Краткое содержание повести «Портрет»
Молодой художник Чартков покупает на последние деньги загадочный портрет старика с пронзительными глазами. Ночью он видит сон⁚ старик оживает и пересчитывает золото. Вскоре Чартков обнаруживает в раме портрета клад.
Часть первая
В первой части повести «Портрет» Николай Гоголь знакомит нас с молодым, полным надежд художником по имени Чартков. Он талантлив, но беден, живет в убогой квартирке и мечтает о признании. Однажды, бродя по Сенной площади, Чартков на stumble upon лавку с картинами и замечает портрет старика, поразивший его своей реалистичностью, особенно — пронзительным взглядом. Несмотря на крайнюю нужду, Чартков тратит последние копейки на этот портрет.
Дома, повесив портрет на стену, Чартков не может отделаться от странного чувства, будто старик на портрете наблюдает за ним. Ночью ему снится кошмар⁚ старик оживает, выходит из рамы и пересчитывает мешочки с золотом. Один из мешочков падает, и Чартков, проснувшись, обнаруживает его в своей комнате. Внутри оказывается крупная сумма денег.
Неожиданное богатство становится поворотным моментом в жизни Чарткова. Он переезжает в роскошную квартиру, меняет гардероб, заказывает хвалебную статью о себе в газете и вскоре становится модным портретистом. Заказы сыпятся на него один за другим. Однако, стремясь угодить вкусам богатой публики, Чартков постепенно отходит от своего истинного призвания, его работы становятся поверхностными и бездушными. Талант, некогда горевший в нем ярким пламенем, постепенно угасает, а жажда наживы и тщеславие, наоборот, разгораются все сильнее.
Однажды Чарткова приглашают оценить картину молодого художника, только что вернувшегося из Италии. Глядя на это полотно, полное жизни и вдохновения, Чартков с горечью осознает, как низко пал, растратив свой дар в погоне за славой и богатством. Он пытается вернуться к живописи, но все его попытки тщетны⁚ кисть больше не слушается его, на холсте появляются лишь безжизненные копии, лишенные души и таланта.
В отчаянии Чартков скупает лучшие картины и уничтожает их, не в силах вынести мысли о собственном бессилии. Он сходит с ума и умирает в страшных муках, преследуемый призраком старика с портрета.
Часть вторая
Вторая часть «Портрета» переносит нас на несколько десятилетий назад и рассказывает историю создания рокового портрета. На аукционе в доме умершего коллекционера появляется полотно со стариком, чьи глаза как будто следят за каждым движением в зале. Среди потенциальных покупателей — известный художник, который узнает в портрете работу своего отца.
Он рассказывает историю создания картины. Его отец, талантливый художник-самоучка, получил заказ написать портрет местного ростовщика, человека, о котором ходили мрачные слухи. Говорили, что ростовщик — колдун, его деньги приносят несчастье и губят души. Художник, завороженный личностью ростовщика и стремясь к совершенству в своем искусстве, соглашается.
Во время работы над портретом художник все явственнее ощущает исходящую от модель зловещую силу. Он с ужасом понимает, что перед ним — воплощение зла. Закончив портрет, художник чувствует себя опустошенным, словно вся его жизненная энергия перешла на холст. Вскоре он заболевает и умирает.
Сын художника, рассказывая историю портрета, признается, что считает его проклятым. Он рассказывает о череде трагических событий, связанных с людьми, которые брали деньги у ростовщика. Среди них — молодой чиновник, который, получив от ростовщика деньги, становится доносчиком и кончает жизнь в безумии, а также влюбленный князь, который, о obsessed мыслью о богатстве, превращается в тирана и убивает свою жену.
Становится ясно, что портрет, купленный Чартковым, был не просто картиной, а своеобразным вместилищем зла, которое разрушило жизнь не только самого художника, но и многих других людей, так или иначе столкнувшихся с ним.
Образ Чарткова в повести «Портрет»
Андрей Петрович Чартков — центральный персонаж повести «Портрет», в судьбе которого отразилась трагедия художника, поддавшегося соблазнам и потерявшего себя на пути к истинному искусству. В начале повести мы видим бедного, но полного энтузиазма живописца, готового днями напролет оттачивать свое мастерство. Он беден, но его душа еще не развращена меркантильностью, он мечтает о признании, но не готов жертвовать ради него своими принципами.
