Проклятый портрет: краткое содержание повести Гоголя

Проклятый портрет: краткое содержание повести Гоголя Краткие пересказы

Краткое содержание повести «Портрет»

Молодой художник Чартков покупает на последние деньги загадочный портрет старика с пронзительными глазами.​ Ночью он видит сон⁚ старик оживает и пересчитывает золото. Вскоре Чартков обнаруживает в раме портрета клад.​

Часть первая

В первой части повести «Портрет» Николай Гоголь знакомит нас с молодым, полным надежд художником по имени Чартков.​ Он талантлив, но беден, живет в убогой квартирке и мечтает о признании.​ Однажды, бродя по Сенной площади, Чартков на stumble upon лавку с картинами и замечает портрет старика, поразивший его своей реалистичностью, особенно — пронзительным взглядом.​ Несмотря на крайнюю нужду, Чартков тратит последние копейки на этот портрет.

Дома, повесив портрет на стену, Чартков не может отделаться от странного чувства, будто старик на портрете наблюдает за ним.​ Ночью ему снится кошмар⁚ старик оживает, выходит из рамы и пересчитывает мешочки с золотом. Один из мешочков падает, и Чартков, проснувшись, обнаруживает его в своей комнате.​ Внутри оказывается крупная сумма денег.​

Неожиданное богатство становится поворотным моментом в жизни Чарткова. Он переезжает в роскошную квартиру, меняет гардероб, заказывает хвалебную статью о себе в газете и вскоре становится модным портретистом.​ Заказы сыпятся на него один за другим. Однако, стремясь угодить вкусам богатой публики, Чартков постепенно отходит от своего истинного призвания, его работы становятся поверхностными и бездушными.​ Талант, некогда горевший в нем ярким пламенем, постепенно угасает, а жажда наживы и тщеславие, наоборот, разгораются все сильнее.​

Однажды Чарткова приглашают оценить картину молодого художника, только что вернувшегося из Италии.​ Глядя на это полотно, полное жизни и вдохновения, Чартков с горечью осознает, как низко пал, растратив свой дар в погоне за славой и богатством.​ Он пытается вернуться к живописи, но все его попытки тщетны⁚ кисть больше не слушается его, на холсте появляются лишь безжизненные копии, лишенные души и таланта.​

В отчаянии Чартков скупает лучшие картины и уничтожает их, не в силах вынести мысли о собственном бессилии.​ Он сходит с ума и умирает в страшных муках, преследуемый призраком старика с портрета.

Часть вторая

Вторая часть «Портрета» переносит нас на несколько десятилетий назад и рассказывает историю создания рокового портрета.​ На аукционе в доме умершего коллекционера появляется полотно со стариком, чьи глаза как будто следят за каждым движением в зале. Среди потенциальных покупателей — известный художник, который узнает в портрете работу своего отца.​

Он рассказывает историю создания картины.​ Его отец, талантливый художник-самоучка, получил заказ написать портрет местного ростовщика, человека, о котором ходили мрачные слухи.​ Говорили, что ростовщик — колдун, его деньги приносят несчастье и губят души.​ Художник, завороженный личностью ростовщика и стремясь к совершенству в своем искусстве, соглашается.​

Во время работы над портретом художник все явственнее ощущает исходящую от модель зловещую силу.​ Он с ужасом понимает, что перед ним — воплощение зла. Закончив портрет, художник чувствует себя опустошенным, словно вся его жизненная энергия перешла на холст. Вскоре он заболевает и умирает.​

Сын художника, рассказывая историю портрета, признается, что считает его проклятым.​ Он рассказывает о череде трагических событий, связанных с людьми, которые брали деньги у ростовщика.​ Среди них — молодой чиновник, который, получив от ростовщика деньги, становится доносчиком и кончает жизнь в безумии, а также влюбленный князь, который, о obsessed мыслью о богатстве, превращается в тирана и убивает свою жену.​

Становится ясно, что портрет, купленный Чартковым, был не просто картиной, а своеобразным вместилищем зла, которое разрушило жизнь не только самого художника, но и многих других людей, так или иначе столкнувшихся с ним.​

Образ Чарткова в повести «Портрет»

