Интересно, как автор противопоставляет Лену и ее дедушку остальным жителям городка. Оба они кажутся чужими в этом мире, каждый по-своему.

  4. Михаил

    Жду продолжения! Интересно узнать, как сложится судьба Лены в этом городке, найдет ли она друзей.

  5. Ольга

    Очень точное описание Лены Бессольцевой! Она действительно предстает перед нами как воплощение доброты и искренности, сталкивающиеся с жестокостью окружающего мира.

  6. Алексей

    Описание дедушки как «человека не от мира сего» сразу создает яркий образ. Чувствуется, что он — неординарная личность.