Однако найденное в портрете золото становится для Чарткова роковым испытанием. Внезапное богатство пробуждает в нем тщеславие, жажду легкой славы и признания. Он меняет убогую квартиру на роскошные апартаменты, начинает вести светскую жизнь, окружает себя влиятельными знакомыми. Стремление угодить вкусам публики и заработать как можно больше денег затмевает его талант. Чартков становится модным портретистом, но его работы теряют жизненность и искренность, превращаясь в бездушные копии.
Осознание собственной деградации приходит к Чарткову слишком поздно. Увидев картину молодого художника, сохранившего верность своему дару, он понимает, что предал искусство ради денег и славы. Попытки вернуться к живописи оказываются тщетными⁚ он утратил тот огонь, который горел в нем раньше. Чартков сходит с ума и умирает в страшных муках, став пленником собственной меркантильности и амбиций.
Образ Чарткова — это предостережение Гоголя о том, к каким последствиям может привести отказ от своих идеалов и погоня за ложными ценностями;
Мистический элемент в повести «Портрет»
В «Портрете» Гоголь мастерски сплетает реалистическое повествование с мистическими элементами, создавая атмосферу тревожной таинственности и предчувствия роковой неизбежности; Мистика пронизывает все произведение, начиная с самого портрета, который становится олицетворением зловещей силы, способной разрушать человеческие судьбы.
Уже при первой встрече с портретом Чартков ощущает исходящую от него странную энергетику. Взгляд старика буквально преследует его, вызывая необоснованную тревогу. Ночью Чартков видит сон, в котором старик оживает и пересчитывает золото. Этот сон становится своеобразным предзнаменованием грядущих перемен в жизни художника. Обнаруженные им деньги, словно материализовавшиеся из сна, запускают цепь роковых событий.
История создания портрета, рассказанная во второй части, усиливает мистический эффект. Отец художника, пишущий портрет ростовщика, становится буквально одержим своей моделью. Он чувствует, как зло, исходящее от ростовщика, перетекает на холст, отравляя его душу. Неслучайна и смерть художника вскоре после завершения работы над портретом — он словно отдает часть своей жизненной силы, чтобы заточить зло в рамках картины.
Мистический элемент в «Портрете» — это не просто литературный прием, а способ выразить идею о том, что зло может существовать не только в человеческих душах, но и материализоваться в произведениях искусства, обретая собственную волю и влияя на судьбы людей.
Тема искусства и художника в повести «Портрет»
Тема искусства и предназначения художника является центральной в повести Гоголя «Портрет». Это не просто история о мистических событиях, но и глубокое размышление о том, какой путь выбрать творцу, каким искушениям он может подвергнуться и какова цена отступления от своего истинного призвания.
В повести противопоставлены две модели художника. С одной стороны — Чартков, талантливый, но слабохарактерный, поддавшийся соблазну славы и денег. Его падение символизирует деградацию искусства, превращение его в предмет купли-продажи, где главное — не душа и талант, а умение угодить вкусам толпы. Чартков предает свое призвание, отказываясь от поиска истины в искусстве ради сиюминутного успеха.
Противоположный путь — у безымянного художника, отца рассказчика из второй части. Это человек, для которого искусство , не просто профессия, а образ жизни и служение высшей идее. Он живет бедно, но не ропщет на судьбу, находя удовлетворение в самом процессе творчества. Встреча с ростовщиком становится для него своеобразным испытанием, проверкой на прочность его духа. Художник понимает, что перед ним — воплощение зла, и его задача — отобразить это на холсте, предупредить мир об опасности.
Гоголь показывает, что истинное искусство требует от творца не только таланта, но и нравственной стойкости, готовности идти на жертвы ради своего призвания. Путь художника — это путь борьбы с соблазнами, сомнениями и собственным несовершенством. Только тот, кто сумеет пройти этот путь до конца, не изменив себе и своему дару, достоин звания настоящего художника.