Андрей Петрович Чартков — центральный персонаж повести «Портрет», в судьбе которого отразилась трагедия художника, поддавшегося соблазнам и потерявшего себя на пути к истинному искусству.​ В начале повести мы видим бедного, но полного энтузиазма живописца, готового днями напролет оттачивать свое мастерство.​ Он беден, но его душа еще не развращена меркантильностью, он мечтает о признании, но не готов жертвовать ради него своими принципами.​

Однако найденное в портрете золото становится для Чарткова роковым испытанием.​ Внезапное богатство пробуждает в нем тщеславие, жажду легкой славы и признания.​ Он меняет убогую квартиру на роскошные апартаменты, начинает вести светскую жизнь, окружает себя влиятельными знакомыми. Стремление угодить вкусам публики и заработать как можно больше денег затмевает его талант.​ Чартков становится модным портретистом, но его работы теряют жизненность и искренность, превращаясь в бездушные копии.​

Осознание собственной деградации приходит к Чарткову слишком поздно. Увидев картину молодого художника, сохранившего верность своему дару, он понимает, что предал искусство ради денег и славы. Попытки вернуться к живописи оказываются тщетными⁚ он утратил тот огонь, который горел в нем раньше. Чартков сходит с ума и умирает в страшных муках, став пленником собственной меркантильности и амбиций.​

Образ Чарткова — это предостережение Гоголя о том, к каким последствиям может привести отказ от своих идеалов и погоня за ложными ценностями;

Мистический элемент в повести «Портрет»

В «Портрете» Гоголь мастерски сплетает реалистическое повествование с мистическими элементами, создавая атмосферу тревожной таинственности и предчувствия роковой неизбежности; Мистика пронизывает все произведение, начиная с самого портрета, который становится олицетворением зловещей силы, способной разрушать человеческие судьбы.​

Уже при первой встрече с портретом Чартков ощущает исходящую от него странную энергетику. Взгляд старика буквально преследует его, вызывая необоснованную тревогу.​ Ночью Чартков видит сон, в котором старик оживает и пересчитывает золото. Этот сон становится своеобразным предзнаменованием грядущих перемен в жизни художника. Обнаруженные им деньги, словно материализовавшиеся из сна, запускают цепь роковых событий.​

История создания портрета, рассказанная во второй части, усиливает мистический эффект.​ Отец художника, пишущий портрет ростовщика, становится буквально одержим своей моделью.​ Он чувствует, как зло, исходящее от ростовщика, перетекает на холст, отравляя его душу. Неслучайна и смерть художника вскоре после завершения работы над портретом — он словно отдает часть своей жизненной силы, чтобы заточить зло в рамках картины.​

Мистический элемент в «Портрете» — это не просто литературный прием, а способ выразить идею о том, что зло может существовать не только в человеческих душах, но и материализоваться в произведениях искусства, обретая собственную волю и влияя на судьбы людей.​

Тема искусства и художника в повести «Портрет»

Тема искусства и предназначения художника является центральной в повести Гоголя «Портрет».​ Это не просто история о мистических событиях, но и глубокое размышление о том, какой путь выбрать творцу, каким искушениям он может подвергнуться и какова цена отступления от своего истинного призвания.​

В повести противопоставлены две модели художника.​ С одной стороны — Чартков, талантливый, но слабохарактерный, поддавшийся соблазну славы и денег.​ Его падение символизирует деградацию искусства, превращение его в предмет купли-продажи, где главное — не душа и талант, а умение угодить вкусам толпы.​ Чартков предает свое призвание, отказываясь от поиска истины в искусстве ради сиюминутного успеха.​

Противоположный путь — у безымянного художника, отца рассказчика из второй части.​ Это человек, для которого искусство , не просто профессия, а образ жизни и служение высшей идее.​ Он живет бедно, но не ропщет на судьбу, находя удовлетворение в самом процессе творчества.​ Встреча с ростовщиком становится для него своеобразным испытанием, проверкой на прочность его духа.​ Художник понимает, что перед ним — воплощение зла, и его задача — отобразить это на холсте, предупредить мир об опасности.​

Гоголь показывает, что истинное искусство требует от творца не только таланта, но и нравственной стойкости, готовности идти на жертвы ради своего призвания. Путь художника — это путь борьбы с соблазнами, сомнениями и собственным несовершенством.​ Только тот, кто сумеет пройти этот путь до конца, не изменив себе и своему дару, достоин звания настоящего художника.​

Коротко о главных персонажах

В «Портрете» Гоголя немного действующих лиц, но каждое наделено яркими чертами, раскрывающими различные грани главной темы — противостояния таланта и губительной силы золота.​

Андрей Петрович Чартков

Молодой художник, в начале повести – бедный и полный творческих надежд.​ Обладает талантом, но нетерпелив, жаждет быстрого признания.​ Найденное золото развращает его душу, толкая на путь тщеславия и погони за наживой.​ Чартков становится модным портретистом, но теряет свой дар, превращаясь в ремесленника от искусства. Осознание собственного падения приводит его к безумию и гибели.​

Ростовщик

Загадочный персонаж, появляющийся в повести в образе старика с пронзительными глазами на портрете. Он — воплощение зла, его образ овеян атмосферой таинственности и мистики. Деньги ростовщика несут несчастье, разрушая жизни всех, кто с ними соприкасается.​ Его портрет — не просто картина, а ловушка для душ, жаждущих легкой наживы.​

Отец художника Б.​

Талантливый художник-самоучка, антипод Чарткова.​ Для него искусство , это служение высшей идее, а не способ заработать деньги и славу.​ Получив заказ написать портрет ростовщика, он чувствует исходящую от него темную энергетику, но не отказывается от работы, видя в этом своеобразный поединок с силами зла. Создавая портрет, он вкладывает в него всю свою жизненную силу, словно пытаясь заточить зло в рамках холста.

Художник Б.​

Сын художника, написавшего портрет ростовщика.​ Появляется во второй части повести и рассказывает историю создания рокового портрета, а также о трагических судьбах людей, ставших жертвами денег ростовщика.​ Он является глашатаем идеи о том, что искусство обладает огромной силой и может быть как источником добра, так и оружием в руках зла.​

Второстепенные персонажи, такие как заказчики портретов у Чарткова, подчеркивают идею о том, что в мире, где царят деньги и поверхностные ценности, истинное искусство не востребовано. Люди готовы платить за лесть и внешний лоск, но не за правду и душевную глубину.​

Краткий вывод

Повесть Николая Гоголя «Портрет» — это не просто мистическая история о проклятой картине, но и философское размышление о природе искусства, предназначении художника и губительной силе золота, способной погубить даже самый светлый талант.​

Гоголь показывает, что искусство — это не просто ремесло, а дар, требующий от творца не только мастерства, но и нравственной чистоты, верности своим идеалам.​ Художник, выбирающий путь наживы и тщеславия, рискует утратить свой дар, превратившись в заложника собственных амбиций.​

Противопоставление двух героев — Чарткова, поддавшегося соблазну денег, и безымянного художника, отдавшего жизнь ради своего призвания, подчеркивает эту мысль. Чартков становится жертвой не только мистической силы портрета, но и собственных слабостей, в то время как отец художника Б.​, сознательно вступая в схватку со злом, сохраняет верность себе и своему искусству.​

Мистический элемент в повести служит не только для создания атмосферы тайны и напряжения, но и становится метафорой разрушительной силы золота, способной развратить даже самую чистую душу. Портрет ростовщика — это своеобразное зеркало, в котором отражаются тайные желания и пороки людей, их готовность пожертвовать всем ради богатства.​

«Портрет» — это предостережение о том, как важно сохранять верность своим идеалам в мире, где царят ложные ценности.​ Это призыв к самопознанию и ответственности за свой выбор, который определяет не только нашу судьбу, но и судьбы окружающих.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ирина Петровна

    Спасибо! Вспомнила, как в школе «Портрет» проходили. Надо бы перечитать.

  2. Антон

    Интересный пересказ! Всегда поражался гоголевскому слогу, а тут так лаконично и по сути изложено.

  3. Дима

    Жутковато немного с этими оживающими портретами. Гоголь мастер мистики!

  4. Ольга

    Классика есть классика! Всегда актуально, особенно тема таланта и его искушений.

  5. Катерина

    Люблю такие истории с философским подтекстом. Заставляет задуматься о своих собственных ценностях.

  6. Сергей Сергеевич

    Хороший краткий пересказ. Помогает освежить в памяти сюжет.

  7. Алексей

    Никогда не читал Гоголя, но после такого описания захотелось познакомиться с его творчеством.

  8. Маргарита

    Всегда было интересно, откуда у художников вдохновение берется. А тут, оказывается, и проклятие может быть замешано!