Коротко о главных персонажах
В «Портрете» Гоголя немного действующих лиц, но каждое наделено яркими чертами, раскрывающими различные грани главной темы — противостояния таланта и губительной силы золота.
Андрей Петрович Чартков
Молодой художник, в начале повести – бедный и полный творческих надежд. Обладает талантом, но нетерпелив, жаждет быстрого признания. Найденное золото развращает его душу, толкая на путь тщеславия и погони за наживой. Чартков становится модным портретистом, но теряет свой дар, превращаясь в ремесленника от искусства. Осознание собственного падения приводит его к безумию и гибели.
Ростовщик
Загадочный персонаж, появляющийся в повести в образе старика с пронзительными глазами на портрете. Он — воплощение зла, его образ овеян атмосферой таинственности и мистики. Деньги ростовщика несут несчастье, разрушая жизни всех, кто с ними соприкасается. Его портрет — не просто картина, а ловушка для душ, жаждущих легкой наживы.
Отец художника Б.
Талантливый художник-самоучка, антипод Чарткова. Для него искусство , это служение высшей идее, а не способ заработать деньги и славу. Получив заказ написать портрет ростовщика, он чувствует исходящую от него темную энергетику, но не отказывается от работы, видя в этом своеобразный поединок с силами зла. Создавая портрет, он вкладывает в него всю свою жизненную силу, словно пытаясь заточить зло в рамках холста.
Художник Б.
Сын художника, написавшего портрет ростовщика. Появляется во второй части повести и рассказывает историю создания рокового портрета, а также о трагических судьбах людей, ставших жертвами денег ростовщика. Он является глашатаем идеи о том, что искусство обладает огромной силой и может быть как источником добра, так и оружием в руках зла.
Второстепенные персонажи, такие как заказчики портретов у Чарткова, подчеркивают идею о том, что в мире, где царят деньги и поверхностные ценности, истинное искусство не востребовано. Люди готовы платить за лесть и внешний лоск, но не за правду и душевную глубину.
Краткий вывод
Повесть Николая Гоголя «Портрет» — это не просто мистическая история о проклятой картине, но и философское размышление о природе искусства, предназначении художника и губительной силе золота, способной погубить даже самый светлый талант.
Гоголь показывает, что искусство — это не просто ремесло, а дар, требующий от творца не только мастерства, но и нравственной чистоты, верности своим идеалам. Художник, выбирающий путь наживы и тщеславия, рискует утратить свой дар, превратившись в заложника собственных амбиций.
Противопоставление двух героев — Чарткова, поддавшегося соблазну денег, и безымянного художника, отдавшего жизнь ради своего призвания, подчеркивает эту мысль. Чартков становится жертвой не только мистической силы портрета, но и собственных слабостей, в то время как отец художника Б., сознательно вступая в схватку со злом, сохраняет верность себе и своему искусству.
Мистический элемент в повести служит не только для создания атмосферы тайны и напряжения, но и становится метафорой разрушительной силы золота, способной развратить даже самую чистую душу. Портрет ростовщика — это своеобразное зеркало, в котором отражаются тайные желания и пороки людей, их готовность пожертвовать всем ради богатства.
«Портрет» — это предостережение о том, как важно сохранять верность своим идеалам в мире, где царят ложные ценности. Это призыв к самопознанию и ответственности за свой выбор, который определяет не только нашу судьбу, но и судьбы окружающих.
Спасибо! Вспомнила, как в школе «Портрет» проходили. Надо бы перечитать.
Интересный пересказ! Всегда поражался гоголевскому слогу, а тут так лаконично и по сути изложено.
Жутковато немного с этими оживающими портретами. Гоголь мастер мистики!
Классика есть классика! Всегда актуально, особенно тема таланта и его искушений.
Люблю такие истории с философским подтекстом. Заставляет задуматься о своих собственных ценностях.
Хороший краткий пересказ. Помогает освежить в памяти сюжет.
Никогда не читал Гоголя, но после такого описания захотелось познакомиться с его творчеством.
Всегда было интересно, откуда у художников вдохновение берется. А тут, оказывается, и проклятие может быть замешано!